Татьяна Донская
Развивающие игры по финансовой грамотности детей старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Боханский детский сад №2»
Методическая разработка
комплекта учебно - методического материала
«Развивающие игры по финансовой грамотности
детей старшего дошкольного возраста»
Выполнила:
воспитатель старшей группы
Донская Татьяна Сергеевна
п. Бохан, 2022г
Пояснительная записка
Темочки:
- Дидактические игры
- Игры для детей
- Старшая группа
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Финансовая грамотность. Экономические игры и пособия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2022
Финансовая грамотность — это способность человека управлять своими доходами и расходами, принимать правильные решения по распределению денежных средств (жить по средствам) и грамотно их приумножать. Другими словами – это знание, позволяющее достичь финансового благо получения и оставаться на этом уровне всю свою жизнь.
И поэтому каждый ребёнок имеет право стать финансово благополучным, финансово грамотным. Чтобы это произошло, первые шаги в освоении финансовой грамотности необходимо делать ребенку с детских лет через развивающие игры в сопровождении воспитывающих взрослых.
В методической разработке представлен педагогический опыт по формированию финансовой грамотности через развивающие игры.
В процессе развивающих игр по финансовой грамотности, вырабатываются навыки самообслуживания, элементарного бытового труда в помещении и на улице (участке детского сада, а также складываются первичные представления о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.
Актуальность
Актуальность проблемы финансовой грамотности на современном этапе общества приобретает чрезвычайную значимость. Однако дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний в области финансовой грамотности, также недостаточно сформирована система работы с родителями по этой проблеме.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартам главной целью и результатом образования является развитие личности. Формирование финансовой грамотности приближает дошкольника к реальной жизни, пробуждает экономической мышление, позволяет приобрести качества, присущее настоящее личности. В дошкольном возрасте закладываются не только основы финансовой грамотности, но и стимулы к познанию и образовании на протяжении всей жизни. Поэтому занятия по программе «Основы финансовой грамотности», необходимы не только школьникам и студентам, но и дошкольникам.
Нынешним дошкольникам предстоит жить в XXI веке- веке сложных социальных и экономических отношений. Это потребует от них умения правильно ориентироваться в различных житейских ситуациях, творчески действовать, а значит - строить новую жизнь более организованно, разумно, интересно.
Основы экономического образования необходимо начинать именно с дошкольного возраста, когда детьми приобретается первичный опыт в элементарных экономических отношениях. Малыши рано включаются в экономическую жизнь семьи, сталкиваются с деньгами, рекламой, ходят с родителями в магазин, участвуют в купле – продаже и других финансово-экономических отношениях, овладевая, таким образом, экономической информацией на житейском уровне.
Для формирования у детей данных представлений, необходима организованная работа, которая должна включать в себя по формированию финансовой грамотности всех участников образовательных отношений.
Таким образом, обучение основам финансовой грамотности помогает детям развить экономическое мышление, освоить понятийный аппарат, приобрести элементарные навыки, необходимые для ориентации и существования в современном рыночном мире, формирует стимулы к приобретению знаний. Оно не только влияет на расширение кругозора и формирование внутренней социальной позиции ребенка, но и развивает во всех образовательных областях, в соответствии с ФГОС.
Необходимость правильного формирования основ финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста, обусловлена современными условиями жизни.
Дети, как правило, с ранних лет включаются в финансовую жизнь семьи, а именно: ходят с родителями за покупками, сталкиваются с финансами, оплачивают коммунальные услуги, учатся экономить на сладостях, бережно относиться к вещам, что можно экономить свой бюджет имея свой приусадебный участок, можно экономить свой бюджет получая при этом первичное экономическое представление о финансовой грамотности. Дети должны знать, что жить надо по средствам, тратить надо меньше, чем зарабатывается. Чем раньше дети узнают о роли денег в семейной жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые навыки.
Цель:
Прививать интерес детей старшего дошкольного возраста к финансовой грамотности с помощью развивающих игр (сюжетно-ролевых игр, дидактических игр, настольно-печатных игр, подвижных игры, квест игр, интерактивных игр).
Задачи:
Обучающие
• Познакомить с сущностью основ финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста;
• Формирование финансовой грамотности через развивающие игры и первичных экономических представлений.
• Сформировать у ребенка осознанное понимание необходимости в получении знаний и умений через свою активность.
