Получи документы

Игры с инструментами как процесс развития творческого воображения дошкольников

Людмила Борисовна Тарасова
Игры с инструментами как процесс развития творческого воображения дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Данный материал будет полезен музыкальным руководителям, педагогам дошкольно-го образования, воспитателям. Использование дидактических игр позволит педагогу пробудить у воспитанников интерес к элементарному музицированию, с помощью игровой методики решить задачи по развитию творческого воображения дошколь-ников.

Публикация «Игры с инструментами как процесс развития творческого воображения дошкольников» размещена в разделах

Цель представленных в сборнике методических разработок – представить кол-легам способы и приёмы развития у детей различных творческих и коммуникатив-ных способностей, эстетических представлений в процессе игры с музыкальными инструментами.

Творческое музицирование – это первозданный метод приобщения человека к музыке. Совместное творческое музицирование обладает большим потенциалом эмо-ционального, психологического, социального воздействия. Оно способно оказывать мощное влияние на развитие личных качеств детей, тех, которые могут быть сформи-рованы в совместной музыкально-творческой деятельности. К ним в первую очередь следует отнести способность к импровизации, спонтанность, экспрессивность, гиб-кую и тонкую эмоциональность, навыки невербального общения, умение сотрудни-чать и взаимодействовать, решать задачи и проблемы творчески, потребность, а затем и умение находить в музыке средство гармонизации своего внутреннего мира.

Музыкальные инструменты для детей всегда остаются чудесными, необык-новенно привлекательными предметами, на которых хочется сыграть. Ведь инстру-мент для детей – символ музыки, а тот, кто играет на нем, - почти волшебник. Но в первую очередь – это орудие музыканта, с помощью которого он реализует свою вдохновенную деятельность. Поэтому надо почаще давать в руки детям музыкальные инструменты, даже самые простые, например, погремушку.

Важно посвятить драгоценное время музыкальных занятий именно музыкаль-ному развитию детей. Живое творчество, детская фантазия, непосредственность и импровизация превращают занятие в маленький праздник.

Приветствие

Коммуникация, социализация.

Дети сидят в кругу, у каждого в руках шумовой инструмент. Что делают де-ти, когда у них в руках оказывается музыкальный инструмент? Конечно, они на нем играют и создают много-много шума! Требовать от детей полной тишины на занятиях с инструментами не только бессмысленно, но и неразумно: дети должны самостоя-тельно исследовать и изучать предметы, которые попали к ним в руки!

Вначале я говорю, например, следующее: «Здравствуйте, я – Людмила Бори-совна!» После своих слов играю что-нибудь на своем инструменте. Дети подключа-ются к такому приветствию друг за другом по кругу.

«Приветствие» — одна из самых первых игр, которые учат детей понимать, что инструмент что-то «сказал», в его звуках есть смысл и содержание. Кроме того, даже самые робкие дети становятся на мгновение солистами и могут чувствовать свою важность и нужность. Это формирует в них нужные качества: чувство самоува-жения и принятия другими в группе, умение быть лидером.

Пинг-понг

Реакция, внимание, контакт глазами.

Дети сидят в кругу, у каждого в руках шумовой музыкальный инструмент. Ребенок, извлекая из своего инструмента один звук, называет имя того, кому он звук передает, как будто «перебрасывает» мячик. Получивший звук тут же посылает его следующему. Во время игры все должны быть очень внимательны, чтобы вовремя поймать звук. Здесь крайне важен чуткий зрительный контакт всех участников игры : ребенок, посылающий звук, должен встретиться глазами с тем, кому он звук перебра-сывает.

Вначале игра проводится в достаточно медленном темпе: все должны успе-вать в ней участвовать! Со временем темп можно увеличить, но он всегда должен оставаться комфортным для участников музицирования, чтобы дети могли следить за перемещениями звука.

Передай эстафету

Реакция, внимание, контакт глазами, ритмическое развитие.

Эта игра позволяет использовать все имеющиеся шумовые инструменты. Дети научатся терпению, выдержке и радости совместного участия. Такие социаль-ные аспекты игр с инструментами носят и воспитательный, и обучающий характер.

