Ульяна Широбокова
Криотерапия — современная здоровьесберегающая технология. Игры со льдом
▼ Скачать + Заказать документы
Сохранение и укрепление здоровья дошкольников – одна из актуальнейших проблем нашего времени. Говоря о здоровье, мы используем определение, которое предлагает Всемирная организация здравоохранения, - «состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней…».
В. А. Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках пальцев». Работы В. М. Бехтерева доказали влияние манипуляций рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи. Работая над развитием общей моторики рук, педагоги часто используют игры с палочками, пуговицами, разные мозаики, шнуровки. В нашем детском саду мы решили познакомиться, а в дальнейшем возможно и внедрить современную здоровьесберегающую технологию «Криотерапию».
Криотерапия – одна из нетрадиционных методик здоровьесберегающих технологий, заключающаяся в использовании игр со льдом. Дозированное воздействие холода на нервные окончания пальцев обладает благотворными свойствами. Эффект основан на изменении деятельности сосудов - первоначальный спазм мелких артерий сменяется выраженным расширением, что значительно усиливает приток крови к месту воздействия, в результате чего улучшается питание тканей. Это оказывает влияние как на общее оздоровление организма, так и на развитие мелкой моторики, что в свою очередь влияет на развитие речи ребенка.
Криотерапия -метод развития мелкой моторики, который позволяет достичь определенных результатов:
-Дети легче усваивают и самостоятельно выполняют сложные пальчиковые упражнения и их комбинации;
-У детей легче происходит развитие изобразительных и графических умений; -
- Развиваются внимание и память, которые тесно связаны с речевым развитием;
- Повышается интерес детей к занятиям, положительный эмоциональный настрой.
Кроме того, этот метод изначально имеет медицинскую направленность. А это значит, что положительный эффект от их использования подтвержден не только в процессе педагогического наблюдения, но и в процессе различных медицинских исследований.
Для проведения криотерапии необходимы кусочки льда, которые заранее готовят в «чашечках», специальных силиконовых ёмкостях для заморозки.
Безопаснее использовать ледяные шарики, поскольку у них нет острых краев, и ребенок не поранит о них пальцы. Для того, чтобы детям было более интересно манипулировать с ледяными кубиками, можно придать им цвет, разнообразную форму или просто поместить «секретик» в замороженный кусочек льда. Лед, заготовленный заранее, можно хранить в течение 10-12 часов без холодильника, в обычном термосе.
Занятия с использованием метода криотерапии проводятся через 1-2 дня в течение месяца. От раза к разу увеличивается продолжительность взаимодействия и манипуляций со льдом от 5-8 секунд на первом занятии и доводится до 1 минуты на заключительных этапах, что позволяет от раза к разу увеличивать чувствительность кончиков пальцев, быстроту реагирования и скорость выполнения заданий.
Занятия с использованием метода криотерапии проводятся в несколько этапов:
1 этап – чередование теплых и холодных процедур.
Лёд высыпают в большую миску. Дети стоят вокруг стола и перебирают руками лёд (начинают с 5-8 сек). Затем разогревают руки на тёплой грелке (в тазу с тёплой водой или держа пластиковые бутылки с тёплой водой). Снова опускают руки в лёд. Криоконтраст проводят три раза. Затем насухо вытирают руки полотенцем.
Данный этап включает в себя игры, которые можно разделить по степени продолжительности на 4 категории:
1 категория игр
Погружение пальцев в бассейн с ледяными шариками (игра «Достань игрушку») на 5-8 секунд.
2 категория игр
Выкладывание по цвету разноцветных кубиков изо льда. Время взаимодействия со льдом увеличивается до 10-15 секунд.
3 категория игр
Выкладывание мозаичного рисунка из ледяных кубиков. Время взаимодействия со льдом и холодом до 25-30 секунд.
4 категория игр
Выкладывание замков из ледяных кубиков. Наиболее продолжительное взаимодействие и манипуляции со льдом от 30 до 60 секунд.
2 этап – растяжка пальцев рук с последующей пальчиковой гимнастикой. После трехразового криоконтраста проводят растяжки с каждым пальцем правой и левой руки.
1. медленно сжимать и разжимать кулаки;
2. разводить пальцы;
3. вытяните руки вперед и аккуратно, с помощью правой руки отгибайте назад каждый палец левой, поочередно, до тех пор, пока не почувствуете легкое напряжение в суставах, задерживаясь в этом положении на некоторое время. Старайтесь действовать аккуратно, не переусердствовать, так, чтобы не сломать палец. Смените руки и проделайте те же самые упражнения поочередно с каждым пальцем правой руки.
4. Поднимите руки под прямым углом и сожмите кулаки. Медленно сжимайте и разжимайте кулаки, растягивая и расширяя свои пальцы наружу. Минуты через три закончите упражнение вращением запястьев сначала по часовой стрелке, а затем – против. Встряхните запястьями.
После растяжки следует любая пальчиковая гимнастика, соответствующая определенной лексической теме или звуку, с которым происходит работа на коррекционных занятиях педагога.
3 этап - развитие тактильной чувствительности с помощью щётки с жёстким ворсом, растирания в руках шишек, грецких орехов, колючих массажных мячиков, поглаживание предметов разных фактур (шёлк, шерсть, ситец, крупный наждак и т. д.);
Обычно игры со льдом очень нравятся детям, но иногда вызывают опасение у родителей. Перед использованием этой методики целесообразно побеседовать с родителями ребенка, рассказать им о сущности процедуры, правилах ее проведения, а также об ожидаемом эффекте. Затем запустить анкету, в которой родители напишут согласие или не согласие на то, чтобы с их ребенком проводилась данная работа.
Так же следует помнить, что криотерапия, как и любые закаливающие мероприятия, проводятся по определенной схеме и имеют свои противопоказания.
Нельзя проводить криотерапию с детьми:
– эписиндромом- (симптоматическая эпилепсия) это следствие какого-либо заболевания, клинически схожее с эпилепсией. Приступы прекращаются, как только вылечивается первопричина, симптомом которой они и служили. ;
– миопатией - хронические прогрессирующие наследственные нервно-мышечные заболевания, характеризующиеся первичным поражением мышц.
Осторожно применять криотерапию с:
– длительно и часто болеющими детьми;
– гипервозбудимыми детьми.
Результатами применения общей криотерапии являются:
- активизация обмена веществ в коже, быстрое обновление организма на клеточном уровне;
- усиление кровоснабжения кожи и улучшение питания тканей;
- укрепление иммунитета;
- повышение общего тонуса мышц;
- мощная стимуляция нервной системы;
- улучшение настроения и эмоционального состояния;
- лечение регенеративных функций организма в целом.