Станкова Наталия Сергеевна
Методические рекомендации для педагогов по формированию интереса к двигательной деятельности у детей младшего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Методические рекомендации для педагогов по формированию интереса к двигательной деятельности у детей младшего дошкольного возраста.
Развитие и совершенствование движений ребёнка осуществляется разными путями. С одной стороны, обогащению двигательного опыта детей, приобретению новых навыков и умений способствует их самостоятельная деятельность, игры, с другой специально организованные мероприятия по физической культуре, направленные на решение задач оздоровительного и воспитательного характера.
Публикация «Методические рекомендации для педагогов по формированию интереса к двигательной деятельности у детей младшего возраста» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2020
Для успешного физического развития ребенка необходимо комплексное использование всех форм физической работы (утренняя гимнастика, физкультурные занятия, подвижные и спортивные игры, прогулки, организация самостоятельной двигательной деятельности детей, физкультурные досуги, спортивные праздники) которые, обеспечивают нормальное физическое развитие детей дошкольного возраста.
Существенное место в системе физического воспитания дошкольников занимают подвижные игры, которые широко применяют во всех возрастных группах. Все подвижные игры, как средство физического воспитания имеют ряд особенностей. Наиболее характерные из них состоят в активности и самостоятельности. Выбор той или другой игры определяется конкретными задачами и условиями проведения.
При отборе игр нужно учитывать следующие требования:
1. Содержание игр должно соответствовать уровню развития и подготовки играющих, быть доступным и интересным для них.
2. Усложнение заданий в игре должно быть постепенным, они должны соответствовать возрасту и индивидуальным особенностям детей.
Подвижные игры нужно проводить в основном на прогулках. Так как они проводятся в разные сезоны, то подбираются с учетом погодных условий. Зимой проводятся игры, в которых дети были бы умеренно активными, чтобы не допустить излишнего потоотделения у детей, которое может привести к переохлаждению. Летом проводятся игры, требующие максимальной активности детей. Весной и осенью нужно чередовать игры с умеренной активностью и с высокой, что позволяло адаптировать организм детей к погодным условиям.
Для того, чтобы быстро собрать детей на игру нужно выбирать помощников наиболее активных детей, они помогут собрать всех для игры.
В правила проведения игр включать требования к технике выполнения движения. Бег бегать легко, не наталкиваясь друг на друга (сохраняя темп бега, прыжки прыгать легко с силой отталкиваясь, метание метать разными способами, попадать в цель, метать далеко, энергично отталкивая мяч. В организации и управлении детскими играми следует соблюдать такие правила: игра должна приносить радость.
В процессе проведения игр нужно внимательно следить за эмоциональным состоянием детей. Это связано с тем, что игра, даже самая простая, малоподвижная, возбуждающе действует на психику ребёнка. У детей могут возникнуть эмоциональные перегрузки.
Создавать условия для возникновения интереса; оживлять игру внесением нового содержания и правил, чтобы ребёнок фантазировал, придумывал свои правила, новый персонаж; создавать в игре непринуждённую обстановку.
Нельзя сдерживать двигательную активность детей.
Для создания интереса к двигательной деятельности необходимо применять в работе следующие методы и приемы :
- Метод изучения продуктов деятельности (рисунки) использовать для выявления интересов детей к двигательной деятельности. Детям можно предложить темы для рисования: «Чем я люблю заниматься на физкультуре», «Мой любимый вид и спорта» и другие.
- Сюжетное занятие – одна из организованных форм проведения занятий по физической культуре, способствующая воспитанию интереса детей дошкольного возраста к процессу выполнения физических упражнений. Эти занятия открывают широкие возможности для работы с детьми, создают благоприятные условия для совершенствования основных движений, способствуют умственному и физическому развитию дошкольника, стимулируют двигательную активность детей.
- Метод дидактических игр позволяет развивать у детей речевые умения, навыки, мышление, представления о спорте, спортсменах, спортивных играх, видах спорта. Можно использовать игры, позволяющие дать знания детям о видах спорта: «Найди пару», «Спортивное лото», «Угадай вид спорта», «Разрезные картинки». Игры, направленные на знакомство детей с атрибутами спорта : «Каждому свое», «Что лишнее», «Спортивные загадки». Игры, позволяющие дать знания о спортсменах: «Одень спортсмена», «Назови спортсмена», «Разрезные картинки».
- Взаимодействие с родителями. Составление альбомов о спортивных достижениях семьи, организация фотовыставок, конкурса рисунков «Как я занимаюсь физкультурой», «Спортивные игры вашей семьи», «Как мы ходили в поход». Привлечение родителей и детей к изготовлению атрибутов своими руками. Это сближает взрослых и детей, воспитывает у детей бережное отношение к изготовленному оборудованию. Семейные спортивные олимпиады – это яркие и ожидаемые детьми события, в которых они любят принимать участие, соревнуясь со сверстниками и родителями, демонстрируя полученные физические навыки. Атмосфера праздника и дух соперничества вызывают множество положительных эмоций у детей, а привлечение родителей к проведению этих событий способствует сближению взрослых и детей для победы в соревнованиях. Совместный просмотр с детьми спортивных телепередач. Занятия в спортивных секциях, посещение с детьми стадионов, с целью приобщения их к спорту.
