Папки-передвижки

Конспект занятия по формированию основ гражданственности и патриотизма «Блокада Ленинграда»

Шагалова Елена Николаевна
Конспект занятия по формированию основ гражданственности и патриотизма «Блокада Ленинграда»
▼ Скачать + Заказать документы

Воспитатель: Наше занятие сегодня посвящено Дню снятия блокады Ленинграда, которое отмечается 27 января. Это очень памятная дата для всего народа нашей страны. Раньше этот город назывался Ленинград, а сейчас - Санкт – Петербург.

Ребята вместе с воспитателем оформляют тематическую выставку. После чего, рассматривают стоя изображения и дальнейшая беседа.

Публикация «Конспект занятия по формированию основ гражданственности и патриотизма „Блокада Ленинграда“» размещена в разделах

Воспитатель: В годы Великой Отечественной войны она прошла через многие города нашей Родины. Самый страшный след оставила в Ленинграде. Враг подступал к городу. В нем оставались в основном женщины и дети, потому что все, кто мог держать оружие, ушли на фронт. Город оказался в блокадном кольце. А вы знаете, что такое блокадное кольцо?

Дети: Ответы

Воспитатель: Фашисты хотели уничтожить не только город, но и жителей. Они окружили город со всех сторон, который попал в кольцо. Ленинград оказался блокированным с суши и с моря. Посмотрите, на карту. На что она похожа линия окружения?

Дети: На кольцо

Воспитатель: Правильно на кольцо. Это кольцо называли блокадным. Нельзя было ни в город, ни из города не въехать, не выехать. Враги обстреливали мирных жителей, бомбили город по нескольку раз в день. Ребята, садитесь на стульчики. Я хочу рассказать вам, что происходило в городе Ленинграде, когда его окружили фашисты. В городе оставалось много детей и только одна дорога, по которой можно было вывести больных, детей, раненых и привести муку и крупу.

Этот путь назвали «Дорогой жизни», а проходила она по замершему Ладожскому озеру. Это единственная дорога, которая связывала город со страной. Надо отметить, что Ладога стала спасением зимой, когда лед окреп. Мешки с зерном везли на лошадях и машинах. Враги вели постоянный обстрел. Некоторые машины проваливались под лед, но после бомбежек люди возвращались к машинам и доставали из воды мешки с зерном и мукой. К весне поездки по льду стали опасными: часто машины шли прямо по воде, иногда проваливались. Водителям приходилось снимать дверцы кабины, чтобы успеть выскочить из тонущего грузовика.

Несмотря на все тяготы, Ленинград как мог, из последних сил, продолжал жить и работать.

Для защиты города надо было выпускать мины, снаряды, гранаты, ремонтировать танки и орудия. Работали на станках женщины и даже школьники. Им приходилось работать днем и ночью. Они пешком ходили на работу, потому что движение автобусов, трамваев, троллейбусов было парализовано. Занесенные снегом, стояли они на улицах с выбитыми стеклами, пробитые осколками бомб и снарядов.

Именно так, город продолжал жить. Блокада не могла остановить творческую жизнь города. Поначалу работало радио. На улицах были установлены громкоговорители. С их помощью люди узнавали новости с фронта. Радио было запрещено выключать в квартирах. Ведь, благодаря ему люди узнавали о приближающейся бомбежке. После того, как прекратило вещание радио, в эфире продолжали транслировать только звук метронома, который напоминал звук биения сердца, говорившим людям, что жизнь продолжается. Его еще называют живым биением сердца Ленинграда. Если звук усиливался и становился частым, то это означало начало воздушной тревоги. Когда люди слышали сигнал, то все прятались в бомбоубежище.

Ребята, как вы думаете, что такое «бомбоубежище»?

Дети: Это специальные помещения под землёй, где можно было укрыться от бомбёжки.

Воспитатель: Город был сильно разрушен, погибло много мирных жителей.

В город перестало поступать продовольствие. Отключили свет, отопление, воду. Слишком рано пришла зима. Она была как никогда - очень холодная и суровая! Настали страшные, тяжелые блокадные дни. Их было почти 900.

Жители проявляли стойкость, мужество, всеми силами защищали город.

