Кадрия Гизатуллина
Внеурочная деятельность. Программа развития детского движения в Бавлинском муниципальном районе Республики Татарстан
▼ Скачать + Заказать документы
Содержание
Паспорт программы …. 4
Введение … 5
Основная часть. Содержание проблемы …. 6
Цели и задачи программы …. 7
Механизм реализации и контроль за выполнением программы …. 8
Ожидаемые результаты реализации программы …. 8
Раздел 1. Основы развития детского движения … 9
Раздел 2. Повышение квалификации и самообразования кадрового состава … 10
Раздел 3. Организация работы с активом и лидерами детского движения…. 12
Заключение … 14
Использованная литература … 15
Приложения …. 16-20
Публикация «Внеурочная деятельность, Программа развития детского движения в Бавлинском муниципальном районе Республики Татарстан» размещена в разделах
- Внеурочная деятельность. Внеурочные занятия в школе
- Республика Татарстан
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
Паспорт программы
Наименование Программы - Программа развития детского движения
в Бавлинском муниципальном районе РТ «Новое время».
Основания для разработки программы :
- Конституция Российской Федерации
- Федеральный закон РФ «Об образовании»
- ФГОС общего образования и внеурочной деятельности Второго поколения
- Концепция развития детского общественного движения Республики Татарстан на 2014-2020 гг. (17.02.2014).
- Указ президента РФ «О создании Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников».
- Устав МАОУ ДО «Дом школьников»
- Устав ДОО «Городской Совет Учащихся общеобразовательных учреждений Бавлинского муниципального района» (далее ГСУ).
Заказчиком Программы развития детского движения в Бавлинском муниципальном районе РТ является МКУ «Отдел образования» БМР РТ, разработчиком программы – методист МАОУ ДО «Дом школьников», куратор ГСУ, куратор по работе с детскими общественными организациями.
Исполнители и соисполнители Программы :
- МАОУ ДО «Дом школьников»
- образовательные учреждения Бавлинского муниципального района;
- ДОО «Городской Совет Учащихся»;
- органы власти Бавлинского муниципального района.
Срок реализации Программы : 2016-2018 годы.
Введение
Процессы, происходящие сегодня в мире, приводят к тому, что у современного поколения не сформированы навыки общения, принижена значимость духовных ценностей. А на пути становления встают совсем на детские проблемы : наркомания, алкоголизм, социальная невостребованность, отсутствие нравственных ориентиров.
В связи с этим дети и подростки, стремясь удовлетворить свои интересы и наклонности, реализовать возможности, находят понимание, опору, выход из создавшегося сложного положения, защищенность в детских общественных объединениях, являющихся основой детского движения, работа которых строится, прежде всего, с учетом интересов детей и предполагает развитие их инициативы и общественной активности.
Программа призвана обеспечить единство, соответствие и взаимосвязь нормативно-правовых, организационно-управленческих, информационно-аналитических мер в области детских формирований и расставить приоритеты, средства, формы и методы работы, критерии эффективности развития детского движения в Бавлинском муниципальном районе, учитывая социально-экономические, национально-культурные особенности и уровень развития детского движения.
Актуальность программы обозначается государственной оценкой значимости детского движения, как педагогически организованного явления, где осуществляется процесс социализации подрастающего поколения.
Федеральные и Республиканские программы по деятельности детских общественных организаций предполагают, что основные цели и задачи будут конкретизироваться и развиваться соответствующими региональными программами. Конкретизация целей и задач Программы развития детского движения осуществлена с учетом экономических особенностей района и основной замысел настоящей Программы состоит в том, чтобы путем реализации ее мероприятий создать условия для сохранения и развития детского движения в Бавлинском муниципальном районе, бюджет которого является дефицитным.
В нашем районе «Дом школьников» является штабом Районного Союза детских общественных объединений (организаций) «Планета детства», которая организует и направляет деятельность детского движения в Бавлинском муниципальном районе с октября 1956 года, в то время «Дом пионеров». Главной функцией Дома пионеров с 1956 по 1990гг. была инструктивно-методическая работа с пионерскими организациями школ района. Такая форма взаимодействия обеспечивает формирование деловых и нравственных отношений между активистами, между младшими и старшими учащимися, предполагает преемственность освоения и обогащения опыта совместной организаторской деятельности.
На сегодняшний день охват детей детскими общественными организациями по данным исследования на 15 сентября 2016 года составляла 2 928 школьников.
