Елизавета Воронова
Сценарий игры-путешествия с использованием технологии «Геокешинг»
▼ Скачать + Заказать документы
Сценарий игры-путешествия с использованием технологии
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад№2 общеразвивающего вида Кронштадтского района Санкт-Петербурга
Районный конкурс методических материалов (среди педагогов) по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма среди детей дошкольного и школьного возраста в 2019-2020 учебном году
Номинация : «Организационно-массовая работа (культурно-досуговая деятельность)»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
Темочки:
- Геокешинг (геокэшинг) для детей
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2020
сценарий игры –путешествия с применением технологии
ГЕОКЕШИНГ
«ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ППДЕЙКА С ФИКСИКАМИ»
авторы: Воронова Елизавета Владимировна-старший воспитатель
Фесенко Инна Юрьевна –музыкальный руководитель
Санкт-Петербург
2020
Введение
Проблемы безопасности движения приобрели важное значение. С каждым годом возрастает количество дорожно-транспортных происшествий, где пострадавшими становятся дети. Поэтому перед педагогами стоит задача более широкого изучения дошкольниками правил дорожного движения.
В нашем детском саду мероприятия по изучению ПДД мы проводим в различных формах. Традиционные формы работы с детьми не всегда эффективны и привлекательны. Новая форма занятия должна быть увлекательной и познавательной, содержать элементы соревнования, возможность творчески проявить себя, работать индивидуально и в команде. Она должна быть предельно разнообразной и целостной, с использованием ИКТ и ближайшей социокультурной среды ребенка-героев из современных мультфильмов. Этим критериям в полной мере и отвечает геокешинг. Слово «геокешинг» происходит от греческого «geo» - Земля и английского «cache» - тайник.
Геокешинг — это одна из современных технологий, ориентация на местности с элементами туризма и краеведения, с поиском клада, которая набирает популярность, веселое и активное времяпрепровождение для людей всех возрастов. Оно также подойдет в качестве группового занятия для семейного досуга, в детских садах и школах. Главная идея игры заключается в использовании маршрутного листа (карты) для нахождения местоположения спрятанного «клада» или тайника. Найдя тайник, вы отмечаетесь в приложенном к нему блокноте и при желании обмениваете какую-нибудь одну мелочь из его содержимого на свою собственную. Игра может быть использована с техническими средствами : компас, навигатор, GPS приемник, ноутбук, смартфон или КПК.
В нашем детском саду мы используем упрощенную форму, доступную для всех педагогов, сценарий геокешинга с приключением и загадками по любой теме (в нашем случае - по пропаганде необходимости изучения правил дорожного движения) с использованием карт и схем, тайников с творческими с загадками, рисунками, фотографиями.
Игровая технология геокешинг – это приключенческая игра, которая предполагает поисковую и исследовательскую деятельность дошкольников. Игровая деятельность является одной из ведущих видов деятельности в дошкольном возрасте, дети всегда не прочь с пользой и интересом провести свой досуг. И при использовании данной формы досуговой или непрерывной образовательной деятельности дети включаются в образовательный процесс с интересом и повышается процент усвоения материала. Участникам игры приходится взаимодействовать друг с другом, анализировать имеющуюся информацию, использовать эрудицию, предоставляется возможность проявить смекалку, продемонстрировать свои таланты и получить море положительных впечатлений. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе деятельностного подхода. Так как современные дети лучше усваивают знания в процессе самостоятельной деятельности и систематизирования новой информации, использование такой игры, как геокешинг, способствует воспитанию и развитию качеств личности, отвечающих требованию общества, раскрытию способностей детей.
Цели мероприятия:
• профилактика детского дорожно- транспортного травматизма;
• пропаганда Правил дорожного движения;
• закрепление навыков безопасного поведения на дороге.
Задачи:
• Развивать у детей умение ориентироваться по карте (схеме) на участке детского сада, определять направление маршрута.
• Закреплять полученные знания и навыки выполнения основных правил поведения воспитанников на улице, дороге, как в игре, так и в повседневной деятельности, с целью предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма.
• Расширять знания о правилах безопасного поведения на дорогах, представления дошкольников о безопасности дорожного движения при передвижении по улицам и дорогам, проезд в общественном транспорте и автомобиле.
