Папки-передвижки

Методическая разработка учебного занятия «Постановка дыхания на примере вокальных упражнений»

Ирина Дудина
Методическая разработка учебного занятия «Постановка дыхания на примере вокальных упражнений»
▼ Скачать + Заказать документы

Методическая разработка учебного занятия

Тема занятия : Постановка дыхания на примере вокальных упражнений

Цель:

Раскрыть значение правильного певческого дыхания, охарактеризовать его виды и особенности, дать рекомендации по работе над ним.

Задачи:

Обучающие: обучение правильной постановке дыхания, пению в унисон.

Публикация «Методическая разработка учебного занятия „Постановка дыхания на примере вокальных упражнений“» размещена в разделах

Развивающие: разработка комплекса упражнений для развития правильного певческого дыхания : дыхательных и вокальных.

Воспитательные: воспитание сосредоточенности, выдержки, стремления к самосовершенствованию и творческой самореализации.

Актуальность:

Обучение групповому пению является актуальным результатом потребностей и интересов детей, оно способствует целенаправленному, эстетическому развитию ребёнка.

Тип занятия : формирование новых знаний, повторение.

Форма проведения занятия : традиционная.

Форма организации занятия : коллективная, групповая, индивидуальная.

Методы обучения : словесный.

Средства обучения: аудиальные (фортепиано, музыкальная аппаратура).

Оснащение занятия : стулья, фортепиано, музыкальная аппаратура, зеркала.

Планируемые результаты: учащиеся получат представление о певческом дыхании, разучат упражнения для развития дыхания.

Ход урока

1. Организационный момент

- музыкальное приветствие «Добрый день», «Здравствуй, музыка»

- тренинг «И это здорово!»

2. Самоопределение к деятельности

- Отгадайте загадку:

Что невозможно удержать и десяти минут, хотя оно легче пёрышка?

- правильно, это дыхание.

3. Работа по теме занятия

1. Беседа

Сегодня нам предстоит окунуться в мир, где царствует его величество «Дыхание» «Dumspirospero» - Пока дышу – надеюсь. (древнее изречение). Итак, как вы уже поняли, что разговор сегодня пойдет о том, без чего не сможет прожить ни одно живое существо, конечно же, о дыхании. Дыхание - это жизнь. Жизнь начинается и заканчивается дыханием. Ну а в нашем случае мы будем с вами продолжать знакомство с дыханием в пении. Дыхание - это основа пения. Без дыхания вы не сможете пропеть ни единой ноты. Каким бы не был красивым и ярким ваш голос, без правильного дыхания он никогда не обретет всю полноценность, окрас и душу. И именно для этого мы с вами и будем изучать, как же все-таки правильно дышать. Для начала, разберем с вами, что-же такое дыхание, как система и какие органы у нас входят в эту систему. Для этого обратим внимание на схему строения дыхательной системы человека. Какие же органы входят в состав дыхательной системы? Итак, какие органы входят в состав дыхательной системы, мы с вами выяснили (схема). А теперь узнаем, какое бывает дыхание? На предыдущих занятиях мы с вами говорили о том, чем мы дышим в пении. Чем? Правильно, животом. И называется такое дыхание - грудобрюшное.

Дыхание бывает трех видов : ключичное, грудное и грудобрюшное (диафрагмальное).

Ключичное дыхание-очень поверхностное. При этом дыхании у человека поднимаются плечи, "вздергиваются" ключицы (это внешнее проявление, а воздух входит только в верхушки легких, совершенно не раздвигая грудную клетку. Такое дыхание не годится для пения.

Грудное дыхание - результат движения реберной части груди, особенно ее верхнего отдела. При вдохе грудная клетка расширяется/ становится больше/, а во время выдоха сжимается/ становится меньше/. При грудном дыхании у нас поднимается грудь и плечи, живот при этом втягивается, либо остаётся неподвижным. И наконец третий вид дыхания :

Грудобрюшное – при вдохе у нас живот выпячивается, надувается, а грудь и плечи остаются неподвижными. Когда мы дышим животом, в наши легкие набирается гораздо больше воздуха и наш организм получает больше кислорода. Таким образом, грудобрюшное дыхание — самое естественное и правильное дыхание для человека.

Все мы с рождения начинаем дышать правильно, но потом, по мере взросления, обретаем различные комплексы, страхи, мышечные зажимы, нас мучают стрессы и человек начинает дышать грудью. Когда мы дышим грудью, воздух наполняет только верхние отделы легких, соответственно давление воздуха получается меньше, ну и выдох получается менее сильным и правильным дляформирование полноценного, насыщенного, сильного звука. Поэтому очень важно научиться дышать правильно. Для этого существуют несложные упражнения :

4. Практическая работа

1. Упражнение «Растяжка»

а) Вытягиваем губы трубочкой, рисуем.

б) Продавливаем круговыми движениями всё лицо, без скольжения пальцев.

в) Пальцы на нижнечелюстные суставы, массируем.

Движения «вперёд – вниз - круговые».

г) Открываем рот с активной верхней губой и оттопыренной нижней, так чтобы были обнажены 4 верхних и 4 нижних зуба (Злая кошка).

д) Откройте как можно шире рот, теперь резко выбросите язык, доставая им подбородок, и также резко втяните назад. Представьте лягушку, ловящую мух. Упражнение делайте до ощущения усталости. Следите, чтобы работали нужные мышцы, при правильных позициях вы сами почувствуете, какие мышцы нужны для вокала, а какие нет.

2. Упражнение «Зевота»

Зеваем в кулак, а затем открытым ртом.

3. Упражнение «Шарик»

Надуваем шарик. Вдох резкий через нос.

4. Упражнение «Пчела»

Выполняется в заданном педагогом темпе «метра». Руки на поясе, ноги на ширине плеч. Говорим резко «кыш!» (ощущаем тонус «пустой» диафрагмы, резкий вдох носом в диафрагму, на выдохе изображаем полёт пчелы. Длительность «полёта» пчелы зависит то равномерного распределения выдоха. Повторяем 4 раза, соблюдая метрическое движение.

5. Упражнение «Насос»

Сохраняя метрическое движение можно чуть ускорить темп.

а) Ноги на ширине плеч. Положение рук – на ширине груди с сжатыми кулаками. С затакта – резкий вдох носом (локти в стороны, выдох резкий через рот на сильную долю (руки перед собой с разжатыми пальцами). Выполняется по 4 раза с детьми 8-10 лет, старшие (11-12 лет) делают по 8 раз. Затем свободный выдох с пропуском в один такт. Количество упражнений всего – 4.

б) Продолжаем в том же темпе. Тело наклонено вперёд, спина прямая, руки на уровне груди, пальцы вместе. Так же с затакта руки приподнять на вдох через нос, резко опустить вниз на выдох через рот. Количество упражнений как в части «а».

7. Поезд, ёжик, старые деревья, филин, волк, костёр, свеча.

8. На посыл звука. Бросаем звук на зеркало: Миша, Маша, Мила.

9. счёт до 10

Ребята, а что такое дикция? Какую роль играет дикция в исполнении песни? Очень большую. Если мы не будем пропевать текст, то не сможем душу песни донести до слушателя. При работе над дикцией, вокалисты обычно проговаривают скороговорки вначале медленно, затем постепенно всё быстрее. Давайте встанем и проговорим скороговорку.

9. «От топота копыт», «Бык тупогуб».

Скороговорка «Егорка» :

опять задаём темпо - ритм. Вдох. Задержать дыхание, говорим скороговорку, равномерно распределяя выдох:

«Как на горке, на пригорке жили 22 Егорки.

Раз, Егорка, два, Егорка, три, Егорка…. и т. д., пока не закончится дыхание. Чем больше Егорок, тем лучше. Педагог следит за правильным взятием дыхания. Плечи не поднимаются

«Вот дом, который построил Джек»

Педагог:

- Молодцы, у вас хорошо получается.

10. Пластическое интонирование: «Помогатор», «Паровоз Букашка»

5. Практическая работа

Педагог:

Продолжим занятие с вокальной разминки. Зачем нужна вокальная разминка? А может совсем необязательно распеваться на каждом занятии? (ответы воспитанников). Правильно ребята. Распеваться на каждом занятии обязательно, так как голосовые связки крепнут, растут. Голос как любой музыкальный инструмент требует правильной настройки. Звук, извлекающийся на улыбке, становится светлым, чистым и свободным. Давай улыбнёмся с вами друг другу и продолжим наше занятие. Начинаем с распевок.

Упражнение 1. «Вибрация»

Располагаем кончики пальцев на щеках так, чтобы они поддерживали лежащую вокруг губ кожу. Подтянуть кожу так, чтобы твои зубы соединились. Благодаря этому мышцы остаются расслабленными и чтобы двигать ими не нужно много воздуха. При использовании звука «М» губы должны вибрировать как можно свободно и равномерно. Всю работу делает воздух. Расслабь губы и все остальные мышцы лица и горла. Чем медленнее будет скорость вибрации губ, тем лучше. Следим за тем, чтобы губы были свободными и расслабленными, а звук слитным. Попробуем выполнить это упражнение, избегая прерывистости звучания. А так же обязательно следим за правильностью вдоха и выдоха. Отрабатываем упражнение («Маленькой ёлочке»).

