Шеронова Елена Робертовна
Конспект ОД «Эта удивительная вода!»
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация:
Этот конспект познавательного занятия, направленный на ознакомление и закрепление свойств воды, развития любознательности у старших дошкольников; вовлекает детей в элементарную исследовательскую деятельность по изучению качеств и свойств воды.
ОД (тема) «Эта удивительная вода!»
Программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой
Возраст: Старшая группа
Основная образовательная область Познавательно- речевое развитие
Интегрированные образовательные области Социально-коммуникативное;
Публикация «Конспект ОД „Эта удивительная вода!“» размещена в разделах
речевое развитие; познавательное; физическое развитие; безопасность.
Форма проведения Образовательная ситуация с элементами игры и экспериментирования
Цель Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования с водой.
Программные задачи
Воспитательные Воспитывать бережное отношение друг к другу и окружающим; бережное отношение к воде как природному ресурсу.
Развивающие Ознакомить детей со свойствами воды: прозрачная, чистая, мокрая, грязная;
доставить детям эмоциональное удовлетворение от игровой деятельности. Учить анализировать, делать умозаключения; иметь свое мнение.
Образовательные Развивать речь детей, обогащая словарный запас; формировать коммуникативные навыки, необходимые для общения; развивать тактильные ощущения.
Предполагаемый результат: Развитие познавательной деятельности детей; самостоятельное решение поставленных задач.
Индивидуальная работа: Купание куклы, стирка белья; игры с игрушками в воде; наблюдение за комнатными растениями; чтение стихов о воде.
Словарная работа: прозрачная, чистая, мокрая, грязная
УМК: «Мин минем кул юам!»- закрепление правила мытья рук (на татарском языке).
Предварительная работа: Наблюдение во время прогулок за явлениями природы: дождь, снег, лед, туман, иней, сосульки; чтение энциклопедии для любознательных «Почемучка», «Обо всем», наблюдение за комнатными растениями; купание куклы, стирка белья; игры в воде.
Методические приё мы: Наглядные – схема - картина «Круговорот воды в природе»;
словесные – загадка, беседа, рассказ, вопросы;
практические – опыты с водой.
Оборудование: Картинка «Круговорот воды в природе», вода - по 200 мл на каждый стол, прозрачные стаканчики по 2 штуки на ребенка, ложки, трубочки, салфетки, камешки, гуашь, кисточки, сахарный песок, соль, масло пихтовое, отвар ромашки, 2 сырых яйца, сосуды разной формы, кусочки льда, аудиозапись «Звуки воды».
Организация детей: 1, 4 части ОД – свободная, 2 часть – стоя в полукруге, 3 часть – за столами.
Ход образовательной деятельности
I. Организационный момент
Воспитатель и дети входят в зал, садятся полукругом на подушки.
Воспитатель: - Ребята, сегодня мы поговорим об одном из важнейших веществ в природе, без которого невозможна жизнь на Земле. Я вам сейчас загадаю загадку, а вы попробуйте отгадать, о каком веществе пойдёт речь.
«Я и туча, и туман,
И ручей, и океан,
И летаю, и бегу,
И стеклянной быть могу» (вода).
Ответы детей.
II. Основная часть
- Правильно, сегодня мы будем говорить о воде.
Воспитатель:- - Как вы думаете, для чего всему живому на земле нужна вода?
Ответы детей.
- Воды тратится много. Как вы думаете, как пополняются запасы воды? Чтобы это узнать, посмотрите на эту схему («Круговорот воды в природе»).
Солнце нагревает воду, и вода превращается в пар. В виде пара крошечные, невидимые капельки влаги поднимаются в воздух. Чем выше поднимается пар, тем холоднее становится воздух. Пар снова превращается в воду. Когда капелек становится много, они становятся тяжёлыми для облака и выпадают дождём на землю.
III. Опытно-исследовательская деятельность.
Воспитатель: - Сейчас пойдемте в лабораторию и приступим к нашим исследованиям. Предлагаю вам заняться исследованием воды. Вы знаете, кто такие исследователи?
Ответы детей.
( Перед проведением опытов напоминаю детям о технике безопасности во время работы с водой: аккуратно пользуйся емкостью для воды, своевременно поддерживай порядок на рабочем столе, подтирай разлившуюся на стол воду).
Опыт №1 «Вода – это жидкость, которая не имеет вкуса, цвета, запаха».
Цель: Подвести детей к пониманию того, что вода- это жидкость, которая не имеет вкуса, цвета, запаха.
Воспитатель: Возьмите стакан с водой и налейте ее в другой стакан. Почему вода льется? Вода жидкая или твердая?
Вывод детей: Вода жидкая – течет.
Воспитатель: - Попробуйте воду на вкус. Есть ли у нее вкус?
Ответы детей.
Положите в один стакан сахарный песок,
в другой – немного соли. Какой на вкус стала вода?
(соленая, сладкая). Пряча в себе соль и сахар, вода не даёт их увидеть, не даёт потрогать и взять назад, но при этом она хранит их в себе. Она является растворителем соли и сахара.
