Светлана Гожина
Учим детей вести диалог
▼ Скачать + Заказать документы
Диалогическая форма общения, наиболее естественная и привычная, не дана человеку от рождения. Ее осваивают так же, как и любой другой вид деятельности, в процессе взаимодействия с более опытным партнером- носителем коммуникативной культуры. Многие специалисты считают: умение вести диалог нужно учить. В раннем возрасте ребенка в диалог вовлекает взрослый. Опыт речевого общения со взрослым ребенок переносит в свои взаимоотношения со сверстниками, которые на первых порах являются по преимуществу не речевым практическим взаимодействием с преобладанием мимики, жестов, контакта глаз, разнообразных вокализаций (смех, междометия, звукоподражания). Собственно, диалог как речевое взаимодействие со сверстниками характерен для старших дошкольников. Диалогу предшествует «коллективный монолог». Каждый говорит о своем («ведет монолог») и что его слышат и понимают. Дети массового дошкольного учреждения испытывают значительные трудности в усвоении родного языка- его звуковой системы, грамматического строя, лексического состава. Ведь ребенок, полноценно не владея родным языком, не сумеет освоить навыки диалогического общения.
Публикация «Учим детей вести диалог» размещена в разделах
Диалог как вид общения предполагает знания языка, умение им пользоваться при построении связного высказывания и налаживания речевого взаимодействия с партнером. Многие старшие дошкольники овладевают лишь самыми простыми формами диалога со сверстниками : нет навыков рассуждения, нет аргументации. Дети затрудняются длительно поддерживать диалог, недостаточно инициативны; при общении с такими же, как они, сверстниками возвращаются к форме «коллективного диалога». Начиная с младшего возраста, в своей группе в качестве основной формы обучения диалогу со сверстниками мы приняли групповую форму: игры-занятия- фронтальные и подгрупповые. Выделили две центральные задачи. Первая: языковое развитие. Речь идет о речевом внимании, фонематическом слухе, дыхании и развитии артикуляционного аппарата. Вторая задача: развивать связную речь- налаживать игровое и речевое взаимодействие со сверстниками. В процессе игр ориентировали детей, прежде всего на смысловую сторону речи, так, чтобы у них возникал образ игрового персонажа, то, как он действует, учили слышать сверстника. Наше мнение: практическое взаимодействие- это предпосылка диалога.
С этой целью мы подобрали коллективные игры, в ходе которых дети должны использовать виды практического взаимодействия: хоровод, перекидывания мяча, передача предмета (картинок, игрушек, ролевой диалог, театрализованные игры; дидактические игры, в которых также на материале лексико- грамматических и фонетических задач организуется практическое и речевое взаимодействие с партнером-сверстником.
Работа, которую начали с детьми, в младшей группе дала свои положительные результаты. Наши дети легко вступают в диалог, как со сверстниками, так и с взрослыми даже незнакомыми людьми. Эта работа будет продолжена и в новом учебном году.