В домах у горожан паровое отопление не действовало, потому что нечем было топить печи. Не было электричества. Люди в комнатах ставили маленькие железные печки, а в них жгли мебель, книги, деревянные полы, письма, чтобы хоть как- то согреться. Нужно отметить, что даже в самые лютые морозы люди не тронули в городе ни одного дерева. Они сохранили сады и парки для нас с вами.

В домах, кроме электричества, не работал и водопровод. Потому что от сильных морозов вода в нём замёрзла. Людям очень трудно было доставать воду. За ней нужно было ходить на реку Неву в мороз и стужу. Еле живые люди спускались за водой. На саночки ставили вёдра, бидоны и набирали воду из проруби, а потом еле-еле везли домой.

В блокадном городе катастрофически не хватало хлеба. Каждому жителю выдавались специальные карточки. По ним можно было получить свою норму хлеба. Предлагаю окунуться в атмосферу того времени. Давайте вместе оформить стенд «Блокадный хлеб».

Дети вместе с воспитателем оформляют стенд на мольберте, раскладывают расфасованные кусочки хлеба на поднос. После чего воспитатель продолжает.

Норма хлеба снизилась в 5 раз, на карточку-талон выдавался кусочек хлеба жителю блокадного Ленинграда - 125 грамм, его было очень мало и многие умирали от голода.

Дети: стоя рассматривают карточки

Воспитатель: Потеря такой карточки, было подобно смерти. Ее никто не восстанавливал. Ребята, вот у меня весы и порезанная буханка хлеба. Давайте взвесим каждый кусочек и расфасуем по пакетикам.

Дети вместе с воспитателем взвешивают хлеб.

Воспитатель: Посмотрите, каждый кусочек оказался весом примерно 28 г. Кусочек такого же размера в блокаду весил 125 г.

Дети: Почему тот блокадный кусочек был тяжелее?

Воспитатель: Потому что блокадный хлеб был иным по составу. Его выпекали с примесями ячменной, овсяной, соевой муки. Даже добавляли бумагу, клей, разную траву! Вот дети, какое тяжелое испытание выпало Ленинградцам. До сих пор в этом городе сохранилось особое отношение к хлебу. Теперь вам понятно, почему мы должны относимся бережно к хлебу?

Дети: ответы

Воспитатель: Правильно, потому что только маленький кусочек хлеба спас много жизней. Нам всем нужно уважительно относиться к хлебу.

Воспитатель: Да, сейчас у нас всегда много хлеба на столе. Каких только видов нет! Он всегда такой вкусный, мягкий, с хрустящей корочкой. Все же, мы должны помнить, что хлеб нельзя крошить, нельзя оставлять недоеденным. Ребята, давайте воспроизведем картину прошлых лет «Выдача хлеба». Я предлагаю, чтобы вы встали в очередь и, отдавая карточку, получили свой кусочек хлеба, а София вам будет его выдавать.

Дети воспроизводят эту ситуацию.

Дети: Можно его съесть за обедом?

Воспитатель: Конечно, а теперь снова присядьте на стульчики. Ребята, а дети блокадного Ленинграда тоже ходили в детский сад, ученики ходили в школу на занятия. Только сидели и спали они одетыми. Для того, чтобы помочь детям пережить эти страшные дни, взрослые, как могли, устраивали праздники на Новый год и дарили радость. И самым дорогим подарком были не игрушки, а малюсенький кусочек сахара!

На конец, после долгой зимы в Ленинград пришла весна. Голодные люди съедали свежие зеленые листочки с деревьев, траву на лужайках. Чтобы хоть как-то выжить, местные жители превращали свои чудесные городские парки и сады в огороды с неуклюжими грядками. Они выращивали на них овощи, чтобы не умереть с голода.

Воспитатель: Весной 1942 года жители Ленинграда стали носить на одежде «Блокадную ласточку». Этот символ стал ответом на заявление немецкой пропаганды. Люди очень ждали хороших вестей с фронта, от своих родных. Таким образом «блокадная ласточка» для жителей осажденного Ленинграда стала символом надежды. Ребята, предлагаю пройти за столы. Давайте вырежем раскрасим этот трогательный символ блокады.

Дети: вырезают и раскрашивают ласточек, крепят их на палочки. (остаются сидеть за столами, воспитатель продолжает)

Воспитатель: Спустя 872 дней 27 января 1944 года наши войска прорвали кольцо блокады. Это был великий день! За мужество, храбрость многих наградили медалями «За оборону Ленинграда», другие были награждены медалями «За доблестный труд в годы Великой Отечественной Войны». Дети: Рассматривают альбом с наградами.

Воспитатель: Подвиг, совершенный ленинградцами в годы блокады, навсегда останется в памяти народа. На том месте, где было прорвано кольцо блокады, сейчас установлен памятник, который называется «Разорванное кольцо», а также установлен «Цветок жизни» — мемориальный комплекс, входящий в Зелёный пояс Славы; создан в память о погибших детях блокадного Ленинграда.

Дети: рассматривают иллюстрации памятников, также фотографии мемориала Тани Савичевой в рабочем поселке Шатки, мемориала «Трагедия народов» на Поклонной горе в г. Москве.

Воспитатель: Сегодня мы с вами говорили об одной из трагических страниц в истории нашей страны - о жизни в блокадном Ленинграде, узнали о «Дороге жизни». Ребята, какие чувства вызвала у вас наша беседа? Для чего была проложена «Дорога жизни»?

Дети: Ответы

Воспитатель: Что нового вы сегодня узнали?

Дети: Ответы

Воспитатель: Что вас сегодня огорчило? Что вы запомните навсегда?

Дети: Ответы

В :Молодцы, ребята.

Публикации по теме:

27 января — День снятия блокады Ленинграда Тематическая беседа «Блокада Ленинграда» в старшей группе детского сада27 января — День снятия блокады Ленинграда Тематическая беседа «Блокада Ленинграда» в старшей группе детского сада Цель: - расширить представление детей о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда. Задачи: - Познакомить детей с жизнью людей в.

Конспект занятия по формированию основ безопасности в группе раннего возраста «Пожар в лесу»Конспект занятия по формированию основ безопасности в группе раннего возраста «Пожар в лесу» Конспект занятия по формированию основ безопасности в группе раннего возраста «Пожар в лесу» Цель: формировать понятие о пользе и вреде.

Конспект занятия по формированию основ ЗОЖ в старшей группе «Что мы знаем о здоровье»Конспект занятия по формированию основ ЗОЖ в старшей группе «Что мы знаем о здоровье» Занятие проводится в форме игры «Что? Где? Когда?». Программное содержание: закрепить представления о правилах ухода за телом, о значении.

Конспект занятия по основам гражданственности и патриотизма с детьми 3–4 лет «Блокадный Ленинград»Конспект занятия по основам гражданственности и патриотизма с детьми 3–4 лет «Блокадный Ленинград» Цель: ознакомление детей с историческим моментом нашей страны – Великой Отечественной войной, блокадой Ленинграда (Санкт – Петербурга).

Конспект занятия по основам гражданственности и патриотизма с детьми 3–4 лет «Масленица у ворот, за собой весну ведёт»Конспект занятия по основам гражданственности и патриотизма с детьми 3–4 лет «Масленица у ворот, за собой весну ведёт» Цель: приобщение детей младшего дошкольного возраста к народным праздникам и традициям. Задачи: познакомить детей с русским народным.

Конспект занятия по основам гражданственности и патриотизма с детьми 3–4 лет «Мы разные, но мы вместе»Конспект занятия по основам гражданственности и патриотизма с детьми 3–4 лет «Мы разные, но мы вместе» Цель: формировать у детей дошкольного возраста интерес и уважение друг к другу; развивать речь, внимание, память, мышление, любознательность;.

Конспект занятия по основам гражданственности и патриотизма с детьми 3–4 лет «Зажги синим»Конспект занятия по основам гражданственности и патриотизма с детьми 3–4 лет «Зажги синим» (к Всемирному Дню распространения информации о проблеме аутизма). Цель: воспитание толерантного отношения друг к другу. Задачи: расширить.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по формированию основ гражданственности и патриотизма «Блокада Ленинграда»
Опубликовано: 21 июля 2024 в 10:02
+31Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия по формированию основ гражданственности и патриотизма «Блокада Ленинграда»» (включая файлы) размещена пользователем Шагалова Елена Николаевна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД