Ольга Данченкова
Проект социальной акции «Птичкин дом» для детей младшего и среднего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Социальная акция
«Птичкин дом»
для детей младшего и среднего дошкольного возраста
Тема «Птичкин дом»
Цель • Способствовать формированию заинтересованного, бережного отношения к птицам.
• Привлечение родителей и детей к
изготовлению скворечников и синичников,
участию в экологической акции «Птицестрой»
сбору корма для птиц в Эколого-Биологический центр,
благоустройству участка группы «Сказка».
Участники Родители, дети средней группы, педагоги. Сотрудники ЭБЦ.
Вид акции: Экологическая
Определение сроков проведения:
Среднесрочная
Проведение мероприятий:
Публикация «Проект социальной акции „Птичкин дом“ для детей младшего и среднего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Акции для детей, участие в акциях
- Проекты. Проектная деятельность
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Птицы. Проекты
- Скворцы и скворечники. Мастерим домики для птиц
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» октябрь 2023
Беседы, загадки, стихотворения, просмотр презентаций о перелетных птицах, голоса птиц, подвижные игры, изготовление скворечников и синичников, сбор кормов в ЭБЦ.
Подведение итогов:
В гости к птицам, выход в ЭБЦ, установка скворечников и синичников на участке группы. Рефлексивный круг. Результаты акции.
Ожидаемые результаты:
Создание необходимых условий в ДОУ по формированию у дошкольников целостного представления о жизни птиц обитающих в нашем регионе. Развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков. Активное участие родителей в социальной акции, вызвать желание собрать и отнести корм для птиц в Эколого-биологический цент; построить скворечники - поучаствовать в конкурсе «Птичкин домик».
Мотивация.
Дети на прогулке весной обратили внимание, как воробьи таскают в клюве перышки в старый скворечник. Воспитатель обратила внимание на поведение птиц в весеннее время года. Предложение детей было помочь птицам, построить новые домики для птиц, накормить их.
Проводимые мероприятия в рамках социальной акции:
1. Беседы о птицах.
2. Чтение художественной литературы.
3. Загадки.
4. Заучивание стихотворения.
5. Просмотр презентаций: о перелетных птицах, голоса птиц.
6. Подвижные игры.
7. Наблюдения на прогулке.
8. Конструирование сборного скворечника.
9. Изготовление скворечников и синичников.
10. Полезные советы, которые можно взять домой (буклеты, раскраски, игры для детей)
11. Сбор кормов для пернатых друзей в Эколого-биологический центр.
1. Беседа. Что мы знаем о птицах?
Птицы украшают землю, их веселая, звонкая песня; яркая окраска оживляет природу, вселяет в нас бодрость и радость. Польза птиц в природе огромна. И они дороги нам, как незаменимые помощники человека в борьбе за урожай, верные союзники в истреблении вредителей, защитники лесов, полей, садов и огородов.
Лес без птиц – больной лес. Поэтому мы должны любить и охранять птиц.
Необходимо создавать новые искусственные местообитания птиц (проводить посадку деревьев и кустарников). Надо изготавливать искусственные гнезда (домики, обеспечить охрану птиц во время гнездования.
Ежегодно 1 апреля празднуется Международный «День птиц». Эта дата проведения праздника выбрана не случайно. Ведь в апреле большинство перелетных птиц, преодолевая все препятствия и длинный путь, возвращаются домой - в родные края.
Тысячи детей вместе с родителями готовят к этому празднику скворечники и синичники и развешивают их для привлечения птиц.
Беседа. Какие бывают птицы?
Птицы делятся на две группы: зимующих и перелётных.
Зимующие птицы – это птицы, которые могут найти себе корм в наших условиях даже зимой, поэтому они круглый год живут на одном и том же месте. Каких птиц вы видели зимой?
Этим птицам сложно найти зимой корм, поэтому их нужно подкармливать сухими крошками, крупой, семечками, косточками от ягод.
— Одной из интересных зимующих птиц наших лесов является клёст. Он питается иголочками и семенами хвойных деревьев, так как зимой пищи для клестов достаточно много и врагов почти нет, клесты выводят своих птенцов в самые морозы — в декабре месяце.
— Перелетные птицы – это птицы, которые из-за недостатка корма вынуждены улетать в теплые края, на юг.
Чем питаются ласточки и стрижи? (насекомыми). Чем питаются аисты, цапли, гуси, утки, лебеди, чайки? (рыбой, головастиками, лягушками).
Зимой этой пищи не найти, поэтому, все насекомоядные и водоплавающие птицы улетают в те места, где есть корм.
