Сердюк Ольга Николаевна
Методическая разработка занятия «Фольклор. Колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки»
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая разработка занятия «Фольклор.
пестушки, потешки,прибаутки»
Знакомство с жанром «Фольклор»
Март, 2016 год
Ознакомление детей с художественной литературой старшего дошкольного возраста
Сердюк Ольга Николаевна, воспитатель МДОУ д/с «Солнышко» Черепановского района, р. п. Дорогино
Публикация «Методическая разработка занятия „Фольклор, Колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки“» размещена в разделах
- Колыбельные песни
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народная культура, фольклор
- Песни. Все материалы на тему песен
- Потешки для детей
- Потешки. Конспекты занятий
- Фольклор. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Цель: Познакомить дошкольников с понятием «фольклор», с видами устного народного творчества.
Задачи:
Образовательные:
- дать знания об этом виде жанра, истории возникновения «фольклора»
- закрепить знания о многообразии потешек, пестушек, прибауток, колыбельных песнях
Развивающие:
- способствовать формированию интереса к устному народному творчеству.
- развивать элементы творчества, учить использовать прочитанное в других видах деятельности (игровой, продуктивной в общении)
- развивать самостоятельность и инициативу, художественно- эстетический вкус
- дать информацию о важности знаний этого жанра
Воспитательные:
- воспитывать умение слушать и понимать произведения этого жанра, выражать эмоции
- воспитывать дружелюбие и любовь к окружающему.
Используемые технологии: ИКТ
Материалы и оборудование: иллюстрации «мать и дитя», различные книжки с потешками, колыбельными песнями, пестушками, прибаутками, костюмы «курицы и кошки»
Ход занятия : под музыку входит курица и кошка.
-Доброго здравия, Вам, гости дорогие (кланяются). А зовут нас курочка Рябушечка и Кисонька -Мурысенька. А пришли мы к вам в гости, чтобы рассказать о творчестве нашем народном.
-Как у нас на Руси уж давно повелось,
Чтобы весело всем и счастливо жилось,
Чтоб не плакал никто и никто не скучал
Сам народ для себя песни-шутки слагал.
Наши дедушки,бабушки, нам говорили,
Как плясали они хороводы водили.
Как смеялись, шутили, песни звонкие пели
Своих деток учили петь еще с колыбели!
Кисонька: - А вы знаете что такое фольклор (ответы детей)
Хотите послушать? Ну тогда слушайте!
Нет на свете ни одного человека, которому бы не нравилось многообразие детских колыбельных песен, различных потешек и пестушек, шуток и прибауток. В них можно найти всё- непосредственность, грусть и напевность. И, наверное, самое главное, что привлекает в них нас всех так это неповторимое ощущение чего -то родного, теплого, светлого.
Итак, фольклор-это устное народное творчество. Произведения устного народного творчества создавались всем народом, но народные песни и сказки, разные прибаутки и потешки, поговорки и пословицы, не могли складываться сами собой, без автора. Каждое произведение выдумывал или создавал какой-нибудь рассказчик. Имя этого рассказчика никем не запоминалось, но иногда это произведение было таким удачным, что люди услыхав его, сразу запоминали и передавали его из уст в уста. Поэтому эти произведения и приживались в народе.
Фольклор включает в себя очень много жанров, но мы хоти вас познакомить сегодня только с малыми жанрами, такими как колыбельные,пестушки, потешки и прибаутки.
Колыбельные песни-это особые песни, с помощью которых мамы убаюкивали своих деток. Колыбельные песни-это главная песня в мире, она является началом всех человеческих песен. Для каждого младенца и колыбельная песня своя, потому что каждому младенцу ее поёт родная мать, поэтому считалось, что эта песня являлась оберегом для этого ребенка.
Колыбельные песни несут в себе ласку, нежность, успокоение, душевный покой
Колыбельная песня-это как бы руки мамы, обнимающие ребенка и не допускающие проникновение зла.
Курочка: Послушайте колыбельную песню
Котя-Котенька-коток,
Котя-серенький хвосток,
Приди, котя, ночевать
Нашу деточку качать.
Уж как я тебе,коту
За работу уплачу,
шубку новую сошью
Да сапожки закажу
Дам кувшин молока
И кусок пирога.
Ешь ты, котя, не кроши
Котя, больше не проси
-Дети, а вы сможете спеть какую-нибудь колыбельную песню (дети по желанию поют)
-Ребята, а вы знаете что у каждого произведения есть свой автор?
