Федорова
Методическая разработка программы для детей 5–6 лет «Школа юного актера»
▼ Скачать + Заказать документы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
театрализованной направленности
«Школа юного актера»
Возраст обучающихся: 5-6 лет
Срок реализации: 1 год
Автор-составитель:
Федорова Лариса Александровна
воспитатель
п. .Шаталово -1
2021 год
Пояснительная записка
Публикация «Методическая разработка программы для детей 5–6 лет „Школа юного актера“» размещена в разделах
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2022
Настоящая программа имеет художественную направленность, она ориентирована на всестороннее развитие личности ребенка, поддержку его неповторимой индивидуальности через игровую деятельность. Л. С. Выготский определил игру как ведущую деятельность в дошкольном возрасте. Л. И. Божович считает необходимым, чтобы ведущая деятельность составляла основное содержание жизни детей. Таким образом, игра является своеобразным центром, вокруг которого сосредоточиваются главные интересы и переживания детей. В игре, как в зеркале, отражаются взаимоотношения взрослых, ребенок входит в мир этих отношений и воспроизводит их в игровой ситуации.
В настоящее время все более активно обсуждается проблема взаимосвязи личности и творчества. Детское творчество - одна из актуальных проблем дошкольной педагогики и детской психологии. Ее исследовали Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Л. И. Венгер, Н. А. Ветлугина, Б. М. Теплов, О. М. Дьяченко, А. И. Волков и многие другие. Театральная деятельность - это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе, всякую свою выдумку, впечатление из окружающей жизни ребенку хочется воплотить в живые образы и действия. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видел, что его заинтересовало, получая при этом огромное эмоциональное наслаждение. Занятия театрализованной деятельностью в дошкольном возрасте помогают развить интересы и способности, способствуют общему развитию ребенка, проявлению любознательности, стремления к познанию нового, усвоению новой информации и новых способов действия, развитию ассоциативного мышления, настойчивости, целеустремленности, эмоциональности. Эти занятия требуют от ребенка решительности, трудолюбия, систематичности в работе, что способствует формированию волевых черт характера.
Можно утверждать, что театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний, открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Впроцессе занятий развивается эмоциональная сфера ребенка, они заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события. Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение для детей дошкольного возраста всегда имеет нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и пр.) Благодаря доброй сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И, что важно, не только познает, но и учится выражать свое собственное отношение к добру и злу.
Таким образом, именно театрализованная деятельность дошкольников выполняет важнейшую задачу современной педагогики: способствовать всестороннему развитию личности ребенка.
Дополнительная общеобразовательная - дополнительная общеразвивающая программа по театрализованной деятельности дошкольников «Школа юного актера» разработана для работы с детьми среднего и старшего дошкольного возраста, начиная от 5 лет. Для участия в образовательном процессе принимаются все желающие дети на основании заявления родителей (законных представителей) без прохождения процедуры отбора или любых форм входящего контроля. Дети могут приниматься в театральную студию на протяжении всего учебного года.
Продолжительность обучения по данной образовательной программе составляет 1 год обучения. Объем программы – 36 академических часов.
В рамках освоения дополнительной общеобразовательной программы могут использоваться различные формы и методы работы с юными артистами. Основными значимыми формами являются: театральная игра, ритмопластика, работа над культурой и техникой речи, изучение базовых основ театральной культуры, репетиционный процесс, непосредственно показ спектакля зрительской аудитории, последействие (рефлексия).
Форма организации образовательного процесса: очная.
В рамках освоения дополнительной общеобразовательной программы могут использоваться различные формы и методы работы с юными артистами. Основными значимыми формами являются: театральная игра, ритмопластика, работа над культурой и техникой речи, изучение базовых основ театральной культуры, репетиционный процесс, непосредственно показ спектакля зрительской аудитории, последействие (рефлексия).
Продолжительность обучения по данной образовательной программе составляет 1 год обучения.
Режим Занятий:
- начало занятий детской театральной студии: октябрь
- окончание занятий детской театральной студии: май
- продолжительность учебного года: 36 недель
- количество занятий в неделю: 1 академический час
- продолжительность 1 академического часа составляет 35 минут
- занятия проводятся во второй половине дня ( пятница 16:00).
Цель программы
Создание развивающих условий, открывающих возможности для позитивной социализации каждого ребенка, развития его инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками в области детской театрализованной деятельности.
Основные программные задачи
— активизировать познавательный интерес детей;
— развивать зрительное и слуховое внимание, наблюдательность, находчивость, фантазию, воображение, образное мышление;
— снимать зажатость и скованность;
— развивать умение произвольно реагировать на команду или музыкальный сигнал;
— учить согласовывать свои действия с другими детьми;
— воспитывать доброжелательность и контактность со сверстниками и взрослыми;
— учить импровизировать игры-драматизации и темы знакомых сказок;
— развивать простейшие образно-выразительные умения;
— развивать чувство ритма и координацию движений;
— развивать пластическую выразительность и музыкальность;
— развивать умение произвольно размещаться и передвигаться по сценической площадке;
— развивать речевое дыхание, правильную артикуляцию и дикцию на материале скороговорок и стихов;
— тренировать четкое произношение согласных в конце слова;
— пополнять и обогащать словарный запас;
— учить подбирать слова, соответствующие заданным существенным признакам;
— учить пользоваться интонациями, выражающими основные чувства;
— знакомить с театральной терминологией;
— знакомить с различными видами театра (кукольный, музыкальный, детский, теней и др.);
— воспитывать культуру поведения в театре.
