Татьяна Анненкова
Методическая разработка внеурочной деятельности. Физкультурно-спортивное и оздоровительное направление. «Час здоровья»
▼ Скачать + Заказать документы
1–4 кл
Пояснительная записка
В связи с введением новых ФГОС в начальной школе изменились требования к преподаванию физической культуры в младших классах. Помимо урока, в школе введены дополнительные часы по внеурочной деятельности по нескольким направлениям, в том числе и по физической культуре.
Публикация «Методическая разработка внеурочной деятельности, Физкультурно-спортивное и оздоровительное направление, „Час здоровья“» размещена в разделах
- Внеурочная деятельность. Внеурочные занятия в школе
- ЗОЖ в школе. Уроки здоровья, внеклассные и классные часы
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Конспекты занятий
- Работа инструкторов по физической культуре
- Спорт, физкультура. Внеклассные и внеурочные мероприятия
- Физкультура, уроки по физической культуре
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Реализация внеурочной деятельности по физкультурно-спортивному и оздоровительному направлению – это обучение школьников бережному отношению к своему здоровью. Проблема- сохранения здоровья детей чрезвычайно важна в связи с резким снижением процента здоровых детей
(неблагоприятная экологическая обстановка, снижение уровня жизни, нервно-психические нагрузки, неумение самих детей быть здоровыми, незнание ими законов, навыков сохранения здоровья, отсутствие личных приоритетов здоровья и т д) Именно в начальных классах закладываются основы социально активной личности, проявляющей интерес к спорту, здоровому образу жизни, самостоятельности, уважения и другие ценные качества. Подвижная игра — естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой.
Детям нужна игра в любую пору их жизни. Игры приучают детей терпеливо сносить боль от падений и ушибов, требует смекалки, находчивости, развивает массу навыков и умений. Подвижные игры формирует у детей заинтересованное, устойчивое, уважительное отношение к культуре родной страны, создается эмоциональная основа для развития патриотических чувств. В ходе игры педагог привлекает внимание ребят к ее содержанию, следит за точностью движений, которые должны соответствовать правилам, за дозировкой физической нагрузки, делает краткие указания, поддерживает и регулирует эмоционально-положительное настроение и взаимоотношение играющих, приучает их ловко и стремительно действовать в создавшейся игровой ситуации,
оказывать товарищескую поддержку, добиваться достижения общей цели при этом испытывать радость.
Правильно организованные подвижные игры должны оказывать благотворное влияние на рост, развитие и укрепление костно-связочного аппарата, мышечной системы, на формирование правильной осанки.
Программа предназначена для формирования личности обучающихся начальных классов общеобразовательной школы
Разработка предназначена для оздоровительной работы с детьми, проявляющими интерес к физической культуре, спорту и укреплению своего здоровья. Она составлена для детей первого - четвёртого классов (6 – 10 лет). Педагогу необходимо учитывать особенности развития данного возраста. Итоги занятий могут быть подведены в форме награждений грамотами, дипломами.
Актуальность разработки :
Актуальной остаётся проблема- это сохранения и укрепления здоровья с раннего возраста. Для решения проблемы большую роль отводится школе. Школе доверено воспитание новых поколений россиян (успешных людей,которые будут понимать своё предназначение в жизни, умеющие управлять своей судьбой, здоровые физически и нравственно (способные к самопознанию, самоопределению, самореализации, самоутверждению). Только здоровый ребёнок может успешно учиться, продуктивно проводить свой досуг, стать творцом своей судьбы.
Знания, установки, личностные ориентиры и нормы поведения, обеспечивают сохранение и укрепление физического и психического здоровья. Результаты занятий зависят от материальной базы школы, от физических особенностей детей, от стремления освоить приёмы спортивного мастерства, от природных задатков, от волевых усилий и других индивидуальных особенностей личности.
Цель:
формирование здорового образа жизни, формирование личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий (УУД) учащихся через физкультурно-спортивное и оздоровительное направление.
Задачи:
-всесторонне гармоническое развитие личности;
-формирование мотивации к сохранению и укреплению здоровья;
-приобщать к систематическим занятиям физической культурой и спортом;
-формирование навыков здорового образа жизни;
-формирование знаний о личной гигиене, распорядке дня, о воздействии физических упражнений на все системы организма, на работоспособность и развитие двигательных умений, навыков, способностей;
-формирование физически здорового человека;
-ознакомление с правилами соблюдения техники безопасности во время занятий;
Структура занятий (в зимний период)
Подготовительная часть
1. Организованно вышли из школы, построение.
Ознакомить детей с программой спортивного часа, инструктаж по ТБ.
2. Ходьба на лыжах в равномерном темпе (10-15 минут).
Основная часть
1. Эстафеты на лыжах. Построение в 2-3 колонны. По сигналу,стоящие первыми обегают свои флажки, расположенные в 20 метрах от линии старта, возвращаются обратно и касанием лыжной палкой о палку следующего игрока передают эстафету.
2. Катание с горок.
