Маргарита Виноградская
Проект по познавательно-исследовательской деятельности «Ходят капельки по кругу» для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Паспорт проекта по познавательно – исследовательской деятельности
«Ходят капельки по кругу» для детей старшего дошкольного возраста.
Тип проекта : познавательно-исследовательский, творческий групповой.
Реализация проекта : 2 недели
Название проекта : «Ходят капельки по кругу».
Девиз проекта : «Воду нужно уважать — Это должен каждый знать! Совершенно не секрет — Без воды нам жизни нет!»
Участники проекта :
Публикация «Проект по познавательно-исследовательской деятельности „Ходят капельки по кругу“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Проекты
- Геометрические фигуры. Конспекты занятий по математике
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Круговорот воды в природе. Путешествие капельки
- Проекты, проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
- воспитатели подготовительных и старших групп.
- дети старшего дошкольного возраста.
- родители детей подготовительных и старших групп.
Актуальность.
В современном мире в эпоху глобализации, массового развития промышленности, защита окружающей среды стала одной из приоритетных задач всего мирового сообщества. Мы постоянно слышим, читаем да и видим, поскольку проживаем на побережье Японского моря, насколько сильно загрязнены наши водные источники.
Актуальность нашего проекта состоит в воспитании экологической грамотности у детей, начиная с дошкольного возраста, привитии навыков бережного и экономного отношения к воде и водным объектам.
Только знание и понимание детьми важности и значения воды для всего живого на планете в дальнейшей жизни сможет побудить их к рациональному использованию и природоохранной защите данного природного ресурса.
Реализация проекта «Ходят капельки по кругу» осуществляется в процессе организации совместной деятельности взрослого и детей.
Опытно – экспериментальная деятельность проходит в форме партнерства взрослого и ребенка, что способствует развитию у ребенка познавательной активности, самостоятельности, уверенности в собственных силах, умению доводить начатое дело до конца и делать правильные выводы.
Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму».
Проблема: В силу своего возраста дети мало знают о том, что происходит с водой в природе, какие у неё свойства, сможет ли человек и всё живое прожить без воды.
Цель: формирование у детей знания о значении воды в жизни всего живого на земле; воспитание осознанного, бережного отношения к воде, как к важному природному ресурсу; развитие экологического сознания.
Задачи проекта :
• Закреплять и систематизировать знания детей о воде и её свойствах.
• Познакомить с круговоротом воды в природе.
• Развивать познавательные способности детей, учить проявлять самостоятельность при получении знаний во время опытов, экспериментов.
• Дать представление о роли воды в жизни человека и живых организмов.
• Развивать любознательность детей, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.
• Воспитывать бережное отношение к воде.
Ожидаемые результаты:
• У детей сформируются начальные представления о воде, как источнике жизни живых организмов.
• Дети приобретут экологически ценный опыт поведения и деятельности в природе.
• Появятся исследовательские умения, соответствующие возрасту.
Для педагогов
• Повысится уровень педагогического мастерства.
Для родителей
• Повысится уровень информированности о деятельности ДОУ.
• Появится желание к активному участию в жизни группы и детского сада.
Формы и методы работы с дошкольниками в процессе реализации проекта :
опыты, экспериментирование;
беседы с детьми о воде;
чтение художественной литературы;
рассматривание иллюстраций;
творческая мастерская;
заучивание стихотворений о воде;
отгадывание загадок;
постановка и решение вопросов проблемного характера;
наблюдения;
дидактические игры, подвижные игры;
игровые обучающие и творчески развивающие ситуации;
моделирование: применение метода моделирования в изучении агрегатных состояний воды;
постановка и решение вопросов проблемного характера;
НОД.
Форма проведения итогового мероприятия проекта :
НОД «Ходят капельки по кругу».
Продукты проекта :
Брошюра для родителей с подборкой опытов «Опыты с водой».
Коллективная аппликация «Круговорот воды в природе».
Этапы осуществления проекта.
I этап - подготовительный
II этап -основной
III этап -заключительный
План реализации проекта :
I этап – подготовительный
анализ условий для реализации проектной деятельности;
подбор материала для детей и родителей по теме проекта.
II этап - основной
выполнение основных мероприятий, необходимых для достижения поставленной цели.
III этап. Заключительный.