• Формировать интерес к самостоятельному решению познавательных, творческих задач;
• Продолжать развивать у детей желание играть, поддерживая интерес к интеллектуальной деятельности.
• Воспитывать навыки работы в команде.
Предварительная работа:
• Просмотр мультфильмов Фиксики. Фикси-советы: «Осторожно на дороге!», «Как переходить дорогу», «Светофор», «Подушка безопасности».
• Беседы и занятия с детьми о правилах дорожного движения.
• Повторение ПДД и знакомство с дорожными знаками.
Планируемые результаты:
1. Активизация интереса детей к изучению правил дородного движения.
2. Побуждение к соблюдению правил дорожного движения
3. Развитие коммуникативных навыков и творческих способностей у детей.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Введение в игру:
По сценарию игры, есть куратор-ведущий, который объясняет правила игры и ее суть. Повторяет с детьми правила которые им нужны при прохождении заданий (станций). Основная задумка этой игры — это поиск клада (тайника). Кладом называют предмет, положенный в контейнер, который заранее прячут в интересном месте: например, в беседке, на спортивной площадке, за деревом, в песочнице и тд. Игра может проходит фронтально-для всей группы или можно развить на две группы: зрителей и участников; искателей и игроков прячущих клад.
Способы поиска клада:
Для игры важна карта (схема, маршрутный лист) местонахождения. На карте нужно отметить, где спрятали клад.
Способ поиска клада - это поиск по загадкам, по приметам, по схеме.
Нужно в тайник положить взамен вещь, предмет вместо взятого.
Отмечать на карте или схеме пройденные метки.
Для этого необходимо провести подготовительную работу по обучению детей читать карту, ориентироваться в пределах группы ДОУ, участку, по схеме, по карте, посредством использования разнообразных игровых упражнений на развитие пространственных представлений.
Игра рассчитана на 30-40 минут, проводиться в первой половине дня на прогулке.
Возраст участников 6-7 лет (подготовительная группа).
Описание игры
Игра начинается в здании детского сада- в группе. Дети получают письмо по электронной почте, которое педагог демонстрирует на экране интерактивной панели. Основная часть игры проходит на территории детского сада в режиме прогулки.
Сюрпризный момент – послание от персонажей мультфильма «Фиксики» Нолика и Симки, которые помогают детям найти клад, дают подсказки, куда двигаться дальше, предупреждает об опасности. Задания ожидают детей на каждом этапе отмеченным на карте метками. Выполнение заданий подкрепляется похвалой ребят и следующей подсказкой. Дети перемещаются по территории в сопровождении педагога, помощника воспитателя и с привлечением родителей (по возможности).
Виды заданий:
1. Карта для перемещения по территории детского сада-игровым площадкам
2. Путешествие по территории детского сада –игровым площадкам
3. Подсказки для перехода к следующему месту по карте отмеченному меткой
4. Отыскать подсказку
5. Отгадать загадки
6. Преодолей препятствие и выполнить задание
Первый этап обозначает ведущий. Чтобы найти следующий этап, участники должны отгадать загадку и найти её отгадку на местности. Так они передвигаются от этапа к этапу согласно своему маршрутному листу (карте /схеме).
Материально-техническое оснащение : карта (маршрутный лист,листы бумаги, цветные карандаши, знаки дорожного движение, макет-светофора, разрезные картинки, игрушечные автомобили (автобус, грузовик, автомобиль, круги цветные (красный, желтый, зеленый, интерактивная доска и презентация с заданием, переносная портативная колонка с музыкой, компас.
Методы и приемы:
Словесные-загадки, стихи, беседы, вопросы.
Игровые- игра «Светофор», игра «Пешеходный переход», «Перейти дорогу», игра «Собери и назови дорожный знак», «Соблюдаем ПДД едем на велосипеде»
Сюрпризный момент- презентация письма от Симки и Нолика «Путешествие в страну ПДДейка»
Наглядный: карта, дорожные знаки, компас.
Ход ИГРЫ
Вводная часть
Перед игрой с детьми проводится инструктаж по правилам безопасного поведения на территорией детского сада и по правилам безопасного поведениях на дорогах. Инструктаж можно провести в форме фронтального опроса по правилам поведения пешеходов или в творческой форме (загадки, ребусы и тп).
Организация игры :
Педагог объясняет детям правила игры, повторяет задание, полученное в письме от героев Нолика и Симки, уточняет поняли ли дети полученную информацию, выслушивает вопросы и предложение детей.
Ход мероприятия:
Педагог: Здравствуйте, ребята! Нам пришло электронное письмо, угадайте от кого?
Человечки очень скоро
Чинят электроприборы!
Их не видно, не смотри,
Ведь они живут внутри.
Нету места мистике,
Если рядом… (Фиксики.)
Ответы детей: Фиксики.
Педагог: Правильно ребята, это Фиксики.
Педагог включает презентацию с героями мультфильма Ноликом и Симкой. И читает письмо: «Здравствуйте, мальчики и девочки! Сегодня мы решили отправиться в путешествие, в страну ПДДейка. Но Папус и Мася, не отпускают нас без повторения правил безопасности. Какие правила нужны в городе? Давайте их вспомним и отправимся в путь, но он не простой, мы будем путешествовать по карте, по которой мы с вами пройдем испытания в городе ПДДейка и найдем клад, который спрятал наш Дедус. Ну, что же в путь! Удачи нам!»
Ответы детей: Правила дорожного движения.
Педагог: Правильно, молодцы ребята. Правила дорожного движения очень важны для взрослых и детей, для водителей и пешеходов. Давайте, повторим правила, которые мы с вами знаем по безопасному дорожному движению.
Ответы детей:
• Переходите через дорогу только по пешеходным переходам. Нужно остановиться перед пешеходным переходом, посмотреть по сторонам и убедившись, что не приближается автомобиль, переходить дорогу.
• Переходя дорогу, не бежать, не играть в телефон, снять наушники, на время снять капюшон, опустить на время зонт, если идет дождь,
• Там, где есть светофор, переходить улицу строго по зелёному сигналу.
• Нельзя играть возле дороги!
Педагог: я вами горжусь, вы вспомнили много правил, молодцы. Предлагаю, отправится с Ноликом и Симкой в путешествие в город ПДДейка. Вы готовы?
Ответы детей: ДА!
Педагог предлагает детям, обратить внимание на экран, где изображена карта с отметками, рассмотреть ее.
Педагог: Перед нами с вами карта, на ней отмечены те станции, на которых нас ждут задания с загадками и подсказками для нахождения следующих станций. На каждой станции мы должны ответить на загадку, найти контейнер с заданием, выполнить его и получить подсказку для следующей станции. После прохождения станции мы будем отмечать ее на карте крестиком. Все понятно (Ответы детей) Тогда вперед. Удачи и безопасного прохождения маршрута.
Педагог с детьми выходят на улицу с картой в руках, озвучивая первую подсказку:
На площадке игровой,
Стоит домик небольшой,
Рядом дерево растет,
Никто в доме не живет. (беседка)
Педагог: Как вы думаете, что это и где находиться на нашей площадке?
Ответы детей: беседка на игровой площадке.
Педагог с детьми проходят к месту, которое указано на карте. На беседке размещен конверт №1 с заданием, для получения контейнера.
Загадка:
Под этим знаком, как ни странно,
Все ждут чего-то постоянно.
Кто-то сидя, кто-то стоя…
Что за место здесь такое?
Ответы детей: автобусная остановка.
Дети ищут в беседке контейнер со знаком автобусная остановка. В контейнере лежат игрушечные машинки : автобус, грузовик и легковой автомобиль «Такси»)
на данной станции используется музыкальное сопровождение песня «Автомобили» группы «Веселые ребята».
Педагог: Что же мы с вами нашли ребята? Как одним словом можно это назвать? Назовите назначение этих видов транспорта?
Ответы детей: автобус-перевозка пассажиров, общественный транспорт; такси- для собственного пользования, легковая машина; грузовик –для перевозки грузов.
Педагог: Как вы думаете на чем мы с Вами сможем отправиться за кладом?
Ответы детей: на машине, на автобусе.