Содержание проблемы
Общественное движение детей объективно выполняет заказ общества и государства на становление социально активной личности. Детские объединения, имеющие позитивную социальную и нравственную направленность должны рассматриваться как значимый и перспективный ресурс в общества.
Условия деятельности детских общественных объединений (организаций) в Республике Татарстан обеспечены рядом правовых документов, в том числе Конвенцией о правах ребенка, Федеральным законом от 28 июня 1995 года N 98-ФЗ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений»,
Однако детские общественные объединения испытывают большие материальные трудности. Наблюдается острая нехватка компетентных кураторов детских общественных объединений (организаций, педагогов-организаторов, а также сокращение данных ставок из-за отсутствия достаточного финансирования.
Недостаточно используется потенциал детских общественных объединений в правовом, нравственном, патриотическом воспитании детей, формировании здорового образа жизни, профилактике правонарушений.
В Бавлинском муниципальном районе недостаточно развита система поддержки детского общественного движения, определения социального статуса, прав и ответственности взрослых в детских общественных объединениях.
Все эти обстоятельства обусловили необходимость разработки муниципальной программы «Развитие детского движения в Бавлинском муниципальном районе «Новое время»», определяющей направления деятельности органов власти и детских общественных объединений Бавлинского муниципального района.
Цель и задачи программы
Целью программы является создание единого поля общения и взаимодействия школьных объединений, активизация лидерского и творческого потенциала детского движения в Бавлинском муниципальном районе.
Задачами Программы являются :
- формирование активной гражданской позиции участников детского движения, способных к социализации в условиях гражданского общества, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью.
- привлечение детских общественных объединений к более активному участию в общественной жизни Бавлинского муниципального района, стимулирование их интереса к решению актуальных проблем района.
;
- создание условий для улучшения физического и нравственного воспитания детей, для их всестороннего развития, раскрытия и реализации их потенциала, формирования активной гражданской позиции;
- выявление и раскрытие лидерских и организаторских способностей детей;
- развитие системы научно-методического сопровождения деятельности детских общественных объединений;
- создание и дальнейшая модернизация работы с кадрами детского движения Бавлинского муниципального района.
Механизм реализации и контроль за выполнением программы
Координацию и контроль за ходом выполнения Программы осуществляет заместитель руководителя исполнительного комитета по социальным вопросам, заместитель начальника Отдела образования БМР РТ, куратор по работе с ДОО в районе и другие исполнители программных мероприятий представляют координатору отчеты о проделанной работе.
Координатор программы осуществляет : мониторинг эффективности реализуемых мероприятий программы с учетом средств, выделяемых на ее реализацию.
По итогам реализации программы за год на основании предложений основных исполнителей могут быть приняты дополнения и изменения к Программе.
Ожидаемые результаты реализации программы
Реализация программы должна обеспечить :
- полное вовлечение детей в детские общественные объединения, включение их в социально-активную деятельность;
- повышение позитивной активности детей, личностного роста, снижение негативных влияний в детской среде;
- взаимодействие органов власти Бавлинского муниципального района с детскими общественными объединениями;
- тесное взаимодействие детских общественных объединений с другими общественными объединениями в работе;
- повышение престижа детских общественных объединений;
- обеспечение информационной поддержки деятельности детских объединений через СМИ и другие информационные ресурсы;
- повышение компетентности педагогов-организаторов, куратора по работе с ДОО и актива детских общественных объединений, укрепление их кадрового потенциала, повышение социального статуса.
Раздел 1. Организационные и управленческие основы
развития детского движения
Задачи:
- Содействие формированию организационной и управленческой структур развития детского движения
- Развитие системы управления и самоуправления детским движением, включение в систему управления детским движением взрослых организаторов.
№ п/п Наименование мероприятия Сроки реализации Исполнители
1. Разработка и реализация комплекса организационных и управленческих мероприятий в рамках программы деятельности детского движения в Бавлинском муниципальном районе 2016-2018 гг. Отдел образования,
Дом школьников
Отдел по делам молодежи
2. Оказание содействия в выработке форм объединения и модели управления сообществом детских общественных объединений на муниципальном уровне 2016-2018 гг. Отдел образования,
Отдел по делам молодежи
3. Содействие созданию оптимальных моделей взаимодействия взрослых организаторов детских общественных объединений, оказание поддержки в осуществлении ими практической деятельности 2016-2018 гг. Отдел образования,
Дом школьников
Отдел по делам молодежи
4 Организация и проведение заседаний круглых столов, конференций, дебатов, семинаров, форумов по проблемам детского движения в районе 2016-2018 гг. Отдел образования,
Дом школьников
Отдел по делам молодежи
5. Создание и ведение:
а) единой системы учета участников детского движения;
б) банка данных одаренных детей в районе;
в) банка данных социальных проектов, разработанных и осуществляемых детскими общественными объединениями, результатов их реализации 2016-2018 гг. Дом школьников
Отдел по делам молодежи
6.
Содействие созданию детских общественных объединений и активизация уже созданных
2016-2018 гг.
Отдел образования,
Дом школьников
Отдел по делам молодежи
7. Разработка и осуществление системы мер стимулирования участников детского движения, в том числе с вручением памятных знаков отличия 2016-2018 гг. Отдел образования,
Отдел по делам молодежи
Ожидаемые результаты:
- реализация оптимальных моделей взаимодействия государственных учреждений в осуществлении государственной политики в сфере развития и поддержки детского движения
- создание структур управления и самоуправления детским движением на муниципальном уровне.
Раздел 2. Повышение квалификации и
самообразования кадрового состава
Задачи:
1. Сохранение ставки педагога-организатора, куратора, координатора детского движения в ОУ района
2. Повышение образовательного уровня и совершенство специальных знаний педагогов-организаторов и кураторов детских общественных объединений.
3. Создание условий, способствующих вовлечению родителей в организацию социально-активной деятельности детей и подростков.
№ п/п Наименование мероприятия Сроки реализации Исполнители
1. Изучение и анализ кадрового состава. 2016-2018 гг. Отдел образования,
Дом школьников
Отдел по делам молодежи
2. Организация обучающих семинаров для педагогов-организаторов с привлечением специалистов ГБУ «РЦВР» (г. Казань) 2015-2017 гг. Отдел образования,
Дом школьников
Отдел по делам молодежи
3. Разработка и реализация образовательных программ общеобразовательных учреждений актива детских общественных объединений 2016-2018 гг. Дом школьников
4. Разработка и реализация совместных краткосрочных и долгосрочных проектов и программ 2016-2018 гг. Отдел образования,
Дом школьников
Отдел по делам молодежи
5. Участие куратора по работе с ДОО в районе в обучающих зональных семинарах 2016-2018 гг. Отдел образования,
Дом школьников
Отдел по делам молодежи
6. Финансирование дополнительных ставок педагогов-организаторов в ОУ района 2016-2018 гг. Местный бюджет
7. Реализация проекта «Повышение методической подготовки педагогов – организаторов в работе с детскими общественными организациями» (приложение 2) 2016-2018гг. Отдел образования,
Дом школьников
Отдел по делам молодежи
Ожидаемые результаты:
- сохранение ставок педагогов-организаторов в ОУ района;
- поддержка и координация деятельности кураторов детских общественных объединений;
- обобщение и распространение опыта деятельности кураторов, педагогов-организаторов.
Раздел 3. Организация работы с лидерами детского движения
Задачи:
- обеспечение участия лидеров детского движения в профильных сменах разных уровней
- создание условий, способствующих вовлечению родителей в организацию социально значимой деятельности подростков
- разработка образовательных программ, способствующих развитию социально-активной позиции, лидерских качеств участников детских общественных объединений
№ п/п Наименование мероприятия Сроки реализации Исполнители
1. Участие в республиканских профильных сменах «галстучная страна» (заседание Совета республиканской общественной организации «Союз наследников Татарстана») 2016-2018 гг. Отдел образования,
Дом школьников
2. Участие в Республиканском Фестивале детских общественных объединений (организаций) и органов ученического самоуправления образовательных организаций «Инициатива – 2017», «Инициатива – 2018» 2016-2018 гг. Отдел образования,
Дом школьников
3 Участие в стационарной профильной смене «Лидер» 2016-2018 гг. Отдел образования
Отдел по делам молодежи
4. Участие в мероприятиях в поддержку РДШ РТ 2016-2018 гг. Отдел образования,
Дом школьников
5. Участие в республиканском смотре-конкурсе для советов детских общественных организаций и органов ученического самоуправления образовательных организаций муниципальных районов РТ «Актив года» 2015-2017 гг. ДДТ
ОО
КМ
6. Участие в республиканском этапе XIX Международного фестиваля «Детство без границ» 2016-2018 гг. Отдел образования,
Дом школьников
7. Участие в республиканский конкурс отрядных вожатых «Замечательный вожатый» (муниципальный этап, республиканский) 2016-2018 гг. Отдел образования,
Дом школьников
8. Участие в Школе добровольчества 2016-2018 гг. Отдел по делам молодежи
9. Республиканский этап Всероссийского конкурса лидеров и руководителей детских и молодежных общественных объединений «Лидер XXI века» 2016-2018 гг. Отдел образования,