Развивающие
• Развивать познавательный интерес детей к вопросам финансовой грамотности и применению этих знаний в развивающих играх.
• Развивать способность, согласовывая собственный игровой замысел с замыслами сверстников.
• Развивать речь, внимание, понимание, мыслительные операции.
• Развивать экономическое мышления детей старшего дошкольного возраста;
• Развивать творческое воображение, фантазию, умение импровизировать.
Воспитательные
• Воспитывать разумный подход к своим желаниям, сопоставление их с возможностями бюджета семьи, способствовать воспитанию нравственных качеств.
• Воспитание социально-личностных качеств и ценностных ориентиров, необходимых для рационального поведения в сфере экономики.
• Воспитывать любознательность в процессе развивающих игр.
• Воспитывать взаимопомощь, доброжелательное отношение к друг другу.
Развивающая игра: «Семейный бюджет»
Цель:
Знакомство с элементарными сведениями об экономике, расширение представлений как складывается семейный бюджет.
Способствовать подготовке дошкольников к самостоятельной жизни, посредством развивающей игры, где развивают познавательную и творческую активность детей.
Задачи:
Обучающие.
• Обучать при помощи игровых ситуаций и закреплять знания и умения планирования расходов семьи;
• Обучать системному анализу несложных экономических расчетов.
• Учить навыкам коммуникативного поведения при принятии коллективных решений в процессе обсуждения проблемы.
Развивающие.
• Развивать процессы анализа и синтеза посредством выполнения цифрового задания;
• Развивать навыки диалогической речи обучающихся при ответах на вопросы;
Развивать познавательную активность обучающихся при постановке вопросов;
• Развитие мыслительной активности, позволяющей правильно принимать экономически целесообразные и социально-ответственные решения.
Воспитательные.
• Воспитывать организованность, бережливость, умение жить по средствам;
• Воспитывать ответственность перед другими членами семьи за принятое решение.
Словарная работа: Семейный бюджет, экономика, расходы, доходы, заработная плата, пенсия, стипендия.
Оборудование: Таблица, которая состоит из следующих разделов: продуктовый, хозяйственный, бытовой, оплата транспортных средств, оплата коммунальных услуг, культурные развлечения и копилка.
Ход игры
Станем рядышком друг с другом,
Скажем: «Здравствуйте!» друг другу,
Нам здороваться не лень:
Всем «Привет» и «Добрый день» -
Если каждый улыбнётся –
Утро доброе начнётся,
- Доброе утро!
Воспитатель: - Ребята, а сейчас займите свои места и посмотрите внимательно на фотографию. Кого вы здесь увидели, узнали? Как одним словом назвать, кто изображен на фотографии?
Дети: Семья.
Воспитатель: Ребята скажите, а кто из членов семьи приносит доход в семью и как называются их семейные доходы?
Дети: (Ответы детей). Папа, мама получают заработную плату; дедушка и бабушка пенсию, а брат стипендию. (Даю им кошельки с деньгами).
Воспитатель: Как называется весь доход семьи? – это бюджет семьи.
Сегодня, я предлагаю вам поиграть в игру, которая называется «Семейный бюджет».
Уважаемая семья, вы все зарабатываете деньги. У каждого из вас есть денежные средства. Сейчас вам предстоит потратить свой семейный бюджет, но прежде чем, вы будете тратить, сначала пообщайтесь и решите, что вам нужнее всего. Подумайте хорошо, нужны ли вам деньги в копилке. Ваш расход должен составлять месячный доход.
Этапы игры «Бюджет семьи»
Задание №1. Потратить бюджет на нужды вашей семьи.
Данная таблица включает в себя следующие разделы:
Продуктовый Хозяйственный
Бытовой Оплата транспортных средств
Оплата коммунальных услуг Сбережения (копилка)
Культурные развлечения
Итог игры: Семейный бюджет всегда нужно планировать и при этом всегда надо учитывать интересы всех членов семьи. Дети доказали на практике, что благодаря наглядному пособию, можно точно знать на что можно потрать свой семейный бюджет в первую очередь, и что можно ещё и экономить.
Этап №1. Дети составляют план своего семейного бюджета, на что потратить деньги в первую очередь.
Этап №2. Распределение месячного дохода.
Этап №з. Дети распределили весь свой бюджет.
