Елена Додонова
Организация маршрута выходного дня для дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Разработка "маршрутов выходного дня" - один из эффективных и инновационных способов взаимодействия с родителями, вовлечение семьи в единое образовательное пространство. «Маршрут выходного дня» может разрабатываться для детей всех возрастов. Возраст ребенка определяет специфику маршрута. А тему маршрута может определять : перспективное, календарное планирование.
Целью разработки «маршрутов выходного дня» является воспитание у дошкольников уважения и интереса к родному краю через взаимодействие и сотрудничество педагогов с семьями.
Темочки:
Цель может быть реализована через решение следующих задач:
- обобщать и систематизировать знания о малой родине;
- расширять детский кругозор;
- формировать представления о достопримечательностях малой родины;
- знакомить детей с географическим расположением малой родины;
- воспитывать любовь и чувство гордости за поселок, в котором живем.
Дети должны получать знания о родном крае, поселке не только в детском саду, но и активно участвовать в добывании этих знаний вместе с родителями. Очень сложно организовать выезд дошкольников за территорию детского сада на экскурсии в музеи, парки, на выставки. В этом плане у родителей гораздо больше возможностей продемонстрировать ребенку насколько богат, насыщен и красив окружающий мир. Как показал опыт, данный вид деятельности помогает сформировать у дошкольников первые чувства патриотизма: гордости за свою родину, любовь к родному краю, уважение традиций.
«Алгоритм создания «Маршрутов выходного дня» (рекомендации)».
Ведущий:Алгоритм создания маршрутов выходного дня :
1. Анкетирование родительской общественности на предмет выявления уровня знаний о краеведении и детском туризме.
Результат: выявление степени уровня знаний и заинтересованности родителей для построения дальнейшей работы по данной тематике.
2. Родительское собрание:
- сообщение родителям о том, какие мероприятия проводятся в ДОУ для ознакомления детей с малой родиной;
- подбор рекомендаций для родителей по разработке «Маршрутов выходного дня»;
- знакомство с алгоритмом разработки «Маршрута выходного дня».
Результат: Мотивация родителей на предстоящую деятельность.
3. Разработка родителями «Маршрута выходного дня».
Результат: создание плана проведения «Маршрута выходного дня».
4. Прогулка по маршруту.
Результат: Обогащение знаний и практического опыта детей и родителей в совместной деятельности.
5. Презентация готовых маршрутов в группах.
Результат: Фотовыставка, стенгазеты, буклеты, брошюры, вернисаж рисунков «Мой выходной день».
Непосредственная разработка самого маршрута выходного дня включает в себя :
- составление маршрута;
-обработку фактического материала;
- работу над содержанием;
- написание контрольного текста.
В процессе подготовки нового маршрута выходного дня мы выделили ряд основных этапов, которые располагаются в определенном порядке.
1. Определение цели и задач прогулки (экскурсии, похода и т. д.).
Цель экскурсии - это то, ради чего показываются экскурсантам памятники истории и культуры и другие объекты. Рассказ об объекте также подчинен той же конечной цели.
Например:
-воспитание патриотизма, любви и уважения к Родине, общественно-полезному труду, толерантности к другим народам;
-эстетическое воспитание, а также расширение кругозора, получение дополнительных знаний в различных областях науки, истории и культуры и т. д. ;
- экологическое воспитание;
Задачи экскурсии - достичь целей путем раскрытия ее темы.
Очень важно, чтобы прогулка была достаточно интересна, но при этом не была перегружена потоком ненужной информации, и способ подачи материала не был утомительным для детей. Поэтому тематика маршрутов обязательно должна быть сориентирована на возрастные, индивидуальные и гендерные интересы детей, т. е. должен соблюдаться принцип дифференцированного подхода к составлению маршрута
2. Выбор темы.
Каждый маршрут должен иметь свою четко сформулированную тему. Тема является стержнем, который объединяет все объекты и предметы маршрута в единое целое.
Примерная тематика «Маршрутов выходного дня» :
1. «Времена года в городском парке».
2. «Парк птиц», «Зоопарк», «Заповедник» и др.
3. «Краеведческий музей», «Музей сказки», «Музей техники» и др. музеи.
4. «Маршрут по улицам города», «Самые красивые места поселка», «Архитектура города», «Детский парк» и др.
5. «Боевая Слава нашей малой родины», «Профессия моих родителей», «История моего края», «Чем славиться моя малая родина» и др.
Темы для «Маршрутов выходного дня» неисчерпаемы. Познавательный интерес детей, подскажет идеи для создания новых маршрутов. Возможно, составляя календарно-тематическое планирование или перспективно - тематическое планирование образовательной деятельности, педагог решит применить маршрут выходного дня как итоговое мероприятие по теме недели или предложит осуществить воспитанникам и их родителям «Маршрут выходного дня» в качестве краткосрочного проекта по определенной теме.