Алла Голубева
Методическая разработка психологического занятия с учениками ОВЗ 4 классы «Пути к успешной самореализации»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формирование способностей у детей с ОВЗ к самопознанию, саморазвитию и самореализации, развитие мотивации позитивных жизненных целей, выработка правил успешной самореализации.
Задачи:
• Развивать навыки самоанализа собственных слов, действий, поступков и давать адекватную самооценку самого себя и сложных ситуаций;
• Формирование позитивной позиции к правилам общества
• Повышение уверенности и собственной ответственности в достижении целей
• Развитие способности в нахождении ресурсов для достижения целей
Публикация «Методическая разработка психологического занятия с учениками ОВЗ 4 классы „Пути к успешной самореализации“» размещена в разделах
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 4 класс
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Психология школьников
- Работа психолога. Конспекты занятий
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция апрель 2020
• Развитие умения снятия межличностных барьеров
Ход занятия (на вход музыкальный фрагмент №1, слайд №1)
1. Вводная часть. Приветствия участникам занятия. Сообщение о целях планируемой работы. Формирование групповой сплоченности
(Звучит спокойная музыка)-Ребята, в жизни человека часто складываются ситуации, когда он должен выбрать для себя, как он может жить в дальнейшем. В вашем возрасте – это проблема перехода в среднее звено, выбора круга общения и возможностей реализации себя и своих способностей в жизни. Сегодня мы будем учиться понимать себя, других людей, и в соответствии с этим строить личные жизненные планы. Мы будем говорить о личных чертах и устремлениях и в течении всего занятия попробуем определить правила успешной самореализации
2. Принятие правил группы
-для плодотворной работы и создания доверительной обстановки, предлагаю принять правила, по которым будет жить на время занятия наша группа.
* Мы равны в возможностях высказываний
* Мы свободны в выборе своей точки зрения
* Мы уважаем мнение другого и его права на свой выбор
* Мы не будем рассказывать о личных тайнах за пределами группы
* Мы не перенесем игровые ситуации на нашу жизнь вне группы
* Мы уважаем мнение ведущего и считаем его членом нашей группы.
Дополнить правила своими предложениями.
3. Настроение. Ожидания.
Упр. «Подари улыбку»(Муз. фр. № 2 «Улыбка», слайд №2)
Цель: создание доброжелательной рабочей обстановки
Содержание: участники по часовой стрелке по кругу дарят свою улыбку соседу слева. Причем нужно смотреть в глаза партнеру.
4. Упр «Рисунок по кругу».(Муз. №3)
Цель: снятие психофизического и эмоционального напряжения, сплочение группы.
Инструкция: возьмите по листу белой бумаги и выберете самый приятный для тебя цвет карандаша. Как только услышите сигнал (хлопок в ладоши, начинайте рисовать что хотите. По хлопку передайте свой лист вместе с карандашом соседу слева, тот дорисовывает до сигнала. Затем дальше по кругу до тех пор, пока не вернется рисунок к хозяину. Обсуждение:
- Понравилось ли то, что получилось?
- Поделитесь своими чувствами, настроением?
- Трудно ли было поддержать тему рисунка другого человека?
Чему научили нас эти упражнения? (Снимать эмоциональное напряжение)
-Такое умение нам пригодится на пути к нашей цели (Да)
1 правило-
Умей снимать психоэмоциональное и физическое напряжение
5. Упр. «Узкий мост»(МУЗ №4)
Цель: развитие навыков понимания и умения уступать другим людям в затруднительных ситуациях.
Инструкция: Ведущий на пол ставит длинную скамейку (из спортивного зала) ,обозначая мост. Выбираются два участника. Им выдается атрибут прохожего – яркие шляпки. Они идут через мост навстречу друг другу с разных сторон моста Можно задать дополнительное условие: они торопятся. Ведущий обращает внимание участников, что они сами должны выбрать способ прохождения моста. Сумеют ли вежливо разойтись или столкнут друг друга? В обсуждении делятся, как им удалось договориться. О ком они в первую очередь думали, когда нужно было сделать выбор о себе или о партнере? Всегда ли нужно уступать на узком мосту. - Комментарий: в жизни необходимо определять, насколько важен исход противоборства для обеих сторон, ведь исход выбора может повлиять на дальнейшую жизнь человека, и это нужно учитывать. А может быть, личная цель не настолько важна и от нее возможно с легкостью отказаться в пользу партнера?
Ребята выводят следующие правила:
-Умей расставлять приоритеты в жизни
- Умей выходить из трудной жизненной ситуации
6. Упражнение «Наше королевство»(муз №5)
Цель: формирование позитивной позиции по отношению к правилам школы и общества.
Инструкция: Группа делится на три подгруппы. Ведущий предлагает учащимся выбрать короля в своем королевстве. Участники придумывают свои привила и записывают Король устанавливает правила, которые он считает разумными.
Затем каждый король презентует правила, объясняя из каких соображений они ввели эти правила. Обсуждение: -что было труднее :придумать правила или обосновать? - что мешало? Ребята выводят следующее правило: - Имей позитивную позицию к правилам общества.
8. Упражнение «Волшебное зеркало»
Цель: актуализация жизненных целей.
Инструкция: ведущий предлагает участникам представить, что они на минутку могут заглянуть в свое будущее с помощью волшебного зеркала, в котором они смогут себя увидеть уже взрослыми в какой-либо социальной роли. Зеркало передается по кругу и каждый говорит, что он там «увидел».
По окончании ребята делятся впечатлениями, насколько трудно представить себя взрослыми. Формулируются правила:
-Умей обосновывать свою точку зрения
-Развивай способности к целеполаганию и временной перспективе
9. Медитация в динамике «Дотянись до звезд»(Муз №6, слайд № 3)
Цель: Повышение уверенности и собственной ответственности в достижении целей.
Инструкция: упражнение выполняется под медитативную музыку.
Обсуждение: - трудно ли было достать свою мечту?
- Какие чувства возникли, когда она оказалась у вас в руках?
Так и в жизни, когда мы достигаем желаемого, нам хорошо, мы чувствуем себя счастливыми. Мечтать можно о чем угодно, но самое главное, чтобы у человека сохранялась эта способность, ведь только мечты подвигают нас к действиям, а достижение мечты приносит нам радость и уверенность в себе. Так что мечтайте на здоровье!. Формулируется правило: -Повышай уверенность и собственную ответственность в достижении цели. Мечтай на здоровье!
10. Упражнение «Мои ресурсы»
Цель: развитие способности нахождения ресурсов для достижения целей.
Инструкция: Ученикам предлагается подумать, что может им помочь в достижении тех целей, до которых они дотягивались в предыдущем упражнении.
Чем они уже обладают, чтобы достичь своих целей –это личные ресурсы
Для достижения своих целей могут привлекаться и другие люди – это внешние ресурсы. Но основными исполнителями задуманного являемся мы сами и многое зависит именно от нас и от наших личностных качеств.
-Будущие цели и найденные ресурсы для их достижения – это то, что еще предстоит. Однако, есть то,чего вы достигли, нужно гордиться своими успехами и не бояться о них заявить. Формулируются правила:
-Находи ресурсы для достижения цели
- Гордись своими успехами и не бойся о них заявлять. -«Я научился.» Все: «И это здорово!» (передается мяч по кругу).
11.
Рефлексия «Чемодан в долгую жизненную дорогу» (ПРАВИЛА! Слайд№4)