Наталья Чернева
Конспект занятия «Родной свой край люби и знай»
▼ Скачать + Заказать документы
Одна из главных задач, стоящих перед педагогом – воспитывать любовь к Родине, к родному краю, к своему народу.
Особенностью системы работы по патриотическому воспитанию дошкольников является интеграция различных видов детской деятельности: речевой, изобразительной, познавательной, конструктивной, игровой. Это связано с потребностью создать у ребенка целостную картину окружающего мира, где находятся в единстве природа, общество и человек. Воспитание любви к своей Родине и уважения к своему народу начинается с раннего детства. И начинается не с абстрактного «мы любим нашу страну», а со знаний, с отношения, которое формируется у детей всюду – в семье, СМИ, на улице, на народных праздниках, мероприятиях и в детском саду, под руководством воспитателя.
Публикация «Конспект занятия „Родной свой край люби и знай“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2023
Актуальность выбранной темы: проблема патриотического воспитания остро стояла во все времена и сегодня занимает одно из важных мест в целостном развитии ребенка дошкольника. В процессе патриотического воспитания происходит осмысленное и осознанное восприятие окружающего мира, родных мест, страны.
Цель: воспитание у детей чувства любви к малой родине, интереса и доброжелательного отношения к жителям многонационального села Варна, систематизация знаний о достопримечательностях села, природе родного края и его истории.
Задачи:
Образовательные: закрепить названия родного села, расширить и уточнить знания о селе, познакомить с достопримечательностями села, умение узнавать на фото знакомые объекты, знать их название, формировать систему представлений о родном селе, о природе, формировать эстетическое восприятие окружающего мира, чувства уважения к культуре, труду, традициям.
Развивающие: развивать познавательную активность детей, любознательность, наблюдательность, поисковую деятельность.
Воспитательные: воспитывать чувство любви к своей Родине, воспитывать любовь к родному селу, интерес и доброжелательное отношение к жителям села, вызывать в детях чувство восхищения и гордости своим родным селом и его жителями, активизация и обогащение словаря по теме.
Предполагаемые результаты работы по данной теме призваны обеспечить воспитание у ребенка с первых лет жизни гуманного отношения к окружающему миру, любви к родной семье, родному дому, краю, городу, поселку, Родине, уважение к людям разных национальностей, государственной символике (гимну, флагу, гербу Российской Федерации).
Возраст детей: 5-6 лет, 24 ребенка.
Перечень реквизита и оборудования: ноутбук, экран, проектор, альбомы с фотографиями «Варна», тематические презентации, иллюстрации природы родного края и трудовой деятельности жителей села, музыкальный диск «Варна – Родина моя» (песни на слова Р. Юсупова)
Методы и приемы:
-практические: дидактические игры, игровые упражнения.
-словесные: беседа по вопросам, чтение стихов о родном селе, произведения южноуральских писателей, загадывание загадок.
-наглядные: тематические презентации, фотографии с видами села, иллюстрации природы родного края и трудовой деятельности жителей.
Основная часть.
Перечень экскурсий по теме «Путешествия по родному селу».
1. «Мой детский сад».
2. «Стадион Нива».
3. Памятник первому учителю и школьная игровая площадка.
4. Пешеходная прогулка к новому скверу (перекресток ул. Островского и ул. Спартака).
5. Путешествие по карте. Россия. Челябинская область. Варненский район.
6. Краеведческий музей имени В. Савина.
7. Ателье по ремонту и пошиву одежды.
8. Овощной магазин.
9. Районная детская библиотека.
10. Мемориал погибшим воинам.
11. Автобусная обзорная экскурсия по Варне.
12. Виртуальная экскурсия «Варна – Родина моя».
Тема: «Путешествие по карте. Россия. Челябинская область. Варненский район».
Цель: Познакомить с картой России, Челябинской области, Варненского района, определить местоположение города Челябинска, села Варны развивать познавательный интерес.
Оборудование: Карты автомобильных дорог, географические карты России, Челябинской области, Варненского района.
Ход занятия:
Детей приглашают в зал, где представлены разные карты (мира, географическая карта, автодорог, игральные и т. д).
Воспитатель задает вопросы.
• ребята, как всё это можно назвать одним словом?
• для чего нужны карты?
• Какие карты необходимы для игры?
• какую карту оставим, чтобы узнать в какой стране мы живем?
• в какой стране вы живете?
• какие области России вы знаете?
• как называется наша область?
Детям предлагают рассмотреть карту России.
Воспитатель задает вопросы.
• Что видим на карте?
• Как на карте изображены реки, озера, моря, горы, леса?
• Что обозначают изображения животных?
• Почему люди нарисованы в разных национальных костюмах?
Рассказ воспитателя о том, как составляются карты.
Воспитатель предлагает игру «Хлопни на знакомое название»; он перечисляет названия населенных пунктов (Челябинск, Москва, дети слушают и реагируют на знакомые названия.
Пальчиковая гимнастика «Россия»
Детям предлагается найти Челябинскую область (обследовательские действия). Воспитатель добавляет, что у каждой области есть областной центр – город.
Воспитатель предлагает перейти к карте Челябинской области.
Области делятся на районы, наш называется Варненский, а его центр – село Варна.
Воспитатель задает вопросы:
• почему села Варны нет на карте России? (схема или модель)
• есть ли город в нашем районе?
• какие поселки вам известны?
• какие интересные названия вам встретились?
• сравните, есть ли похожие названия?
Детям предлагается снова посмотреть на карту. Воспитатель поясняет, что значит «читать карту». Вместе с детьми пробуют читать карту Варненского района.
Дети садятся на стульчики и просматривают на экране презентацию «Варна». Звучат песни С. Г. Халиуллина о Варне.
После просмотра воспитатель предлагает вспомнить где мы были вместе с вами летом и осенью.
В конце занятия воспитатель спрашивает детей, чем они занимались, что им больше понравилось. Какие 3 главные слова мы должны запомнить?
После этого дети получают домашнее задание: попросить родителей рассказать о том, в каких районах области живут их родственники, друзья, знакомые, показать эти районы на карте Челябинской области.
Список литературы:
1. Наш дом – Южный Урал: Программа воспитания и развития детей дошкольного возраста на идеях народной педагогики. (Е. Бабунова) – Челябинск, 2005.-239с.
2. Наш дом – Южный Урал: программно-методический комплекс для организации, реализующих образовательные программы дошкольного образования. (Е. Бабунова, С. Садырин и др.) Челябинск 2014 г.
3. Природа Южного Урала: иллюстрированное приложение к программно-методическому комплексу Наш дом- Южный Урал. Челябинск 2014 г.
4. Жизнь и труд людей на Южном Урале: иллюстрированное приложение к программно-методическому комплексу Наш дом- Южный Урал. Челябинск 2014 г.
5. Южноуральские писатели – детям: христоматия для детей дошкольного возраста/ (сост. Т. Н. Крохалева) Челябинск 2007.
6. Мария Варненская (Ракаева) Ночные сны для всей семьи (На стыке веков) 2 тома, 2002г.
7. Кобзов В. С. Уральская Варна: к 150-летию основания казачьей станицы. Челябинск 1992 г.
8. М. С. Фонотов «Варненские родники» Фотоальбом 2008 г.
9. Кобзов В. С. «Варна сквозь призму времен» 2013 г.
10. Рекунова М. Х. Живительные корни народа моего. – Казань 2016 г.