Вывод детей: у воды нет своего вкуса, она пресная.
Воспитатель: Опустите ложечки в стаканы с водой. Что увидели в стаканах? Опустите трубочки в стаканы с водой. Почему видны трубочки?
Ответы детей.
Вывод детей: вода прозрачная.
Воспитатель: Сравниваем запах в стакане с обычной водой и водой с добавлением масла пихтового в один стакан и отвара ромашки в другой.
Вывод детей: вода не имеет запаха
Опыт №2 «Вода не имеет формы»
Цель: Подвести детей к пониманию того, что вода не имеет формы.
Воспитатель:- Налейте воду в сосуды разной формы. Имеет ли вода формы?
Ответы детей.
Вывод детей: жидкая вода не имеет формы, она принимает форму того сосуда, в котором находится.
Опыт №3 «Вода меняет цвет»
Цель: Подвести детей к пониманию того, что вода меняет цвет.
Воспитатель: Возьмите кисточки и подкрасьте воду. Опустите в нее камушек. Видите ли вы камушек? Камушек в стакане не видно. Какая стала вода? Ответы детей.
Вывод детей: вода меняет цвет.
Опыт №4 «Лед – твердая вода»
Воспитатель: Снежная Королева сделала нам подарок (показываю лед). Наблюдаем за таянием льда и его превращением в воду. Возьмите кусочек льда в руки. Что происходит со льдом? Почему лед тает? А теперь вытрите руки салфеткой. Какими стали салфетки?
Ответы детей.
Вывод детей: лед – твердая вода.
Ребята, вода в кранах пресная, а почему вода в морях и океанах солёная, ведь реки несут в неё тоже пресную воду?
Когда идёт дождь, он растворяет частицы солей, которые находятся в почве. Ручейки дождевой воды попадают в реки. Течение реки переносит соли в моря. Вода под действием солнца нагревается и выпадает на землю в виде осадков, но вся соль остаётся в море.
Воспитатель:- Ребята, а вы знаете, кто не может жить без воды?
Дети:- Да, вода нужна рыбкам, растениям и нам.
Дети подходят к аквариуму.
Воспитатель:- Правильно ребята, давайте посмотрим на рыбок? (Вместе с детьми наблюдают, как плавают рыбки.) Что делают рыбки?
Дети:- Плавают.
Воспитатель: Давайте и мы с вами поплаваем, как рыбки!
Физминутка «Пять маленьких рыбок»
Пять маленьких рыбок плескались в реке.
(Имитация движения рыб)
Лежало большое бревно на песке.
(Развести руки в стороны)
Первая рыбка сказала: нырять здесь легко,
(Имитация ныряния)
Вторая сказала: ведь здесь глубоко!
(Грозят указательным пальцем)
Третья сказала: мне хочется спать,
(Руки сложить под ухо)
Четвертая стала чуть-чуть замерзать,
(Потереть кистями плечи)
Пятая крикнула: здесь крокодил,
(Руками имитируют пасть крокодила)
Плывите скорее, чтоб не проглотил!
(Убегают)
Воспитатель:- Молодцы, ребята! Мы знаем, что рыбки плавают в воде. А какая вода?
Дети:- Чистая, прозрачная.
Воспитатель:- А можно у рыбок воду забрать?
Дети:- Нет, они погибнут.
Воспитатель:- А хватит ли им одной капельки воды?
Дети:- Нет, рыбкам нужно много воды.
Воспитатель:- Могут ли рыбы жить в грязной, мутной воде?
Дети:- Нет.
Воспитатель: - Грязная вода никому не нужна, - А вы знаете, что в морской воде плавать легче, потому что она может держать предметы на поверхности? Сейчас я постараюсь вам это доказать.
5. Опыт №5 «Соленая вода тяжелее пресной»
- Передо мной на столе стоит банка с пресной водой (т. е. с водой из-под крана, лежат яйца. С ними надо обращаться аккуратно, чтобы не разбить их. Возьму в руки яйцо и опущу в банку с водой. Что случилось с яйцом? (утонуло). Яйцо утонуло, потому что оно тяжелей воды.
- А теперь я сделаю морскую воду. Для этого нужно добавить в банку соль и хорошо перемешать. Опущу туда яйцо. Что с ним произошло? (не тонет). Это доказывает то, что солёная вода тяжелее пресной. Соленая вода удерживает предметы на поверхности. Вот поэтому плавать в море легче, чем в реке.
Заключительная часть. Подведение итога образовательной деятельности.
- А сейчас я покажу вам небольшой фокус. Если подлить в банку с солёной водой немного пресной воды, то мы можем увидеть, что яйцо будет плавать посередине банки. Это происходит потому, что если разбавить солёную воду пресной, она уже не будет такой тяжёлой и яйцо немного опустится вниз.
Воспитатель: Понравилось ли вам заниматься в лаборатории?
Ответы детей
О каком веществе мы сегодня с вами говорили?
Что нового вы сегодня узнали?
Какие свойства есть у воды?
Повторите ли вы дома наши опыты с водой?
Какие свойства есть у воды?
Спасибо ребята, вы все большие молодцы, до свидания!