-А кто же создал колыбельные песни (Ответы детей)
-Скорее всего, колыбельная песня когда-то была придумана чьей-то мамой или няней, только мы не знаем их имен.
Затем эта песня переходила от мамы к дочке, а от дочки к ее дочке.
Один человек сочинил, другой услышал, запомнил, добавил что-то свое и передал третьему, так и сохранились колыбельные песни до наших дней. А вы знаете, что колыбельные песни создаются и в наше время, их можно услышать по телевидению или радио.
-А в какой же детской передачи можно услышать колыбельную песню ( ответы детей:спокойной ночи,малыши)
Кисонька: за колыбельными песнями в жизнь ребенка приходят и пестушки.
Пестушки-это еще один жанр русского народного творчества, предназначенный для самых маленьких детей.
Пестушки-это короткие песенки и стишки, которыми сопровождается движение ребенка в первые месяцы жизни.
Проснется младенец, потягивается, его гладят по животику и нараспев приговаривают :
Цыпа-цыпа-цыпочка!
Встанем мы на цыпочки
Ручки вверх потянем
Бо-о-льше, вы-ы-ше станем!
Тянем,тянем ушки
Прямо до макушки
По-тя-гушки, по-тя-гушки!
Курочка: Послушайте пестушку и скажите для чего она нужна?
Цыть,цыть,не плачь,
Неси котик калач
Недалеко на мостике
Несет калач на хвостике
(ответы детей)
-Вспомните, какими словами, вас успокаивают когда вы плачете?
-Какими словами успокаивают малыша в прочитанной пестушке?
-Как вы думаете, а для чего придумывали пестушки? Кто же в них особенно нуждался? (ответы детей)
Физ. минутка-пестушка :
Ходит котик с веничком (шагают на месте)
Подметает семечки (метут влево)
Подметает крошки (метут вправо)
Да кладет в лукошко (складывают)
Кормит он птичек голубей, синичек (посыпают крошки щепотью)
А ты крошки собери,
Тоже птичек покорми (кидают вверх крошки)
Кисонька: А вот потешки они всегда забавные. Они учат детей различать звуки близкие по звучанию, ритмичность и плавность речи, ее интонацию и выразительность, учат улавливать повышение и понижение голоса. Для детей по старше использовались потешки для утешения и развлечения. Запоминая слова и сочетающиеся с ними движения, ребенок тренирует память и мелкую моторику, запоминает название частей тела, животных и многое другое.
Курочка: Давайте вспомним любую потешку (дети называют)
А послушайте мою потешку :
Здравствуй. Солнышко!
Как цветочек мой спал?
Как по маме скучал?
Сейчас на ручки возьму,
Прямо к сердцу прижму
Поцелую, обниму
К небу сына подниму.
-Дети, а что я сейчас сделала? (рассказала потешку)
-А о ком идет речь (о малыше)
-А кто к нему обращается (мама)
-Как нужно читать эту потешку? (ласково, с любовью)
А теперь давайте по играем?
Я буду задавать вопросы, а вы отвечайте. И Кисонька- Мурысенька тоже
Кисонька- Мурысенька,
Ты где была?
-На мельнице
-Ксонька-Мурысенька
Что там делала?
-Муку молола.
-Кисонька-мурысенька,
Что из муки пекла?
-Прянички.
-Киснька-Мурысенька,
С кем прянички ела?
-Одна
-Не ешь одна! Не ешь одна!
-Ребята, какие слова вам не понятны?
-Для каких ребят придумана эта потешка-шутка (для жадных)
-А как вы догадались (Кисонька-Мурысенька все съела одна)
-С какой интонацией вы произнесли последние слова (с наставлением и укором за жадность)
Кисонька: Что же такое прибаутки? Оказывается это один из самых интересных жанров детского фольклора. В народе их называют «забавушки», прибаутки созданы для развлечения малых деток.
Курица: Послушайте прибаутку.
Пошёл котик на торжок,
Купил котик пирожок,
Пошел котик на улочку
Купил котик булочку
Самому ли есть?
Или Бореньке снесть
Я и сам укушу,
Да и Бореньке снесу.
Итог: Что нового вы сегодня узнали?
-Что вам особенно понравилось, запомнилось?
-Что же это такое устное народное творчество?
- как давно это творчество было придуманно?
- назовите одну прибаутку, пестушку, потешку и колыбельную песню.