Елена Цыганок
Методическая рекомендация «Травля в школе, феномен насилия и буллинга в школе» для педагогов и родителей
▼ Скачать + Заказать документы
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Кадетская школа № 1784 имени генерала армии В. А. Матросова»
Составила педагог Цыганок Е. И
Методическая рекомендация.
Травля в школе, феномен насилия и буллинга в школе. Для педагогов и родителей.
Публикация «Методическая рекомендация „Травля в школе, феномен насилия и буллинга в школе“ для педагогов и родителей» размещена в разделах
- Буллинг, профилактика буллинга. Насилие и травля в школе
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2020
Цель данных методических рекомендаций – помочь детям, педагогам, родителям найти психологические ориентиры в сложных жизненных ситуациях. Предложенные методы психологической поддержки ребенка, могут научить взрослого находить альтернативы. Часто ребёнок, подвергающийся травле, думает, что ситуация безвыходная. Он терпит насмешки и порчу вещей изо дня в день. Ему приходится всегда быть в напряжении: смешки, обзывательства, отбирание еды в столовой и разбрасывание личных вещей из портфеля, физическое воздействие. Это далеко не все, что случается с жертвами буллинга.
Задача взрослых в этой ситуации показать ребёнку, что выход есть, издевательства возможно прекратить. Но надо понимать, что чаще всего ребенку не справиться с этим в одиночку. Ему нужна помощь семьи и учителей или тех взрослых.
Согласно исследованиям психологов, многие в детстве хотя бы раз становились жертвами травли и были психологически травмированы ситуацией. И если пятнадцать, двадцать лет назад это было единичным случаем, то сегодня «буллинг» (как называют его психологи) становится насущной проблемой детских коллективов вплоть до младшей школы.
Кто становится жертвой травли.
Жертвами насилия становятся дети, имеющие:
• физические недостатки;
• особенности поведения;
• особенности внешности;
• плохие социальные навыки;
• cтрах перед школой;
• отсутствие опыта жизни в коллективе;
• болезни;
• низкий интеллект и трудности в обучении.
Что чувствует ребёнок, которого «буллят»
Ребенок-жертва, если у него нет колоссальной моральной поддержки от родителей, чувствует себя одиноко. Если же поддержка есть, то, как правило, слова инициатора плохих поступков воспринимаются не так серьезно, так как ребёнок сам за себя знает, что он хорош и любим
Что делать учителю
Учителю стоит взяться за эту ситуацию серьезно, особенно если вы классный руководитель коллектива. Для начала стоит заметить эту ситуацию в классе - это уже половина дела.
Стоит сразу понять, что буллинг - это явление, которое не уходит из коллектива, поэтому не нужно сразу же советовать родителям перевести ребёнка в другую школу. Если жертва уйдёт из коллектива, то этот травмированный класс найдёт новую жертву «среди своих».
Если вы обратили внимание, что у вас в классе происходит такое явление - сначала стоит поговорить с жертвой. Как часто ребята обижают и обзывают, как он себя чувствует, рассказать ребёнку о том, что мнение других должно быть последним, что волнует его.
Вербальная агрессия — дразнилки, обзывалки, доносы, бойкоты, ситуации, когда ребёнка «подставляют» другие дети — всё это актуально для коллектива, где возраст детей — от 4 лет. И это совсем не говорит о том, что «жертва» действительно какая-то не такая, ведь дети могут устроить травлю по самым разным причинам: от скуки, от напряжения внутри коллектива, от того, что «потенциальная жертва» не похожа на них, потому что это новенький или худой, толстый, в очках, другой национальности, без сотового телефона — всего не предугадаешь. Обычно психологи советуют родителям объяснять ребёнку, что:
• У каждого есть свои недостатки во внешности, но это не мешает человеку вырасти успешным и счастливым. Очень помогает в таких случаях просмотр фотографий знаменитых и великих людей: сотни из них тоже были толстыми или худыми, носили очки, да и национальность у всех — совершенно разная. А стали знаменитыми и успешными.
• Нужно отключать эмоции, меньше реагировать и давать отпор. Не кулаками, а фразами. Варианты таких беспроигрышных фраз: «Скучно. Придумайте что-нибудь новенькое», «Я так рад, что вам весело», «Да я знаю, что тебе нравится так говорить» — даны в книге Людмилы Петрановской «Что делать, если.».
• Любить ребёнка. Ничто не вселяет уверенность малышу так, как любовь родителей.
Часто ребёнок, подвергающийся травле, думает, что ситуация безвыходная. Он терпит насмешки и порчу вещей изо дня в день. Ему приходится всегда быть в напряжении: смешки, обзывательства, отбирание еды в столовой и разбрасывание личных вещей из портфеля, физическое воздействие. Это далеко не все, что случается с жертвами буллинга.
Задача взрослых в этой ситуации показать ребёнку, что выход есть, издевательства возможно прекратить. Но надо понимать, что чаще всего ребенку не справиться с этим в одиночку. Ему нужна помощь семьи и учителей.
Памятка родителям.
. Конечно же, лучше предотвратить травлю, чем потом справляться с ее последствиями. Чтобы это сделать, необходимо, прежде всего, ликвидировать атмосферу в доме, способствующую превращению ребенка в «жертву». То есть никакой чрезмерной опеки или, наоборот, чрезмерного деспотизма.
.Кроме того, нужно обязательно спрашивать, как у ребенка дела в школе. Эти «дела» должны касаться не только оценок, но и его отношений с одноклассниками. Аккуратно расспрашивайте его о школьной жизни, ведь травля может быть не только открытая, но и скрытая, пассивная – например, нежелание сидеть за одной партой, играть в одной команде или просто игнорирование его. Если Вы почувствовали, что что-то не так – обязательно поговорите с ребенком и педагогами.
.Если травля уже приобрела разросшиеся размеры – не стоит бежать в школу и разбираться. Попробуйте сделать так, чтобы Ваш ребенок сам смог себя защитить и восстановить свой авторитет в классе. Например, если его дразнят из-за полноты – запишите его в спортивную секцию.
.Если Ваш ребенок очень скромный и неуверенный в себе – помогите ему стать более уверенным, ведь повышение самооценки обычно делает человека менее терпимым к нападкам окружающих. Также выясните у него, в какие кружки ходят его одноклассники и чем занимаются. Возможно, ему тоже захочется посещать какие-то из этих секций. В результате чего он сможет установить контакт с некоторыми одноклассниками. Неплохой идеей будет активное участие в общешкольных мероприятиях, которые сближают детей и помогут ему обрести уверенность в себе.
.В особо сложных случаях, если Ваш ребенок стал изгоем в классе – привлеките к проблеме учителей и школьных психологов. В этом случае профессиональная помощь будет Вам как нельзя кстати.
И помните:
Ваша любовь и поддержка помогут ребенку справится со сложной ситуацией.
Вывод
Жертвой травли при стечении определенных обстоятельств может стать практически любой ребенок или подросток. Тем не менее, можно выделить наиболее типичные личностные особенности пострадавших: внешние особенности (полнота, недостатки внешности, непривлекательность, плохая одежда, дети с низкой успеваемостью,
плохим поведением, с заниженной самооценкой, не имеющие друзей в группе и трудности в выстраивании и поддержании близких отношений со сверстниками. Объектами травли также могут стать дети, принадлежащие к этническому, национальному меньшинству.
Список использованной литературы:
1. Е. И. Лернер. Я не дам себя обижать. - Академический проект, 2001.
2. И. Ю Млодик Школа и как в ней выжить : взгляд гуманистического психолога. - М. Генезис,2011.
3. Э. Руланн. Как остановить травлю в школе. - М. Генезис,2012.