МААМ-картинки

«Сундучок русских народных игр». Методическая разработка для детей старшего дошкольного возраста

Татьяна Ивановна Толоконникова
«Сундучок русских народных игр». Методическая разработка для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Методическая разработка для детей старшего дошкольного возраста «Сундучок народных игр»

Подготовила: воспитатель первой квалификационной категории Толоконникова Т. И.

Понятие «игра» в народной культуре гораздо более широко и многообразно, чем в современности.

Народные праздники всегда были связаны с игрой. «Игрой» называли такие явления, как пляски, танцы, хождения под песни, подвижные игры и вообще веселье.

Народные игры проникли во все сферы жизни человека. Следует отметить, что игры сопутствовали человеку от рождения до старости и в каждом возрасте имели свои особенности, выполняли определенные функции.

Так для детей наиболее важным в игре являлись задачи физического и психического развития, для молодежи – знакомства, для взрослых – проведение досуга, для людей пожилого возраста – общение и преодоление одиночества.

Народная игра – это, прежде всего один из видов человеческой деятельности.

Есть в игре свое духовное начало, есть материальная сторона: игрушки, игровые снаряжения. Каждая игра – это частичка нашей национальной культуры. А культуру развивают традиции.

Бережное сохранение национальных традиций, самобытности национального облика каждого народа является одним из назначений традиционных народных игр.

Все народы ценят и стремятся осуществить общечеловеческие идеалы добра, справедливости, честности, дружелюбия, смелости, выдержки, целеустремленности, верности слову, великодушия, скромности, но проявляется это у каждого народа в своем национальном своеобразии.

Игры существовали у всех народов без исключения, на какой бы степени развития они не находились.

Давно стало распространенным изречение: «Если вы хотите узнать душу народа, приглядитесь, как и чем играют его дети».

Игра сопровождает человека с колыбели. Ученые давно заметили, что именно детские игры помогают ярко представитьседую старину. Много из того, что было характерно для быта, а с веками исчезло, сохранилось лишь благодаря детским играм.

А ведь народные игры, к сожалению, почти исчезли сегодня из детства. Видимо, надо помнить, что народные игры как жанр устного народного творчества является национальным богатством, и мы должны сделать их достоянием наших детей.

В игровой форме мы можем знакомить с жизнью и бытом русского народа. Естественна потребность детей в подвижных играх, где можно проявить смекалку, ловкость, чувство товарищества и просто любознательность.

Игра - всегда развлечение, забава и обязательно соревнование, стремление каждого участника выйти победителем. У детей появляется возможность, как проявить себя, так и увидеть в действии различные предметы русского быта.

В русских народных играх много юмора, задора. Игры всегда образны, сопровождаются потешками, считалками, забавными запевками.

Можно смело сказать, что народные игры влияют на воспитание ума, характера, воли, развивают, нравственные чувства, физически укрепляют ребенка.

Каждая игра, если она по силам ребенку, ставит его в такое положение, когда его ум работает живо и энергично, чувства напряжены, действия организованны.

Цель: приобщать детей к культуре русского народа через игру, формировать у детей дошкольного возраста познавательный интерес к русским народным играм.

Задачи:

- познакомить детей с русскими народными играми, правилами;

- воспитывать патриотизм с помощью знаний русских- народных игр;

- создать положительный эмоциональный настрой в процессе игр;

- закреплять умение играть по правилам;

- учить согласовывать игровые движения с речью;

- развивать произвольное внимание, память, речь ;

- развивать координацию движений, ловкость, быстроту, мелкую моторику рук;

- закреплять навыки метания, прыжка;

- воспитывать дружелюбие.

Предварительная работа: разучивание игр, считалочек, потешек, песен, разгадывание загадок, чтение сказок, беседы о традициях на Руси.

Оборудование: макет избы, плетень, народные костюмы, музыкальные фонограммы русских народных песен, сундучок, атрибуты для игр: лапоть, платочки, тряпичные мячи, деревянные ложки, лапоть, деревянное ведро, чугунок, кувшин).

Воспитатель в русском сарафане в роли Акулины, дети в русских- народных костюмах под весёлую народную музыку входят в группу.

Акулина:

Здравствуйте, весёлые девчонки и мальчики!

Меня зовут Акулина, будем с вами в русские – народные игры играть,

Много узнавать, да веселье затевать.

Скучать сегодня запрещается!

А веселиться разрешается!

Акулина :

Ребята,как называется наша страна? (Россия).

А раньше наша страна называлась? (Русь).

А вы знаете почему эти игры называются русскими - народными? (Игры придумал русский народ).

Акулина:

Правильно, они придуманы простым народом. Русские народные игры пришли к нам из глубокой старины. Много игр придумал наш народ. Дети играли с мячом, с камешками, палками, ложками, с лаптями, веревками, платками, играли в хороводные игры, игры-забавы, подвижные игры с прыжками и бегом. В игры играли на улице, в русской игре, на праздничных гуляниях летом и зимой.

А как вы думаете, зачем русский народ придумал игры. (Игры придумали для того, чтобы провести время, развивать ловкость, внимание, меткость).

Акулина:

Да,русский народ хорошо работал,а после работы люди любили веселиться,для того,чтобы отдохнуть, для хорошего настроения, для общения друг с другом.

Акулина:

А вы любите играть? (Да)

Тогда приглашаю детвору на весёлую игру!

Подходите к сундучку.

А в сундучке моём разные игры живут. Но он просто так не открывается – надо сначала сказать волшебные слова : «Сундучок, раз, два, три, нам игру покажи!»

(Акулина открывает сундучок, и достает лапти).

Вы знаете, что это? (лапти). А для чего их использовали (верно, лапти надевали на ноги, это старинная обувь).Да, ребята, лапти плели мастера из лыка, ходили в них летом, а еще использовали для игры.

Сейчас мы поиграем в подвижную игру «Кто выше лаптя прыгнет».

Акулина:

Давайте все встанем в круг. В центр становится водящий, которого выбирают считалочкой. Он крутит лапоть на веревке, поворачиваясь вокруг себя так, чтобы лапоть скользил по полу под ногами играющих, игроки прыгают, стараясь не задеть ногами лапоть, из игры выходит тот, кого задел лапоть. Выигрывает игрок, который остался.

Акулина:

За ловкость, внимание выигравший ребенок награждается подарком. Что развивает эта игра (Ловкость, внимание).

Акулина :

Продолжаем веселиться и открываем сундучок волшебными словами:

Все дружно говорят волшебные слова: Сундучок, раз, два, три, нам игру покажи! Выбирается ребенок, который достает три тряпичных мячика.

Акулина (воспитатель): Эти мячики шили из лоскутков разных тканей и набивали сеном, с помощью них играли в игру на меткость «Прицелки».

Воспитатель ставит чугунок, ведро, кувшин,в которые нужно попасть мячиком. Каждому игроку даётся три мячика и три попытки попасть по утвари. Кто попадёт, тот получит картинку с изображением этого предмета.

Акулина :Что развивает эта игра? (Меткость,внимание).

Акулина:

Все ребята молодцы.

А мы продолжаем –сундучок открываем!

Все говорят волшебные слова: Сундучок, раз, два, три, нам игру покажи!

Воспитатель достает из сундучка голубой платочек.

Акулина : русская народная игра «Голубой платочек». На Руси платки не только носили,но и с ними играли.

Дети становятся в круг,передают платочек по кругу и произносят слова :

«Наш платочек голубой,

Поиграть хотим с тобой.

Ты беги, платок, по кругу,

Выбирай скорее друга.

Покружись, попляши

И платочек покажи!»

У кого платочек окажется в руках на последних словах, тот становится в круг и пляшет под русскую народную музыку.

Акулина : Что развивает эта игра? (Внимание, речь, умение плясать под русскую народную музыку).

Акулина: Подходите к сундучку и говорим слова «Сундучок раз, два, три нам игру покажи»(достает картинку ручейка).Как вы думаете, в какую русскую народную игру мы сейчас поиграем? (Ручеек).

Делу время – потехе час, в русскую народную игру «Ручеек» поиграем сейчас!

Акулина: нужно держать пару за руку и держать руки над головой, выбрав пару начинать движение с начала «ручейка» и произносить слова.

Водящий говорит: «Ручеек, ручеек, здравствуй, миленький дружок. Можно с вами поиграть?»

Дети, которые стоят в ручейке отвечают: «Ты скорее забегай и друзей выбирай!» Игрок проходит по «ручейку» ,выбирает себе пару и новая пара становится в конец «ручейка», а тот, чью пару разбили, идет в начало и выбирает себе пару, «ручеек» должен двигаться быстро, одновременно все говорят «В ворота ручей бежит и тихонечко журчит, ручеек, ручеек, спасибо миленький,дружок!» В конце игры все хором говорят слова: «Хорошо мы поиграли, всех друзей своих узнали!»

Акулина: Чему учит нас эта игра? (Игра учит вниманию, терпению, дружбе, развивает речь и память).Вам понравилось играть? (Да) Что узнали нового (Ответы детей).

С какими русскими народными играми вы познакомились? (Ответы детей.) Все хором давайте произнесем слова : «Сегодня славно поиграли!»

Вы ребята молодцы! Получайте леденцы!

Публикации по теме:

Методическая разработка логоритмической песенки с игрой в оркестре для детей старшего дошкольного возрастаМетодическая разработка логоритмической песенки с игрой в оркестре для детей старшего дошкольного возраста Логоритмические песенки помогают детям с речевыми нарушениями преодолеть речевые и сопутствующие нарушения путем развития и коррекции неречевых.

Методическая разработка дидактической игры для детей старшего дошкольного возраста «Семейный бюджет»Методическая разработка дидактической игры для детей старшего дошкольного возраста «Семейный бюджет» Дидактическая игра «Семейный бюджет» Возрастная категория: 5-7 лет Цель: Формирование знаний детей о расходах семьи. Задачи: • Закрепить.

Методическая разработка конкурса-игры «Как я провёл лето» для детей и родителей старшего дошкольного возрастаМетодическая разработка конкурса-игры «Как я провёл лето» для детей и родителей старшего дошкольного возраста Собирает лето чемоданы Говорят, июль - макушка лета. Взбиралось-раскачивалось лето долго, а теперь катится, не останавливаясь! Не успеем.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
«Сундучок русских народных игр». Методическая разработка для детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 2 декабря 2024 в 13:45
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Сундучок русских народных игр». Методическая разработка для детей старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Ивановна Толоконникова (УИ 3507060) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 декабря. День написания писем Деду Морозу. Передвижка «Почта Деда Мороза»

4 декабря — это специальный день, когда принято писать письма Деду Морозу.

3 декабря. Международный день инвалидов
Ежегодно 3 декабря отмечается Международный день инвалидов



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД