Юлия Огнева
Основные элементы классического танца в художественной гимнастике
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное образовательное учреждение Детско - юношеская спортивная школа № 2
Основные элементы классического танца в художественной гимнастике для групп начальной подготовки свыше 1 года и учебно- тренировочных групп 1-2 года обучения
Методические рекомендации Для тренеров-преподавателей По хореографии разработанные тренером-преподавателем по хореографии Огневой Ю. А.
Петропавловск-Камчатский городской округ 2010 г.
Публикация «Основные элементы классического танца в художественной гимнастике» размещена в разделах
- Виды спорта
- Гимнастика для детей. Утренняя, оздоровительная, зарядка
- Физкультура, уроки по физической культуре
- Хореография для детей, детские танцы, постановки
- Художественная, спортивная гимнастика и акробатика в детском саду
- Темочки
Неотъемлимой частью художественной гимнастики являются уроки хореографии. На этих занятиях девочки осваивают азы танцевальной культуры, знакомятся с некоторыми элементами танцев. У занимающихся воспитывается понимание красоты линий в движениях, их эмоциональная выразительность. Занятия хореографией способствуют развитию творческих способностей детей. В результате этих занятий формируется правильная осанка, развивается гибкость, легкость, изящность и непринужденность движений. Таким образом, одной из основных задач специализированной подготовки гимнасток 1 и 2 этапов (младшие разряды) является основательная, детальная хореографическая подготовка средней сложности.
Хореографическая подготовка в художественной гимнастике не должна ограничиваться изучением движений классического танца, хотя именно ему следует уделить особое внимание как основе основ всего искусства хореографии в целом. Одновременно изучаются движения и танцевальные комбинации народно- сценического, характерного, историко-бытового, бального танцев, танца модерн. Каждый из них по-своему влияет на формирование фундамента знаний гимнасток, что в дальнейшем, в старшем возрасте (на 3 этапе, позволит им творчески подходить к исполнению произвольной программы. Так же, каждый из этих стилей позволяет ввести в работу группы мышц, не затронутые в классическом экзерсисе.
Гимнастки 9-12 лет, занимающиеся на 2 этапе специализированной подготовки, отличаются высокой пластичностью организма, повышенными способностями к обучению, освоению новых, в том числе сложных движений. Значительного развития достигает кора головного мозга и 2-я сигнальная система, что позволяет усваивать большее количество информации. Основными задачами уроков по хореографии на данном этапе является: постановка корпуса, рук, ног, головы; развитие выворотности и силы ног; освоение более сложной координации движений, ознакомление с терминологией классического танца.
Структура классического урока.
Классический урок состоит из нескольких разделов: экзерсис у станка, экзерсис на середине зала, allegro (прыжковая часть урока). В классический урок на 2 этапе подготовки включены лишь самые основные движения экзерсиса.
Экзерсис - комплекс движений, вырабатывающий силу ног, выворотность, эластичность мышц, устойчивость. Исполняется в определенной последовательности:
1. Demi grand -plie;
2. Battement tendu;
3. Battement tendu jete;
4. Rond de jambe par terre;
5. Battementfondu;
6. Battementfrappe;
7. Battement releves lents;
8. Grand battement jete;
у станка и на середине зала. На середине зала движения экзерсиса могут исполняться в ракурсах: en face, epaulment croise, epaulment efface. En face - гимнастка стоит лицом к основному направлению (точка 1 зала, рис. 1) в I, III, V позиции ног, руки, как правило, находятся в подготовительном положении, 1, 2 или 3 позиции. Epaulment croise от франц. epaule - плечо. Положение тела при котором правое или левое плечо выдвинуто вперед. В основе, как правило, имеет V позицию ног и является исходным пунктом для выполнения различных поз и движений. Croise (с франц. – скрещенный) - закрытое по отношению к точке 1 положение. Epaulment croise с прав, ноги: корпус направлен в точку 8 (рис. 1, поворот головы в точку 2 (рис. 1, лев. рука в 3 позиции, правая - во 2-й (большая поза epaulment croise, то же, но лев. рука в 1 позиции, прав. р. во 2-й, как бы заниженной (малая поза). Развернув данную позу в точку 2 (рис. 1) и не забыв сменить поворот головы на точку 8 (рис. 1, вы получите позу epaulment efface.
4 5 6
А
2 1 8
Рис. 1
Plie.
Plie (франц.) - сгибать, складывать. Упр. развивает эластичность, силу мышц ног, подготавливает к исполнению прыжков, поворотов. Динамика исполнения plie может быть различной в зависимости от поставленных целей. Во время исполнения следует следить за постановкой корпуса. На данном этапе исполняется по I, II, V позициям ног. Demi -plie исполняется без отрыва пяток от пола, grand -plie - с отрывом, за исключением plie по II позиции.
Plie.
И. п. : en face, I позиция ног. Муз. размер 4/4,3Л.
Preparation. Руки открываются во 2 позицию (кладутся на станок).
1 такт. Колени постепенно сгибаются по направлению стоп, корпус подтянут, ягодичные мышцы собраны, плечи опущены.
2 такт. Ноги вытягиваются, вернуться в и. п. Grand plie исполняется на 4 такта.
Battement tendu simple.
Battement составляют значительную группу движений экзерсиса классического танца. Их можно разделить на 3 группы по форме исполнения:
> Battement tendu(натянутый);
> Battement sur le cou-de-pied (на щиколотке);
> Battement developpes (развертывать).
Battement tendu simple относится к 1-ой группе.
Battement (франц.) - биение, пульсирование, tendu (франц.) - натянутый от tender (тянуть, натягивать, simple (простой). Упражнение развивает силу и натянутость ног, устойчивость. Исполняется по I, III, V позициям ног, в направлениях вперед, в сторону, назад. .
Battement tendu jete.
Battement tendu jete (от jeter - бросать, кидать, метать). Развивает силу и легкость ног. Высота броска р. н. колеблется от 15* (положения над полом) до 45* в зависимости от поставленных целей. Исполняется по I, III, V позициям, в направлениях вперед, в сторону, назад. Муз. размер 2/4.
Rond de jambe par terre.
Rond de jambe par terre - вращательное движение р. н. по полу (par terre - на земле) в направлениях en dehors и en dedans, сопряжено с вытягиванием р. н. Упражнение развивает выворотность в тазобедренном суставе. Муз. размер 4/4. Исполняется из I позиции ног.
Следует следить за выворотным положением обеих ног, особенно во 2 позиции.
Battement fondu.
Battement fondu (от франц. /fondre - таять) относится ко 2 группе battements - sur le cou-de-pied. Сложнокоординационное движение, развивает силу и эластичность мышц ног, коленные и голеностопные связки, икроножные мышцы, ахиллово сухожилие, выворотность. Разучивается упражнение «носком в пол», в дальнейшем исполняется на 45* и выше (grand battement fondu).
Исполняется из V позиции ног в направлениях вперед, в сторону, назад. Муз. размер 4/4, позднее 2/4.
Battement releves lents.
Battement releves lents (франц. releves - подъем, lents - медленно). Развивает силу ног, устойчивость, шаг. Исполняется на 45*, 90* и выше. Исполняется из I, III, V позиций ног в направлениях вперед, в сторону, назад. Муз. размер 4/4,3)4.
Упражнение исполняется медленно и слитно, перед возвращением р. н. в положение pointe целесообразно сделать небольшое balance, что способствует развитию силы ног.
Grand battement jete.
Grand battement jete (франц. grand - большой) - бросок p. н. на 90* и выше. Развивает силу и легкость ног, шаг. Исполняется из I, III, V позиций ног, в направлениях вперед, в сторону, назад. Муз размер 2/4, позже
Все движения экзерсиса выполняются изолированно, либо в комбинациях. Отдельную часть экзерсиса составляют port de bras.
Port de bras.
Port de bras (франц. - нести руки) - правильное прохождение рук через основные позиции в сочетании с поворотами и наклонами головы и движениями корпуса. При исполнении port de bras развиваются танцевальность, музыкальность, пластическая выразительность, красота линий рук, их мягкость, а так же гибкость, координация, подвижность корпуса. Всего существует шесть portde bras. Главным требованием к их исполнению являются: плавность, слитность, выразительность.
На 2-м этапе подготовки гимнасток целесообразно ограничится первыми тремя видами port de bras.
Temps lie. В качестве adagio на середине зала можно использовать различные виды temps lie. От франц. lier - связывать, соединять. Комплекс связанных между собой движений. На втором этапе подготовки лучше использовать вариант с degage (через demi-plie) по IV позиции вперед и назад и по II позиции в сторону.
Temps lie вперед. Муз. размер 4/4. И. п. epaulment croise (прав. н. впереди).
Preparation. 3-и, 4-и: руки из подготовительного положения arrondie переходят в положение allongee .
1 такт. 1-и, 2-и: demi -plie, руки возвращаются в подготовительное положение arrondie;
3-и, 4-и: пр. н. выводится приемом battement tendu вперед, руки переводятся в 1-ю позицию, взгляд в кисть прав, руки;
2 такт. 1-и, 2-и: degage по IV поз., выход в позу 3 arabesque;
3-и, 4-и: лев. н. закрывается приемом battement tendu в V позицию;
3 такт. 1-и. 2-и: довернувшись в положение en face, demi -plie, лев. p. приходит в 1-ю позицию, прав. р. остается во 2-ой, обе руки arrondie;
3-и, 4-и: прав. н. приемом battement tendu выводится в сторону, одновременно лев. р. открывается во 2-ю позицию, поворот головы за лев. р. ;
4 такт. 1-йи 2-и: degage по II поз., выход в позу a la seconde, руки переводятся в положение allongee, поворот головы за лев. р. ;
3-и, 4-и: лев. н. закрывается приемом battement tendu в V позицию вперед, довернуться в позу epaulment croise.
Вся комбинация повторяется с левой ноги.
Temps lie назад. Следует сразу без preparation.
1 такт. 1-и, 2-и: demi -plie, руки в подготовительном положении arrondie ;
3-и, 4-и: лев. н. выводится приемом battement tendu назад, лев. р. приходит в 1- ю позицию allongee, прав. р. - во 2-ю позицию allongee, поза 3 arabesque на demi - plie;
2 такт. 1-и, 2-и: degage по IV поз. назад, выход в позу epaulment croise ;
3-и, 4-и: прав. н. закрывается приемом battement tendu в V позицию;
3 такт. 1-и, 2-и: довернувшись в положение en face, demi -plie, лев. p. остается в 1-ой позиции, прав. р. - во 2-ой, обе руки arrondie;
3-и, 4-и: лев. н. приемом battement tendu выводится в сторону, одновременно лев. р. открывается во 2-ю позицию, поворот головы за лев. р. ;
4 такт. 1-и, 2-и: degage по II поз., выход в позу a la seconde, руки переводятся в положение allongee, поворот головы за прав, р.
3-и, 4-и: лев. н. закрывается приемом battement tendu в V позицию назад, довернуться в позу epaulment croise.
Вся комбинация повторяется с другой ноги.