Лала Ситдикова
Методическая разработка проекта «Я живу в Лангепасе»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность проекта
В 2015 году лангепасцы готовится праздновать 30 – летие любимого города. Праздник вызывает чувства радости и гордости за наш молодой город. Но эти чувства омрачаются тем, что огромные экономические и политические изменения, которые произошли в нашей стране в 90-е годы, привели к значительной социальной дифференциации населения и потере общих для всех граждан страны духовных ценностей. Ведь во все времена существования Российского государства любовь к Родине, патриотизм были чертой национального характера.
Публикация «Методическая разработка проекта „Я живу в Лангепасе“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2015
К сожалению, нельзя не отметить, что у современного поколения детей наблюдается недостаточность представлений о патриотизме, доброте, великодушии. Не в лучшую сторону изменилось и отношение людей к Родине, снижение национально – патриотических чувств. Часто материальные ценности доминируют над духовными.
Эти процессы снизили воспитательное воздействие культуры и образования как важнейших факторов формирования чувства патриотизма. Однако трудности переходного периода не должны стать причиной приостановки патриотического воспитания. Возрождение духовно-нравственного воспитания — это шаг к возрождению России. Именно нравственно-патриотическое воспитание является одним из важнейших элементов общественного сознания, именно в этом основа жизнеспособности любого общества и государства, преемственности поколений.
Социологические исследования отмечают, что патриотизм сегодня - неотъемлемая составляющая любого современного государства, заботящегося о своей целостности, устойчивости, благополучии.
Актуальность данной проблемы состоит в том, что на современном этапе формирование чувства патриотизма дошкольника невозможно без воспитания с детских лет любви и интереса к малой родине, без знакомства с родным краем, историческими памятниками и достопримечательностями родного города.
Следует отметить, что дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, поэтому патриотические чувства к родному городу, к стране у него проявляются в форме восхищения своим городом, своей страной. Такие чувства не могут возникнуть быстро. Это результат длительного, систематического и целенаправленного воздействия на ребенка. Успеха в этой работе можно достичь только в том случае, если педагог сам хорошо знает свой город, край и сможет заинтересовать воспитанников рассказами о значительных событиях, достопримечательностях своей малой родины.
Оптимизации этого процесса способствуют эффективные формы организации воспитательно-образовательного процесса, доступный для понимания детей материал.
Одним из эффективных способов воспитания нравственно-патриотических чувств детей является использование педагогической технологии проектирования, в ходе реализации которой ребенок научится находить и извлекать необходимую информацию, усваивать ее в виде новых представлений и знаний.
Проблема: несформированность чувства патриотизма детей старшего дошкольного возраста.
Цель и задача проекта
Цель проекта : воспитывать нравственно-патриотические качества детей посредством формирования у них эмоциональной отзывчивости, устойчивого интереса, и чувства любви к малой Родине.
Задачи проекта
Образовательные:
познакомить детей с историей города, с представителями национальностей и родом их деятельности;
обогатить знания детей о достопримечательностях родного города.
Развивающие:
развивать у детей интерес к получению знаний путем ознакомления с историей города, края;
развивать в детях чувство гордости и любви к своему городу, краю; уважать его традиции, обычаи и культуру.
Воспитательные:
воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость, умение видеть и понимать красоту родного города, формировать эстетические чувства;
воспитывать интерес к родному городу, побуждать желание больше узнать о его прошлом, настоящем, будущем;
воспитывать чувство принадлежности к определенной культуре, уважение к культурам других народов.
Участники проекта : воспитатели, музыкальный руководитель, дети старшего подготовительного к школе возраста, родители воспитанников.
Тип проекта :
по методу : познавательно-творческий
по количеству участников: групповой
по продолжительности: долгосрочный (сентябрь - май)
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы, продуктивная, музыкально-художественная
Обеспечение проекта :
Материально – техническое:
1. Книги, журналы, посвященные городу Лангепас :
2. Набор открыток с видом г. Лангепаса.
1. Альбомы, оформленные с помощью родителей: «Мой город, мой край, мой народ», «Игры народов Севера».
2. Игры: «Собери картину» (разрезные картины с иллюстрациями города, «Найди и назови» (умение находить символы родного города, округа среди других символик)
3. Творческие рассказы детей, сочиненные совместно с родителями.
4. Конспекты НОД
Учебно-методическое :
1. Е. Ю. Александрова, Е. П. Гордеева, М. П. Посникова, Г. П. Попова. Система патриотического воспитания в ДОУ. – Волгоград: Учитель, 2007г.
2. Н. В. Алешина. Знакомство дошкольнтков с родным городом и страной. – М. : УЦ «Переспектива», 2011г.