3. Игры и развлечения с использованием санок, лыж.
Заключительная часть
1. Ходьба на лыжах в равномерном темпе (3-4минуты).
2. Рефлексия. Самооценка своих способностей (что получилось, что не получилось и почему).
Структура занятий (в весенне -осенний период)
Подготовительная часть
1. Организованный выход, построение.
Ознакомить детей с программой спортивного часа, инструктаж по ТБ.
2. Медленный бег 3-4 мин.
3. Ходьба, упражнения на дыхание, ОРУ.
Основная часть
1. Игры.
2. Эстафеты.
3. Самостоятельные игры и развлечения с использованием мячей, скакалок, игры в футбол, пионербол.
Заключительная часть
1. Медленный бег- 2-3 мин, ходьба до восстановления дыхания.
2. Рефлексия. Самооценка своих способностей (что получилось, что не получилось и почему).
Формы работы:
-соревнования, игры;
-спортивные часы или «Часы здоровья»;
-занятия в спортивных секциях;
-турниры, конкурсы;
-спортивные и физкультурные мероприятия («Спортивный час», «День здоровья»);
-беседы (просветительская работа) с родителями и учащимися по профилактике заболеваемости, вредных привычек, пропаганде ЗОЖ и т. д.
-конкурсы рисунков, стенгазет по спортивной тематике;
Данная методическая разработка строится на принципах:
-Научности - содержится анализ медицинских исследований по состоянию здоровья школьников;
-Коллективности – ребёнок получает опыт жизни в обществе, опыт взаимодействия с окружающими, с одноклассниками;
-Доступности - содержание составлено в соответствии с возрастными особенностями;
-Обеспечение мотивации;
-Патриотизма- идентификация себя с Россией,её культурой;
-Практическая направленность;
-направлено на развитие у учащихся негативного отношения к вредным привычкам, на воспитание силы воли, обретение друзей и организацию досуга;
Формы подведения итогов работы:
Анкетирование детей
Мониторинг состояния здоровья детей
Планируемые результаты освоения программы:
Предполагаемые результаты реализации программы
В результате освоения материала по внеурочной деятельности обучающиеся должны иметь представление
-о связи занятий физическими упражнениями с укреплением здоровья и повышением физической подготовленности;
-о народных играх;о различных видах подвижных игр;
-о режиме дня и личной гигиене;
-о соблюдении правил игр;
-о вредных и полезных привычках;
Уметь:
-применять на практике приобретенные знания о правилах ведения здорового образа жизни : занятие спортом, правильное питание, отказ от вредных привычек;
-играть в подвижные игры;
-работать в коллективе;
-соблюдать правила игры;
-применять игры самостоятельно;
В результате реализации программы у обучающихся будут сформированы УУД.
Личностные УУД: -воспитывать безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
-готовность принять на себя ответственность;
-освоение моральных норм помощи тем, кто в ней нуждается
потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников
этические чувства на основе знакомства с культурой русского народа уважительное отношение к культуре других народов;
Метапредметными результатами изучения является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
Обучающийся научится:
-понимать и принимать задачу, сформулированную учителем;
Обучающийся научится:
-Расширять представления о значении физической культуры для укрепления здоровья человека, о ее влиянии на развитие человека;-уметь планировать, регулировать, контролировать и оценивать свои
действия во время подвижной игры;
-формировать навыки систематического наблюдения за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок, данных мониторинга здоровья (рост, масса тела и др., показателей развития основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости);
Познавательные УУД:
-соблюдать правила поведения и предупреждение травматизма во время занятий;
-использовать знания во время подвижных игр на досуге;
-применять правила игры;
проводить сравнение и классификацию объектов;
понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;
проявлять индивидуальные творческие способности;
Коммуникативные УУД:
Обучающиеся научится:
-при игре адекватно оценивать поведение партнера и собственное поведение;
-уметь распределять роли и функции в совместной деятельности;
-обращаться за помощью;
-формулировать свои затруднения;
-предлагать помощь и сотрудничество;
-слушать собеседника;
договариваться и приходить к общему решению;
-формулировать собственное мнение и позицию;
-осуществлять взаимный контроль;
Предметные результаты:
формирование первоначальных представлений о значении спортивно-оздоровительных занятий для укрепления здоровья, для успешной учёбы и социализации в обществе.
овладение умениями организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, полезные привычки, подвижные игры и т. д.)
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение проведения мероприятия.
Важнейшее требование-безопасность физкультурного оборудования.
Инвентарь:
Мяч баскетбольный,
Мяч волейбольный,
Обруч,
Мат гимнастический 1.5 х 2 м,.
Скакалка,
Скамья гимнастическая,
Рулетка 30 м.,
Секундомер электронный,
Свисток.
Список использованных источников:
«Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11классов» (В. И. Лях, А. А. Зданевич. - М. : Просвещение, 2012.)
Петров В. Летние праздники, игры и забавы для детей. 1999
Сысоева М. Е. Подвижные игры народов мира. 1995