МААМ-картинки

Методическая рекомендация «Травля в школе, феномен насилия и буллинга в школе» для педагогов и родителей

Елена Цыганок
Методическая рекомендация «Травля в школе, феномен насилия и буллинга в школе» для педагогов и родителей
▼ Скачать + Заказать документы

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Кадетская школа № 1784 имени генерала армии В. А. Матросова»

Составила педагог Цыганок Е. И

Методическая рекомендация.

Травля в школе, феномен насилия и буллинга в школе. Для педагогов и родителей.

Публикация «Методическая рекомендация „Травля в школе, феномен насилия и буллинга в школе“ для педагогов и родителей» размещена в разделах

Цель данных методических рекомендаций – помочь детям, педагогам, родителям найти психологические ориентиры в сложных жизненных ситуациях. Предложенные методы психологической поддержки ребенка, могут научить взрослого находить альтернативы. Часто ребёнок, подвергающийся травле, думает, что ситуация безвыходная. Он терпит насмешки и порчу вещей изо дня в день. Ему приходится всегда быть в напряжении: смешки, обзывательства, отбирание еды в столовой и разбрасывание личных вещей из портфеля, физическое воздействие. Это далеко не все, что случается с жертвами буллинга.

Задача взрослых в этой ситуации показать ребёнку, что выход есть, издевательства возможно прекратить. Но надо понимать, что чаще всего ребенку не справиться с этим в одиночку. Ему нужна помощь семьи и учителей или тех взрослых.

Согласно исследованиям психологов, многие в детстве хотя бы раз становились жертвами травли и были психологически травмированы ситуацией. И если пятнадцать, двадцать лет назад это было единичным случаем, то сегодня «буллинг» (как называют его психологи) становится насущной проблемой детских коллективов вплоть до младшей школы.

Кто становится жертвой травли.

Жертвами насилия становятся дети, имеющие:

• физические недостатки;

• особенности поведения;

• особенности внешности;

• плохие социальные навыки;

• cтрах перед школой;

• отсутствие опыта жизни в коллективе;

• болезни;

• низкий интеллект и трудности в обучении.

Что чувствует ребёнок, которого «буллят»

Ребенок-жертва, если у него нет колоссальной моральной поддержки от родителей, чувствует себя одиноко. Если же поддержка есть, то, как правило, слова инициатора плохих поступков воспринимаются не так серьезно, так как ребёнок сам за себя знает, что он хорош и любим

Что делать учителю

Учителю стоит взяться за эту ситуацию серьезно, особенно если вы классный руководитель коллектива. Для начала стоит заметить эту ситуацию в классе - это уже половина дела.

Стоит сразу понять, что буллинг - это явление, которое не уходит из коллектива, поэтому не нужно сразу же советовать родителям перевести ребёнка в другую школу. Если жертва уйдёт из коллектива, то этот травмированный класс найдёт новую жертву «среди своих».

Если вы обратили внимание, что у вас в классе происходит такое явление - сначала стоит поговорить с жертвой. Как часто ребята обижают и обзывают, как он себя чувствует, рассказать ребёнку о том, что мнение других должно быть последним, что волнует его.

Вербальная агрессия — дразнилки, обзывалки, доносы, бойкоты, ситуации, когда ребёнка «подставляют» другие дети — всё это актуально для коллектива, где возраст детей — от 4 лет. И это совсем не говорит о том, что «жертва» действительно какая-то не такая, ведь дети могут устроить травлю по самым разным причинам: от скуки, от напряжения внутри коллектива, от того, что «потенциальная жертва» не похожа на них, потому что это новенький или худой, толстый, в очках, другой национальности, без сотового телефона — всего не предугадаешь. Обычно психологи советуют родителям объяснять ребёнку, что:

• У каждого есть свои недостатки во внешности, но это не мешает человеку вырасти успешным и счастливым. Очень помогает в таких случаях просмотр фотографий знаменитых и великих людей: сотни из них тоже были толстыми или худыми, носили очки, да и национальность у всех — совершенно разная. А стали знаменитыми и успешными.

• Нужно отключать эмоции, меньше реагировать и давать отпор. Не кулаками, а фразами. Варианты таких беспроигрышных фраз: «Скучно. Придумайте что-нибудь новенькое», «Я так рад, что вам весело», «Да я знаю, что тебе нравится так говорить» — даны в книге Людмилы Петрановской «Что делать, если.».

• Любить ребёнка. Ничто не вселяет уверенность малышу так, как любовь родителей.

Часто ребёнок, подвергающийся травле, думает, что ситуация безвыходная. Он терпит насмешки и порчу вещей изо дня в день. Ему приходится всегда быть в напряжении: смешки, обзывательства, отбирание еды в столовой и разбрасывание личных вещей из портфеля, физическое воздействие. Это далеко не все, что случается с жертвами буллинга.

Задача взрослых в этой ситуации показать ребёнку, что выход есть, издевательства возможно прекратить. Но надо понимать, что чаще всего ребенку не справиться с этим в одиночку. Ему нужна помощь семьи и учителей.

Памятка родителям.

. Конечно же, лучше предотвратить травлю, чем потом справляться с ее последствиями. Чтобы это сделать, необходимо, прежде всего, ликвидировать атмосферу в доме, способствующую превращению ребенка в «жертву». То есть никакой чрезмерной опеки или, наоборот, чрезмерного деспотизма.

.Кроме того, нужно обязательно спрашивать, как у ребенка дела в школе. Эти «дела» должны касаться не только оценок, но и его отношений с одноклассниками. Аккуратно расспрашивайте его о школьной жизни, ведь травля может быть не только открытая, но и скрытая, пассивная – например, нежелание сидеть за одной партой, играть в одной команде или просто игнорирование его. Если Вы почувствовали, что что-то не так – обязательно поговорите с ребенком и педагогами.

.Если травля уже приобрела разросшиеся размеры – не стоит бежать в школу и разбираться. Попробуйте сделать так, чтобы Ваш ребенок сам смог себя защитить и восстановить свой авторитет в классе. Например, если его дразнят из-за полноты – запишите его в спортивную секцию.

.Если Ваш ребенок очень скромный и неуверенный в себе – помогите ему стать более уверенным, ведь повышение самооценки обычно делает человека менее терпимым к нападкам окружающих. Также выясните у него, в какие кружки ходят его одноклассники и чем занимаются. Возможно, ему тоже захочется посещать какие-то из этих секций. В результате чего он сможет установить контакт с некоторыми одноклассниками. Неплохой идеей будет активное участие в общешкольных мероприятиях, которые сближают детей и помогут ему обрести уверенность в себе.

.В особо сложных случаях, если Ваш ребенок стал изгоем в классе – привлеките к проблеме учителей и школьных психологов. В этом случае профессиональная помощь будет Вам как нельзя кстати.

И помните:

Ваша любовь и поддержка помогут ребенку справится со сложной ситуацией.

Вывод

Жертвой травли при стечении определенных обстоятельств может стать практически любой ребенок или подросток. Тем не менее, можно выделить наиболее типичные личностные особенности пострадавших: внешние особенности (полнота, недостатки внешности, непривлекательность, плохая одежда, дети с низкой успеваемостью,

плохим поведением, с заниженной самооценкой, не имеющие друзей в группе и трудности в выстраивании и поддержании близких отношений со сверстниками. Объектами травли также могут стать дети, принадлежащие к этническому, национальному меньшинству.

Список использованной литературы:

1. Е. И. Лернер. Я не дам себя обижать. - Академический проект, 2001.

2. И. Ю Млодик Школа и как в ней выжить : взгляд гуманистического психолога. - М. Генезис,2011.

3. Э. Руланн. Как остановить травлю в школе. - М. Генезис,2012.

Публикации по теме:

«Сказки Ситцевой Страны. Часть 3. Учат в школе, учат в школе…» Экологическая сказка для детей старшего дошкольного возраста«Сказки Ситцевой Страны. Часть 3. Учат в школе, учат в школе…» Экологическая сказка для детей старшего дошкольного возраста Весной шли у нас в группе два проекта, про которые я уже писала в своем блоге. Один проект к Дню детской книги, а второй к году Экологии.

Дистанционная рекомендация родителям для детей подготовительной к школе группе по теме недели «Космос»Дистанционная рекомендация родителям для детей подготовительной к школе группе по теме недели «Космос» Цель: формирование у детей представлений о космическом пространстве, Солнечной системе и ее планетах, освоении космоса людьми. Задачи:.

Дистанционная рекомендация родителям для детей подготовительной к школе группе по теме недели «Пасхальные чудеса»Дистанционная рекомендация родителям для детей подготовительной к школе группе по теме недели «Пасхальные чудеса» Уважаемые родители! Пасха для детей – это, прежде всего, знакомство с историей, которую они, возможно, еще не до конца понимают и воспринимают.

Дистанционная рекомендация родителям для детей подготовительной к школе группе по теме недели «Великий День Победы»Дистанционная рекомендация родителям для детей подготовительной к школе группе по теме недели «Великий День Победы» Важно! Родители детей, должны тесно сотрудничать с воспитателями детских садов, чтобы при комплексном подходе не только расширить познания.

Фотоотчет «LEGOконструктор — первый помощник в подготовке к школе» с детьми подготовительной к школе группыФотоотчет «LEGOконструктор — первый помощник в подготовке к школе» с детьми подготовительной к школе группы Фотоотчет «LEGOконструктор – первый помощник в подготовке к школе» с детьми подготовительной к школе группы. Успех системе дошкольного.

Классный час в начальной школе «Правила поведения в школе» Тема классного часа: ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В ШКОЛЕ Цель: закрепить знания детей о правилах культурного поведения в школе. Задачи: 1. Формировать.

Консультация для педагогов «Коммуникативная готовность детей к школе» .

Консультация для педагогов «Направления совершенствования процесса обучения в специальной (коррекционной) школе» В настоящее время можно выделить 4 основных направления совершенствования процесса обучения детей с ОВЗ с применением программно-методических.

Речевая готовность ребёнка к обучению в школе. Консультация для педагогов и родителей Готовность или неготовность ребёнка к началу школьного обучения во многом определяется уровнем его речевого развития. Это связано с тем,.

Стихотворение-рекомендация для родителей «Кризис 3-х лет»Стихотворение-рекомендация для родителей «Кризис 3-х лет» Кризис 3-х лет. Здравствуйте, я Мельник Миша, Я пришёл Вам рассказать, Как мы с мамой моей Катей Будем кризис преодолевать! Мама книжки.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методическая рекомендация «Травля в школе, феномен насилия и буллинга в школе» для педагогов и родителей
Опубликовано: 8 октября 2020 в 18:13
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методическая рекомендация «Травля в школе, феномен насилия и буллинга в школе» для педагогов и родителей» (включая файлы) размещена пользователем Елена Цыганок в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. К этому времени в большинстве российских регионов устанавливаются морозы, и водоемы...

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД