Приложение МААМ

Методическая разработка «Духовно-нравственное воспитание дошкольников в игровой деятельности»

Елена Шмакова
Методическая разработка «Духовно-нравственное воспитание дошкольников в игровой деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы

Методическая разработка

2 слайд «Духовно – нравственное воспитание дошкольников через игровую деятельность»

Игра – это огромное светлое окно,

через которое в духовный мир ребенка

вливается живительный поток представлений,

понятий об окружающем мире. В. А. Сухомлинский

3 слайд «Условия формирования личного вклада в развитие образования» представлены на слайде.

Публикация «Методическая разработка „Духовно-нравственное воспитание дошкольников в игровой деятельности“» размещена в разделах

4 слайд Одно из направлений отечественной педагогики сегодня обращено к духовно-нравственным ценностям российского образования и воспитания. Это направление в настоящее время наиболее перспективно, поскольку связано с восстановлением традиций, уклада жизни, исторической преемственности поколений, сохранением, распространением и развитием национальной культуры и воспитанием бережного отношения к историческому наследию российского народа. Именно этого так не достаёт в настоящее время в нашем современном обществе.

5 слайд В последние три года я для себя выбрала одно из приоритетных направлений своей работы – это духовно-нравственное и нравственно-патриотическое развитие детей через игру. Разработала следующий инструментарий:

- планирование

- картотека игр

- система активных занятий с детьми

- система активных занятий с родителями

- комплект серии книг «Чтение для души»

6 слайд Основная цель моей работы это формирование духовно-нравственной основы личности, а также присоединение ребенка и его родителей к базовым духовным, нравственным и культурным ценностям России.

Отбор духовно-нравственных и культурных категорий и ценностей, а также форм работы с детьми, осуществляла с учетом физических и психических особенностей дошкольников. Основывалась на культурно-исторической теории Л. С Выгодского и ведущей роли эмоционально-чувственного восприятия окружающего мира ребенком – дошкольником.

Формы работы по данному направлению представлены на экране, это:

Формы работы: НОД, игры; чтение художественной литературы; праздники, досуги, развлечения; выставки; театрализованная и проектная деятельность.

Методы и приёмы работы : организация жизненных и игровых развивающих ситуаций, инсценировки с игрушками, общение и совместная деятельность с воспитателем, наблюдение за действиями и отношениями взрослых в детском саду, игры -для развития эмоциональной отзывчивости и радости общения со сверстниками, чтение литературы на тему доброты, рассматривание сюжетных картинок, иллюстраций в целях обогащения социальных представлений о людях, сюжетные игры, окружающая действительность в ИЗО деятельности.

7 слайд Мне хотелось бы отметить существенную особенность.

Информация из окружающего мира для маленького ребенка эмоционально окрашена, детская память связана с яркими впечатлениями. Это позволяет развить у детей способность к глубоким душевным переживаниям, содействует зарождению чувства сопричастности к истории, культуре и традициям нашего народа. Данные особенности создают благоприятную почву для формирования ценностных установок, образующих в будущем устойчивую индивидуальность человека.

Для маленького ребенка более понятными являются близкие, родные традиционные ценности, поэтому в своей работе я применяю игры разной направленности:

- игры на сплочение коллектива (Например,«Что я хочу получить от сегодняшнего дня»);

-игры на снятие напряжения, тревоги,дискомфорта (Например, «Молекулы», «Приветливое слово»);

-игры, направленные на создание благоприятной психологической атмосферы.

А так же провожу дидактические игры: «Я знаю вежливые слова», «Ласковое прикосновение», «Дерево добра», «Как друг другу помогаем», «Что такое хорошо, что такое плохо?» и т. д. Проводятся систематически с целью углубления представлений детей о доброте, как о ценном, неотъемлемом качестве человека.

8 слайд Через игру ребенок лучше понимает и принимает ценности родной культуры. На экране представлены формы работы в данном направлении.

НОД: проводится 1 раз в месяц с целью закрепления материала по развитию духовно- нравственных качеств.

Взаимодействие с родителями: организация «Недели открытых дверей», родительских собраний, проведение практикумов- семинаров, консультаций, бесед, оформление информационных стендов с целью создания партнерского взаимодействия (дети-родители-педагог).

Чтение художественной литературы: проводиться ежедневно, с целью раскрытия перед ребенком богатства окружающего мира и человеческих отношений, рождения чувство гармонии, красоты, способности понимать прекрасное в жизни, формирования в ребенке собственное эстетическое отношение к действительности.

Праздники, досуги, развлечения: служат нравственному воспитанию детей : они объединяются общими переживаниями, у них воспитываются основы коллективизма; произведения фольклора, песни и стихи о Родине, о родной природе, труде формируют патриотические чувства.

