Крюкова Галина
Фотоотчет о мини-музее «Выставка одного экспоната «Олимпийский Мишка»
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая разработка
«Выставка одного экспоната»
Музейная педагогика в последние десятилетия приобретает большую популярность в системе дошкольного образования и воспитания — создаются музейные программы, выходят книги, разрабатываются методические рекомендации.
Основной целью музейной педагогики является: приобщение к музеям подрастающего поколения, творческое развитие личности. Поэтому на сегодняшний день музейную педагогику рассматривают как инновационную педагогическую технологию.
Публикация «Фотоотчет о мини-музее „Выставка одного экспоната „Олимпийский Мишка“» размещена в разделах
- Мини-музеи в детском саду
- Музейная педагогика в детском саду
- Олимпиада, олимпийские игры для детей
- Темочки
В музейной педагогике обозначена главная проблема - осмысление подходов к познанию дошкольниками музейного пространства. Общение педагога и детей в музейной среде, традиционно ограничиваемое алгоритмом экскурсий, ныне приобретает более живой, импровизированный характер.
Конечно, в условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Создаются небольшие экспозиции, которые называются «мини-музеями». Часть слова «мини» отражает возраст детей, для которых они предназначены, размеры экспозиции и четко определенную тематику такого музея. Назначение создаваемых мини-музеев — вовлечь детей в деятельность и общение, воздействовать на их эмоциональную сферу.
Немаловажным аспектом является исследование вещей и предметов в окружающей дошкольника предметнопространственной среде. "Диалог" с музейной вещью вне стен музея позволяет обратить внимание воспитанников и на обычные предметы, которые могут дать интересную информацию, например, своим необычным видом, назначением, "говорящими" деталями. Предположения и версии детей способствуют углублению их интереса, а затем и потребности к рассматриванию и обсуждению других предметов уже в экспозиции музея.
Стимулом для развития исследовательской и коммуникативной деятельности детей может стать выставка одного экспоната. В качестве экспоната подойдёт любая вещь, которая несёт в себе историю, может «рассказать» о себе (предметы старины, семейные коллекции, фотографии, вещи из коллекции самого ребенка (любимые игрушки и книги, рисунки и т. д.). Продумайте экспозиционное пространство, чтобы вещь выделялась в помещении, возможно это будет какое-то возвышение или стеллаж. Дополнить выставку можно небольшими деталями, рассказывающими о предмете, но их должно быть немного, чтобы не оттягивать внимание от самого экспоната.
Предложите детям рассмотреть выбранную вещь и побудите их ответить на следующие вопросы:
- Что это? Можно определить для чего создана эта вещь?
- «Какая» она? Исследуйте вещь: обратите внимание на её размер, форму, цвет, материал, декор, надписи, состояние сохранности.
- Кто мог бы использовать эту вещь?
- Представьте место, где бы эта вещь «чувствовала себя как дома»
- Предположите, могла бы эта вещь стать музейным экспонатом?
Внимательно выслушайте ответы детей, уточните почему они решили так, а не иначе. Необходимо выслушать каждого ребёнка. Не стоит сразу давать детям правильные ответы и решения. Позвольте им самостоятельно исследовать вещь, сделать свои выводы, пофантазировать, опираясь на свой опыт.
После того как дети исследовали вещь, высказали свои предположения о её назначении, происхождении, можно рассказать реальную историю предмета. Дальнейшая работа может быть продолжена в виде дидактических игр, мастер классов, путешествий, экскурсий, связанных с этой вещью, её историей и т. д.
Мной была организована выставка одного экспоната «Олимпийский Мишка – талисман XXII летних Олимпийских игр в Москве»
Название выставки: «Олимпийский Мишка – талисман XXII летних Олимпийских игр в Москве»
Цель работы: создать у детей представление о символах Олимпийских игр, как мирного соревнования в целях физического совершенствования людей
Задачи:
- представить детям информацию об Олимпийских играх, в которых участвуют народы всего мира;
- расширять знания детей о символах Олимпийских игр;
- закреплять знания о видах спорта;
- способствовать формированию у детей интереса к занятиям физическими упражнениями через нравственный и эстетический опыт олимпизма
Адресная аудитория: дошкольники 4-5 лет
Основная концептуальная идея:
Олимпийское движение важная часть культуры человечества, и изучение его истории должно стать частью образования любого культурного человека.
Олимпийские принципы проповедуют идеи мира, дружбы, взаимопомощи, командного духа, стремления к достижению поставленной цели, которые созвучны принципам нравственного и физического воспитания.
Сувенир «Олимпийский мишка» — талисман XXII летних Олимпийских игр, проходивших в 1980 году в Москве. Оргкомитет выбрал медведя как символ упорства и силы — качеств, присущих спортсменам. Автором персонажа стал книжный иллюстратор Виктор Чижиков, среди прочих отправивший свой эскиз на конкурс на лучшее изображение мишки.
Атрибутирование вещи:
1. Название предмета - Олимпийский Мишка
2. Источник поступления - неизвестен
3. Подлинник
4. Клеймо «Пролетарий» фарфоровый завод 1976-1991
5. Материал – фарфор
6. Размеры 14,5 х 7,1 х 6,0 см
7. Олимпийский Мишка (Миша) - талисман XXII летних Олимпийских игр в Москве, выполнен из фарфора, коричневого и белого цвета. С золотым поясом и пряжкой из олимпийских колец
8. Назначение предмета - сувенир
9. Время и место создания: 1980 г, посёлок городского типа Пролетарий, фарфоровый завод «Пролетарий»
10. Сохранность вещи хорошая, без сколов и трещин
Экспозиционное пространство:
Выставка одного экспоната проходила в помещении раздевалки группы, на отдельном стеллаже. Экспонат находился на возвышении, имитирующем пьедестал. Сзади были расположены: статья о создании экспоната, эмблема XXII летних Олимпийских игр и логотипы-пиктограммы видов спорта XXII летних Олимпийских игр
Предварительная работа:
Беседа «Что такое Олимпиада?»
Рассказ об истории создания талисмана Олимпиады в Москве
Прослушивание песни «До свидания, наш ласковый Мишка» муз. Пахмутова А. Н., сл. Добронравов Н. Н.
Вопросы, задаваемые детям:
- Как вы думаете, что это?
- Из чего сделан этот предмет?
- Какого Мишка цвета?
- Какого Мишка размера?
- Что позволило вам определить, что это Олимпийский Мишка?
- Как вы думаете, где может находиться такой Мишка?
Возможные формы работы с детьми на данной экспозиции:[/b]
Сочинение историй «Куда улетел Мишка?»
Мастер – класс «Олимпийские кольца»
Создание альбома «Талисманы Олимпийских игр»
Итоги апробации: Дети получили информацию об олимпийском движении. Вспомнили знакомые им виды спорта. Узнали историю создания талисмана XXII летних Олимпийских игр в Москве. Поучаствовали в мастер-классе «Олимпийские кольца».
Выставка одного экспоната позволяет решать поставленные педагогические задачи, развивать у дошкольников познавательно-исследовательскую деятельность. Отталкиваясь от вопросов дошкольников, появляется возможность развернуть занятие в соответствии с интересами и запросами детей.