Этап №4. Ребята объясняют, разъясняют на какие нужды они потратили свой месячный доход. Пришли к выводу, что не надо тратить весь свой месячный доход, надо экономить, чтобы купить нужную дорогую вещь.
Развивающая игра «Доходы и расходы».
Цель:
Сформировать умение распределять доходы и расходы. Делать вывод о соотношении доходов и расходов.
Задачи:
Обучающие.
• Расширять представления о доходах и расходах.
• Обучать детей при помощи наглядного материала в распределение дохода и расхода;
• Обучать анализу выполненного задания;
• Учить навыкам поведения при принятии коллективных решений в процессе обсуждения проблемы.
Развивающие.
• Развивать познавательную активность обучающихся при постановке вопросов;
• Развитие мыслительной активности, позволяющей правильно принимать решения;
• Развивать умение анализировать и обобщать;
• Развивать умение работать в группе.
Воспитательные.
• Воспитывать организованность;
• Воспитывать ответственность перед принятом решении.
Активизация словаря: доходы, расходы.
Оборудование: наглядный материал для игры; наглядный материал к игре, карточки ориентиры.
Приветствие.
«Здравствуйте ребята, я рада вас видеть!
А вы рады видеть друг друга?
Скажите об этом по кругу, друг другу улыбаясь».
Я рад (рада) видеть тебя Миша!
Воспитатель: Ребята, а теперь прошу вас займите пожалуйста свои места.
Ребята, я, когда утром шла на работу в детский сад, представляете, и встретила Емелю.
Скажите, из какой он сказки?
Дети: «По щучьему веленью».
Воспитатель: Правильно. Он обещал сегодня прийти к нам в гости.
Стук в дверь.
Воспитатель: Кто там, входите пожалуйста!
Емеля: Здравствуйте ребята!
Дети: Здравствуйте!
Емеля: Я пришёл к вам за помощью. Вы же знаете, что моя машина — это печка. Меня остановили ДПС, не то что бы я нарушил правила дорожного движения, а то, что они не знают, как правильно играть в игру. Вот и остановили, чтобы спросить у меня. И сказали, если я им помогу, то они меня отпустят, а если нет, то заберут мой транспорт. Ну в общем, я не знал, как в неё играть, и они забрали моё транспорт.
Воспитатель: Емеля, нам с ребятами интересно, в какую игру ты не умеешь играть. Как она называется, эта игра?
Емеля: Есть говорят такая игра, не просто игра, а развивающая игра. И называется она «Доходы и расходы», и как в неё играть я не знаю. Помогите мне ребята пожалуйста. Они сказали, если я их научу, то отдадут мой транспорт. Пешком ходить не охота, привык ездить.
Воспитатель: Ну что, поможем Емеле?
Дети: Да.
Воспитатель: Емеля, ты присаживайся рядом с ребятами, и будешь тоже играть и научишься правилам игры. Потом и заберёшь свой транспорт.
Емеля: Хорошо. Заранее, хочу вам сказать большое спасибо!
Воспитатель: Тогда ребята, я вам предлагаю поиграть в игру, которая называется «Доходы и расходы».
Перед вами лежат наглядные картинки доходов и расходов. Вам надо распределить их на 2 группы. Что относится к доходу, а что к расходу? (Красная карточка — это доход, жёлтая – это расход).
Наглядный материал
Игра «Доходы и расходы».
Премия Заработная плата Пенсия
Детское пособие Продажа овощейс огорода Стипендия
Промышленные Оплата коммунальных Расход на транспорт
товары услуг
Платные медицинские Налог на квартплату Покупка
услуги электроприборов
Выигрыш в лотерею Покупка продуктов Покупка или оплата
телефона
Оплата электроэнергии Покупка билетов
Наглядный материал к игре карточки ориентиры
Доход Расход
Итог игры: дети научились распределять доходы и расходы.
Этап игры №1. Приступив к игре, дети рассмотрели наглядный материал для игры.
Этап игры №2. Рассмотрев все карточки, дети раскладывают наглядный материал к игре, к карточкам ориентирам.
Этап игры №3. Дети выполняют задание
Этап игры №4. Дети объясняют каждую карточку и правильность их расположения.
Развивающая игра: Супермаркет «Капелька»
Цель:
Расширять у детей представления о труде работников магазина. Формирование умения применять в игре полученные ранее знания об окружающей жизни.
Задачи:
Образовательные.
• Учить детей к действующим лицами (продавец-покупатель, покупатель - кассир);
• Обучать детей к вежливости, ответственности, и чтобы постоянно употребляли вежливые слова: «спасибо», «пожалуйста», «здравствуйте», «будьте так любезны», «будьте так добры»;
• Обогащать у детей опыт путём объединения отдельных действий в единую сюжетную роль.
Развивающие.
• Развивать умение взаимодействовать и ладить друг с другом в совместной игре;
• Развивать умение выбирать роль, выполнять в игре с игрушками взаимосвязанные действия.
Воспитательные.
• Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.
Активизация словаря: магазин, продавец, покупатель, кассир, подарок.
Материалы и оборудование:
• мебель: полки и прилавки;
• одежда: фартуки и шапочки;
• атрибуты: банкомат, касса, деньги, чеки, ценники, пакеты для покупателей, тарелка для денег.
Ход занятия:
Воспитатель: - Здравствуйте, ребята, я сегодня всех вас очень рада видеть!
Стук в дверь. Появляется Незнайка с сообщением.
Воспитатель: - Удивительно ребята, но это не письмо, а сообщение. Давайте прочитаем его.
Дети: Давайте.
Воспитатель: У моего друга Цветика сегодня день рождение. И он пригласил меня на него, но я не знаю, что ему дарить, помогите мне пожалуйста? Ребята, извините, пожалуйста, мне сейчас некогда с вами в магазин идти, можете за меня что ни будь купить. А за это, я вас всех с собой возьму на день рождение. Цветик он хороший друг, всем будет рад.
Воспитатель: Ну что, поможем Незнайки?
Дети: Да, конечно поможем.
Воспитатель: - Как Цветика можно поздравить?
Дети: - Подготовить стихи, подарки.
Воспитатель: - Скажите, а где можно купить подарок, в каком магазине?
Дети: - Есть большие магазины, где можно хоть что купить, называется он супермаркет.
Воспитатель: - Так как денег у нас с вами нет настоящих, и в магазин мы не сможем с вами отправиться. Но, я предлагаю поиграть здесь и сейчас в игру, которая называется Супермаркет «Капелька».
Дети: - Хорошо, давайте поиграем.
Воспитатель: - Скажите, а в магазине всё нужно покупать или выборочно?
Дети: - Нет, покупать только то, что нужно. Но мы, же не знаем, что Цветик любит, чем занимается. Может у него есть любимое занятие?
Воспитатель: - Но, мы отправимся с вами в такой магазин, где продаётся всё, что желаете. Вы же ведь со своими родителями тоже ходите в такие магазины?
Дети: - Да.
Воспитатель: - как называется такой магазин?
Дети: - Супермаркет.
Воспитатель: - Скажите, а кто знает, как вести себя нужно в магазине.
Дети: - Не шуметь, не кричать, быть вежливым, просто так товар с полок не брать.
Воспитатель: - А когда вы общаетесь с работниками магазина, каким нужно быть?
Дети: - Быть вежливыми, всегда говорить: - «здравствуйте»; «спасибо»; «будьте так добры, покажите мне товар пожалуйста».
Воспитатель: - А теперь предлагаю вам, пойти без взрослых в супермаркет и купить подарок для Цветика. Но, когда вы будете выбирать подарок, думайте, нужен он будет или нет. Вы согласны?
Дети: - Да!
Воспитатель напоминает правила поведения в общественном месте.
Воспитатель: - Скажите, кто работает в магазине?
Дети: - Продавец, кассир, фасовщица, уборщица, грузчик.
Воспитатель: - Чем занимается продавец, и в чём состоит его работа?
Воспитатель показывает иллюстрацию «Продавец в магазине».
Дети: - Продавец продаёт товары.
Воспитатель: - Кто продаёт товар?
Дети: Кассир.
Воспитатель: Да, кассир продаёт товар. Ну а в чём заключается работа продавца?
Дети: Предлагает товар, расставляет его по полкам.
Воспитатель: Да ребята, правильно. Продавцы ребята – это люди, которые помогают выбрать товар, консультируют, советуют какой товар лучше приобрести, рассказывают о скидках и акциях на товары. Ребята, скажите пожалуйста, каким должен быть продавец?
Дети: Умным, хорошо считать, вежливым с покупателями.
Воспитатель: Продавец встречает вас с улыбкой, который желает вам помочь в выборе того или иного товара. Именно у приветливого продавца с улыбкой на лице хочется что – то приобрести, но, при этом продавец должен выглядеть опрятным, причесанным. Каждый продавец должен знать, где лежит тот или иной товар. И для этого ему нужна хорошая память. Как только покупатель выбрал товар. Продавец провожает покупателя на кассу. А кто сидит за кассой?
Дети: Кассир.
Воспитатель: - Скажите пожалуйста, а кто такой кассир?
Показываю иллюстрацию «Кассир».
Дети: - Кассир принимает деньги за покупки.
Воспитатель: - Правильно.
Кассир тоже продавец, но он не ходит по залу. Его место за кассой, он «пробивает» чек и берет с покупателей деньги за товар.
Кассир – это очень ответственная должность, нельзя отвлекаться на разговоры с посторонними людьми, знакомыми, если он отвлечется, то может неправильно дать сдачи, также кассир выдает чек покупателю.
Воспитатель: - А кто еще бывает в магазине? Как называемся мы, когда приходим в магазин?
Дети: - Покупатели.
Воспитатель: - Без покупателей магазин не может работать. Что входит в обязанности покупателей?
Дети: - Покупатели с сумочками идут в магазин, внимательно осматривают товар в отделах, культурно встают в очередь, вежливо разговаривают с продавцом, оплачивают товар в кассе и не забывают благодарить за покупку.
Воспитатель: - Прежде чем начать играть в игру, давайте выберем продавца и кассира.
Дети: - (дети распределяют роли)
Воспитатель: - И что бы у нас с вами не было обид, я предлагаю вам с закрытыми глазами выбрать в «Волшебной коробочке», где лежат фрукты и овощи. Если кто-то из вас выбрал овощ, то вы покупатель, а если фрукт, то сотрудник магазина.
Воспитатель: - Сотрудники магазина займите свои рабочие места
Воспитатель: - Но мы забыли о самом главном. Без чего нам не продадут с вами товар?
Дети: - Без денег.
Воспитатель: - Правильно. Вот вам всем кошельки с деньгами. Приятных покупок.
Дети: Спасибо.
Продавец:
Открываем магазин
Заходите, заходите
Покупайте, что хотите
Встаньте в очередь скорей
Не толкай своих друзей.
Дети заходят в магазин, ходят по магазину, выбирают подарок.
Воспитатель: - Мне пожалуйста покажите вон ту вазочку для печенья.
Продавец: Пожалуйста.
Воспитатель: - Ребята, мы забыли о главном, зачем мы пришли в магазин?
Дети: - За подарками для Цветика. А ещё Незнайка просил купить за него подарок.
Воспитатель: Правильно, выбираем подарки и отправляемся на кассу.
Дети покупают подарки.
Воспитатель: Ну что, все купили подарки, магазин закрывается на обед.
Продавец: Уважаемые покупатели! Магазин закрывается на обед.
Воспитатель: А мы с вами отправляемся обратно в детский сад.
Воспитатель: - Ребята, скажите пожалуйста где вы были?
Дети: - В магазине.
Воспитатель: - Что продают в магазине? Что вы там видели нового?
Дети: - Различные товары.
Воспитатель: - Для чего мы ходили?
Дети: - Покупать подарки для Цветика на день рождение.
Воспитатель: - Лиза, а что ты купила в подарок?
Лиза: - От себя я купила большую шоколадку, ведь я не знаю, что он любит или может чем-то увлекается. Но ещё вспомнила про просьбу Незнайки, и от его имени купила книжку «Энциклопедию».
Воспитатель: - Ну вот теперь у нас есть подарки для Цветика, и мы сможем его поздравить. Но, только нам надо дождаться Незнайки.
Незнайка: Добрый день, я приглашаю вас на день рождение.
Лиза: Незнайка, ты забыл про подарок, вот тебе книга.
Незнайка: Спасибо тебе большое Лиза, ведь Цветик очень любит читать книжки. Он очень будет рад подарку.
Лиза: Я рада, что угадала с подарком.
Воспитатель: Незнайка, спасибо за приглашение на день рождение. Но нам с ребятами не когда, ведь скоро обед и сон час. Ребята, давайте мы все подарки отдадим Незнайке, а он от нашего имени их подарит Цветику.
