Папки-передвижки

Методические аспекты формирования основ толерантности у детей дошкольного возраста

Оксана Кузнецова
Методические аспекты формирования основ толерантности у детей дошкольного возраста

в 2009 году в соответствии с Программой Правительства Санкт-Петербурга «Толерантность» коллективом издательства «Фрегат» в рамках проекта «Этнокалендарь Санкт-Петербурга, 2009» создан комплект плакатов для ДОУ, преподавателями РГПУ им. А. И. Герцена написано методическое пособие по работе с плакатами.

Авторы исходили из необходимости формирования культуры толерантности в ДОШКОЛЬНОМ возрасте как условия гармоничного развития детей и предупреждения интолерантного и асоциального поведения в их будущем. В достижении этой цели авторы проекта видят залог благополучия российского общества.

Публикация «Методические аспекты формирования основ толерантности у детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Этнокалендарь – набор плакатов с памятными событиями, а так же

• «Методические рекомендации по работе с комплектом плакатов «Этнокалендарь Санкт-Петербурга» представляют обширный информационный материал, посвященный датам этнокалендаря. Для эффективной работы по формированию этнокультурного сознания и поведения у детей воспитателю необходимо расширять свои знания, связанные с историей, традициями и обычаями разных народов мира и России.

Основным источником информации для воспитателя является книга — "Этнокалендарь Санкт-Петербурга,. Также в представленном пособии в имеются информационные материалы и ссылки, касающиеся сведений и истории основных дат этнокалендаря в плакатах, где воспитатель может самостоятельно получить сведения, руководствуясь представленными данными.

Все перечисленные в этнокалендаре праздничные и памятные даты можно условно разделить на несколько групп:

• Сезонные праздники (День урожая, Международный день птиц, День весеннего равноденствия).

• Памятные имена и даты (В. В. Бианки, И. А. Крылов и др.).

• Праздники, посвященные миру на земле (День защитника Отечества, День народного единства).

• Семейные праздники (День матери, День семьи и т. д.).

• Национальные праздники (День «Калевалы»).

Всеобщие праздничные дни (Новый год, Международный женский день).

Принципы содержания работы:

• —Комплексно- тематический подход к планированию.

• —Личностно- ориентированное взаимодействие участников образовательно- воспитательного процесса.

• —Интеграция образовательных областей.

• —Использование форм работы с детьми, соответствующих возрастной группе.

• —Обеспечение эмоционального и практического компонентов этнотолерантности.

• —Построение предметно- развивающей среды с учетом современных требований.

ФГОС задачи:

• обеспечения равных возможностей полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);

• создания благоприятных условий развития детей в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;

• объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;

формирования общей культуры личности воспитанников, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирования предпосылок учебной деятельности;

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОБЛАСТИ:

• Социально коммуникативное развитие направлено на присвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, малой родине и Отечеству, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках; формирование основ безопасности в быту, социуме, природе.

Познавательное развитие предполагает развитие любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др., о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира.

Содержание Программы должно отражать следующие аспекты образовательной среды для ребёнка дошкольного возраста :

предметно-пространственная развивающая образовательная среда;

характер взаимодействия со взрослыми;

характер взаимодействия с другими детьми;

система отношений ребёнка к миру, к другим людям, к себе самому.

У педагогического работника, должны быть сформированы основные компетенции :

установление правил поведения и взаимодействия в разных ситуациях:

создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющими различные (в том числе ограниченные) возможности здоровья;

развитие коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками

развитие умения детей работать в группе сверстников, решая задачи в совместно распределенной деятельности

установление правил поведения в помещении, на прогулке, во время образовательной деятельности, осуществляемой в режимных моментах (встречи и прощания, гигиенических процедур, приемов пищи, дневного сна, непосредственной образовательной деятельности и пр., предъявление их в конструктивной (без обвинений и угроз) и понятной детям форме;

Варианты игровых упражнений, способствующих решению задач воспитания основ толерантности

1. Игры и игровые упражнения, направленные на:

- развитие умений невербального общения: «Угадай-ка», «Любимый сказочный герой»;

- развитие чувства близости с другими детьми: «Ласковое имя», «Комплименты»;

- развитие умений, направленных на распознавание чувств других людей: «Море волнуется» :

- гармонизацию осознания своего имени, фамилии: «Как можно нас назвать по-разному», «Угадай, кто это?»;

- развитие умения соблюдать дистанцию в общении: «Стоящие и сидящие»;

- развитие умения понимать настроение окружающих: «Что можно сделать для друга»;

- регулирование своего поведения: «Выдержанный человек»;

- проявление чувства милосердия, сострадания к другим людям: «Солнышко милосердия», «Добрый лесник»,

2. Обсуждение и проигрывание ситуаций (проблемных ситуаций, направленных на практическое применение навыков культурного поведения в игре, на занятиях, в общественных местах, на умение выражать сопереживание и сочувствие взрослым и сверстникам.

3. Этюды и упражнения направленные на:

- на воспитание гуманных и доброжелательных отношений между детьми: «Подарок»;

- воспитание уважения к людям различных национальностей и рас: «Спиной друг к другу», «Хоровод дружбы».

4. Использование художественного слова: стихотворений, дразнилок, пословиц и поговорок, рассказов зарубежных авторов и сказок народов мира.

5. Использование наглядных пособий: сюжетных картин, фотографий, иллюстраций к сказкам, рисунков, схем и карт.

6. Продуктивный вид деятельности– рисование, на темы: «Автопортрет», «Я и моё настроение», «Моё имя», «Цветок милосердия», «Дети планеты Земля»,

7. Вспомогательный приём – слушание музыки, детских песен, национальной музыки разных народов.

Публикации по теме:

Педагогические условия формирования основ безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста При формировании основ безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста можно выделить следующие педагогические условия: – разработка.

Опыт работы «Формирование толерантности у детей дошкольного возраста» УДК 373.2 ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Пугачёва Тамара Евгеньевна, МБДОУ Д/с «Теремок» комбинированного вида.

Конспект НОД по формированию основ толерантности по отношению к сверстникам с ОВЗ у детей старшего дошкольного возраста Цель: способствовать формированию у детей основ толерантности по отношению к сверстникам с ограниченными способностями здоровья. Задачи.

Методические аспекты формирования культурно-гигиенических навыков в средней группе Методические аспекты формирования культурно-гигиенических навыков в средней группе детского сада Воспитание здорового дошкольника — одна.

Особенности организации формирования основ безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста Работа по формированию основ безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста предусматривает организацию образовательного процесса.

Психолого-педагогические аспекты формирования культуры безопасного поведения на улицах города у детей дошкольного возраста С дорожной азбукой и правилами безопасности на улицах ребенок знакомится очень рано – как только начинает топать ножками рядом с родителями.

Педагогические условия формирования гендерной толерантности у детей дошкольного возраста Актуальность проблемы формирования гендерной толерантности заключается в том, что человечество в настоящее время перешагнуло порог третьего.

Воспитание толерантности у детей старшего дошкольного возраста посредством музыки “Воспитание толерантности у детей старшего дошкольного возраста посредством музыки “ Музыкальный руководитель МБДОУ детский сад №51 города.

Сущность и особенности формирования основ национальной культуры у детей старшего дошкольного возраста Сущность и особенности формирования основ национальной культуры у детей старшего дошкольного возраста В настоящий момент, в период роста.

Воспитание основ толерантности у дошкольников Тригубчак Надежда Николаевна Воспитатель МБДОУ №17г. Салавата. Воспитание основ толерантности у дошкольников. Главная задача каждого дошкольного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методические аспекты формирования основ толерантности у детей дошкольного возраста
Опубликовано: 22 августа 2019 в 12:49
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 

21 мая. День беседы о СВО. Папка-передвижка «Детям об СВО»

 Новости вокруг СВО тревожат многих людей, а дети как губка впитывают все эмоции взрослых. Рассказываем, как говорить с детьми об СВО и как помочь им справиться со стрессом.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД