Валентина Крушанова
Конспект занятия «Лепка посуды из глины. Кружка» для детей с ОВЗ
Данный материал будет интересен и полезен воспитателям детских садов, педагогам дополнительного образования, инструкторам по труду социально-реабилитационных центров.
Данное занятие подходит для детей с ограниченными возможностями здоровья. Трудовое обучение- важный этап социализации. Одним из направлений такого обучения являются занятия керамикой и гончарным делом.
План - конспект занятия
Тема занятия: «Изучение приемов лепки из глины в жгутовой технике. Изготовление кружки»
Цель занятия
Публикация «Конспект занятия „Лепка посуды из глины, Кружка“ для детей с ОВЗ» размещена в разделах
- Глина. Поделки из глины
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Посуда. Все о посуде для детей
- Посуда. Конспекты занятий, НОД
- Посуда. Лепка, занятия с пластилином
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2023
- Формирование социально-трудовых навыков у детей с ОВЗ;
- Формирование у детей представления о связи эстетических и функциональных качеств посуды;
- Совершенствование навыков работы с глиной;
- Развитие творческого воображения детей.
Задачи занятия:
Коррекционно- развивающие:
- развитие мелкой моторики, координации движения рук, глазомера;
- развитие пространственного мышления, чувства формы, пропорции;
- развитие навыков лепки из глины;
- развитие представлений об окружающем мире, тема «посуда»
Воспитательные
- формирование интереса к декоративному-прикладному искусству;
- воспитание аккуратности, трудолюбия, умения доводить задуманное до конца;
Образовательные:
- знакомство с историей керамики и народных промыслов;
- изучение приемов лепки в жгутовой технике
Материально-техническое обеспечение:
Глина, шликер, стеки, влажная ткань, губка, гипсовая форма, наглядные пособия (иллюстрации посуды, готовые изделия, фартук.
План занятия
1. Организационный. Подготовка материалов и инструментов к уроку (5 мин).
2. Введение. Вступительное слово педагога, определение темы занятия (5 мин).
3. Ознакомление с новым материалом. Изложение нового материала (5мин).
4. Самостоятельная работа. Практическая работа (20мин).
5. Подведение итогов урока. Анализ работ детей(5мин).
6. Уборка рабочих мест.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Приветствие, проверка рабочих мест и готовности, повторение правил безопасности при работе в гончарной мастерской.
2. Введение.
Дети сидят за столом, для введения в тему педагог предлагает отгадать загадки.
1. Суп нам варит в ней бабуля,
На столе стоит (кастрюля)
2. Суп, салат, пюре, котлеты
Подают всегда в … (Тарелке)
3. А на чай и простоквашу
Подставляй, дружочек, … (Чашку)
4. Она и жарит и печет.
Не приготовить нам еды без кухонной (сковороды).
5. На плите – кастрюль начальник.
Толстый, длинноносый (чайник)
Педагог: Молодцы! Как можно назвать все предметы, которые мы отгадали, одним словом? (Посуда). Ребята, как думаете, из чего делали посуду в древности? (из глины).
3. Ознакомление с новым материалом
Педагог: В древности посуду делали из глины. Люди заметили, что изделие, побывавшее в огне- становится крепким и водонепроницаемым, что делает его пригодным для приготовления пищи и ее хранения. Глиняные изделия, прошедшие обжиг, называются керамикой. Существуют разные способы ручной лепки- одним из них является лепка в жгутовой технике. Это один из самых древних методов изготовления керамики, изобретенный задолго до появления гончарного круга.
(демонстрация иллюстраций и изделий, созданных в данной технике)
Сегодня мы с вами сделаем кружки в данной технике.
Для начала нам с вами нужно будет раскатать много глиняных «колбасок»-жгутов. Что бы они не высыхали, их необходимо накрыть влажной тканью. Затем из жгутов мы соберем основу кружку, сформируем ручку и украсим изделие декором.
4. Практическая часть.
В ходе выполнения практической части необходимо учитывать индивидуальные особенности детей. Для детей с ментальными нарушениями важно продемонстрировать на практике каждый этап выполнения работы, давать простые и четкие инструкции.
Для детей с нарушениями координации движений рук, слабо развитой моторикой можно использовать «болванки» - гипсовые формы, стаканы, обёрнутые тканью. Это позволит сохранить форму сосуда в процессе лепки
Педагог: Итак, приступим. Для работы нам понадобится кусок подготовленной глины, небольшой отрез ткани, стек.
Первый этап- формирование жгутов. Для этого берем небольшой кусочек глины, скатываем из него шарик, кладем его на ткань и раскатываем жгут (колбаску). Толщина примерно 1 см. При необходимости работа проводится «рука в руку». Готовые жгуты накрываем влажной тканью или пакетом.
Формируем дно сосуда: скручиваем жгут по спирали, чтобы получилось дно. Заглаживаем донышко, чтобы кольца спирали соединились (от центра к краям и обратно).
Формируем стенки сосуда, накладывая по кругу жгуты. Каждый виток необходимо смазывать шликером (жидко разведенной глиной). Витки должны плотно прилегать друг к другу.
Выравниваем стенки. Аккуратно пальцами заглаживаем стенки вертикальными движениями изнутри и снаружи, соединяя витки жгутов между собой. Работая внутри кружки, можно воспользоваться деревянным стеком, уделяя особое внимание месту соединения донышка и стенки. Заглаживаем все влажной губкой. Выравниваем край кружки.
Формируем ручку из жгута. Придав желаемую форму, прикрепляем к кружке. Предварительно на место соединения ручки и кружки, наносим насечки шилом, смазываем шликером и тщательно примазываем. Укрепляем места соединения тонким жгутиком, обернув его вокруг ручке в месте стыка. С помощью деревянного стека примазываем жгутик к ручке и телу кружки. Заглаживаем все влажной губкой.
Финальный этап: декорирование кружки. При необходимости кружку можно подсушить феном. Нанесение рисунков, оттисков по желанию.
5. Подведение итогов урока.
После завершения работы оформляется выставка работ. Подводятся итоги урока: - Что узнали нового? - Какие приемы лепки вы использовали, создавая свое изделие. - А возникали ли трудности во время работы? Как вы их решали? Теперь кружки должны высохнуть и пройти обжиг в муфельной печи, после чего их можно будет покрыть глазурью.
6 .Уборка рабочих мест.