Вариант 1. Дети сидят в кругу, у каждого в руках шумовой инструмент. Педагог начинает играть на своем инструменте и в конце взором предлагает присо-единиться одному из детей. Ребенок, поймавший взор, присоединяется к игре и сам также затем взглядом передает эстафету кому-то еще. В этом варианте игра проводит-ся как вне метра и вне ритма (аметричная и аритмичная, то есть дети играют, сколько хотят и как хотят. Это похоже на первые манипуляции детей с инструментом после исследования его возможностей.

Вариант 2. Целью педагога должна быть постепенная организация дан-ной игры в метре и ритме. Для этого варианта можно использовать небольшое стихо-творение, оно позволит упорядочить музицирование: декламируем стихотворение и все вместе играем на инструментах в метре стиха. Затем останавливаемся — и играет солист, об инструменте которого говорится в стихах. Игра проводится в форме рон-до: все декламируют общий речевой рефрен, эпизодами являются импровизации де-тей на инструментах.

Стихи про все используемые у вас инструменты могут сочинить дети с вашей помощью на занятиях. Например, попробуйте продолжить нижеприведенное стихотворение дальше : сочините стихи про барабан, треугольник. Стихи могут быть смешными и совсем чепуховыми: «Посмеялся барабан — поломался в душе кран». «Посмеялся треугольник — получил пятерку школьник». «Засмеялись бубенцы — заплясали огурцы». «Посмеялся маракас – все пустились дружно в пляс». «Посмеялся бубен – танец наш не труден». «Посмеялась погремушка – взяли зайчика за ушко». Рефрен: «Если все нам удается, даже музыка смеется».

Музыкальные фанты. Solo и Tutti

Импровизация, внимание, реакция, пауза, solo и tutti,

Дети сидят в кругу с шумовыми инструментами в руках. Ребенок-ведущий в центре круга держит в руках дирижерскую палочку и начинает кружиться, обводя палочкой несколько раз по кругу. В это время все одновременно играют на своих ин-струментах. Как только он останавливается, показывая палочкой на одного из детей, наступает полная тишина. Ребенок, на которого указывает палочка, играет свою им-провизацию соло.

Если в группе много детей, то им трудно дождаться своей очереди. Поэтому в игре есть еще одно право у дирижера: он может назначить сразу несколько соли-стов, показав сразу на четырех: раз, два, три, четыре! Вначале такой прием должен показать педагог и научить детей им пользоваться.

Сольный концерт

Музыкальное воображение, мышление, импровизация

Эта игра преследует две главные цели: изучение исполнительских и звуко-вых возможностей шумовых инструментов и развитие способностей к спонтанной импровизации. Очень важно также, что дети начнут понимать, что звук всегда несет смысл, и любая производимая ими последовательность звуков должна пониматься как текст, имеющий содержание. Отсюда начинается дорога к пониманию высокой музыки: звук несет смысл!

Итак… Инструменты собрались в кругу, и каждый стал готовиться к сольно-му выступлению, чтобы понравиться дирижеру больше других, и он мог пригласить их в свой новый оркестр. Детям дается задание найти не менее трех разных звуков на своем инструменте и объединить их в маленькую пьесу – сыграть свою музыку! Такая импровизированная пьеса и станет сольным выступлением каждого. Время для этого исследования составляет примерно 3-5 минут.

После этого педагог, как дирижер, торжественно занимает свое место на сту-ле, и инструменты начинают концерт… Сыграть можно только один звук. Но сыг-рать его АРТИСТИЧНО! Каждый ребенок, закончивший свое выступление, передает очередность соседу, дотронувшись до него рукой.

Конечно, выступления были так хороши, что все инструменты были зачис-лены в новый городской шумовой оркестр! И вот настал день концерта. Инструмен-ты заняли свои места в оркестре, пришел дирижер с нотами в руках… Элементарное музицирование — игра для удовольствия всех участников! Это не тяжкий труд!

После этого можно с детьми сыграть импровизированно какую-нибудь тан-цевальную мелодию с шумовыми инструментами, разделив их предварительно на подгруппы.

Бусинки

Метрический пульс, внимание, реакция.

От игр, в которых дети играют спонтанно и свободно, педагогу необходимо постепенно переходить к играм, в которых дети учатся разным музыкальным навы-кам. Одним из таких навыков является способность удерживать метр музыки, соот-ветственно, и темп. Этот навык формируется не один день, а часто и не один год. По-этому педагогу надо иметь в своем секретном чемоданчике много затей, чтобы про-должать эту работу без гарантированной вероятности детям надоесть.