Предполагаемый результат: Реализация проекта способствует воспитанию нравственной личности, любящую свою страну, свой народ, осознающую свои корни, национальные истоки, способную ориентироваться в современном мире, жить в мире и согласии с представителями других национальностей.
Продукт проектной деятельности : оформление фотоальбома «Мой город»;
альбома художественно – творческих работ воспитанников «Город - глазами детей».
Презентация проекта :
Викторина: конкурс знатоков родного города в форме брейн – ринга.
Этапы реализации проекта
1 этап. Подготовительный
1. Цель. Совместный с родителями поиск информации о городе, крае. Изучение методической литературы по проблемам нравственно-патриотического воспитания.
Содержание.
- поиск стихов, рассказов о городе и крае;
- сбор фотоматериалов о городе, о крае, о первопроходцах;
- изготовление атрибутов к рассказов о городе;
- поиск игр народов Севера;
- оформление дидактических пособий для игр нравственно – патриотического характера;
- консультации для родителей «Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»; «Как знакомить детей с родным городом»
- оставление памятки для родителей «Средства и методы нравственного воспитания дошкольников».
2 этап. Основной
Цель. Воспитание нравственно – патриотических чувств детей через ознакомление с историей и культурой родного города.
Формирование у детей знаний, умений навыков о городе, о крае и о его людях.
Содержание.
НОД: по ознакомлению с окружающим «Знаменательная дата для моего города»; по рисованию «Осенние деревья города», «Герб моего города», «Мой город вечером»; по лепке «Северный олень»; по аппликации «Дом, в котором я живу».
Целевые экскурсии:
- «Достопримечательности моего города»;
- «Улицы моего города»;
- «Значимые объекты в моем городе»;
- «Весна в моем городе»;
- экскурсия к памятнику павшим в. ВОВ, возложение цветов.
Посещение городского музейно- выставочного комплекса:
- развлекательная программа «Игры народов Севера»;
- история и быт местных народов.
Игровая деятельность: д/и «Найди и назови», «Запомни и назови», «Собери картину», «Подбери больше слов», «Назови улицу на звук); игра «Интервью»; игра – путешествие «Экскурсия по городу с гостями».
Беседы:
- «Осень в городе» (беседа о растениях, о птицах родного края);
- «Лангепас – город мой родной» с использованием ИКТ;
- «История возникновения моего города» с использованием ИКТ»;
- «Какие опасности подстерегают на улицах города»;
- «Лангепас – город нефтяников».
Сочинение рассказов детей совместно с родителями:
- «Дом, в котором я живу»;
- «Мой город в будущем»;
- «Профессия мамы».
Совместная деятельность педагога и детей:
- чтение рассказов, стихов; заучивание стихотворений; рассматривание журналов и иллюстраций;
- прослушивание песен о городе.
Самостоятельная художественно-творческая деятельность детей:
- рисование по теме: «Мой город родной», «Мой край – край нефтяников», «Дома в моем городе».
Целевые экскурсии:
- «Достопримечательности моего города»;
- «Улицы моего города»;
- «Значимые объекты в моем городе»;
- «Весна в моем городе»;
- экскурсия к памятнику павшим в. ВОВ, возложение цветов.
Посещение городского музейно- выставочного комплекса:
- развлекательная программа «Игры народов Севера»;
- история и быт местных народов.
Игровая деятельность:
д/и «Найди и назови», «Запомни и назови», «Собери картину», «Подбери больше слов», «Назови улицу на звук);
игра «Интервью»;
игра – путешествие «Экскурсия по городу с гостями».
Беседы:
- «Осень в городе» (беседа о растениях, о птицах родного края);
- «Лангепас – город мой родной» с использованием ИКТ;
- «История возникновения моего города» с использованием ИКТ»;
- «Какие опасности подстерегают на улицах города»;
- «Лангепас – город нефтяников».
Сочинение рассказов детей совместно с родителями:
- «Дом, в котором я живу»;
- «Мой город в будущем»;
- «Профессия мамы».
Совместная деятельность педагога и детей:
- чтение рассказов, стихов; заучивание стихотворений; рассматривание журналов и иллюстраций;
- прослушивание песен о городе.
Самостоятельная художественно-творческая деятельность детей:
- рисование по теме: «Мой город родной», «Мой край – край нефтяников», «Дома в моем городе».
- лепка: «Белка – на главной улице моего города».
3 этап. Заключительный этап.
Цель. Подведение итогов проекта.
- Викторина «Знатоки родного города» в форме брейн – ринга.
- Оформление фотоальбома «Мой город», альбома художественно-творческих работ детей «Город - глазами детей».