Проектная деятельность : «Зачем творить добро?», «Помоги птицам зимой», проводиться неоднократно по инициативе детей и воспитателя, с целью налаживания атмосферы доброты, доброжелательных отношений в группе и доверительных отношений между детьми и родителями.

9 – 10 слайд Фрагменты разных форм работы.

11 слайд Самым эффективным средством формирования духовно-нравственных ценностных чувств у детей является – проектная деятельность.

Работа с детьми:

-опрос детей «О доброте!»;

-чтение художественной литературы, обсуждение поступков героев;

-заучивание пословиц и стихов о доброте;

-этюды, интерактивные беседы;

-оформление «Дерева Добра»,шкатулки «Добрых слов»;

-работа в парах, рисование на тему «Духовная доброта» .

Взаимодействие с семьей:

- Интервьюирование взрослых детьми «Что такое доброта? Что такое зло?»;

-анкетирование родителей «Добрый ли вы человек?»;

-оформление информационно- наглядной информации.

Распространение педагогического опыта:

-выступление на региональной конференции «Социально-психологические аспекты духовно-нравственного воспитания личности»;

-выступление на районном методическом объединение «Создание и развитие интерактивной образовательной среды в ДОУ»;

- Участие в региональный конкурс

«Лучшие инновационные практики» проводимый Учебно- методическим объединением по педагогическому образованию Нижегородской области

12 слайд Прогнозируемый результат:

В результате системной работы духовно- нравственной направленности были достигнуты следующие результаты:

• более доброжелательны,заботливы и внимательны по отношению друг к другу;

• научились прощать нечаянно причиненную боль;

• научились извиняться, если виноваты;

• научились считаться с желаниями и интересами других;

• появилась способность следовать нравственным нормам и правилам;

• стали чувствовать эмоциональное состояние окружающих;

• научились навыкам познавательного и личностного общения.

• способность быть благодарными, заботливыми, внимательными к близким людям;

• выстраивается целостный образ Семьи.

13 слайд

Мои практические достижения были представлены следующим образом:

Для педагогов ДОУ: Открытый просмотр НОД, консультативный материал, проведение практикумов- семинаров, круглого стола, мастер-классов, участие в конкурсах педагогического мастерства.

Выступления на методических объединениях : «Роль игры в развитии детей дошкольного возраста», «Дидактические пособия по развитию речи», «Создание и развитие интерактивной среды в ДОУ», «Развитие речи детей дошкольного возраста в режиме дня».

Сетевые педагогические сообщества: публикации на сайтах maam.ru, nsportal.ru, divmdou3.ucoz., netedu.ru, участие в конкурсах педагогического мастерства на www.o-gonek.com, maam.ru.

14 слайд.

Литература.

Губанова Н. Ф. Игровая деятельность в детском саду. — М. : Мозаика-Синтез, 2006-2010.

Дыбина О. Б. Ребенок и окружающий мир. — М. : Мозаика-Синтез, 2005-2010.

Дыбина О. Б. Предметный мир как средство формирования творчества детей. -М., 2002.

Дыбина О. Б. Что было до. Игры-путешествия в прошлое предметов. — М„ 1999.

Дыбина О. Б. Предметный мир как источник познания социальной действительности. — Самара, 1997.

Качанова И. А., Лялина Л. А. Традиционные игры в детском саду. -М. : Сфера,20011.

Кокуева Л. В. «Духовно- нравственное воспитание дошкольников на культурных традициях своего народа -М. : Аркти,2005.

Михайленко Н. Я, Короткова Н. А. Организация сюжетной игры в детском саду. - М. : Линка Пресс,2009.

Панова Е. Н. Дидактические игры и занятия в ДОУ- Воронеж: Учитель,2007.

Степаненко Э. Я. Методика проведения подвижных игр. - М, : Мозаика-Синтез, 2009.

Шуть Н. «Волшебные ключи игромастера»-М. : Образовательные проекты, 2008.

15 слайд. Спасибо за внимание!

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Дидактическая играДидактическая игра Присмотримся внимательно, какое место занимает игра в жизни ребенка, особенно в дошкольном возрасте. Для него игра - это самое серьезное.

Неделя игры и игрушки В. А. Сухомлинский:"Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методическая разработка «Духовно-нравственное воспитание дошкольников в игровой деятельности»
Опубликовано: 13 декабря 2014 в 16:47
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методическая разработка «Духовно-нравственное воспитание дошкольников в игровой деятельности»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Шмакова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев


Приложение МААМ

РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД