Билера Инна Александровна
Советы родителям гиперактивного ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
Как различить активного ребенка от ребенка с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ? Давайте проясним этот вопрос.
Активный ребенок:
- Предпочитает подвижные игры большую часть дня и не может долго сидеть на месте, однако способен увлечься и другими видами занятий, такими как чтение книги или сборка пазла.
- Обладает быстрым темпом речи и задает много вопросов.
- Обычно имеет нормальный сон и пищеварение, кишечные расстройства у него редкость.
- Проявляет активность не во всех ситуациях: например, может быть беспокойным дома, но вести себя спокойно в других обстановках.
Спокойный ребенок проявляет умиротворенное поведение как в детском саду, так и в гостях у незнакомых людей. Он не склонен к агрессии и редко инициирует конфликты, хотя в случайных ситуациях может ответить "собеседнику из песочницы".
Гиперактивный ребенок характеризуется постоянным движением и невозможностью контролировать себя. Даже устав от физической активности, он продолжает двигаться, и когда истощен, начинает истерить и плакать. Такой ребенок часто говорит быстро и много, прерывает разговор, не дает другим договорить, задает множество вопросов, но не всегда внимательно слушает ответы.
- Ребенок испытывает трудности с засыпанием и его сон часто беспокойный и нерегулярный. Ему часто бывают кишечные расстройства, и аллергии у гиперактивных детей встречаются не редко.
- Поведение ребенка характеризуется неуправляемостью, при этом он практически не реагирует на запреты и ограничения. Его активность остается неизменной в различных ситуациях, будь то дом, магазин, детский сад или площадка.
- Часто возникают конфликты, ребенок не умеет контролировать свою агрессию, проявляя ее через драки, укусы, толкания, при этом используя различные предметы в качестве оружия, такие как палки или камни.
Основные причины гиперактивности
Часто гиперактивность - это следствие не слишком гладкого появления на свет и нарушений в грудничковом возрасте. В группу риска входят детки, родившиеся в результате кесарева сечения, тяжелых патологических родов, малыши искусственники, родившиеся с маленьким весом, недоношенные. Учитывая, что экология и темп современной жизни сейчас оставляют желать лучшего, неудивительно, почему гиперактивные дети не редкость, а скорее норма нашей сегодняшней жизни. И стоит оговориться: не все дети, входящие в группу риска, обязательно являются гиперактивными! Да и впоследствии, если все "недоразумения" (беспокойность, истеричность, колики, нарушения сна) не исчезли до первого дня рождения малыша, то их не поздно привести в норму после.
Что нужно сделать, чтобы малыш избавился от "излишков"
активности?
1. Создать ему определенные условия жизни.
Сюда входит спокойная психологическая обстановка в семье, четкий режим
дня (с обязательными прогулками на свежем воздухе, где есть возможность
порезвиться на славу). Придется и родителям потрудиться. Если вы сами -
очень эмоциональны и неуравновешенны, постоянно везде опаздываете,
торопитесь, то пора начинать работать над собой. Мы больше не несемся
сломя голову в сад, постоянно поторапливая ребенка, стараемся поменьше
нервничать и пореже менять планы "по ходу дела". Скажите себе: "Четкий
распорядок дня" и постарайтесь сами стать более организованными.
2. Воспользуйся такими советами:
- Малыш не виноват, что он такой "живчик", поэтому бесполезно его ругать, наказывать, устраивать унизительные молчаливые бойкоты. Этим вы добьетесь только одного - снижение самооценки у него, чувство вины, что он "неправильный" и не может угодить маме с папой.
- Научить ребенка управлять собой - ваша первоочередная задача. Контролировать свои эмоции ему помогут "агрессивные" игры. Негативные эмоции есть у каждого, в том числе и у вашего ребенка, только табу, скажите ему: "Хочешь бить - бей, но не по живым существам (людям, растениям, животным)". Можно бить палкой по земле, бросаться камнями там, где нет людей, пинать что-то ногами. Ему просто необходимо выплескивать
энергию наружу, научите его это делать.
- В воспитании необходимо избегать двух крайностей – проявления чрезмерной мягкости и предъявления ему повышенных требований. Нельзя допускать вседозволенности: детям должны быть четко разъяснены правила поведения в различных ситуациях. Однако количество запретов и ограничений следует свести к разумному минимуму.
- Ребенка нужно хвалить в каждом случае, когда ему удалось довести начатое дело до конца. На примере относительно простых дел нужно научить правильно распределять силы.
- Необходимо оберегать детей от переутомления, связанного с избыточным количеством впечатлений (телевизор, компьютер, избегать мест с повышенным скоплением людей.
- В некоторых случаях излишняя активность и возбудимость могут быть результатом предъявления ребенку родителями слишком завышенных требований, которым он по своим природным способностям просто не может соответсвовать, а также чрезмерного утомления. В этом случае родителям стоит быть менее требовательными, постараться снизить нагрузку.
- "Движение - это жизнь", недостаток физической активности может стать причиной повышенной возбудимости. Нельзя сдерживать естественную потребность ребенка поиграть в шумные игры, порезвиться, побегать, попрыгать.
- Иногда нарушения поведения могут оказаться реакцией ребенка на психическую травму, например, на кризисную ситуацию в семье, развод родителей, плохое отношение к нему, определение его в несоответствующий класс школы, конфликт с учителем или родителями.
- Обдумывая рацион ребенка, отдавайте предпочтение правильному питанию, в котором не будет недостатка витаминов и микроэлементов. Гиперактивному малышу больше, чем другим деткам необходимо придерживаться золотой середины в питании: поменьше жареного, острого, соленого, копченого, побольше вареного, тушеного и свежих овощей и фруктов. Еще одно правило: если ребенок не хочет есть - не заставляйте его!
- Подготовьте своему непоседе "поле для маневров": активные виды спорта для него - просто панацея.
- Приучайте малыша к пассивным играм. Мы читаем, а еще рисуем, лепим. Даже если вашему ребенку трудно усидеть на месте, он часто отвлекается, следуйте за ним ("Тебе интересно это, давай посмотрим…", но после удовлетворения интереса постарайтесь возвратиться с малышом к предыдущему занятию и довести его до конца.
- Научите малыша расслабляться. Возможно, ваш с ним "рецепт" обретения внутренней гармонии - это йога. Для кого-то больше подойдут другие методы релаксации. Хороший психолог подскажет вам, что это может быть: арттерапия, сказкотерапия или, может, медитация.
- И не забывайте говорить ребенку, как сильно вы его любите