Отдел по делам молодежи
10. Районный сбор лидеров районных детских общественных организаций 2016-2018 гг. Отдел образования,
Дом школьников
11. Организация и проведение районного семинара для педагогов-организаторов
(3 раза в год) 2016-2018 гг. Отдел образования,
Дом школьников
12 Участие в Форуме юных граждан (районный) 2016-2018гг. Отдел по делам молодежи
13 Участие в республиканском конкурсе «СОК – Стань Одной Командой» в рамках Всероссийской программы «Ученическое самоуправление» 2016-2017гг Отдел образования,
Дом школьников
14 Участие в республиканском конкурсе реализованных социальных проектов «Моя инициатива» (в рамках Всероссийской акции «Я гражданин России») 2016-2017гг. Отдел образования,
Дом школьников
15 Участие в образовательной смене СДО для участников проекта «Детская общественная приемная» 2016-2018гг. Отдел образования,
Отдел по делам молодежи
16 Участие в профильных сменах СДО для лидеров и активов ДОО и ШУС 2016-2018гг. Отдел образования,
Отдел по делам молодежи
Ожидаемые результаты:
- формирование гражданских качеств, культуры межличностных взаимоотношений в команде;
- развитие лидерских и организаторских способностей через коллективно-творческие дела смены;
- поддержание и развитие духа сотрудничества и взаимопомощи;
- формирование мотивации к применению накопленных знаний, умений в повседневной жизни.
Заключение
Детское движение, является одним из приоритетных направлений развития молодежной политики Российской Федерации и Республики Татарстан.
В целом можно отметить, что в ближайшие годы (на период деятельности программы) детское движение в Бавлинском муниципальном районе будет развиваться, сохранит вариативность, гибкость организационных структур, разновозрастность и разнопрофильность. Этот фактор позволит обеспечить максимальный охват детей школьного возраста организованной социально-активной деятельностью, оперативно реагировать на изменения социально-экономической реальности, меняющиеся потребности детей и их родителей.
Список использованной литературы
1. Бондарь М. А. Особенности феномена «детская общественная организация» [Текст] / М. А. Бондарь // Молодой ученый. — 2013. — №3.
2. Новикова Л. И. Педагогика воспитания. Избранные педагогические труды (часть 1) /Под ред. Селивановой Н. Л., Мудрика А. В. Сост. Соколова Е. И. / - М., ООО «НОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ», 2014. – 128с. (БИБЛИОТЕЧКА для учреждений дополнительного образования детей).
Приложение 1
Охват детей деятельностью
детских общественных объединений (организаций)
Бавлинского муниципального района
Общественное формирование Учебный год
2016-2017
Следопыты (2-4 классы) 1163
Наследники (5-9 классы) 1415
наследники и отрядные вожатые (10-11 классы) 72
Иные формы объединения детей 278
Всего детей школьного возраста (1-11 класс) 3651
% охват детей детскими общественными организациями от общего числа учащихся в районе 2928
Выводы:
В ходе проведенного анализа следует отметить, что
- отмечается положительная динамика участия членов РСДОО «Планета детства» в мероприятия различного уровня;
- увеличивается состав органов ученического самоуправления в образовательных учреждений Бавлинского муниципального района.
- отсутствие возможности выезда детей за пределы района снижает степень участия в мероприятиях разных уровней.
Приложение 2
Проект: «Повышение методической подготовки педагогов – организаторов в работе с детскими общественными организациями»
29.10.2015г. был подписан указ Президента Российской Федерации № 536В. В. Путина «О создании Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации "Российское движение школьников"». Рассматривая, ситуацию в отдельных районах Республики следует отметить, в частности на юго - востоке, что 30 % специалистов работающих педагогами – организаторами обладают низкой методической культурой. Они не умеют должным образом организовать коллективно – творческую и социально – значимую деятельность, понимать и использовать в работе возрастные особенности детей, не умеют управлять детским коллективом, развивать самостоятельность и инициативу учащихся, по причине отсутствия опыта работы.
С целью улучшения методического обеспечения деятельности педагогов-организаторов, повышения качества работы возникла потребность в создании данного проекта.
Проблема
Недостаточный уровень методической подготовки педагогов - организаторов в работе с детскими общественными организациями
Цель проекта: повышения методической грамотности педагогов – организаторов, работающих с детскими общественными организациями через практико - ориентируемую программу.
Задачи проекта:
- разработка практико - ориентируемой программы и методических рекомендаций по работе с детскими общественными организациями.
- организация и проведение мероприятий, направленных на реализацию практико – ориентируемой программы.
- определение уровня подготовленности педагогов – организаторов через проведение профильной смены.
ПЛАН ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРОЕКТУ
№ Мероприятия Ответственные Сроки
1. Разработка практико – ориентируемой программы и методических рекомендаций по работе с детскими общественными организациями.
1.1 Разработка практико – ориентируемой программы Методист, завуч по УВР, специалисты центра психологической помощи Август
1.2. Составление перечня потенциальных партнеров, которые могут предоставить необходимые кадры и ресурсы. Директор Август
1.3. Заключение договоров с потенциальными партнерами Директор Август
2. Организация и проведение мероприятий, направленных на реализацию практико – ориентируемой программы.
2.1 Установочный семинар «Нормативно – правовая основа деятельности педагога –организатора» Завуч по УВР
Методист Сентябрь
2.2 Создание закрытой группы в контакте для общения участников проекта Методист Сентябрь
2.3 Семинар – практикум «Психологические, возрастные и индивидуальные и социальные особенности детей и их учет в деятельности педагога - организатора». Психолог Октябрь
2.4 Методика организации и проведения массовых мероприятий, мастер - классов Педагоги дополнительного образования «Театральной студии» Ноябрь
2.5 Стажировочная площадка на базе общеобразовательных организаций «Методическая организация работы с лидерами детских общественных организаций» Методист Декабрь
2.6 Круглый стол «Проблемы в работе педагога – организатора и пути их решения» Методист Январь
2.7 Мастер – класс «Организация издательской и рекламной деятельности детской общественной организации» Представители СМИ Февраль
2.8 Деловые и ролевые игры в работе педагога - организатора ПДО Март - Апрель
2.9 Смотр детских общественных организаций Методист Май
3. Определение уровня подготовленности педагогов – организаторов через проведение профильной смены.
З. 1. Подача заявки и программы в ГБУ РЦ «Лето» методист октябрь
3.2. Организация и проведение профильной смены методист июнь
БЮДЖЕТ ПРОЕКТА
№ Мероприятия Предполагаемые затраты (в руб.)
1. Разработка практико – ориентируемой программы и методических рекомендаций по работе с детскими общественными организациями.
Бумага – 200 руб
Заправка картриджа – 350 руб
1.1 Заключение договоров с потенциальными партнерами з/п сотрудников - 10000
Организация и проведение мероприятий, направленных на реализацию практико – ориентируемой программы. Бумага – 1000 руб.
Ватман – 110 руб.
Цветная бумага – 400 руб.
Маркеры – 180 руб
Гуашь – 300 руб.
Кисточки – 200 руб.
Клей- 150 руб.
Карандаш – 120руб
Ластик- 50 руб.
Корректирующая жидкость- 40 руб
Заправка картриджа- 350 руб
Ножницы – 200 руб
Определение уровня подготовленности педагогов – организаторов через проведение профильной смены. 426 000 руб.
Итого: 439650 руб.
ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ
Собственные средства из бюджета Учреждения – 130 000руб.
Частные инвестиции: 13 650руб.
Региональный бюджет: ГБУ РЦ «Лето» -426 000 руб.
ПОКАЗАТЕЛИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ПРОЕКТА
№ Показатель (наименование) Единица измерения Значение показателей
2017
1. Разработка практико – ориентируемой программы и методических рекомендаций по работе с детскими общественными организациями.
1. Наличие разработанной практико- ориентируемой программы шт. 1
2. Наличие методических рекомендаций шт. 8
2. Организация и проведение мероприятий, направленных на реализацию практико – ориентируемой программы.
1. Обученных педагогов – организаторов, работающих с детскими ОО Количество человек 15
3. Определение уровня подготовленности педагогов – организаторов через проведение профильной смены.
1. Профильная смена Количество участников 90
Риски проекта:
При несогласии партнеров с условиями проекта подразумевается получение денежных средств на реализацию проекта из следующих источников:
- другие партнеры сетевого взаимодействия.
При отсутствии финансирования ГБУ РЦ «Лето», профильная смена организуется на базе Центра дополнительного образования.