Мария Ильиных
Консультация для воспитателей «Учим детей сочинять стихи»
▼ Скачать
Ильиных М. Ю МАДОУ №171 «Центр развития ребёнка-детский сад» г. Кемерово
Учим детей сочинять стихи.
Каждый ребёнок по - своему талантлив и неповторим. У каждого есть свои способности, порой не видимые нами взрослыми. А то, каким вырастет ребёнок, в первую очередь зависит от взрослого и окружающей познавательной эстетической среды. Чтобы развитие маленького ребёнка проходило гармонично необходимо развивать его творческие способности, чтобы у ребёнка сложилось особое восприятие мира. Творчество - основа будущей успешной жизни. И тут на помощь приходят стихи. В них всё исполнено глубокого смысла, образности.
Публикация «Консультация для воспитателей „Учим детей сочинять стихи“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Сочинительство. Учимся сочинять
- Стихи для детей. Авторские детские стихотворения
- Учим стихи. Консультации
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2014
Любая игра, в которой нужно произносить стихи, намного интересней обычной. Ведь даже незнакомые слова, сложенные в рифму, запоминаются быстрее. Ритм стихотворений способствует активизации различных аналитических систем, становлению умственных способностей. Рифмованные сочетания слов вызывают в воображении ребёнка яркие красочные образы, учат смело и быстро мыслить, находить верные образные выражения и расширяют кругозор малыша. Именно поэтому, чем раньше научить его мыслить рифмами, тем ярче и яснее он будет выражать своё мнение. Взрослый должен помочь малышу, поддержать его стремление. Одни дети сами могут сочинить,если им подобрать рифму. Другие - сами выберут тему для него, но будут затрудняться с подбором рифмы. Третьи - без проблем выберут тему и сами раскроют её при помощи рифмованных строчек.
А также взрослому важно использовать похвалу, как метод для развития самооценки ребёнка за его маленькое достижение.
Необходимо соблюдение некоторых условий:
Создание ситуации «новизны», «неожиданности», «сюрпризности», внесение новых атрибутов.
Побуждение повторно пережить эмоциональное состояние, связанное с художественным произведением.
Создание условий, которые побуждают к смене эмоционального состояния (радость, гнев, легкая грусть.)
Обращение к личному опыту, привлечение внимания к определённому отрывку произведения, общение по поводу пережитых чувств, воссоздание образа. Улавливая искреннее отношение, настроение педагога, дети, подражая, проникаются теми же чувствами.
Осмысление детьми, подведение к основной идее. Поддержание высокой эмоциональности, мотивации, активности детей.
Главная моя задача - создать атмосферу радости, праздника, желания «играть «со словом. Со временем дети становятся способными проявлять самостоятельность и активность.
Формируются навыки словоупотребления, усиливается языковое чутьё, внимание и живой интерес к художественному слову
Уже в три года дети могут досказывать строчку из стихотворения. Для того, чтобы познакомить ребенка с рифмой, можно использовать загадки, ответ которых рифмован.
А ещё можно использовать игру «Найди лишнее». Предложите ребёнку из четырёх слов, например, дом, сом, нож, гром найти лишнее. А когда ребенок ответит, спросите его, почему слово «нож» лишнее, чем оно отличается от других. Придумывать рифмы для детей - это такая же интересная игра, как и многие другие.
Играя с детьми, я заметила, что многие дети хотят сами сочинить хотя бы четверостишье. Но возможности у всех разные. Взрослый должен помочь малышу, поддержать его стремление. Одни дети сами могут сочинить стишок, если им подобрать рифму. Другие - сами выберут тему для него, но будут затрудняться с подбором рифмы. Третьи - без проблем выберут тему и сами раскроют её при помощи рифмованных строчек. Необходимо поддержать ребёнка похвалой на начальном этапе, для поднятия его самооценки, уверенности в соих силах.
А также взрослому важно похвалить ребёнка за стишок, даже если он получился не совсем складный. Но ни в коем случае не стоит говорить малышу, что стих плохой. Это может обидеть его, понизить самооценку. В таком случае у ребёнка пропадёт желание развивать своё творчество.
Темой для стихотворения может быть всё, что окружает малыша и привлекает его внимание: друзья, семья, игрушки, животные. Придумывая четверостишье, например, про друга, ребёнок анализирует его качества, учится наблюдать, а благодаря этому развивается его мышление.
Детям дошкольного возраста свойственно быстро сочинять и так же быстро забывать собственное сочинительство, поэтому совет: отпечатайте стихи своего ребёнка, заведите альбом стихов, помогите своему малышу оставить в памяти и на всю жизнь приятные минутки своего счастливого детства.