Упражнение 2. «Трель языком»

При исполнении этого упражнения необходимо помнить о плавном переходе из нижнего регистра в верхний. Упражнение является довольно долгим по длительности звучания, поэтому необходимо следить за медленным выдохом. Отрабатываем упражнение.

Упражнение 3. «Лю-лю»

Восходящее и низходящеепропевание звуков по полутонам. (используется дидактический материал»

Упражнение 4. «Ёжик».

Упражнение 5. «Миша. Маша, Мила».

Упражнение 6. «Да-да-да».

Репетиция песни «мы звёзды».

3. Музыкальная игра «Голос дети» (слепые прослушивания)

4. Рефлексия

- Молодцы! Вы постарались сегодня. Итак, повторим, что же такое певческое дыхание и чем оно отличается от нашего повседневного.

(Учащиеся анализируют пройденный материал). Как вы оцениваете свою работу на занятии? Как вы думаете, удалось ли вам справиться со всеми заданиями сегодня на занятии?

(Учащиеся анализируют свою работу на занятии)

6. Заключительная часть

Педагог:

- На мой взгляд, вы справились очень хорошо! Мы обязательно продолжим работу над певческим дыханием на следующих занятиях. Мне бы очень хотелось, чтобы упражнения, которые мы делали, повторялись и дома. Спасибо за отличную работу! До свидания.

Литература

1. Айзекович, Т. Л. Современная музыка [Текст] : /Т. Л. Айзекович. – М., 2001.

2. Васинская, Е. Б. Сборник методических материалов для руководителей детских студий эстрадного вокала [Текст] : /Е. Б. Васинская. – Кемерово, 2000

3. Воккаи, Н. Н. Вокальные упражнения [Текст] : /Н. Н. Воккаи. - М., 2005.

4. Кузьгов, Р. Ж. Эстрадный вокал [Текст] : /Р. Ж. Кузьгов. – Павлодар, 2012.

5. Музыкальный словарь. - М., 1996.

6. Надолинская, Т. В. Джазовая музыка в современной школе [Текст] : /Т. В. Надолинская. – М., 2010.

7. Шаталов, И. Л. Музыкальное воспитание в школе [Текст] : /И. Л. Шаталов– М., 2000 .

Публикации по теме:

Методическая разработка занятия «Богатыри земли русской» Задачи. • Помочь детям лучше понять и представить время, когда жили славные богатыри земли русской. • Формировать представление детей о.

Консультация для родителей «Развитие речевого дыхания с использованием игровых упражнений» Цель: познакомить родителей с последовательностью воздействия по нормализации речевого дыхания в домашних условиях. Задачи: 1. Воспитывать.

Методическая разработка группового занятия с несовершеннолетними «Моя индивидуальность», направленного на принятие себя ГРУППОВОЕ ЗАНЯТИЕ С НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ, НАПРАВЛЕННОЕ НА ПРИНЯТИЕ СЕБЯ «Моя индивидуальность» Нет исключения из правила, что каждому хочется.

Методическая разработка игр и упражнений по профилактике и коррекции плоскостопия в группе для детей с нарушением ОДА Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №98 компенсирующего вида. Методическая разработка игр и упражнений.

Методическая разработка занятия «Мамин день в ноябре» Методическая разработка: «Мамин день в ноябре». Возраст воспитанников: средний дошкольный возраст (пятый год жизни). Виды деятельности:.

Методическая разработка занятия «Зимушка-зима» Методическая разработка на тему " Зимушка- зим" Цели: - расширить и закрепить словарь по теме «Зима»; - учить чувствовать, понимать образный.

Методическая разработка занятия «Рождество Христово» Методическая разработка: «Рождество Христово». Задачи приоритетной образовательной области: Духовно-нравственное воспитание в детском.

Методическая разработка занятия «В гостях у Степашки» Методическая разработка занятия по Непрерывной Образовательной Деятельности ОО Познавательное развитие. Формирование элементарных математических.

Методика проведения вокальных упражнений при ринолалии Подвижность нёбной занавески развивается вокальными упражнениями, а избыточный носовой резонанс устраняется фонопедическими. Вокальные упражнения.

Разработка учебного занятия по окружающему миру в 3 классе «Экологическая безопасность» Разработка учебного занятия по окружающему миру в 3 классе 1. Образовательное учреждение: МОУ «Клепиковская средняя общеобразовательная.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методическая разработка учебного занятия «Постановка дыхания на примере вокальных упражнений»
Опубликовано: 21 марта 2019 в 10:39
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методическая разработка учебного занятия «Постановка дыхания на примере вокальных упражнений»» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Дудина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД