Папки-передвижки

Экологическое воспитание дошкольников

Зинаида Протасова
Экологическое воспитание дошкольников

В наше время проблемы экологи­ческого воспитания вышли на первый план, и им уделяют все больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными? Причина — в деятельности человека в природе, часто безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, расточи­тельная, ведущая к нарушению эколо­гического равновесия.

Каждый из тех, кто принес и приносит вред природе, когда-то был ребенком. Вот почему так велика роль дошкольных учреждений в экологи­ческом воспитании детей, начиная с раннего возраста. Наша задача — показать родителям необходимость воспитания у детей экологической культуры. В работе с родителями по экологи­ческому воспитанию детей необходи­мо использовать как традиционные формы (родительские собрания, кон­сультации, беседы, конференции, так и нетрадиционные (деловые игры, бюро педагогических услуг, прямой телефон, круглый стол, дискуссии). Но все эти формы должны основы­ваться на педагогике сотрудничества. Работу следует проводить в двух направлениях:

педагог — родитель;

педагог — ребенок — родитель

При выборе форм общения с роди­телями надо помнить: нам следует отказаться от назиданий, надо привле­кать родителей к решению важных проблем, нахождению общих правиль­ных ответов. Например, при органи­зации родительского собрания на тему «Задачи экологического воспита­ния» воспитатель может провести предварительное анкетирование роди­телей с целью выяснения их понима­ния связанных с экологическим вос­питанием проблем. Родительское собрание можно начать с КВН между командой детей и родителей, затем, после ухода детей, проанализировать вместе с родителя­ми данное мероприятие, сделать вы­воды:

— основы  экологического  воспита­ния   направлены   на   формирование ответственного  отношения   к  окру­жающей среде;

— одно дошкольное учреждение без помощи   семьи  ничего   не  сможет сделать:  что 80 % черт характера   ребенка   закладывается   в семье.

Для формиро­вания экологической культуры нужно дать детям элементарные научные зна­ния о природе, поддерживать интерес к познанию окружающего мира, на­учить видеть в обыденном чудесное, в привычном необычное, вызывать эсте­тические переживания (живое пре­красно, сопереживать живым сущест­вам (мы не имеем права уничтожать то, что создала эволюция, природа, а не мы). Одним словом, мы должны закладывать в сознании детей ощуще­ние окружающего мира как дома. Поэтому можно предложить родите­лям серию наблюдений в природе и специальных заданий типа: прислу­шаться к голосам птиц, полюбоваться красками заката. И если подобное предлагать детям и родителям регу­лярно, то они научатся слушать музы­ку «лугов и полей, любоваться трава­ми, насекомыми, птицами — одним словом, пристально вглядываться, всматриваться в жизнь».

Чувство природы является основой экологического — и эстетического — сознания человека. Для этого детей необходимо,  учить тому, как вести себя в природе. Не включать громко музыку, не разорять муравейники, не разорять гнёзда птиц,  и т. д.  Нормы поведения в природе должны быть усвоены каждым ребен­ком.

Лекарственные растения — это общее достояние, это наше богатство, которое надо бережно использовать и охранять. Собирать растения нужно грамотно, со знанием дела. Не разре­шайте детям бесцельно их рвать.

Насекомые опыляют растения, со­здают красоту нашему лугу.    Ловля их — браконьерство. Без бабочек, куз­нечиков, стрекоз, шмелей и пчел наш луг — не   луг.    Не   ловите   бабочек, кузнечиков, стрекоз, шмелей и пчел.

Ягоды— источник пищи не только человека, но и животных. Сборы ягод в букетики дорого обходятся растениям: они долго болеют и даже могут погибнуть. Ягоды, орехи соби­райте так, чтобы не повредить ве­точки.

Важно с раннего детства воспиты­вать у детей чувство непримиримости к фактам безответственного поведе­ния людей, например, не затушенным кострам, оставленному мусору. Им целесообразно противопоставить пра­вильные практические действия: убор­ку мусора, расчистку родников и т. д. Особое внимание надо уделить иско­ренению в некоторых детях стремле­ния мучить животных, убивать их. Для приобретения опыта поведения в природной среде можно использовать экологические ситуации. Например. Дети нашли в лесу ежика и принесли его домой. Хорошо ли это для ежа? (В чужой среде он погибнет: человек не сможет обеспечить ему необходи­мые для жизни условия. Дикое жи­вотное должно жить на воле; значит, ежа надо вернуть в лес. Животные в природе не потерянные и не брошен­ные: они живут своей жизнью.)

Можно использовать и словесные ситуации, которые хорошо предло­жить родителям обсудить дома с детьми. Например. На ваших глазах малыш подбежал к стае голубей и разогнал их.

Дайте оценку этому поступку.

Как бы Вы поступили?

Что надо делать, когда встречаете птиц?

Знаете ли Вы, чем нельзя кормить птиц зимой?

Надо ли помогать птицам? Как?