Педагог: Вы правы, нас с вами много и отправимся мы на автобусе. Но сначала, мы должны вспомнить правила перевозки детей в автомобиле и общественном транспорте.
на данной станции используется музыкальное сопровождение песня «Наш автобус голубой» музыка А. Филиппенко, слова Т. Волгиной.
Ответы детей: Нужно пристегиваться, нужно автомобильное кресло, не кушать в машине, не залезать на сидение с ногами, не отвлекать водителя, уступать страшим место, не кричать, не баловаться, держаться за ручку (поручни).
Педагог: Молодцы, как много вы вспомнили правил. Смотрите, а на дне контейнера лежит задание: «Автокресло. Конструирование» слушаем внимательно:
Стих про Автокресло
Автокресло это чудо,
Автокресло это шанс.
Если едем на прогулку
То пристегивают нас.
В автокресле ездят дети,
Это знают все на свете.
Прежде чем пуститься в путь,
Пристегнуться не забудь.
Папы, мамы, все родители.
Ну, так же – все водители,
Вы закон не нарушайте
В кресло вы детей сажайте.
Вот теперь скорей давай, автокресло собирай.
Обратите внимание, в беседке лежит мешок, в нем конструктор, давайте из него соберем автокресло. И оставим в тайнике вместе с игрушечными машинками.
Дети собирают из конструктора автомобильное кресло. Делают пометку о прохождении в карте данного задания.
Педагог: Молодцы. Предлагаю занять место в нашем волшебном автобусе, пристегиваемся. Мне пришло смс, со следующей подсказкой:
Доезжайте до городка ПДДека не спеша,
Ждет там вас автомобиль, но не простой,
На нем ты не уйдешь, он в землю врос дугой.
Дети, что это? И как вы думаете где?
Ответы детей: Это скамейка «пожарная машина».
Педагог: Правильно, отправляемся к ней.
На скамейке размещен конверт № 2 с заданием: На мне ты не уедешь, пока не угадаешь, что нужно мне для этого, сейчас.
Загадка:
Четыре братца согласно живут,
Всегда по одной дорожке бегут:
Но друг друга не догоняют
И дорожку не уступают. (Колеса)
Ответы детей: шины, колеса.
Педагог: Здорово, вы угадали, ищем тайник с колесом.
Дети находят конверт, в котором лежат картинки: карточки с загадками и закрытой картинкой (велосипед, самокат)
Педагог предлагает угадать, что изображено на карточках.
Загадки:
Руль, колеса и педали
Транспорт для езды узнали?
Тормоз - есть, кабины – нет.
Мчит меня (Велосипед).
Он – почти велосипед,
Вот сиденья только нет.
Все равно ему я рад,
Лучший друг мой… (Самокат)
Педагог: Умницы! Вы отгадали, теперь нам с вами нужно вспомнить правила связанные с катанием на велосипеде и самокате.
Ответы детей: Ездить с защитой специальной и шлемом, не кататься возле дороги, кататься только в парках, на специальных дорожках, по тротуару, на стадионе, перед пешеходным переходом слезть (спешиться) с велосипеда или самоката и идти пешком.
Педагог: Правильно. Теперь нас с вами ждет игра «Нарисуй скорей меня», выбирайте любой наземный транспорт на колесах и нарисуйте его.
дети выполняют задание.
Педагог: Оставляем в тайнике наши рисунки. Мне пришла новая подсказка:
Загадки.
Что за зебра без копыт:
Не под нею пыль летит,
А над нею вьюга пыли
И летят автомобили (Пешеходный переход).
Я глазищами моргаю
Неустанно день и ночь
И машинам помогаю,
И тебе хочу помочь. (Светофор)
Педагог: Вы правы. Это пешеходный переход и светофор, вы уже догадались куда мы отправимся за следующим тайником?
Ответы детей: На площадку ПДД
Делается отметка в карте о прохождении станции.
Педагог с детьми переходят на площадку по правилам дорожного движения. Где висит подсказка №3.
Встать спиной к забору, сделать три шага на север, пять шагов на запад, и там спрятан контейнер с заданием. Для этого определи с помощью компаса стороны света.
Дети находят около светофора конверт с цветными кругами (зеленый, красный, желтый)
Педагог: Как вы думаете, для чего эти кружочки? Что они вам напоминают?
Ответы детей: Сигналы светофора.
Педагог: Вы такие умницы! Правильно! Это сигналы светофора.
Ребята давайте вспомним, значения сигналов светофора.
Ответы детей: Красный-стой, желтый –жди, а зеленый в путь иди.
Педагог : Молодцы, ребята. Посмотрите, в конверте задание: Музыкальная игра «Светофор». Правила игры просты, под музыку мы с вами будем выполнять движения соответствующие сигналам светофора. Красный –стоим, жёлтый –хлопаем, зеленый –шагаем. Вы все поняли правила?
Ответы детей: Да!
на станции звучит песня Слова М. Зиновьева, музыка Р. Паулса
«Зеленый свет» исполнитель Валерий Леонтьев.
Дети начинают играть.
Педагог: Как здорово у вас все получилось! Но у нас есть еще одна загадка.
Загадка.
У знака особых предписаний
Кто-то палочки рассыпал
По дороге поперек
Чтобы каждый из прохожих
Перейти дорогу смог.
И машины проезжая,
Замедляют сразу ход,
Потому что уважают…. (Пешеходный переход)
Ответы детей: Знак «Пешеходный переход»
Педагог: Правильно, теперь мы с вами вспомнив значения сигналов светофора, повторив правила перехода через дорогу по пешеходному переходу. Можем смело продемонстрировать наши знания на нашей площадке по ПДД. Для это мы разделимся с вами на две команды: Водители и Пешеходы, а я буду в роли светофора. Игра «Пешеход на переход» на закрепление знаний по ПДД и применения их в жизни, на внимательность. Правила игры : Когда «светофор» показывает для пешеходов зеленый, а для машин красный, то пешеходы-переходят, а машины стоят, когда «Желтый» все стоят, когда для пешеходов «красный»-стоят, для машин «зеленый»-едут.
Педагог: Ребята вы поняли задание? давайте вместе проговорим, что вы запомнили.
Ответы детей: Да! (повторяют правила игры)
на станции звучит музыка Ехали, ехали» музыка И. Иорданского, слова И. Токма
Дети начинают играть.
Педагог: Весело прошла игра. Но нам пора идти дальше. И нам с вами пришла новая подсказка: На площадке этой весело игра, спортом заниматься и просто погулять. Вы догадались о чем идет речь?
Ответы детей: Спортивная площадка.
Педагог: Молодцы! Это спортивная площадка. На которую мы с вами отправимся за следующей подсказкой.
Делается отметка в карте о прохождении данного испытания.
На спортивном бревне висит конверт с заданием № 4. Дети открывают его, а в нем новая загадка. Педагог читает детям загадку:
Все водителю и пешеходу он расскажет,
Где перейти дорогу, скорость верную укажет.
У дороги, для пешеходов и водителей, он как маяк,
Добрый друг …. (Дорожный знак).
Ответы детей: Дорожный знак.
Педагог: Я вами горжусь, вы такие умные. Правильно, это дорожный знак. Теперь нам нужно найти контейнер с заданием.
Дети ищут на площадке контейнер с картинкой «Дорожные знаки». Открывают его, а там разрезные картинки «Дорожные знаки»
Педагог: Мне пришло новое задание: Что тут пошло не так, это ведь не целый знак, части вы его берите и скорее соберите.
-Ну что ребята, сможем справиться с этим заданием? Собрать и назвать дорожный знак, что он обозначает.
Ответы детей: Да.
на станции звучит песня «Песенка Свистулькина» из мультфильма «Незнайка в Солнечном городе» музыка В Шаинского, слова И Шаферана.
Дети собирают знаки и проговаривают их название и значение.
Педагог: Какие вы все молодцы, вы справились с заданием. Теперь нас с вами ждет последнее –финальное задание. Мы отмечаем в карте пройденное испытание. Мне пришла последняя подсказка:
Загадка:
Ходил он смело по морям,
Волну бесстрашно рассекал.
Теперь стоит он на площадке у нас,
На нем ты отыщешь свой ты клад,
даже если ты не пират. (Корабль)
Ответы детей: Корабль, игровая площадка с кораблем.
Педагог: Правильно, идем за нашим кладом?
Ответы детей: Да!
Дети с педагогом проходят на площадку с игровым кораблем, где находят импровизированный сундук. Но открыть его сразу нельзя, на нем последнее задание. Под №5.
На станции звучит песня «Клад»Детские песни (М/ф "Клад")
Загадка:
Тёмным вечером и ночью
Защитить вас сможет точно.
Ведь шофёру с сотни метров
Станет сразу вас заметно.
Он значок, брелок и стикер.
Что же это? Это (световозвращатель)
Ответы детей: световозвращатель.
Педагог: Верно. Молодцы. Открываем скорее сундук.
Дети открывают сундук в котором лежат конфеты и световозвращатели (брелоки).
Педагог: Вот и закончилась игра, нам в сад идти уже пора. Ребята вам понравилась игра?
Ответы детей : Да!
РЕФЛЕКСИЯ (вопросы на закрепление материала полученного во время прохождение геокешинга) : Что вам понравилось? Какие испытания были сложные? Какие испытания были легкими? Что вы нового узнали? Что вы запомнили? и тд.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проанализировав проблему безопасности движения на дорогах в современном мире, мы рассмотрели много различных форм и педагогических технологий для обучения детей дошкольного возраста правилам дорожного движения.
Геокешинг одна из современных игровых технологий, используемых в нашем детском саду для решения задач по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма среди детей дошкольного возраста, которая позволяет вынести обучение за рамки помещений и активно использовать территорию детского сада.
Особенность данной разработки заключается в том, что материалы, используемые педагогом, составляются, исходя из возрастных особенностей детей, территории детского сада, погодных условий, умений и знаний, навыков детей. Путь игры проходит по безопасному маршруту, не выходя за территорию детского сада, вместе с детьми находится их педагог, координирующий деятельность и обеспечивающий безопасность детей во время прохождения заданий. Количество заданий может быть разнообразным (все зависит от составителя, целей, которые он преследует, а также от возраста воспитанников, участвующих в мероприятии). Этапы маршрута находятся в зрительной видимости и представляют карту с отметками по территории детского сада.
Как показала практика использования данной формы работы с дошкольниками, дети наиболее вовлечены в изучение, расширения и закрепления знаний по правилам дорожного движения.
Для использования методики геокешинг в детском саду, необходимо научить детей читать карту, на подготовительном этапе обучение детей ориентироваться в пределах группы ДОО, участку, по схеме, по карте, посредством использования разнообразных игровых упражнений на развитие пространственных представлений. Данный вид игровых технологий можно использовать в возрасте 5-7 лет.
Значимость данной методической разработки сценария игры –путешествия с применением технологии геокешинг «Путешествие в страну ППДейка с Фиксиками», заключается в том, что в процессе игровой деятельности повышается любознательность, познавательная активность, способность самостоятельно мыслить, опираясь, непосредственно, на свой опыт, решать разнообразные задачи, коммуникативные навыки и творческие способности у детей дошкольного возраста, повышается мотивация к соблюдению правил дорожного движения и желание поделиться своими знаниями со сверстниками и родными.
Данная разработка может быть использована педагогами в детских садах, школах и в организациях дополнительного образования по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма как активная форма проведения досугов, занятий или элементов прогулки.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Астахов П. А. «Я и дорога», изд. Эксмо, М. 2009.- 128 с.
2. Саулина Т. Ф. «Знакомство дошкольников с правилами дорожного движения: Для занятий с детьми 3-7 лет. изд МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, М. ,2017.- 112 с.
3. Тимофеева Л. Л. «Формирование культуры безопасности у детей от 3 до 8 лет. Парциальная программа. изд. «ДЕТСТВО-ПРЕСС», СПб., 2015.-160 с.
4. Сборник материалов Победителей городских конкурсов по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма в 2014 году, ГБНОУ ДОО ТЦ СПб «Балтийский берег», СПб, 2014.-133с.
5. Учебное издание. Серия «Скоро в школу», Твоя безопасность. Как себя всети дома и на улице. изд. «Просвещение», М. ,2000 г-47 с.
6. Ресурсы интернет