Сташина Ирина
Способы формирования фонетических навыков у дошкольников при изучении английского языка
▼ Скачать + Заказать документы
Данная статья рассматривает необходимые условия для формирования фонетических навыков учащихся. Особое внимание уделено роли и месту фонетической зарядки на уроке английского языка, которая играет огромную роль как средство развития речи учащихся и ее компонентов, укрепляет не только выразительность речи, но и способствует улучшению качества произношения.
Публикация «Способы формирования фонетических навыков у дошкольников при изучении английского языка» размещена в разделах
Фонетические навыки занимают особое место в обучении английскому языку и являются немаловажным условием для правильного понимания речи. Формирование фонетических навыков на начальном этапе обучения английскому языку – необходимое условие развития навыков и умений всех видов речевой деятельности. Для начала давайте рассмотрим, что из себя представляет наука фонетика в целом и разберем понятие фонетический навык.
Фонетика – звуковой строй языка, т. е. совокупность всех звуковых средств, которые составляют его материальную сторону (звуки, звукосочетания, ударение, ритм, мелодика, интонация, паузы).Навык – умение, выработанное упражнениями. Фонетический навык – умение произносить правильно звуки, ставить ударение там, где это необходимо и произносить все интонационно правильно и т. д.
На начальном этапе обучения необходимо заложить основу хорошего произношения, которое предполагает правильное интонирование, соблюдение пауз, знание особенностей ударения слов в предложении, а также правильную артикуляцию. Это нужно для нормального функционирования устной речи учащихся. Хорошо отработанная произносительная сторона высказывания учащихся готовит их к осуществлению говорения как вида речевой деятельности.
Знание фонетических навыков позволит учащимся нормативно произносить все звуки английского языка, усвоить дифференциальные признаки звуков (гласность и согласность). Фонетические умения помогут школьникам усвоить ритмику (чередование ударных и не ударных слогов) английской фразы, логическое ударение знаменательных слов, ударение служебных слов (вспомогательных глаголов в отрицательной форме).
Обучение произношению является важной ступенью в плане практического овладения механизмом произношения и произносительной нормой, так и в плане выработки речевых умений. Устойчивое правильное произношение учащихся является необходимой предпосылкой для быстрого и прочного усвоения языкового материала и способствует успешной выработке умений устной речи, чтения и письма.
Для овладения фонетической базой иностранного языка необходимо, прежде всего, усвоить артикуляционный уклад, характерный для носителей этого языка, т. е. привычное положение органов речи в момент отсутствия артикуляционных движений. Для формирования фонетических навыков необходим обязательный комплекс упражнений, проводимых на каждом занятии. Этот комплекс предусматривает несколько этапов:
1. ориентировка (учащийся изучает, осознает, определяет форму и положение речевого аппарата) Педагог показывает у себя, просит дотронуться языком у себя во рту, посмотреть на соседа, в зеркало, на схему и т. д.
2. планирование (учащийся сначала под руководством педагога, а затем мысленно проговаривает все намеченные операции)
3. артикулирование (сначала беззвучное, потом шепотом и, наконец, громко вслух); Педагог произносит звуки, учащиеся только артикулируют, затем меняются ролями.
4. фиксирование (учащийся закрепляет артикуляционные движения в течение 3-5 секунд.);
5. контроль (результаты артикуляционного действия сравниваются с заданным ранее образцом. Для контроля применяются зеркала, карандаш, пальцы, технические средства).
На начальном этапе все этапы обязательны, в последующем учащиеся переходят к артикулированию без ориентирования.
Таким образом, одним из главных этапов урока при изучении иностранного языка является фонетическая зарядка. Фонетический материал для фонетической зарядки должен подбираться в соответствии с возрастными особенностями учащихся и содержать упражнения, направленные на формирование, совершенствование и поддержание фонетических навыков. Материалом могут быть отдельные звуки, звукосочетания, слова, предложения и небольшие тексты, песни, клипы и даже фрагменты фильмов, которые содержат фонетические явления, требующие отработки. Процесс совершенствования фонетических навыков может проводиться как во время изучения нового грамматического, так и нового лексического материала.
Следовательно, работа над фонетической стороной речи проходит в тесном взаимодействии с лексикой и грамматикой Также фонетическая зарядка играет немаловажную роль при формировании дикции, четкого произношения звуков, слов и фраз в целом.
Фонетическая зарядка в свою очередь представляет собой специальные упражнения для тренировки правильного произношения, которые препятствуют забыванию фонетического материала и деавтоматизации навыков. Во время проведения фонетической зарядки учитель должен:
• говорить достаточно громко и четко, соблюдая правильную постановку ударений, интонацию и постановку пауз.
• проводить и контролировать проговаривание образца (хоровое, парное, индивидуальное);
• проводить парное проговаривание образца (хорошо говорящий ученик и плохоговорящий и т. д.);
• определять и устранять все произносительные ошибки учащихся;
• исправляя неправильное произношение звука в слове или фразе, следует обязательно отработать этот звук в другом слове или фразе;
Если ученик ошибается, его необходимо исправить:
• оценить и дать установку «ты сказал не правильно; повтори еще раз»;
• дать образец правильного произношения звука/слова/словосочетания;
Занятие обычно начинается с фонетической зарядки, куда очень часто включаются рифмовки. Они служат своеобразным отдыхом для детей. Рифмовки помогают поставить произношение отдельных трудных согласных, в особенности тех, которые отсутствуют в русском языке. Вместо отдельных слов и словосочетаний, содержащих тот или иной звук, можно предложить специально отобранные рифмовки. Затем в течение двух-трех занятий рифмовка повторяется, корректируется произношение звука. Данный вид работы можно включить в занятие на разных его этапах, он служит своеобразной разрядкой для учащихся. Рифмовки отбираются в зависимости от того, какой звук отрабатывается.
Можно предложить, например, такие рифмовки для отработки звука [ ]
It s a cat
sitting on a mat.
Wearing a hat
watching a rat.
[ b ]
A big black bug
a big black bear,
A big black bear
bit a big black bug.
[ s ]
Swan swam,over the sea,
Swim, Swan swim,
Swam back again.
Well swim, Swam.
[ i : ]
It’s a bee
Sitting in a tree
Drinking tea
By the sea.
[ a :]
It’s a shark
Swimming in a park.
In the dark
for a lark.
Учитель с помощью специальных упражнений должен добиться того, чтобы артикуляционный уклад иностранного языка со временем стал для учащихся привычным, и они могли бы даже не замечать момента перестройки с одного артикуляционного уклада на другой.
Итак, рифмовки являются одним из методических приемов лучшего запоминания лексических единиц и грамматических структур. Они хорошо запоминаются детьми, органично входят в речь. Рифмовки помогают младшим школьникам быстро изучить иностранный язык и более глубоко усвоить новый материал.
Список литературы
1. Соколова М. А., Гинтовт К. П., Кантер Л. А. и др. Практическая фонетика английского языка и др. – М., Владос, 2010.
2. Основы фонетики англ. языка_Бондаренко Л. П. и др_2009 -152с.
Интернет-ресурсы:
1. Ресурс с чтением вслух текстов информационного характера (новости) разных уровней изучения английского языка. – URL : https://www.newsinlevels.com/#
2. Ресурс с чтением вслух небольших текстов на английском языке. – URL : https://tinytexts.wordpress.com
3. Чтение вслух и текст книги VoicesinthePark, автор – английский детский писатель AnthonyBrowne. – URL : https://research.kingston.ac.uk/booksalive/flash/book.html