Нужно ли срывать несъедобные ягоды калины, крушины, рябины без необходимости?

С родителями надо сделать вывод: показателем эффектив­ности экологической образованности и воспитанности являются не только знания и поведение ребенка в приро­де, но и его участие в улучшении природного окружения своей местнос­ти. В этом велика роль взрослого, который своим отношением к природе, своим поведением оказывает силь­ное воздействие на личность ребенка.

Эффективной формой работы с ро­дителями является, например, круг­лый стол «Воспитание доброты к природе».

Можно с прослушивания магнитофонной записи рассказов детей о своих питомцах. Для родите­лей, дети которых проявляют жесто­кость к животным, цель беседы — не навреди. Для родителей, дети которых проявляют равнодушие, цель — заин­тересовать. Поэтому для каждой под­группы родителей целесообразно ор­ганизовать отдельную беседу.

Вопросы к родителям, чьи дети проявляют жестокость по отношению к животным.

1. Имеются ли дома птицы, рыбы, растения?

2. Как относится ребенок к ним в семье, на улице?

3. Проявляет ли сострадание, сочув­ствие?

4. Как Вы сами относитесь к жи­вотным?

5. Какие виды совместной деятель­ности в общении с природой практи­куются в Вашем доме? (Книги, про­гулки, ТСО, труд, уход.)

Вопросы к родителям, чьи дети равнодушны к животным.

1. Имеются ли дома объекты при­роды?

2. Проявляет   ли   ребенок   к   ним интерес?

3. Есть ли у него желание ухажи­вать за ними? Проявляет ли самосто­ятельность в оказании помощи?

4. Задумывались ли Вы над тем, как привлечь внимание ребенка,  вызвать интерес к природе? Что бы Вы предло­жили  для  поддержания  интереса  к природе?

5. Как считаете, влияет ли Ваше поведение на формирование отноше­ния ребенка к природе?

Советы родителям, чьи дети проявля­ют жестокость по отношению к живот­ным.

1. Прочитать книги о природе Бианки, Пришвина, Чарушина, Паустов­ского.

2. Предложить, если дома нет объ­екта природы, его завести и вместе ухаживать.

3. Оказывать   вместе   с   ребенком помощь животным на улице.

Советы родителям, чьи дети равно­душны к животным.

1. Вырастить   в   семье   комнатное растение и зарисовать его (ребенок должен знать цель — подарить кому-то, украсить комнату).

2. Приобрести   игрушку   —   образ животного, обыграть её.

Форму работы, как консуль­тации, например «Использование ху­дожественной литературы в экологи­ческом воспитании дошкольников в семье» Н. Розанова «Муравей Красная точка», «Подземный путешественник»,  «На зелёной иголке». Можно начать с просмотра выставки книг по природе для детей. А Огнева «На лесной поляне», В. Танасийчук «Шестиногие  соседи»  и т. д. Здесь  напо­мнить родителям: прежде чем читать книгу детям, необходимо, чтобы сами родители вначале прочитали ее. Можно на консультации показать родителям сценку, например «Лесные уроки вежливости» расскажут о том, как надо вести себя в природе. После просмот­ра воспитатель может побеседовать с родителями, дать им конкретные со­веты, порекомендовать детям дома делать зарисовки о природе, рассмат­ривать картины и иллюстрации о природе, посмотреть какие-то телеви­зионные передачи и т. д.

Такие формы работы дают возмож­ность продемонстрировать родителям, какие знания о природе есть у детей, показать, что эти знания необходимы для формирования основ экологиче­ской культуры.

Работа с родителями по экологичес­кому воспитанию дошкольников яв­ляется одной из составных частей работы дошкольного учреждения. Только опираясь на семью, только совместными усилиями мы можем решить главную нашу задачу — воспи­тание человека с большой буквы, человека экологически грамотного.

Публикации по теме:

Экологическое воспитание дошкольников .

Консультация для родителей «Экологическое воспитание дошкольников»Консультация для родителей «Экологическое воспитание дошкольников» Экология – в переводе с греческого языка – дом, жилище, местопребывание. Экология — наука, изучающая жизнь различных организмов в их естественной.

Консультация для воспитателей «Экологическое воспитание дошкольников»Консультация для воспитателей «Экологическое воспитание дошкольников» Экологическое воспитание дошкольников. Экологическое воспитание дошкольников по ФГОС — это непрерывный процесс развития детей, направленный.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Экологическое воспитание дошкольников
Опубликовано: 13 августа 2024 в 14:03
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Экологическое воспитание дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Зинаида Протасова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 августа. День Военно-воздушных сил России. Передвижка «Летчики. Авиация России»

12 августа в России отмечается День Военно-воздушных сил, День ВВС.

11 августа. День строителя. Передвижка «Строительные профессии»

Ежегодно во второевоскресеньеавгуставРоссии отмечают День строителя. Строительная профессия — одна из самых важных, ведь строители созидают мир вокруг нас, строят здания, мосты, дороги.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД