Танюшка Почтаренко
Конспект урока музыки в 7 классе «Современность симфоний Д. Д. Шостаковича, символа мужества и героического подвига народа»
▼ Скачать + Заказать документы
"Современность симфоний Д. Д. Шостаковича, символа мужества и героического подвига народа". 7-й класс
Цель урока: Воспитание музыкальной культуры, как части общей духовной культуры учащихся
Задачи урока:
• сформировать понятие о музыке Шостаковича, как музыке соответствующей духу времени;
• развитие навыков эмоционально-осознанного восприятия симфонической музыки.
• воспитание нравственных качеств личности на примере мужества и героизма советского народа в годы войны;
Оборудование:
• портрет Шостаковича;
Публикация «Конспект урока музыки в 7 классе „Современность симфоний Д, Д, Шостаковича, символа мужества и героического подвига народа“» размещена в разделах
- Музыка. Конспекты уроков
- Средняя школа, 7 класс
- Средняя школа. 5-9 классы
- Урок мужества. Сценарии уроков, классных часов
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Шостакович Д.Д. Композитор для детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2024
• электронное фортепиано;
• интерактивная доска
• акустические колонки
Ход урока:
1. Организационный момент.
1сл. 2. Работа по теме урока: Современность музыки Д. Д. Шостаковича, символа мужества и героического подвига народа.
У: Модна ли симфоническая музыка?
Д: Нет. Мода проходящее явление, а симфоническая музыка вечна.
У: А современна ли симфоническая музыка? Так как на этот вопрос единого мнения нет, мы с вами ответим на этот вопрос чуть позже.
2сл. Всему миру известно имя гениального русского композитора Дмитрия Дмитриевича Шостаковича он родился в Санкт-Петербурге.
В 1906 году композитору суждено было стать свидетелем грандиозных и страшных событий, выпавших на долю нашей страны в XX веке. Темы Войны и мира, образы света и тьмы, ненависти и любви, отражены в музыке Шостаковича с пронзительной достоверностью.
3сл. Однажды в 1915 году девятилетний Дима Шостакович наблюдал как колонна солдат с площадей Петербурга отправлялись на фронт. Тогда шла Первая мировая война, эти впечатления юный композитор выразил в своей первой пьесе под названием «Солдат»
4сл. Прошли годы и уже во время Великой Отечественной войны в блокадном Ленинграде, он снова вернулся к военной теме.
Его Седьмая симфония рождалась под звуки Канонады, разрывов снарядов и Бомб. Третьего сентября 1941 года Шостакович закончил первую часть симфонии, а 8 сентября вокруг Ленинграда замкнулась кольцо блокады.
5л. Тучным попаданием снаряда были уничтожены продуктовые склады и в городе начался голод. Вражеские Генералы уже готовились к скорой Победе, но просчитались. Ленинградцы готовы были стоять на смерть, каждый на своём посту, с удвоенной утроенной энергией защищали любимый город.
6сл. Для композитора этим рубежом обороны стала его музыка, одна за другой возникали вторая, третья части симфонии. И это при том, что он также, как и все горожане дежурил на крышах, тушил зажигательный бомбы, учувствовал в строительстве оборонительных сооружений. Так быстро композитор ещё никогда не сочинял. Смертельная опасность словно придавала ему силу, вдохновляла на небывалый творческий подъём.
7сл. Симфония № 7 «Ленинградская» Д. Шостаковича
«Музыка Шостаковича –
это мир глубоких… мыслей,
Это гимн человеку,
Это протест против жестокости,
Это исповедь художника,
Это летопись нашей жизни…». Родион Щедрин
8сл. Симфония – крупное произведение для симфонического оркестра в
4 – х частях, где 1 часть обычно написана в сонатной форме.
9сл. «Нашей борьбе с фашизмом, нашей грядущей победе над врагом, моему родному городу - Ленинграду я посвящаю свою 7-ю симфонию» Д. Шостакович
10сл. Симфония № 7 «Ленинградская» Д. Шостаковича
1 часть «Нашествие»
2 часть «Человек и война»
3 часть «Родина в годину испытаний»
4 часть «Через борьбу – к победе»
11сл. У: В самом начале войны город Ленинград (ныне Санкт-Петербург) фашисты окружили блокадным кольцом. Город подвергался страшной, ежедневной бомбардировке с воздуха. Из-за отсутствия связи с внешним миром в городе не хватало продуктов питания и медикаментов. Всё это привело к голоду, эпидемиям и массовой гибели мирного населения.
12сл. Когда Шостаковичу бесповоротно отказали послать его на фронт, он записался в народное ополчение, (его определили в пожарную команду) и дежурил на крыше во время вражеских налётов. В свободное время он сочинял песни, делал переложения для концертов на передовой. В это время он ощутил, что должен сделать что-то более серьёзное.
13сл. Первые темы симфонии композитор написал еще в конце июля 1941 года и был захвачен эмоциями, музыкой, невесть откуда взявшемуся вдохновению. Фронтовая обстановка стимулировала работу, создавая необходимое для творчества напряжение.
«Я работал так интенсивно еще и потому, что мне хотелось отразить в своем творчестве героическую борьбу моей Родины против фашистских варваров» -говорил Д. Шостакович
Учитель:
Так он и начал сочинять свою знаменитую седьмую симфонию. Он полностью погрузился в работу. Даже во время воздушной тревоги, он, проводив в бомбоубежище жену и двоих детей, возвращался в квартиру и под разрывами бомб продолжал писать.
Вскоре оставаться в городе стало совсем опасно и Шостакович вместе с семьёй был эвакуирован в город Куйбышев (ныне Самара). Работа над симфонией шла очень быстро и уже в конце декабря 1941 года он закончил партитуру. На титульном листе композитор написал: «Посвящается городу Ленинграду».
14сл. Репетиции часто проходили под грохот разрывов, где оркестранты изнемогали от голода, многие умерли или ушли на фронт. А для исполнения такого сложного произведения нужен большой симфонический оркестр. Дирижер Карл Ильич Элиасберг приложил немалые усилия.
15сл. Премьеру симфонии очень ждали. И вот в этом полуразрушенном, голодном городе настал день премьеры 9 августа 1942 года.
У: Послушайте главную партию экспозиции
16сл. Главная партия (героически, величественно)
Побочная (лирически, светло)
Эпизод нашествия (аккуратно, симметрично, отрывисто)
Мотив сопротивления (драматично)
(слушание… охарактеризуйте её.
Д: Она звучит героически и величественно. Перед нами образ Родины.
Первая часть начинается в ясном светлом до мажоре широкой, распевной мелодией эпического характера, с ярко выраженным русским национальным колоритом. Она развивается, растет, наполняется все большей мощью.
17 сл. У: вслед за главной партией звучит лирическая побочная партия.
(слушание…
Д: это тоже образ Родины. Образ советских людей. Их мирный и созидательный труд. Мелодия словно струиться, и растворяется в тишине.
Побочная партия также песенна. Она напоминает мягкую спокойную колыбельную. Заключение экспозиции звучит умиротворенно. Все дышит спокойствием мирной жизни.
18 сл. У: так заканчивается экспозиция. Дальше идет знаменитый эпизод фашистского нашествия, это потрясающая картина вторжения разрушительной силы. Издалека доноситься дробь военного барабана. На фоне этой дроби возникает странная, аккуратная, симметричная, отрывистая тема.
19сл. Эпизод нашествия построен в форме вариаций (их одиннадцать) на одну мелодически неизменную тему. Неизменной остаётся и барабанная дробь, всё усиливающаяся к концу.
В восьмой вариации тема достигает устрашающей звучности, фортиссимо. В девятой вариации появляется мотив стона. В двух последних вариациях кажется, что железное чудовище с оглушительным грохотом тяжело движется прямо на слушателя. Но тут резко меняется тональность и начинает звучать драматический мотив, который называют мотивом сопротивления:
(слушание…
У: Ребята, что вы почувствовали, слушая эту музыку?
Д: Музыка показала движение механического чудовища, растаптывающее всё живое на своём пути.
Учитель: вот уже 80 лет, как наша страна живёт под мирным небом. А в памяти народа всё ещё живёт размеренная дробь барабана. Нельзя допустить возрождение фашизма на нашей земле. Но и сейчас мы с вами являемся свидетелями фашистских и террористических актов. И не случайно, что на площади Цхинвала, под открытым небом снова звучала 7 Симфония Шостаковича в исполнении оркестра под управлением В. Гергиева.
Теперь ответим на вопрос, который я задал вам в начале урока: может ли быть современной симфоническая музыка?
Дети: да может. Ведь современная музыка, это музыка, соответствующая духу времени.
20 сл. 3. Слушание песни «Верните память» в исполнении Наргиз
Учитель: Ребята, Д. Д. Шостакович запечатлел в своей легендарной симфонии трагические и в тоже время героические события. Это история нашей великой страны. Послушайте песню «Верните память» музыка Марии Захаровой и Марала Якшиева, автором текста – Мария Захарова, аранжировку осуществил Максим Фадеев, и подумайте, что хотел сказать автор?
У: Какие чувства вызывает эта песня?
Д: Чувства скорби, печали, патриотизма
У: Какова главная мысль песни?
Д: Уважение к тому поколению, уважение к истории своей страны, своего народа
У: Современна ли эта песня?
Д: да, современна, так как она не потеряла своей актуальности.
21сл. Песня: «Встанем» в исполнении SHAMAN Музыка и слова: Ярослав Дронов
Встанем
Пока ещё с вами мы живы и правда за нами
Там сверху на нас кто-то смотрит родными глазами
Они улыбались, как дети, и в небо шагали
Встанем
И ближе к ним станем
Встанем. Пока
с нами рядом господь и истина с нами
Встанем
И бьётся сильнее в груди наша вечная память, между нами,
Встанем
Герои России возвращаются в наши сердца
До конца
Встанем
Идентифицируем всех тех, кого в этом огне потеряли
Кто умер за свободу, а не за медали
Я знаю, что мы обязательно встретимся с вами
Встанем
И снова затянем
Вокально-хоровая работа:
• добиться допевания окончания фраз (целая нота);
• эмоционально-осознанное исполнение
4. Обобщение
У: Какое искусство мы называем современным?
Д: то, которое соответствует духу времени.
У: как вы понимаете высказывание Ромена Роллана: «Искусство всегда вовлечено в бой своей эпохи»?
Д: Искусство отражает происходящие события. Помогает людям жить. Воспитывает человека. Без искусства невозможно представить жизнь.
22-23сл. Песня: Спроси у памяти
Стоит ли былое вспоминать
Брать его в дорогу в дальний путь
Всё равно упавших не поднять.
Всё равно ушедших не вернуть
Припев: и сказала память я могу
Всё забыть, но нищим станешь ты
Я твои богатства стерегу
Я тебя храню от слепоты
2. Не забыть с тобой нам никогда
Тот великий и священный бой
Как бомбили наши города
На защиту встал народ стеной
24-26 сл. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: ответить на вопросы по теме урока.
1. Как называлась пьеса, написанная Шостаковичем в 1915г. ?
1. солдат
2. военный
3. офицер
2. Какое название дал Д. Д. Шостакович своей Симфонии № 7? Впишите ответ.
1. «Петербургская»
2. «Ленинградская»
3. «Сталинградская»
3. Найдите верное сопоставление музыкальных образов симфонии
1. мир
А. механистичное,отрывистое звучание
2. война
Б. широкая, распевная мелодия
4. В каком городе в августе 1942 г. прозвучала Симфония № 7
Д. Д. Шостаковича?
1. «Ленинград»
2. «Москва»
3. «Севастополь»
5. В каком году композитор закончил работу над партитурой своей седьмой симфонии?
1. В 1941 г.
2. В 1942 г.
3. В 1945 г.
6. Сопоставь названия городов СССР, в которых исполнялась симфония, с их современными названиями.
1. Ленинград А. Санкт-Петербург
2. Куйбышев Б. Самара
7. Кто из дирижеров руководил этим исполнениям 7-й симфонии
Д. Д. Шостаковича в 1942 г. Ленинград?
1. дирижер Валерий Гергиев
2. дирижер Карл Элиасберг
8. Какие средства музыкальной выразительности использовал композитор в эпизоде нашествия?
1. Едва заметное, постепенное, но непреклонное усиление динамики
2. Постоянно повторяющаяся ритмическая фигура.
3. Постепенное, но неумолимое насыщение фактуры
4. Постоянно повторяющаяся, навязчивая интонация
5. Безмятежная, плавная мелодия
6. Несмолкающая барабанная дробь
7. Пронзительный тембр флейты-пикколо