Оксана Кузнецова
Методические аспекты формирования основ толерантности у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
в 2009 году в соответствии с Программой Правительства Санкт-Петербурга «Толерантность» коллективом издательства «Фрегат» в рамках проекта «Этнокалендарь Санкт-Петербурга, 2009» создан комплект плакатов для ДОУ, преподавателями РГПУ им. А. И. Герцена написано методическое пособие по работе с плакатами.
Авторы исходили из необходимости формирования культуры толерантности в ДОШКОЛЬНОМ возрасте как условия гармоничного развития детей и предупреждения интолерантного и асоциального поведения в их будущем. В достижении этой цели авторы проекта видят залог благополучия российского общества.
Темочки:
Этнокалендарь – набор плакатов с памятными событиями, а так же
• «Методические рекомендации по работе с комплектом плакатов «Этнокалендарь Санкт-Петербурга» представляют обширный информационный материал, посвященный датам этнокалендаря. Для эффективной работы по формированию этнокультурного сознания и поведения у детей воспитателю необходимо расширять свои знания, связанные с историей, традициями и обычаями разных народов мира и России.
• Основным источником информации для воспитателя является книга — "Этнокалендарь Санкт-Петербурга,. Также в представленном пособии в имеются информационные материалы и ссылки, касающиеся сведений и истории основных дат этнокалендаря в плакатах, где воспитатель может самостоятельно получить сведения, руководствуясь представленными данными.
Все перечисленные в этнокалендаре праздничные и памятные даты можно условно разделить на несколько групп:
• Сезонные праздники (День урожая, Международный день птиц, День весеннего равноденствия).
• Памятные имена и даты (В. В. Бианки, И. А. Крылов и др.).
• Праздники, посвященные миру на земле (День защитника Отечества, День народного единства).
• Семейные праздники (День матери, День семьи и т. д.).
• Национальные праздники (День «Калевалы»).
Всеобщие праздничные дни (Новый год, Международный женский день).
Принципы содержания работы:
• —Комплексно- тематический подход к планированию.
• —Личностно- ориентированное взаимодействие участников образовательно- воспитательного процесса.
• —Интеграция образовательных областей.
• —Использование форм работы с детьми, соответствующих возрастной группе.
• —Обеспечение эмоционального и практического компонентов этнотолерантности.
• —Построение предметно- развивающей среды с учетом современных требований.
•
ФГОС задачи:
• обеспечения равных возможностей полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);
• создания благоприятных условий развития детей в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
• объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
• формирования общей культуры личности воспитанников, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирования предпосылок учебной деятельности;
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОБЛАСТИ:
• Социально коммуникативное развитие направлено на присвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, малой родине и Отечеству, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках; формирование основ безопасности в быту, социуме, природе.
Познавательное развитие предполагает развитие любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др., о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира.
Содержание Программы должно отражать следующие аспекты образовательной среды для ребёнка дошкольного возраста :
предметно-пространственная развивающая образовательная среда;
характер взаимодействия со взрослыми;
характер взаимодействия с другими детьми;
система отношений ребёнка к миру, к другим людям, к себе самому.
У педагогического работника, должны быть сформированы основные компетенции :
установление правил поведения и взаимодействия в разных ситуациях:
создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющими различные (в том числе ограниченные) возможности здоровья;
развитие коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками
развитие умения детей работать в группе сверстников, решая задачи в совместно распределенной деятельности
установление правил поведения в помещении, на прогулке, во время образовательной деятельности, осуществляемой в режимных моментах (встречи и прощания, гигиенических процедур, приемов пищи, дневного сна, непосредственной образовательной деятельности и пр., предъявление их в конструктивной (без обвинений и угроз) и понятной детям форме;
Варианты игровых упражнений, способствующих решению задач воспитания основ толерантности
1. Игры и игровые упражнения, направленные на:
- развитие умений невербального общения: «Угадай-ка», «Любимый сказочный герой»;
- развитие чувства близости с другими детьми: «Ласковое имя», «Комплименты»;
- развитие умений, направленных на распознавание чувств других людей: «Море волнуется» :
- гармонизацию осознания своего имени, фамилии: «Как можно нас назвать по-разному», «Угадай, кто это?»;
- развитие умения соблюдать дистанцию в общении: «Стоящие и сидящие»;
- развитие умения понимать настроение окружающих: «Что можно сделать для друга»;
- регулирование своего поведения: «Выдержанный человек»;
- проявление чувства милосердия, сострадания к другим людям: «Солнышко милосердия», «Добрый лесник»,
2. Обсуждение и проигрывание ситуаций (проблемных ситуаций, направленных на практическое применение навыков культурного поведения в игре, на занятиях, в общественных местах, на умение выражать сопереживание и сочувствие взрослым и сверстникам.
3. Этюды и упражнения направленные на:
- на воспитание гуманных и доброжелательных отношений между детьми: «Подарок»;
- воспитание уважения к людям различных национальностей и рас: «Спиной друг к другу», «Хоровод дружбы».
4. Использование художественного слова: стихотворений, дразнилок, пословиц и поговорок, рассказов зарубежных авторов и сказок народов мира.
5. Использование наглядных пособий: сюжетных картин, фотографий, иллюстраций к сказкам, рисунков, схем и карт.
6. Продуктивный вид деятельности– рисование, на темы: «Автопортрет», «Я и моё настроение», «Моё имя», «Цветок милосердия», «Дети планеты Земля»,
7. Вспомогательный приём – слушание музыки, детских песен, национальной музыки разных народов.