Одним из путей формирования у детей интереса к двигательной деятельности являются прогулки, экскурсии на стадион, наблюдения за тренировками спортсменов, посещение спортивных площадок школы и плавательного бассейна. Интересные беседы с детьми о том, что они видели, встречи в детском саду со спортсменами и тренерами обогатят воспитанников знаниями о важности и роли физкультуры и спорта в развитии человека, укреплении его здоровья.
Диафильмы и кинофильмы о большом спорте и знаменитых спортсменах, о закаленных людях, живущих на севере, посещение спортивных соревнований на стадионе, проведение физкультурных праздников в учреждениях образования, участие детей в массовых мероприятиях на стадионе, рассматривание картин на спортивную тематику способствуют повышению интереса к физкультурным мероприятиям, развитию соответствующих навыков.
Очень популярны сейчас различные направления фитнеса и оздоровительных видов гимнастики: ритмическая гимнастика, аэробика, стретчинг, шейпинг и многое другое. В то же время детские фитнес-программы активно внедряются в систему работы ДОУ. Это такие программы как: «Танцевально-игровая гимнастика», «Фитбол-аэробика», детская аэробика и др. Все они направлены на оздоровление организма занимающихся, повышение их функциональных возможностей и удовлетворение потребности ребенка в занятиях физической культурой.
С помощью занятий фитбол-аэробикой можно решить несколько задач это содействовать развитию двигательных способностей, способствовать профилактике нарушений осанки и плоскостопия, развивать функцию равновесия и вестибулярный аппарат, учить согласованности движений с музыкой. Фитбол-аэробика оказывает широкий спектр оздоровительного воздействия на детский организм:
- происходит укрепление опорно-двигательного аппарата; совершенствуются сердечно-сосудистая и дыхательная системы;
- развиваются физические качества ребенка, повышается работоспособность, понижается утомляемость;
- способствует развитию творчества, детской фантазии и эмоционально раскрепощает детей.
Проблему воспитания, развития и формирования здорового ребенка невозможно решить в полной мере без активного участия в этом родителей.
Эффективными формами сотрудничества дошкольного учреждения с семьей являются:
1. Родительские собрания одна из эффективных форм взаимодействия с семьей, темы и вид собрания педагоги определяют вместе с родителями. Они проводятся групповые и общие (для родителей всего учреждения). Общие собрания организуются 2-3 раза в год. На них обсуждают задачи на новый учебный год, результаты образовательной работы, вопросы физического воспитания и проблемы летнего оздоровительного периода и др.
2. Совместные физкультурные досуги, праздники, Дни здоровья, туристические походы позволяют приобщить к здоровому образу жизни не только воспитанников детского сада, но и их родителей. Физкультурные праздники способствуют совершенствованию двигательных умений детей, формированию интереса и потребности в занятиях физическими упражнениями. Дни здоровья содействуют оздоровлению детей и взрослых, предупреждают утомление. Туристические походы – одна из наиболее активных форм совместного отдыха. Это – общение с природой, смена обстановки, психологическая разгрузка и физическая активность. Походы сближают родителей, детей и педагогов дошкольного учреждения, дают прекрасную возможность создания атмосферы взаимопонимания и сотрудничества.
3. Дни открытых дверей являются достаточно распространенной формой работы, дают возможность познакомить родителей с дошкольным учреждением, его традициями, правилами, особенностями воспитательно-образовательной работы, заинтересовать ею и привлечь к участию. Проводится как экскурсия по дошкольному учреждению с посещением группы, где воспитываются дети пришедших родителей. Можно показать утреннюю гимнастику, физкультурное занятие, наблюдать за организацией питания, сна, закаливающих процедур и других режимных моментов в ДОУ.
4. Домашние задания - позволяют повысить двигательную активность детей, подтянуть отстающего в движении ребенка, дать родителям конкретные советы по общению с детьми, дать родителям конкретное содержание для общения с детьми.
5. Передача опыта семейного воспитания можно осуществить через разнообразные интервью, выставки, конференции, на которых родители будут обмениваться опытом между собой, на выставках можно узнать о досугах своих воспитанников.
6. Выпуск газеты – где освещаются актуальные вопросы оздоровления ребенка, в номерах предлагаются диагностические материалы и рекомендации для родителей.
Следует убедить родителей, что необходимо найти возможность для занятий физической культурой, повышение двигательной активности, создать все необходимые условия для того, чтобы дети росли физически здоровыми, крепкими. Вовлечение семьи в спортивные мероприятия имеет большое значение: в такой семье вырастит здоровый, любящий спорт человек.
Все вышеперечисленное поможет не только педагогам, но и родителям формировать интерес к двигательной деятельности у детей.