Людмила Зезера
Значение игр на развитие мелкой моторики
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность.
Движения рук – это основа для формирования навыков самообслуживания у детей. Уровень развития тонкой моторики является одним из важных показателей готовности ребенка к обучению в школе. Движения пальцев рук влияют на развитие моторной функции речи и стимулируют развитие других психических функций – мышления, памяти, внимания.
Проблема.
Оказывается, что у большинства современных детей отмечается общее моторное отставание, в особенности у детей городских.
Темочки:
- Игры для детей. Роль и значение детских игр в развитии детей
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Мелкая моторика
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Темочки
Следствие слабого развития общей моторики, и в частности - руки, общая неготовность большинства современных детей к письму или проблем с речевым развитием. С большой долей вероятности можно заключать, что если с речью не все в порядке, это наверняка проблемы с моторикой.
Новизна.
Мелкую моторику рук развивают:
-различные игры с пальчиками, где необходимо выполнять те или иные движения в определенной последовательности;
-игры с мелкими предметами, которые неудобно брать в ручку (только под контролем взрослых);
-игры, где требуется что-то брать или вытаскивать, сжимать - разжимать, выливать - наливать,
-насыпать - высыпать, проталкивать в отверстия и т. д. ;
-застегивание и расстегивание молний, пуговиц, одевание и раздевание и т. д.
-изобразительная и творческая деятельность
Мелкую моторику рук развивают также физические упражнения. Это разнообразное лазание (на спортивном комплексе, по лесенке) и т. д. Такие упражнения укрепляют ладони и пальцы малыша, развивают мышцы. Малыш, которому позволяют лазать и висеть, лучше осваивает упражнения, направленные непосредственно на мелкую моторику. Хорошим средством для развития мелкой моторики являются пальчиковые игры. Пальчиковые игры - это культурное наследие. Очень часто в них используют русские народные потешки, загадки, скороговорки, стишки, которые легко переложить на пальцы. Пальчиковые игры очень увлекательны, они способствуют развитию речи, умению управлять своими движениями, развивают воображение, активизируют моторику рук. Пальчиковые игры - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и т. д. Оптимальный вариант развития мелкой моторики - использование физкультминуток. Физкультминутки, как элемент двигательной активности, я предлагаю детям для переключения на другой вид деятельности, снятия нагрузки, связанной с сидением на одном месте.
Игры с предметами.
Игры с дополнительными материалами – такие как: прищепки, верёвочки, мячи, шарики, орехи, нитки и другое повышают интерес детей, внимание становится более устойчивым, а поэтому результата в развитии мелкой моторики я добиваюсь быстрее. Каштаны и грецкие орехи я использую для катания ладошкой по столу или другой поверхности, а также между ладонями. Такое занятие - дополнительный массаж ладошек и улучшение координации движения рук. Также орехи я использую для перекладывания и удерживания их между пальцев. Такая тренировка отлично развивает подвижность пальцев, улучшает мелкую моторику. Мозаика, конструктор, разные картинки— бесценный материал для развития внимания, мышления ребенка— способствуют интенсивному развитию движений пальцев рук.
Ещё один из способов развития мелкой моторики - это застёгивание и расстёгивание различных застёжек, пуговиц, кнопок, молний. Этот способ влияет на тренировку пальцев, совершенствует ловкость рук.
Успешное развитие мелкой моторики пальцев рук происходит в разных видах изобразительной деятельности - лепке, рисовании, аппликации, конструировании. Занятия этими видами деятельности способствуют развитию восприятия, чувства цвета. Занятия творчеством имеют большое значение в развитии ребёнка. Они не только формируют представление детей об окружающем мире, развивают творческие способности, эстетическое восприятие, закрепляют знания детей о сенсорных эталонах, развивают внимание, мышление, но и развивают моторику кистей рук.
Тестопластика. Работа с этим материалом приносит огромное удовольствие детям. Тесто можно рвать, тянуть, мять – полный набор тактильных ощущений! На нем остаются замечательные отпечатки от любых предметов – пуговицы, ладошки, расчески, ткани – любой предмет, рельеф которого вам интересен. Оно обладает целым рядом преимуществ: оно не оставляет следов и легко отмывается, безопасно для детей, экологически чистый, натуральный материал, не вызывающий аллергию.
Особую роль играет умение уверенно пользоваться ножницами. Постоянные упражнения: вырезание, аппликация, а также вырезание разных фигурок из старых открыток, картинок - полезное и увлекательное занятие для будущих школьников.
В старшей, подготовительной группе нетрадиционные техники аппликации привлекают детей своей необычностью, заставляют их удивляться. У ребят развивается вкус к познанию нового, исследованию, эксперименту. Эта методика позволяет избегать копирования, так как педагог вместо готового образца демонстрирует только способ действия с нетрадиционным материалом. Это дает толчок развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, выражению индивидуальности, а работа с нетрадиционными материалами еще и очень хорошо развивает мелкую моторику руки ребенка. Ловкие детские руки, а так-же их фантазия, способны привести детей в удивительную страну, где можно познать и пережить одно из самых прекрасных чувств — радость созидания и творчества.
Развитие графической моторики.
В старшей и подготовительной группе, кроме пальчиковой гимнастики, необходимо использовать графические упражнения.
Графические упражнения способствующие развитию мелкой моторики и координации движений руки, зрительного восприятия и внимания. Выполнение графических упражнений в дошкольном возрасте очень важно для успешного овладения письмом.
Особое место здесь занимает штриховка, обведение по трафарету с использованием карандашей. При выполнении штриховки решаются следующие задачи: развитие мелких мышц пальцев и кистей рук, развивается глазомер. Развитие мелкой моторики определяется не только четкостью и красотой изображения линий, но и легкостью и свободой: движения руки не должны быть скованными, напряженными. Правильно соблюдать графические пропорции, писать плавно и симметрично важно для выработки красивого и четкого почерка. Ребенок должен стараться не отрывать ручку от бумаги и не прерывать линию. Рисование по клеточкам по слуховому восприятию.
Упражнения по развитию мелкой моторики приносят тройную пользу ребенку: кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений руки, подготавливают к овладению письмом; формируют у него художественный вкус, что полезно в любом возрасте.
Список литературы.
1. Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. – СПб. : Издательский Дом «Литера», 2005.
2. Гаврина С., Кутявина Н. Развиваем руки - чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. Ярославль, Академия развития, 1998г.
3. Гатанова Н. Развиваю мелкую моторику. С. -П., 2000г.
4. Крупенчук О. Готовим руку к письму. Рисуем по клеточкам. С. -П., Литера, 2005г
5. Анищенкова Е. С. "Пальчиковая гимнастика", изд. АСТ, 2007г.
6. Лыкова И. "Изодеятельность в детском саду"Москва, "ТЦ Сфера", 2004г.
7. Поварченкова З. М., Малышева А. Н. "Аппликация в детском саду" Ярославль, "Академия развития", 2010г.