Дети: - Да.
Воспитатель: Вам понравилась играть?
В заключении хочу сказать вам ребята. Когда ходите в магазин, не берите всё подряд, сначала подумайте, а нужно ли это мне, и для чего я это беру. Подарок выбирайте по деньгам и по качеству.
Атрибуты для игры: Супермаркет «Капелька».
Банкомат Касса Магазин
Пакеты Деньги Ценники
Итог деятельности: Игра имеет большое значение в жизни детей, прежде всего для социального развития ребенка, она раскрывает сущность и взаимосвязь между покупателем, продавцом, и кассиром. Для детей есть смысл существования в обществе, смысл общения.
В игре отражены все поставленные задачи, они соответствуют возрасту детей.
Этапы игры №1. Поход по магазину, осмотр товара.
Этап игры №2. Выбор товара.
Этап игры №3. Покупка товара.
Заключение
Роль развивающих игр в финансовом воспитании детей старшего дошкольного возраста очень велика. Только при определенной системе проведения развивающих игр можно добиться финансового развития. На занятиях, в самостоятельной деятельности, участвуя в развивающих играх, дети накапливают опыт, учатся осознавать реализовывать практические навыки, систематизировать, расширять и использовать на практике полученные знания. Поэтому развивающие игры по финансовой грамотности занимают важнейшее место в системе педагогических средств всестороннего воспитания детей.
В выполнении методической разработке развивающих игр по финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста предполагаются следующие результаты для детей:
• приобретение новых знаний социально – экономического характера;
• приобретение первичных навыков в распределении бюджета семьи, доходов и расходов, а также в покупке товара.
• усвоение следующих вопросов: как можно экономить свой семейный бюджет, принимать правильное решение в распределении финансов;
• получения навыков ответственного отношения к деньгам;
• развитие внимания и воображения, уметь находить новые решения и подходы к предполагаемой ситуации.
Список литературы
1. Блискавка Е. Дети и деньги. Самоучитель семейных финансов для детей / Евгения Блискавка. — Минск: издательство «Четыре четверти», 2014 — 80 с.
2. Вишнякова С. М. Профессиональное образование. Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика [Текст]. — М. : НМЦ СПО. 1999
3. Галкина, Л. Н. Экономическое образование детей дошкольного возраста [Текст]: учебно-методическое пособие / Л. Н. Галкина. – Челябинск: Изд. – во Челябинск. гос. пед. ун– та, 2015. 89 с.
4. Гришаева, Н. П. Современные технологии эффективной социализации ребенка в дошкольной образовательной организации: методическое пособие [Текст] / Н. П. Гришавева. – М. : Вентана – Граф, 2015. – 184 с. – (Тропинки).
5. Играем в экономику: комплексные занятия, сюжетно-ролевые и дидактические [Текст] / авт. –сост. Л. Г. Киреева. – Волгоград: Учитель, 2008. – 169 с.
6. Стахович Л. В. Образовательная программа «Азы финансовой культуры длядошкольников»: пособие для воспитателей, методистов и руководителейдошкольных учреждений /, Е. В. Семенкова, Л. Ю. Рыжановская. – 2-е изд. – М. : ВИТА-ПРЕСС, 2020 – 32 с.
7. Табих Е. Н. Дошкольникам об экономике. Пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования“ВЫШЭЙШАЯ ШКОЛА”2007г-48 с.
8. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Приказы и письма Минобрнауки РФ [Текст]. – Москва: ТЦ Сфера, 2015. – 96 с.
9. Шатова А. Д. Финансовая грамотность дошкольников: две стороны проблемы [Электронный ресурс] // Дошкольное воспитание. - 2018. - №12. - С. 22 - 26.- Режим доступа: http://dovosp.ru
10. Шатова А. Д. Экономическое воспитание дошкольников: учебно-методическое пособие [Текст]. – М. : Педагогическое общество России, 2005. – 255 с.
11. ШатоваА. Д. Нужно ли и зачем дошкольнику экономическое воспитание? // Дошкольное воспитание. – 1989г.
12. Шорыгина Т. А. Беседы об экономике, Методические рекомендации, 2009.
13. Экономика: жизнь и игра. Статьи Шатовой А. Д. // Обруч. -1997. -№3-5