Кинаш Ирина Михайловна
Методическая разработка семинара-практикума «Система работы с молодыми специалистами»
▼ Скачать + Заказать документы
ГБОУ «ДОНЕЦКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ № 1»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА СЕМИНАРА-
ПРАКТИКУМА «Система работы с молодыми
специалистами»
Разработала : Кинаш И. М.
г. Донецк-2022г.
План проведения семинара-практикума
Публикация «Методическая разработка семинара-практикума „Система работы с молодыми специалистами“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
1. Выступление руководителя творческой группы – Кинаш И. М. с сообщением на тему «Сопровождение деятельности начинающего педагога»
2. Обсуждение Положения о наставничестве и принятия его за основу.
3. Практическая работа : разработка индивидуального плана работы с молодым педагогом с учетом тех трудностей, которые он испытывает.
4. Беседа по ПАМЯТКЕ «Правила общения и поведения педагога в ГБОУ «Донецкая школа-интернат1»
5. Подведение итогов семинара-практикума.
Цель семинара-практикума :
• Обсудить различные точки зрения, которые позволят в итоге выработать единую позицию по вопросам ведения документации педагогов-наставников.
Задачи семинара-практикума :
• Проанализировать уже имеющиеся документы педагогов-наставников, которые ведут работу в данный момент в образовательных учреждениях.
• Принять за основу основные пункты проекта Положения о наставничестве в ГБОУ «Донецкая школа-интернат№1».
• Разработать единый пакет документов, который должен быть у педагога-наставника.
Актуальность проблемы подготовки высококвалифицированного, свободно мыслящего, активно действующего педагога на современном этапе в связи с возрождающимся подходом к человеку как самоценности очевидна для всех.
В последние годы появление в образовательных учреждениях молодого специалиста большая радость и головная боль, прежде всего для руководителя. Поэтому основная задача и руководителя и педагогического коллектива помочь в адаптации к непростым условиям труда, и вопрос наставничества сейчас как никогда актуален.
Основной задачей работы с начинающими педагогами (молодыми специалистами) — повышение качества и эффективности образовательного процесса в ГБОУ «Донецкая школа-интернат№1» стимулирование роста уровня профессионально-педагогической компетентности начинающих педагогов.
Многолетний опыт педагогического коллектива позволяет наметить следующие направления деятельности по введению молодого специалиста в профессию педагога:
1. Индивидуальные и групповые беседы администрации, педагогов - наставников о цели, назначении, принципах и содержании деятельности данного образовательного учреждения, о психолого-педагогических особенностях воспитанников, о личностной позиции и педагогической миссии педагогов-наставников.
2. Создание в учреждении условий для личностных проявлений начинающего педагога, для его самореализации.
3. Организация систематического, грамотного, увлекательного психолого-педагогического просвещения начинающих педагогов в различных формах.
4. Создание условий для повышения квалификации, профессионально-педагогической переподготовки педагогов (если они пришли из других сфер деятельности).
5. Вовлечение молодых педагогов в научно-методическую и экспериментальную работу.
6. Деятельность всевозможных клубов, вечеров, интересных встреч, дискуссий, неформального общения профессиональной направленности.
7. Диагностика и мониторинг образовательного процесса, роста профессионального мастерства начинающего педагога.
8. Проведение и психолого-педагогический анализ мероприятий, организованных начинающими педагогами.
9. Контроль, учёт и оказание методической помощи воспитателям.
10. Обеспечение или предложения педагогам самостоятельно изучить необходимую литературу с рекомендациями по организации образовательного процесса, взаимодействию с родителями воспитанников, повышению профессиональной компетентности.
11. Научение педагогов правильному и рациональному ведению документации.
12. Организация индивидуального наставничества (распределение наставников; оформление документации по наставничеству: положение, приемлемые и наиболее рациональные формы, рекомендации начинающим педагогам и их наставникам, индивидуально-личностная программа повышения профессиональной компетентности начинающего педагога; создание методической копилки начинающего педагога).
13. Своевременное решение конфликтных ситуаций.
Разнообразные формы работы с молодыми специалистами способствуют развитию познавательного интереса к профессии, активному освоению приемов работы с обучающимися и их родителями, оказывает положительное влияние на совершенствование профессиональной деятельности.
В работе старшего преподавателя можно выделить такое направление, как сопровождение деятельности начинающего педагога. Статистические данные свидетельствуют о том, что большое количество молодых специалистов, окончивших высшее учебные заведения или техникумы получивших специальность преподаватель или мастер производственного обучения, не стремятся посвятить свою трудовую деятельность этой профессии. Причин ухода начинающих педагогов из сферы среднего специального образования несколько:
-слабая мотивация труда и дальнейшего профессионального роста;
-неумение применять на практике теоретические знания полученные в ходе обучения;
-недостаточный или отсутствующий опыт работы с обучающимися.
К перечисленным причинам можно отнести и невысокий статус профессии в обществе, а так же низкую оплату труда при психологической и социальной напряженности.
В этих условиях очень важны грамотная поддержка и сопровождение молодых специалистов сотрудниками нашего учебного заведения и в первую очередь старшим преподавателем и администрацией.
Иной раз задаешься вопросом: «Почему в отдельных организациях начинающие специалисты не задерживаются и уходят, а где-то руководитель с гордостью сообщает о том, что пополняет кадры только молодыми специалистами?»
Действительно, каждый руководитель по-своему решает кадровые вопросы, однако работа с молодыми специалистами требует профессионального подхода.
Известно, что профессионализм складывается на протяжении всего зрелого периода жизни. Темп и скорость, с которыми развивается мастерство педагогов, в разные периоды различны. Особенно быстро оно развивается в первые 3-5 лет – это период становления молодого специалиста.
Начальный этап вхождения начинающего педагога в педагогическую среду, его адаптация в коллективе будут успешны, если четко продумана и спланирована методическая поддержка на основе изучения затруднений и творческого потенциала специалиста, его профессиональных знаний. Педагог наставник должен постараться создать такую систему сопровождения молодых специалистов, которая помогла бы им не только адаптироваться, но и развить умение на практике применить знания, полученные в учебном заведении, сформировать педагогические навыки взаимодействия с обучающимися и их родителями.
В практике работы нашей довольно распространены такие формы, как взаимопосещение и наблюдение педагогического процесса у опытных педагогов, консультации, семинары, практикумы, наставничество.
И вот, именно наставничество, считается наиболее одним из эффективных способов передачи знаний и навыков молодым сотрудникам в процессе их адаптации в новом коллективе.
Наставничество можно рассматривать как постоянное обучение непосредственно на рабочем месте под руководством опытного специалиста – наставника. Руководитель определяет наставником одного из педагога, обязательно учитывает его личностные и профессиональные заслуги и знания. Наставник назначается приказом директора.
К задаче наставника относится не только оказывать поддержку молодому специалисту, но и показывать своим примером качественный подход к работе с обучающимися. Наставничество уже доказало свою эффективность. За ним уже стоит опыт многих поколений.
Хочется напомнить, что в методическом сопровождении деятельности начинающих педагогов важны не разрозненные мероприятия, а система, направленная на совершенствование профессиональной подготовки путем освоения целостной работы педагога.
Вывод: такая система планируется и своевременно конкретизируется в зависимости от ожиданий и предпочтений педагога. Эта система согласуется с годовыми задачами и спецификой образовательного учреждения, поэтому она не может разрабатываться единой для всей системы профессионального образования. Поэтому сегодня мы и обсудим как пример планы работы с молодыми специалистами. Потому что в понятия «профессионализм», «педагогическое мастерство» педагога вкладывают довольно большой объем содержания. Это прежде всего умения:
решать педагогические задачи, не теряться в трудных и неожиданных моментах;
привлечь внимание обучающихся, заинтересовать их;
учитывать возрастные, психологические и индивидуальные особенности;
в совершенстве владеть своим «орудием труда» - речью, словом;
иметь свою гражданскую позицию и отстаивать ее;
строить свои взаимоотношения с коллегами, родителями, студентами.
Профессионализм приходит не просто с опытом, он зависит от личных способностей, интереса к делу и системе обучения.
Педагогическое мастерство предполагает наличие способностей, общую культуру, компетентность, широкую образованность, психологическую грамотность и методическую подготовленность.
Все эти компоненты мастерства проявляются в действиях и поступках, в умении решать возникающие педагогические задачи, в способности организовывать педагогический процесс.
Рекомендации
Основные пункты, которые необходимо учитывать при разработке положения
1. Общее положение
2. Цели и задачи
3. Организация
4. Права
5. Обязанности
6. Взаимосвязь
7. Ответственность
8. Делопроизводство
9. Заключительное положение
Рекомендации
ОФОРМЛЕНИЕ ПРОТОКОЛА
Протокол № ___
заседания группы педагогов-наставников
___
От ___ 20__ г.
Присутствовало ___ человек.
Отсутствовало ___ человек (причина)
ФИО, должность
1. ___
2. ___
3. ___
Повестка дня
1. ___
2. ___
3. ___
4. ___
Выполнение решений предыдущего заседания.
По первому вопросу слушали ___
Голосовали: «за» ___ «против» ___
Решили ___
По второму вопросу слушали ___
Голосовали: «за» ___ «против» ___
Решили ___
По третьему вопросу слушали ___
Голосовали: «за» ___ «против» ___
Решили ___
По четвертому вопросу слушали ___
Голосовали: «за» ___ «против» ___
Решили ___
Решение:
№ Содержание Сроки Ответственные
1
2
3
4
С решением ознакомлены: (подписываются все присутствующие, кто отсутствует так же знакомятся с рекомендациями и подписываются под ними, только другим числом.
Председатель ___/ ФИО
Секретарь ___/ ФИО
разработчик : ___ Кинаш И. М.