Предложенная ниже игра воспитывает у детей внимание, реакцию высокой степени, способность к концентрации и умение включаться в текущее музицирова-ние.

Скажите детям, что надо всем играть по очереди по одному звуку. Это будут музыкальные бусинки на ниточке: одна красная, другая синяя, третья фиолетовая, бе-лая, зеленая… Кто опоздает сыграть свой звук или сыграет раньше, тот разрывает ни-точку, и бусинки могут рассыпаться.

Игра движется по кругу, дети играют строго по очереди по знаку педагога, который находится внутри круга и дирижирует. Дети должны здесь сохранять ров-ный метрический пульс, а это зависит в наибольшей степени от их способности со-хранять устойчивое внимание. Игра повторяется два-три раза с остановками или без.

Вместо игры «Бусинки» через некоторое время может быть проведена игра «Искорки» с теми же правилами. Очень важно со временем услышать это упражне-ние как музыку! Чередование коротких разнообразных звуков в едином метре — оча-рование для слуха, если прислушаться.

Дискотека «Тарарам-шурум-бурум»

Пауза, внимание, двигательная импровизация.

Для данной игры можно использовать пьесу А. Шмитца «Микки-Маус» (или запись хорошей танцевальной музыки, типа Crazy Mixer). Предложите детям танце-вать и играть на своем шумовом инструменте, как будто у них сегодня дискотека… Делайте неожиданные остановки, во время которых дети замирают с инструментами в разных позах.

Вариант для творчества : Если использовать фонограмму, то у этой игры может быть интересное продолжение: ведущий легко бежит среди детей и легко до-трагивается до одного из них. Выбранный ребенок играет импровизацию. Игра после этого начинается сначала. Ведущим становится ребенок, который сыграл импровиза-цию. Постепенно дети должны научиться менять движения (чередование бега веду-щего и импровизации солиста) строго по фразам или предложениям.

Колыбельная и танец

Импровизация в контрастных образах.

Это игра-импровизация, в которой дети могут потренироваться выразить бодрое и сонное настроение на разных инструментах, используя неспецифические средства музыки: ритм, тембр, регистр, динамику. Инструменты, например, барабан и ксилофон, бубенчики и маракасы надо разместить в центре круга.

Ребенок-солист выходит и пробует сыграть усыпляющую музыку, все зами-рают в сонных позах на стульях. Затем он неожиданно играет бодро и громко, все вскакивают и танцуют. Но, прежде чем будить всех, ребенок должен подольше играть спокойную, усыпляющую музыку. Игра повторяется два-три раза. Заканчивается она «сонной» частью, чтобы все успокоились.

Хоровод инструментов

Знакомство с инструментами, метрический пульс, внимание.

Эта игра проводится под аккомпанемент какой-нибудь польки, она поможет детям познакомиться сразу с большим количеством инструментов. Стулья стоят по кругу, на каждом лежит инструмент. На первую часть польки дети двигаются вокруг стульев, щелкая пальцами или хлопая в ладоши. Остановившись возле стула в конце 1-й части, берут инструмент и во 2-й части играют все вместе импровизированно.

Вариант игры : педагог предлагает во второй части играть группам инстру-ментов : деревянные, металлические, пластмассовые, природные (кожаные барабаны, ореховые погремушки, соломенные маракасы). Развивая идею вариационного разу-чивания, в первой части дети могут играть короткое остинато, например «та-ти-ти-ти-ти-та». К любому ритмическому остинато можно «приклеить» речевую поддерж-ку, чтобы детям было легче его удерживать. К предложенному мною подойдут такие «вкусные» слова, как «груша и апельсин, банан и мандарин». Или такие: «Зайчик, машинка, слон».

Два племени

Внимание, ритм, импровизация.

Жили-были на противоположных берегах одной реки два племени. Одни были мирные (Думсики, а другие воинственные (Бумсики). Все дети сначала пробу-ют двигаться как мирные (ходят спокойно, кланяются, здороваются, поглаживают друг друга и т. п., а затем как воинственные (выполняют резкие движения разными частями тела). Затем каждый ребенок выбирает себе «амплуа», дети распределяются на два «племени», берут подходящие музыкальные инструменты.

«Племена» располагаются на разных «берегах реки» (две ленты, веревки и т. п.) и начинают играть на инструментах по очереди. Мирные – тихо, спокойно, во-инственные – громко, напористо, остро. Игра может также сопровождаться танцами 2-3 детей из «племени»

«Позови музыкой»

Внимание, коммуникация, социализация, реакция.

Дети садятся с инструментами на стулья, расставленные по кругу, один стул остается свободным. Тот ребенок, слева от которого оказывается пустой стул, пытает-ся взглядом и игрой на своем инструменте переманить к себе кого-нибудь из группы. Между этими двумя участниками может возникнуть музыкально-пантомимический диалог. Тот, кого зовут, может отказаться переходить, и тогда ребенок обращается к другому.

Вариант: на пустом стуле лежит какой-нибудь инструмент, тогда тот, кого переманили, оставляет свой на стуле.

Сегодня многие педагоги озабочены поиском нетрадиционных путей в твор-ческом взаимодействии с детьми. Как сделать каждое занятие праздником? Как нена-вязчиво, легко и просто рассказать детям о самом главном – о том, как прекрасен мир, как интересно можно жить в нем?

Как развить основные способности: слышать, видеть, чувствовать, понимать, фанта-зировать и придумывать? Ответы на эти вопросы в творческом сотрудничестве с детьми, в элементарном музицировании, в способности педагога импровизировать, фантазировать, самому увлеченно играть с детьми.

Публикации по теме:

Дидактическое пособие для развития творческого воображения «Пушистые фантазии»Дидактическое пособие для развития творческого воображения «Пушистые фантазии» Сегодня хочу поделиться с вами новой интересной публикацией. Может она кому и пригодится в работе. В нашем ОУ годовой задачей на этот год.

Дидактическая игра по технологии ТРИЗ для развития подвижности мышления и творческого воображения «Карусель»Дидактическая игра по технологии ТРИЗ для развития подвижности мышления и творческого воображения «Карусель» .

Конспект эпизодического занятия по развитию творческого воображенияКонспект эпизодического занятия по развитию творческого воображения Конспект эпизодического занятия по развитию творческого воображения № 6 Цели: -продолжать знакомить детей с игрой «Хорошо-плохо»; -способствовать.

Конспект эпизодического занятия по развитию творческого воображенияКонспект эпизодического занятия по развитию творческого воображения Конспект эпизодического занятия по развитию творческого воображения № 7 Цели: -развивать творческое воображение; -развивать умение логически.

Консультация для родителей и педагогов «Игры-упражнения для развития воображения детей с ОВЗ»Консультация для родителей и педагогов «Игры-упражнения для развития воображения детей с ОВЗ» 1. Некукольный театр. Соберите коробку разнородных предметов домашнего обихода – дуршлаг, коробку из-под обуви, бумажные стаканчики, фонарик,.

Консультация «Развитие творческого воображения в театрализованной деятельности»Консультация «Развитие творческого воображения в театрализованной деятельности» Человек формируется как личность и субъект деятельности в процессе социализации. Под социализацией понимается процесс усвоения индивидом.

Особенности развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста Мы живем в эпоху кризисов и социальных перемен. Нашей стране нужны творческие, способные неординарно и нестандартно мыслить люди. В настоящее.

Особенности развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста Дошкольный возраст – это период усиленного развития, изменения и обучения, парадоксов и противоречий, без которых невозможно представить.

Развитие творческого воображения у старших дошкольников в процессе проектной деятельности по лепке в семейном детском садуРазвитие творческого воображения у старших дошкольников в процессе проектной деятельности по лепке в семейном детском саду Развитие творческого воображения у старших дошкольников в процессе проектной деятельности по лепке в семейном детском саду в зимний период.

Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческого воображения дошкольников НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ Доронина Н. А. муниципальное бюджетное дошкольное.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Игры с инструментами как процесс развития творческого воображения дошкольников
Опубликовано: 19 ноября 2023 в 19:38
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Игры с инструментами как процесс развития творческого воображения дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Людмила Борисовна Тарасова (УИ 397047) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД