Любовь Ахпайдерова
Опыт разработки пособия с элементами электронного сопровождения «Времена меняются, праздники остаются»
▼ Скачать + Заказать документы
1. Пояснительная записка
Россия - огромная страна. Конституция России – главный закон страны - начинается словами: «Мы, многонациональный народ Российской Федерации…» Много национальностей, но все они - один народ. Среди народов, населяющих Россию, нет «малых» или «больших», есть малочисленные и многочисленные.
Основную часть населения России составляет русские. Однако даже самый малочисленный народ имеет свою культуру. Это прежде всего, язык, праздники, фольклор, религия, обычаи, обряды, национальная кухня, одежда, домашняя утварь.
Темочки:
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2015
Традиции народов, проживающих на территории одной страны, создают ее образ, основывают историю, предполагают будущее. Поэтому так важно знать традиции и обычая народов и народностей, которые веками жили рядом, сохраняя свою самобытность, все вышесказанное и служат актуальностью нашего проекта.
Целью нашей выпускной квалификационной работы является создание методического пособия с элементами электронного сопровождения «Времена меняются, праздники остаются».
Для достижения поставленной цели нам необходимо решить следующие задачи:
• Изучить аналогичные методические пособия, с целью обобщения педагогического опыта по данной теме.
• Систематизировать методическую литературу по организации занятий в системе дополнительного образования детей в избранной нами области деятельности и отобрать наиболее интересные методы, приемы и формы организации занятий в клубных объединениях детей данной направленности.
• Обобщить полученную информацию, выстроив ее в логичную структуру для создания серии занятий в избранной нами области деятельности.
При изучении аналогичных методических пособий в рассматриваемой нами предметной области мы не обнаружили развернутых планов занятий, что так необходимо, в частности, для начинающего педагога; мы не увидели, что в методические рекомендации по организации и проведению занятий в рассматриваемой нами предметной области была включена какая-либо наглядность (плакаты, таблицы, схемы, электронный материал); мы обнаружили отсутствие занимательных, развивающих заданий, упражнений, помогающих обогатить как содержательный, так и эмоциональный аспекты занятий в данной предметной области.
Все вышеперечисленные недостатки, изученных нами методических рекомендаций в данной предметной области, на наш взгляд обеспечили своеобразную новизну нашего методического пособия, так как все занятия, входящие в данное методическое пособие содержат такие интересные методы, приемы, средства воспитания и обучения как:
• рассказ педагога;
• беседа;
• чтение-обсуждение;
• приемы педагогической технологии «Развитие критического мышления» : «Синквейн», «Зигзаг», «Кластер»
• просмотр презентационного и видео материалов;
• прослушивание аудио материалов;
• кроссворды, стихотворения, ребусы, викторины, анаграммы, шифровки;
• командные игры;
Основными формами организации обучающихся на занятиях выступают: фронтальная, парная, индивидуальная и групповая.
Целевой аудиторией нашего методического пособия выступает широкий круг заинтересованных лиц:
• начинающие педагоги дополнительного образования, занимающиеся данной предметной областью;
• учителя общеобразовательных школ, организующих внеурочную деятельность школьников по данной тематике;
• сами обучающиеся и их родители;
Наше пособие рассчитано для работы с обучающимися 5х-6х классов (дети в возрасте 10-12 лет).
Использование данного методического пособия педагогом дополнительного образования на занятиях в данной предметной области в системе ДО детей, на наш взгляд, обеспечит обучающимся:
• формирование целостного представления о мире;
• формирование толерантной личности;
• воспитание гражданских и патриотических чувств;
• развитие воображения, наблюдательности и логического мышления;
• развитие творческого потенциала.
Ожидаемыми результатами использования данного методического пособия являются :
• знание, в широком смысле понятия, обучающихся в изучаемой предметной области;
• осознание обучающимися такого понятия, как ценностное отношение к историческому и культурному наследию нашей Родины;
• формирование способности обучающихся толерантной личности
В содержание нашего методического пособия с элементами электронного сопровождения «Времена меняются, праздники остаются» входят занятия по следующим темам:
№ занятия Темы занятий
1 «Мы разные - в этом наше богатство, мы вместе – в этом наша сила»
2 «Сабантуй - татарский праздник плуга»
3 «Ысыах - якутский национальный праздник»
4 «Сагаалган - бурятский новый год»
5 «Сурхарбан - бурятский спортивный праздник»
6 «Джеоргуба - осетинский народный праздник»
7 «День Калевалы - праздник карельского эпоса»
8 «Юханнус-праздник летнего солнцестояния у ингерманландских народов»
9 «Пеледыш пайрем» - марийский праздник цветов»
10 Викторина «Калейдоскоп праздников»
2. Заключение
Целью нашей выпускной квалификационной работы являлось создание методического пособия с элементами электронного сопровождения «Времена меняются, праздники остаются».
Мы считаем, что полностью достигли поставленной цели, так как выполнили все поставленные перед нами задачи :
• Изучили аналогичные методические пособия, с целью обобщения педагогического опыта по данной теме.
• Систематизировали методическую литературу по организации занятий в системе дополнительного образования детей в избранной нами области деятельности и отобрали наиболее интересные методы, приемы и формы организации занятий в клубных объединениях детей данной направленности.
• Обобщили полученную информацию, выстроив ее в логичную структуру, и создали серии занятий в избранной нами области деятельности.
Мы с уверенностью можем сказать, что все занятия нашего творческого объединения дополнительного образования детей «Времена меняются, праздники остаются» способствуют формированию у обучающихся целостного представления о мире; формированию толерантной личности; гражданских и патриотических чувств, так как рассказывая обучающимся о народах населяющих нашу страну, о их культуре и традициях, педагог затрагивает памятные даты и людей, которые внесли весомый вклад в историю и развитие нашей страны.
В представленном методическом пособии отобраны наиболее занимательные и интересные методы подачи материала и его закрепления, например: ребусы, викторины, командные игры.
В представленном методическом пособии отобраны наиболее занимательные и интересные методы подачи материала и его закрепления, например, ребусы, викторины, командные игры.
Мы полагаем, что наша работа призвана восполнить недостаточность знаний у обучающихся о народах населяющих нашу страну, об их праздниках, культуре и традициях, способствовать формированию у них толерантных моделей поведения, уважительного отношения и любви к своей Родине, а также обозначенных выше качеств личности ребенка.
Данное методическое пособие полностью готово к использованию и может быть предназначено для начинающих педагогов дополнительного образования, занимающиеся данной предметной областью, и учителей средней школы, организующих внеурочную деятельность школьников по рассматриваемой нами тематике.
Результаты работы над нашим методическим пособием были опубликованы в сборнике студенческих исследований и представлены в работе на одной из секций в марте 2015 года на Некрасовских студенческих педагогических чтениях, посвященных 90-летию коллежа.
Данное методическое пособие прошло внешнюю экспертизу в воспитательной работе ГОУСОШ №201 Фрунзенского района города Санкт-Петербурга Дубровской Натальи Владимировны.
По мнению внешнего эксперта, методическое пособие с элементами электронного сопровождения «Предания старины красивой» является воспроизводимым и с успехом может быть использовано в практике современной школы.
3. Список литературы
Авторские книги:
1. Бабуева В. Д. Мир традиций бурят. - Улан-Удэ. : Изд-во Улзы, 2011.- 142с.
2. Богоявленский Д. Д. Этнический состав населения России. - М. : Арт Деко, 2008.
3. Былеева Л. В., Григорьев В. М. Игры народов России. – М. : Изд-во Физическая культура и спорт- 2010 89с.
4. Гадло А. Этнография народов Средней Азии и Закавказья: традиционная культура: учебное пособие. - СПб. : СПбГУ, 2010.
5. Жуковская Н. Л., Мокшин Н. Ф. От Карелии до Урала: Рассказы о народах России. - М. : Флинта, 2009.
6. Колпакова Н. П. Под ласковым солнцем: сказки, песни, предания, загадки, пословицы народов России. – Спб. : Дет. лит., 2007. – 134-246с.
7. Молотова Т. Л. Марийский народный костюм. – Йошкар-Ола. : Марийское книжное издательство, 2012. – 112с
8. Никишенков А. А. Традиционный этикет народов России. – М. : Старый сад, 1999. - 77с.
9. Сарессало Л. Ингерманландия: Рассказ о народах и культуре Ингерманландии. – Спб. : МАЭ РАН, 2008.
Энциклопедии:
1. Праздники народов России : Энциклопедия / Бронштейн М. М., Жуковский Н. Л. Каракетов М. Д. – М. : РОСМЕН, 2008.
2. Хочу все знать. Праздники : Детская энциклопедия. / Чекулаева Е. – М. : АСТ, 2004.
Электронный ресурс :
1. Затерянная Ингерманланди. – Режим доступа: https://readtiger.com/wkp/ru
2. Праздники народов России. – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/%CF%F0%E0%E7%E4%ED%E8%EA%E8_%D0%EE%F1%F1%E8%E8.
3. Санкт – Петербургский Дом национальностей. – Режим доступа: https://www.spbdn.ru
4. Центр коренных народов Ленинградской области. - Режим доступа: https://vk.com/tsentr_korennyh_narodov_lo
5. Этнос – Буряты. - Режим доступа: https://tradkulzab.narod.ru/DKBuryat_Prazdn_Trad_Cagalgan.html