. Взрослый должен помочь малышу, поддержать его стремление. Одни дети сами могут сочинить,если им подобрать рифму. Другие - сами выберут тему для него, но будут затрудняться с подбором рифмы. Третьи - без проблем выберут тему и сами раскроют её при помощи рифмованных строчек.
А также взрослому важно использовать похвалу, как метод для развития самооценки ребёнка за его маленькое достижение.
Этапы сочинения стихов :
1. Формирование интереса к сочинению собственных стихов.
2. Воспитание фонематического слуха, ритма, поэтического чутья.
3. Сочинение собственных стихов.
4. Создание творческой атмосферы.
5. Доброжелательное отношение взрослого.
6. Обучение детей умению сравнивать, наблюдать, фантазировать.
7. Чтение высокохудожественных произведений о природе и т. д.
8. Умение использовать метафоры.
9. Знакомство с построением стихотворений. Научить чувствовать ритм, рифму.
10. Коллективное и индивидуальное создание стихотворений, игры:
«Кто больше подберёт рифм?».
11. Умение передавать эмоциональное состояние человека в разных ситуациях
Содержание этапов:
Цель:
1:Формирование интереса
к сочинению собственных стихов, показать красоту поэтического творчества, образность.
2. Вызвать радость, удивление, понимая ритм стиха.
3. Познакомить с лучшими произведениями русского народного творчества
Материал:
Сборники К. А Чуковского
А. Барто
С. Я Маршака
Произведения русского народного творчества.
Цель:.Воспитание поэтического чутья, фонематического слуха, чувства ритма.
А) Подбор на слух, по иллюстрациям, схеме похожих по звучанию слов.
Б) Углубленная работа над словом «анализ», «синтез»
В) Сочинение стихов «абракадабра» самостоятельно и вместе с воспитателем.
Г) Сочинение стихотворных строк
Д) Упражнение по составлению стихов, похожих слов в конце строки.
Е) Упражнение в подборе к готовой стихотворной модели (строке)
Умение действовать на слух.
Ж) Упражнение в подборе двух нужных слов к действию взрослого
По аналогии «что сделали?»
1) Показать наглядно, что слова похожи:
А) количеством слогов;
Б) ударением.
2) учить замечать различия слов:
А) при замене одного звука
Б) при перестановке похожих звуков в словах
1. Познакомить с составом слова.
2. Показать, как рифмуются слова по окончаниям.
3. Воспитание фонематического слуха, ритма.
цель:
Оживить работу. Вызвать желание, эмоциональный интерес к речетворчеству у малоактивных детей.
Учить детей сочетать ритм, рисунок строк со словами.
Учить детей понимать роль слов и звуков в стихах.
Гол-кол-лом.
Ар - буз; бо - кал.
Схема слов.
Игра «Речевая радуга»
Кот-бегемот;
Ложка-крошка.
Ту-ру-ру; конь, тронь, огонь.
Материал:
Любой поэтический материал.
Самостоятельное сочинение стихов :
А) по аналогии
Б) Коллективное сочинение с помощью взрослого.
В) Индивидуальное самостоятельное сочинение стихов.
Г) Создать сборник стихотворений.
Постепенный переход к сочинению полной стихотворной строки.
Познать радость совместного творчества.
Вызвать желание, чтобы творчество было успешным.
Материал: (собственное сочинение детей)
«Я купила кошке к празднику сапожки, причесала ей усы, сшила новые трусы»
«письмо товарищу»
«письмо Незнайке»
Жизнь в детском саду.
Проведя с детьми планомерную и систематическую работу, освоив с детьми весь программный материал, при реализации поставленных задач я пришла к следующим результатам:
1. У детей появился желание и устойчивый интерес к собственному стихотворчеству.
2. Появилась потребность использовать приобретённые знания и умения на занятиях, в совместной и самостоятельной деятельности.
3. Сформировались навыки и умения познавательной деятельности.
4. В результате освоения данного материала произошло изменение ориентации от приобретения конкретных знаний на приобретение устойчивых умений и навыков.
5. Главным итогом и практическим результатом стали: деятельная активность, устойчивый интерес к стихотворчеству, речевая активность, пополнение словарного запаса, творческость, развитие фантазии и воображения.
6. Произошло обогащение эмоционального опыта детей,
вовлечение малоактивных детей в общую деятельность,
развитие умений высказывать свои мысли и чувства.
В перспективе можно наметить планомерно и систематически проводить дальнейшую работу по приобщению детей к художественной литературе, развивать риторические умения и навыки, развивать потребности узнавать новое, обогащать активный словарь, развивать умения выражать свои переживания, формировать эмоциональное благополучие малоактивных детей.