Анна Веремеева
Методическая разработка сюжетно-ролевой игры «Космос» для детей старшей группы.
▼ Скачать + Заказать документы
1. Задачи
Совершенствовать и расширять игровые замыслы и умения у детей.
Формировать умения согласовывать свои действия с действиями партнёров, соблюдать в игре ролевые взаимодействия и взаимоотношения.
Закреплять умения усложнять игру путём расширения состава ролей, согласования и прогнозирования ролевых действий и поведения в соответствии с сюжетом игры, увеличения количества объединяемых сюжетных линий.
Публикация «Методическая разработка сюжетно-ролевой игры „Космос“ для детей старшей группы,» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Космос. Все о космосе для детей
- Старшая группа
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2014
Формировать умение овладевать новым, более сложным способом построения игры - совместным сюжетосложением.
Развивать творческое воображение в играх-придумках по сюжетам волшебных сказок.
2. Предварительная работа:
дидактические игры, наблюдения, беседы, рассматривание альбомов, просмотр мультфильма, чтение и рассматривание детских энциклопедий, составление альбома детских рассказов с иллюстрациями «Дети о космосе», художественная деятельность детей, подвижные игры.
Для решения первой задачи:
1. Мероприятие: «Этот загадочный космос»
Цель: формирование у детей старшего дошкольного возраста
представлений о космическом пространстве, освоении космоса
людьми.
2. Мероприятие: просмотр мультфильма «Тайна третьей планеты» «Алиса на планете загадок»
3. Дидактические игры «Что лишнее», «Звезды на небе», «Что надо взять в полет?» «Что изменилось?»
Цель: закреплять знания детей о космических телах, планетах,
развивать умение соотносить называемые объекты с их
местоположением, обогащать словарный запас.
4. Чтение художественной литературой:
Г. Шалаева «Почему планеты не сталкиваются?», «Что такое комета?»
«Почему у кометы есть хвост?», «Далеко ли до звёзд?»
В. Бороздин «Первый в космосе»
Ю. Яковлев «Трое в космосе»
А. Леонов «Шаги над планетой»
Н. Носов «Незнайка на Луне»
В. Драгунский «Удивительный день»
Цель: вызывать у детей желание слушать художественные произведения, побуждать обращаться к взрослым с вопросами, суждениями.
5. Беседа «Почему в космос летают на ракете?»
Цель: Расширять и уточнять представление детей о принципе работы
реактивного двигателя, Активизировать мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение.
Для решения второй задачи:
1. Мероприятие: Изготовление костюмов и атрибутов для игры. Цель: развить интерес к сюжетно-ролевым играм; способствовать развитию познавательной деятельности и любознательности.
2. Составление фантазийного рассказа о неизведанной планете.
Цель: продолжать совершенствовать умение детей составлять рассказ о неизведанной планете с опорой на мнемотаблицу. Развивать познавательную активность, воображение и фантазию.
3. Хороводные игры : «Звёздный хоровод», «Угадай созвездие»
Цель: развивать речевую и двигательную активность детей.
4. Игры : «Найди лишнее»
Цель: развивать логическое мышление, умение проводить классификацию, объединять предметы по какому-либо существенному признаку; развивать память.
«Найди ошибку»
Цель: закреплять представления детей о Солнечной системе; закреплять знания детей о порядке расположения планет относительно Солнца, их величине; развивать логическое мышление, внимание, память.
5. Мероприятие: Подвижные игры : «Пролети среди метеоритов», «Сбей метеориты» «Луна и звёзды», «Космонавты», «Космическая охота».
Цель: закрепить знания детей о летчиках-космонавтах, чертах и качествах характера, необходимых для людей данной профессии.
Для решения третьей задачи:
1. Спортивная театрализованная – игра «Полет в космос» Цель: Совершенствовать технику выполнения двигательных действий, быстроту и ловкость. Ориентироваться в игровых ситуациях, воспитывать чувство коллективизма в играх.
2. Мероприятие: Изготовление игрушек для театрализованного представления «Сказки Звездочета». Цель: Расширить знания детей о театрализованной деятельности; совершенствовать навыки изготовления атрибутов и костюмов для театрализованных игр.
3. Мероприятие: Театрализованное представление «Сказки Звездочета» Цель: Воспитывать у детей чувство гордости за свою родину, интерес и уважение к труду людей, работа которых связана с освоением космоса; продолжать развивать знания детей о космосе.
4. Мероприятие: Художественно – эстетическое развитие детей «Этот загадочный мир»; «Скафандр для космонавта».
Цель: Совершенствовать умение детей в рисунках отражать впечатление от представления «Сказки звездочета», продолжить знакомство с космосом, развивать художественное творчество, эстетическое восприятие.
5. Мероприятие: Конкурс иллюстраций «Удивительный мир космоса» Цель: Способствовать развитию познавательных и интеллектуальных способностей детей.
Для решения четвертой задачи:
1. Художественно – продуктивная деятельность детей «Мы космонавты» Цель: продолжать знакомить детей с техникой рисование пластилином, закреплять умение передавать в лепке выразительность образа, поощрять попытки детей делиться с педагогом и сверстниками разнообразными впечатлениями.
2. Мероприятие: Организация игры «Космос» Цель: Приобщать детей к военно – патриотической подготовке; совершенствовать физическую подготовку; закреплять умение самостоятельно развивать сюжет игры. Воспитывать дружеские отношения между детьми.
Для решения пятой задачи:
1. Художественно эстетическое развитие детей «Полет ракет»
Цель: совершенствовать технику аппликации: самостоятельно выбирать и сочетать силуэтную (симметричную, ленточную и обрывную аппликации для получения красивого изображения.
2. Дидактическая игра «Найди пару», «Четвертый лишний», «Дай названия созвездиям»
Цель: Активизировать словарь детей по теме «Космос». Развивать
умение детей употреблять простые распространенные и
сложносочиненные предложения, согласовывая слова в роде, числе падеже.
3. Пальчиковая гимнастика: «Космонавты», «Ракета», «Луноход».
Цель: Развивать познавательные интересы и мелкую моторику рук детей.
4. Мероприятие: «Мы играем в космонавтов»
Цель: закреплять представление детей о космосе, космонавтах; воспитывать чувство патриотизма, любовь и уважение к героям нашей страны.
3. Предполагаемые роли и игровые действия
Роль Игровые действия
капитан корабля набирает команду, отдаёт приказы на борту, держим связь с инструктором по полёту, общается с репортёрами;
космонавты летят в космос, выполняют приказы капитана корабля, выходят на связь с Землёй, участвуют в конференции
инструктор по полёту руководит полётом с космодрома
инопланетяне наблюдают за действиями космонавтов, входят с ними в контакт, ведут переговоры на непонятном языке, один или несколько инопланетян летят на космодром вместе с космонавтами
репортёры ведут репортаж, общаются с космонавтами, участвуют в конференции
родственники провожают и встречают космонавтов, организуют концерт, участвуют в репортажах.
бортинженер внимательно следит за показаниями приборов пульта управления полётом и стыковки.
диспетчер принимает информацию с космоса и передаёт на корабль.
мед. персонал проводят мед. обследование команды корабля и инопланетян
4. Предполагаемые сюжетные линии и взаимодействие между ними
Капитан корабля: космонавты, медицинский персонал, репортеры, инструктор по полету, родственники, инопланетяне, диспетчер, бортинженер.
Космонавты : капитан, медицинский персонал, инопланетяне, инструктор по полету, репортеры, родственники.
Инструктор по полету: капитан, космонавты, диспетчер, бортинженер.
Инопланетяне: капитан, космонавты.
Репортеры: Капитан, космонавты, родственники.
Родственники: капитан, космонавты, репортеры.
Бортинженер: капитан, космонавты.
Диспетчер: Капитан, космонавты.
Медицинский персонал: капитан, космонавты.
5. Варианты распределения ролей
1. вариант: Выбор воспитателя, но он должен быть мотивирован.
Например: «Дети, пусть первым капитаном будет Алеша – у него сегодня день рождения. Это наш ему подарок. Согласны?» Или: «Маша первая услышала зазывалочку и быстро подошла.
2. вариант: По считалке
3 вариант: при помощи «волшебной палочки»
4 вариант: отгадывание загадок.
5 вариант: жеребьевка (тянут бумажку с написанной на ней ролью)
6. Варианты начала и окончания игры
Начало игры :
1 вариант.
Для развития интереса к игре педагог предлагает рассмотреть набор открыток «Космонавты», иллюстрации в энциклопедиях, беседует с ними о космических профессиях, о качествах, которыми должен обладать космонавт.
2 вариант
Звучит сигнал SOS. Что случилось? Это просят о помощи. Ребята к нам пришло письмо: «На нашей планете случилась беда, все жители планеты перессорились, не могут прийти к единому мнению. Помогите нам, иначе наша планета погибнет»
3 вариант
С самых давних времен люди смотрели на небо и задумывались о том, как бы подняться выше облаков и узнать, что же там. Прошло много времени пока люди научились строить лелательные аппараты. И первыми полетели в них не люди, а животные: крысы, а потом собаки. Взгляните на эту картинку. На ней вы можете увидеть первых собак. Которые полетели в космос и вернулись обратно. Их зовут Белка и Стрелка. И только после того, как еще другие собаки успешно слетали в космос, туда отправился первый человек.
Окончание игры :
1 вариант
Воспитатель берет микрофон и «превращается» в корреспондента.
- Здравствуйте дорогие ребята. Я корреспондент газеты «Детский сад». Я очень рада, что вы удачно приземлились. Скажите, пожалуйста, где вы были? Вам понравилось путешествие?
Еще хотите совершить путешествие? Спасибо, ребята за интервью, всего вам хорошего. До следующей встречи.
2 вариант
Наши гости говорят вам спасибо и прощаются с вами! Скажите, вам понравилось сегодняшнее путешествие? А теперь соберем фигуры в коробки и выйдем на ковер. Мы тоже превратимся в космонавтов и полетим в космос!
7. Роль воспитателя
1) Взрослый организатор игры обязан задавать тон в обращении с играющими детьми, употребляя условную игровую терминологию (в военизированных играх — четкость и лаконизм команд). Если педагог в игре будет обращаться к детям обычно, называя их по фамилии, и видеть в них дошкольников, а не космонавтов, то это обязательно разрушит воображаемую ситуацию, а с ней и игру.
2) Для того, чтобы сохранить воображаемую ситуацию и дать пищу для новых игровых переживаний, педагог по возможности должен стараться обыгрывать любое дело детского коллектива.
3) Все меры педагогического воздействия на детей - воспитатель должен осуществлять в игровом ключе, не разрушая воображаемой ситуации.
4) В ходе сюжетно – ролевой игры целесообразно включать развернутые творческие игры или игры на местности с идентичными сюжетами. Это позволяет внести в длительную игру атмосферу свободного игрового творчества и укрепить воображаемую ситуацию игры.
5) В процессе игры воспитатель может организовать коллективное соревнование между небольшими группами играющего коллектива. Условия соревнования и формы подведения итогов разрабатываются в игровом ключе, в условиях воображаемой ситуации.