Предполагаемые результаты освоения программы
В процессе освоения дополнительной общеразвивающей программы по театрализованной деятельности дошкольников «Школа юного актера» юные артисты:
— заинтересованно занимаются театрализованной деятельностью;
— умеют разыгрывать несложные представления по знакомым сюжетам;
— используют основные выразительные средства: интонацию, мимику, жест;
— изображают отгадки к загадкам, используя выразительные средства;
— умеют действовать согласованно;
— умеют снимать напряжение с отдельных групп мышц;
— запоминают и повторяют заданные позы;
— запоминают и описывают внешний вид любого ребенка;
— знают 5-8 артикуляционных упражнений;
— умеют делать длинный выдох при коротком незаметном вдохе;
— знают 8-10 скороговорок, умеют произносить их в разном темпе;
— умеют произносить фразу с разными интонациями;
— умеют строить простейший диалог;
— умеют составлять предложения с заданными словами.
Условия, необходимы для реализации программы
Для качественной организации образовательного процесса в плане реализации программы необходимо следующее материально-техническое оснащение:
- Фортепиано
- Мультимедийный проектор
- Экран
- Ноутбук
- Музыкальный центр
- Телевизор
- Зеркальная стена
- Ширма театральная
- Декорации театральные
- Костюмы детские театральные
- Стульчики детские
- Формы аттестации
В ходе освоения образовательной программы обучающимися предусмотрены аттестационные занятия с целью координации образовательных результатов и выстраивания оптимального образовательного маршрута для каждого ребенка. Аттестационные мероприятия позволяют оценить степень сложности программного материала, внести своевременные коррективы, адаптировать его под конкретные условия педагогического процесса.
Принципы аттестации:
- учета индивидуальных и возрастных особенностей,
- необходимости и обязательности,
- открытости проведения.
Задачей является необходимость определить уровень теоретической подготовки и степень сформированностипрактических навыков обучающихся в области театрализованной деятельности.
Образовательная программа «Школа юного актера» предусматривает проведение следующих форм аттестации:
Предварительная аттестация проводится в октябре в форме игрового занятия, имеет целью зафиксировать начальный уровень творческих возможностей ребенка, его речевых, двигательных и коммуникативных навыков. Приложение 1
Промежуточная аттестация проводится в феврале в форме игрового занятия с целью определения качества освоения программы, развития основных творческих процессов в ходе образовательной деятельности. Приложение 2
Итоговая аттестация проводится в мае в форме игрового занятия с целью оценки качества обученности по завершению образовательной программы, реализации программных целей и задач, достижения предполагаемых результатов. Приложение 3
Все три аттестационных занятия проводятся в форме игровых занятий, в ходе которых обучающимся предлагается выполнить ряд творческих заданий различного содержания, качество выполнения которых будет соответствовать уровню сформированности определенных показателей. На основании анализа полученных результатов педагог имеет возможность определить степень освоения тех или иных программных требований каждым ребенком.
Также на протяжении всего периода обучения проходит текущий контроль за обучающимися в форме педагогического наблюдения за их развитием во время занятий- репетиций, занятий-драматизаций и занятий-показов. По итогам освоения образовательной программы делаются определенные педагогические выводы, даются рекомендации родителям (законным представителям) обучающихся.
Оценочные материалы
Оценка индивидуального развития обучающихся в процессе освоения дополнительной общеразвивающей программы «Школа юного актера» производится в рамках педагогической диагностики в форме игровых аттестационных занятий три раза за весь период обучения:
№ Вид аттестации Форма Название Сроки
1 предварительная Игровое занятие «Покажи, как ты умеешь» октябрь
2 промежуточная Игровое занятие «Посмотри, как я умею» январь
3 итоговая Игровое занятие «Приходите к нам на КАМ» май
Проведение аттестационных занятий оформляется протоколом, в который заносятся результаты выполнения творческих заданий каждым обучающимся.
Занятия носят открытый характер, оформляются как праздничное мероприятие, на которое приглашаются родители, воспитатели, все желающие зрители. Соревновательный момент сглаживается субъектвностью и отсутствием жестких критериев. В результате занятия каждый ребенок чувствует себя победителем, заслуживает награду в той или иной номинации.
В плане индивидуализации образования и оптимизации работы с группой маленьких артистов предусмотрен мониторинг уровня развития театральных способностей детей. По итогам педагогического наблюдения и результатов аттестационных занятий педагогом заполняется «Индивидуальная карта личностного роста воспитанника»,
предусматривающая анализ определенных показателей развития каждого ребенка, которая выражается в словесной (опосредованной) форме: показатель не сформирован; показатель находится в стадии становления; показатель сформирован не полностью; показатель сформирован.
В ходе проведения педагогического мониторинга достижения и успехи ребенка не сравниваются с показателями других детей, отслеживается и анализируется только личностный рост каждого воспитанника, выявляются проблемные места, производится педагогическая корректировка индивидуального маршрута.
Учебный план
№ п/п Название раздела, темы Количество часов Формы
аттестации/контроля
Всего Теория Практика
1. Вводное занятие Беседа о театре и детской театральной студии «Школа юного актера» 35 минут 25 минут 10 минут
2. Играем в профессии 35 минут 10 минут 25 минут Текущая
3. В гостях у Лесовичка
35 минут 10 минут 25 минут Текущая
4. Такие разные эмоции…
35 минут 10 минут 25 минут Текущая
5. Занятие-драматизация Драматизация сказки «Колобок - колючий бок» 35 минут 10 минут 25 минут Текущая
6. Предварительная аттестация
Игровое занятие «Покажи как ты умеешь»
35 минут 10 минут 25 минут Текущая
7. Занятие-репетиция Чтение, обсуждение и чтение по ролям сказки «Колобок» 35 минут 10 минут 25 минут Текущая
8. Занятие-репетиция Ролевой пересказ сказки В. Бианки «Колобок - колючий бок» с построением простейших диалогов 35 минут 10 минут 25 минут Текущая
9. Занятие-репетиция «Очень жить на свете туго без подруги или друга»; Рассказывание сказки «Лучшие друзья» 35 минут 10 минут 25 минут Текущая
10. Занятие-драматизация «Зайца съела бы лиса, если б не его друзья» 35 минут 10 минут 25 минут Текущая
11. Игровое занятие
«Вот как я умею»; чтение
стихотворения Б. Заходера 35 минут 10 минут 25 минут Текущая
12. Занятие-репетиция Рассказывание сказки «Лиса, заяц и петух»; «Лисичку заяц в дом пустил, и вот на улице один» 35 минут 10 минут 25 минут Текущая
13. Занятие-драматизация Разыгрывание сказки «Уходи, лиса, с печи!» по подгруппам 35 минут 10 минут 25 минут Текущая
14. Занятие-репетиция
Чтение и разбор пьесы
Л. Поляк «Репка» 35 минут 10 минут 25 минут Текущая
15. Занятие-репетиция Работа над текстом пьесы «Репка»; интонационная и артикуляционная работа 35 минут 10 минут 25 минут Текущая
16. Занятие-показ
Постановка детского спектакля по пьесе 35 минут 25 минут Текущая
17. Л. Поляк «Репка» 35 минут 25 минут Промежуточная
18. Игровое занятие «Семь сыновей» 35 минут 25 минут Текущая
19. Занятие-репетиция Рассказывание сказки В. Сутеева «Кто сказал «мяу»?» 35 минут 25 минут Текущая
20. Занятие-драматизация Подготовка и драматизация сказки «Кто сказал «мяу»?» 35 минут 25 минут Текущая
21. Промежуточная
аттестация
Игровое занятие «Посмотри, как я умею» 35 минут 25 минут Текущая
22. Занятие-репетиция Рассказывание сказки «Сказка о невоспитанном мышонке» 35 минут 25 минут Текущая
23. Занятие-репетиция Беседа по содержанию сказки «Чтоб друзей возвратить, нужно вежливым быть» 35 минут 25 минут Текущая
24. Занятие-драматизация Творческий показ «Сказки о глупом мышонке» 35 минут 25 минут Текущая
25. Занятие-репетиция
Чтение и обсуждение сказки
В. Сутеева «Яблоко» 35 минут 10 минут 25 минут Текущая
26. Занятие-репетиция
Работа над текстом сказки
«Яблоко» 35 минут 10 минут 25 минут Текущая
27. Занятие-драматизация Драматизация сказки В. Сутеева «Яблоко» 35 минут 10 минут 25 минут Текущая
28. Игровое занятие
«Свет мой зеркальце, скажи»
мимические этюды перед
зеркалом 35 минут 10 минут 25 минут Текущая
29. Занятие-репетиция Рассказывание и беседа по сказке В. Сутеева «Под грибом» 35 минут 10 минут 25 минут Текущая
30. Занятие-репетиция
«Дождик льет, а грибок
растет» 35 минут 10 минут 25 минут Текущая
31. Занятие-драматизация «Вот так гриб великан, всем хватило места нам» 35 минут 10 минут 25 минут Текущая
32. Игровое занятие «Мимика» 35 минут 10 минут 25 минут Текущая
33. Занятие-репетиция
«В мире сказок тесно нам, мы
расскажем все их вам» 35 минут 10 минут 25 минут Текущая
34. Занятие-показ
Вечер сказок «Моя любимая сказка» 35 минут 10 минут 25 минут Текущая
35. Итоговая
аттестация
Игровое занятие Конкурс актерского мастерства «Приходите к нам на КАМ» 35 минут 10 минут 25 минут Итоговая
36. Итоговое занятие «Театр - страна волшебная.» 35 минут 10 минут 25 минут