анализ полученных результатов реализации проекта в соответствии с поставленной целью и ожидаемыми результатами;
систематизация и анализ полученных результатов деятельности с детьми и родителями в ходе реализации проекта;
презентация проекта на педсовете ДОУ.
Основной этап
1. Работа с детьми
Проведение непрерывной образовательной деятельности (НОД)
• «Познавательно-исследовательская деятельность»
Интеграция образовательных областей «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
1. «Вода вокруг нас».
Цель: Побуждение детей в процессе беседы к размышлениям и диалогу о значении воды в нашей жизни, где и в каком виде вода существует в окружающей среде.
Развивающая среда: Глобус, картины с изображением реки, озера, моря, пустыни; мультимедийная презентация; предметные картинки с сюжетами использования воды, комнатный цветок – фиалка, пекинская капуста, вода - окрашенная в разные цвета.
Опыт - «Растения пьют воду».
2. «Что мы знаем о воде-водице?».
Цель: Закрепление знаний детей о том, где берут воду (из крана, из реки, из колодца, из магазина); о круговороте воды в природе, как вода изменяет землю (точит камни, прокладывает русла рек).
Развивающая среда: иллюстрации с изображением половодья, наводнения, шторма, цунами, камешки; схема круговорота воды в природе.
3. «Свойства воды».
Цель: Знакомство детей с некоторыми свойствами воды; обращения внимания детей на то, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного.
Развивающая среда: глобус, мультимедийная презентация; стаканчики с водой, стаканчик с молоком, палочки, соломинки, термос с горячей водой, снег, лёд, стекло или зеркальце.
Опыт 1 - «Вода прозрачная»;
Опыт 2 - «У воды нет вкуса»;
Опыт 3 – «У воды нет запаха»;
Опыт 4 – «Лёд легче воды»;
Опыт 5 – «Снег – вода, лёд – вода);
Опыт 6 – «Вода не имеет формы»;
Опыт 7 – «Пар – это тоже вода»
4. Беседа «Кто живёт в воде».
Цель: Ознакомление детей с представителями водных животных, их особенностями, приспособленности именно в водной среде; разъяснение необходимости охраны этих животных и их среды обитания.
Развивающая среда: картинки с изображением речных животных (рыб – ерша, карася, щуки; лягушки, бобра, рака); иллюстрации подводного мира реки, картинки с изображением водных животных.
Прослушивание аудиозаписей из цикла “Звуки природы” : “Шум океана”, “Шум моря”, “Прибой”.
5. Беседа «Что растёт в воде».
Цель: Знакомство детей с некоторыми видами водных растений, с их особенностями, приспособленностью к жизни именно в водной среде; разъяснение необходимости охраны этих растений и среды их обитания.
Развивающая среда: рисунки, фотографии водоёмов и водных растений (белая кувшинка, жёлтая кубышка); сказки «Золотой ключик, или приключения Буратино» - А. Толстого, «Дюймовочка» - Г. Х. Андерсена.
6. «Берегите воду».
Цель: Уточнение знаний детей о том, что растворяется в воде, а что нет; где работает вода.
Развивающая среда: бассейн или ёмкости для воды, конфеты «скитлс», кусочки салфеток, резины, металла, сахар, чёрный перец.
Опыт – «Вода растворяет некоторые вещества»;
7. «Ходят капельки по кругу».
Цель: Закрепление знаний детей о круговороте воды в природе и некоторых её свойствах.
Развивающая среда: Глобус, картины с изображением реки, озера, моря, пустыни; мультимедийная презентация; предметные картинки с сюжетами использования воды.
Прослушивание аудиозаписи mp3 “Облака – белогривые лошадки”.
Опыт - «Круговорот воды в природе».
• «Коммуникативная деятельность»
Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Заучивание пословиц, поговорок, стихов по теме проекта.
1. Познавательная сказка «Вода и её превращения»
Цель: Закрепление умений детей внимательно слушать сказку, отвечать на вопросы полным связным предложением, подбирать прилагательные к существительному.
2. Чтение сказки «Родник».
Цель: Продолжение формирования представлений о воде; обогащение словарного запаса; развитие связной речи.
• «Изобразительная деятельность»
Интеграция образовательных областей «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие».
Рисование
«Иней на деревьях»,
«Кто живёт в воде, а кто рядом с водой?»,
«Разговорчивый родник».
«Волшебница вода». Рисование фантазирование.
Лепка
«Что растёт в воде?» Пластилинография.
Аппликация
«Круговорот воды в природе». Коллективная итоговая работа.
Дидактические игры:
«Круговорот воды в природе».
«Кому нужна вода?»
«Растения и обитатели пресноводных водоемов».
«Морские обитатели».
Подвижные игры:
«Жидкое, твёрдое, газообразное».
«Ходят капельки по кругу».
«Море волнуется».
• Работа с родителями.
Участие родителей в создании предметно развивающей среды на тему проекта.
Консультации для родителей через папку-ширму: «Игры с водой», «Питьевая вода и здоровье ребёнка», «Поговорим о воде».
Рекомендации по закреплению с детьми дома правил бережного отношения к воде.
Брошюра для родителей «Опыты с водой».
Результативный, заключительный этап.
Итоговое мероприятие: познавательно-исследовательская деятельность, НОД «Ходят капельки по кругу»; аппликация коллективная
«Круговорот воды в природе»; презентация проектной деятельности на пед. совете ДОУ, городском МО.
Аналитическая справка
В результате проектной деятельности, была проведена повторная беседа на тему «Зачем нужна вода», которая показала, что уровень знаний детей по данной тематике значительно вырос. В результате проделанной нами работы дети осознали неоценимую роль воды в жизни человека. Теперь они знают, что вода встречается в трех состояниях, и для каких целей идет ее использование.
Дети на практике усвоили способы бережного отношения к воде. Узнали, что голубым светом на картах изображают воду, без которой не обойтись никому и никогда, и заменить ее нечем.
Мы понимаем, что сформированные исследовательские действия – маленькая капелька в море жизненного опыта, которое формирует личность. У детей развивается познавательная активность, инициативность. Совершенствуется прогнозирующая функция мышления, умение анализировать факты, аргументировать свои суждения и делать выводы. Ребёнок учится рационально использовать пресную воду. Наша вода самая удивительная, самая лучшая и является настоящим кладом для человека, Земли! Воду надо беречь и не растрачивать её просто так. Все погибнет без пресной воды, поэтому в наших силах, просто, уходя из дома всегда закрывать краны.
С родителями воспитанников проведена просветительская работа в ходе реализации проектной деятельности, обогащена развивающая предметно-пространственная среда группы.
Список литературы.
1. Альтшуллер, Г. С. Программа «ТРИЗ» [Текст]/ Г. С. Альтшулер. – М. : Информ издат. центр «ТРИЗ-инфо», 1997.
2. Бондаренко Т. М. – Экологические занятия с детьми 6-7 лет, ТЦ «Учитель», 2009.
3. Воронкевич О. А. - «Добро пожаловать в экологию. Дневник занимательных экспериментов для детей», Детство-Пресс, 2016.
4. Дыбина О. В. – Неизведанное рядом, опыты и эксперименты для дошкольников,ТЦ «Сфера», 2010.
5. Журавлёва Л. С. Солнечная тропинка. Занятия по экологии и ознакомлению с окружающим миром. Для работы с детьми 5-7 лет. – М. : Мозаика – Синтез, 2010.
6. Лыкова И. А. – Изобразительная деятельность в детском саду : планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Подготовительная к школе группа. М. : «КАРАПУЗ ДИДАКТИКА», 2008.
7. Николаева С. Н. «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве», Москва «Просвещение» 2005.
8. Паршукова И. Л. «Маленький исследователь в детском саду». 2007
9. Основная общеобразовательная программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой, 2017.
10. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста»,СПб, Детство – Пресс, 2007.
11. Шорыгина Т. А. Познавательные сказки. Беседы с детьми о Земле и её жителях. Издательство «ТЦ Сфера», 2014.
12. Интернет ресурсы:
https://ped-kopilka.ru/blogs/blog68940/konspekt-nod-po-oznakomleniyu-detei-s-nezhivoi-prirodoi-volshebnye-kapelki-v-podgotovitelnoi-grupe.html
https://blog.dohcolonoc.ru/entry/zanyatiya/konspekt-zanyatiya-voda-vokrug-nas.html
https://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2015/11/08/voda-vokrug-nas
https://kladraz.ru/blogs/natalja-viktorovna-burdeinaja/konspekt-nod-v-mladshei-grupe-po-socialnomu-vospitaniyu-obrazovatelnaja-oblast-socialno-komunikativnoe-razvitie-petushok-i-ego-semja.html