— Одной из перелетных птиц является кукушка. Эта птица не вьет сама гнезда и свои яйца по одному подбрасывает в гнезда других птиц.
Появившийся кукушонок выбрасывает из гнезда всех других птенцов так, как он очень прожорлив и ему не хватает той пищи, которую приносят приемные родители. Но это не значит, что кукушка вредная птица.
Никто из птиц не ест волосатых гусениц, так – как, их волоски ядовиты, а вот кукушка единственная птица, которая с удовольствием лакомится ими и этим приносит огромную пользу человеку.
— Птицы бывают домашними и дикими.
— Дикие птицы живут в природе, сами находят себе пищу, укромное место для ночлега.
— Домашние птицы – живут в помещениях, которые построил человек. Человек кормит и ухаживает за этими птицами. Из-за тяжелого веса домашние птицы разучились летать.
2. Чтение художественной литературы.
• Чтение рассказов В. В. Бианки о птицах «Чей нос лучше?»; «Птичьи разговоры»; «Лесные домишки»; «Самые-самые»,
• Е. Чарушин «Воробей»,
• Г. Скребицкий «Синица», «Грач»,
• А. Клыкова «Завтрак синицы», «Мой скворечник»,
• М Горький «Скворечник»,
• стихи А Барто «Дятел»,
• С. Алексеева «Снегирь».
3. Загадки. Отгадай, кто это?
Снится ночью пауку,
Чуду-юду на суку:
Длинный клюв и два крыла
Прилетит - плохи дела.
А кого паук боится?
Угадали? Это… (Птица)
Маленький певец лесной
Лучше всех поет весной! (Соловей)
Кто по тропочке идет
Быстрыми шажками,
Длинным хвостиком трясет?
Догадайтесь сами! (Трясогузка)
Кто летает темной ночью
И схватить мышонка хочет? (Сова)
Мы в скворечнике живем,
Песни звонкие поем. (Скворцы)
Эта птица никогда
Для птенцов не вьет гнезда. (Кукушка)
Над вешним привольем,
Над широким полем
Раздаются его трели,
Словно нежный звук свирели. (Жаворонок)
Под крышей я леплю гнездо
Из комочков глины.
Для птенчиков стелю на дно
Пуховую перину. (Ласточка)
Всех приметней птиц, черней,
Враг личинок, друг полей.
Взад, вперед по пашне вскачь,
А зовется птица (Грач)
4. Заучивание стихотворения «Птицы»
Автор: Наталья Бацанова
Ой, как много в мире птиц:
Пеликанов и синиц,
Зимородков и клестов,
Попугаев и дроздов.
Есть фламинго, воробьи,
Есть колибри, соловьи.
Голуби, кукушки,
Пеночки-простушки.
Дятел, сокол и сова
(днем в дупле сидит она)
В поле перепел кричит,
Дятел по стволу стучит.
Знаешь, их так много есть,
Что их всех не перечесть.
Нас сражают пением
И буйным оперением!
Ссылка: https://stihi.ru/2005/05/19-960?ysclid=l87jy1du1e811266226
5. Презентация: «Перелетные птицы»
Как зима ни противится, ни пытается задержаться,но она всё равно отступает, уходит. Приходит весна, а с ней – яркое, тёплое солнышко. С приходом весны слетаются домой, пернатые непоседы - перелётные птицы.
Грачи прилетают одними из первых на родину. Они не боятся холодов. И пока поля не освободились от снега, грачи ищут зерно, остатки пищи у жилья человека. Потом начинают строительство гнёзд. Из прутьев и веток, высоко над землёй, чтобы не достала кошка. Грач приносит прутики, а грачиха начинает строить гнездо.
Вслед за грачами прилетают скворцы. Первыми прилетают скворчики, а за ними, через несколько дней, самки- скворчихи. К их прилёту самцы подыскивают скворечник, нередко выселяя из домиков воробьёв. Устроившись, скворушка с увлечением громко поёт, поджидая подружку. Широким и важным шагом, беспрестанно кланяясь и озираясь по сторонам, потешно шествует скворец по полю. Выдергивает из отваленных пластов земли дождевых червей и жучков. А какую пользу скворцы приносят человеку выкармливая птенцов! Летом за долгий световой день оба родителя прилетают к гнезду до 300 раз! Вот и представьте, сколько гусениц, жуков и червяков уничтожит одна пара скворцов!
Ранней весной, когда снег только сошёл и когда ещё не кончился ледоход, к нам возвращается трясогузка. Недаром в народе говорят: «Трясогузка прилетает – хвостиком лёд разбивает». Весной, когда насекомых ещё совсем немного, у трясогузки одна забота - поиск еды. Корм птицы, обычно, собирают на земле, но бывают и исключения из правил - порой, взлетая, трясогузки хватают бабочку или стрекозу и снова продолжают бежать по земле. Оба родителя выкармливают появившихся птенцов. Принося своим детишкам с раннего утра и до позднего вечера, то комара, то муху.
Ласточки прилетают к нам в последних числах апреля или в начале мая, когда появится много летающих насекомых. Ласточки - прекрасные летуны: значительную часть жизни эти птицы проводят в воздухе. Пища ласточек состоит исключительно из насекомых, добываемых на лету. Насекомые, увлекаемые потоками тёплого воздуха, в ясную солнечную погоду поднимаются довольно высоко вверх. В это время ласточки, занятые охотой, так же летают высоко в небе. Когда же, особенно перед грозой, воздух насыщается водяными парами и намокнувших насекомых «прибивает» к земле, ласточки летают низко.
Прожорливые птенчики широко раскрывают ярко-жёлтые клювики, ждут, когда заботливые родители угостят их мошкой, комариком или гусеницей. Птенцы растут быстро, и вскоре в укромных уголках открываются птичьи школы.
Взрослые птицы учат детвору искать еду, спасаться от врагов, выбирать место для ночёвки, узнавать и подавать различные сигналы-сообщения.
Если в эти чудесные весенние деньки вы пришли в лес на прогулку. То старайтесь не бегать. Не шуметь. Не заглядывайте в птичьи гнёзда. На трогайте яички и птенцов руками. Вы можете испугать птиц, они бросят свой дом. И в гнезде никогда не появятся птенчики.
На нашей планете живут чудесные создания.
Они летают и поют, и землю свято берегут.
Скажите, дети, можно жить без птиц на свете?
Что случится, если птицы на земле вдруг пропадут?
Букашки, жучки, червячки на деревья нападут и съедят кору, листочки,
Обгладают ветки, почки---
Вот, что будет, если птицы, все исчезнут – пропадут
И не будет щебетанья, дивных трелей соловья,
И сороки стрекотанья, чик-чирика воробья…
Скучно будет, знают дети,
Жить без птиц на белом свете!
Презентация: «Голоса птиц».
Кто не слышал пение птиц? Закройте глаза, сядьте поудобнее, представьте себе весенний лес. Откройте глаза и послушайте птичий концерт, записанный в лесу (показ презентации с фотографиями и записью голосов птиц).
6. Подвижные игры по теме «Птицы»
Подвижная игра «Летит — не летит».
Давайте сыграем в «да» и «нет»
Найдите правильный ответ.
Отгадайте без подсказки кто летит, кто не летит.
Если «да» — хлопнуть в ладоши. Если «нет» — топнуть ногой.
Летит — летит — орёл,
Летит — летит — козёл,
Летит — летит — щегол,
Летит – летит — синица,
Летит – летит — горчица,
Летит – летит — сазан,
Летит – летит — фазан.
Летит – летит — лягушка,
Летит – летит – старушка,
Летит- летит — глухарь,
Летит – летит — сухарь,
Летит — летит – гагара,
Летит — летит — гитара,
Летит – летит — утёнок,
Летит-летит — ворона,
Летит-летит – корона.
Летит – летит — сова,
Летит – летит — трава.
Летит – летит – удод,
Летит- летит – компот.
Летит – летит скворец,
Летит – летит – дворец.
Летит — летит – кувшин,
Летит – летит — пингвин,
Летит — летит — дракон,
Летит – летит — балкон.
Подвижная игра «Птички и кошка»
Цель: учить двигаться по сигналу, развивать ловкость.
Ход игры: В большом кругу сидит «кошка», за кругом – «птички». «Кошка»
засыпает, а «птички» впрыгивают в круг и летают там, присаживаются,
клюют зерна. «Кошка» просыпается и начинает ловить «птиц», а они убегают
за круг. Пойманных «птичек» кошка отводит в середину круга. Воспитатель
подсчитывает, сколько их.
Подвижная игра (русская народная) «Зимующие и перелетные птицы»
Цель: развивать двигательные навыки; закреплять представление о
поведении птиц зимой.
Ход игры: Дети надевают шапочки птиц (перелетных и зимующих). В
середине площадки на расстоянии друг от друга стоят два ребенка в
шапочках Солнышка и Снежинки. «Птицы» бегают врассыпную со словами:
Птички летают, зерна собирают.
Маленькие птички, птички-невелички».
После этих слов «перелетные птицы» бегут к Солнцу, а «зимующие» - к
снежинке. Чей круг быстрее соберется, тот и выиграл.
Игра с мячом «Кто что делает?»
Цели. Расширение глагольного словаря (сидит, летит, ходит, клюет). Закрепление умения ловить и бросать мяч.
Оборудование. Мяч среднего размера.
Описание. Воспитатель приглашает детей выйти на ковер и предлагает им встать в круг.
Воспитатель. Сейчас я буду называть птицу и бросать мяч. Тот, кто поймает мяч, должен придумать и сказать, что делает эта птица.
Ворона. (Бросает мяч ребенку)
Ребенок. Сидит. (Бросает мяч воспитателю.)
Воспитатель. Воробей. (Бросает мяч ребенку.) 2-й ребенок. Летит. (Бросает мяч воспитателю.)
Воспитатель. Грач. (Бросает мяч ребенку.) 3-й ребенок. Ходит. (Бросает мяч воспитателю.)
Воспитатель. Голубь. (Бросает мяч ребенку) 4-й ребенок. Клюёт. (Бросает мяч воспитателю.)
Ссылка: https://multiurok.ru/blog/podvizhnye-igry-ptitsy.html?ysclid=l87k85ics9343959795
7. Наблюдение за птицами весной на участке детского сада.
Цель: — учить различать птиц по оперению, размеру, голосу;
— развивать наблюдательность, память;
— воспитывать эмоционально-положительное отношение к птицам.
Ход наблюдения.
Трава опять зазеленела,
И закудрявились леса.
«Весна! Весна! Пора за дело!» —
Звенят уж птичек голоса.
Сухие прутики, солому,
Кусочки мха они несут —
Все пригодится им для дома,
Чтоб для птенцов создать уют.
И заливаются на ветках
Синицы, воробьи, скворцы,
Ведь скоро в гнездах будут детки —
Их желторотые птенцы.
Воспитатель задает детям вопросы.
Какие птицы прилетают к нам на участок?
Как вы им помогаете?
Какого они размера?
Какую пользу приносят птицы?
Какая у них окраска?
Чем питаются?
Какие изменения в жизни птиц происходят весной?
Как птицы заботятся о своем потомстве?
Каких птиц вы еще знаете?
Ссылка: https://disinsect.ru/konspekt-progulki-nablyudeniye-za-ptitsami-vesnoy/?ysclid=l87khscw9v537115717
8. Конструирование сборного скворечника.
9. Изготовление скворечников и синичников.
Конкурс «Птичкин дом».
10. Полезные советы, которые можно взять домой:
Игры для детей:
«ПТИЦЫ».
Цель: закреплять умение классифицировать и называть животных, птиц, рыб.
Ход игры. Взрослый называет птицу, например, «воробей» и передаёт мяч ребенку, тот называет «ворона» и т. д. Кто не сможет ответить, тот выходит из игры.
«ТРЕТИЙ ЛИШНИЙ».
Цель: закреплять знания о многообразии птиц.
Ход игры. Взрослый называет птиц вперемешку, кто заметит ошибку, должен хлопнуть в ладоши (воробей, ворона, муха, снегирь и т. д.).
Раскраска: «Нарисуйте дома птицу попросите детей раскрасить рисунок»
Буклет – почитайте детям: «Как охранять и кормить птиц».
11. Сбор корма для пернатых друзей в Эколого-биологический центр.
12. Подведение итогов. Рефлексивный круг.
Обсуждение социальной акции состоялось на рефлексивном кругу. Детям были заданы вопросы:
• Ты считаешь важным помощь птицам?
• Почему ты принимал участие в сборе корма?
• Как ты считаешь, так надо делать всегда?
• Что еще можно сделать для птиц?
• Было ли тебе интересно вместе с папой изготавливать скворечник?
• Что было самым трудным?
• Что было самым интересным?
• Какая польза для птиц от развешанных на участке скворечников?
• Зачем нужно собирать корм для птиц в эколого-биологический центр?
• Кого еще можно привлечь к помощи?
• Какие еще животные нуждаются в нашей помощи?
Результаты акции:
Результатом реализации социальной акции «Птичкин дом» стало:
• развешивание скворечников на участке группы «Сказка» совместно с родителями;
• участие в экологической акции «Птицестрой»;
• активное участие родителей и детей в сборе корма для птиц, посещением эколого-биологического центра с целью помощи пернатым друзьям.
Послесловие или планы на будущее.
В заключении хотелось бы подвести некоторый итог и поделиться планами на будущее. Проведение социальных акций позволило включить в образовательный процесс всех его участников. Дети стали внимательнее относиться друг к другу и окружающим. Участие детей в социальных акциях позволило детям проявлять свою инициативу, самостоятельность. Дети моей группы отличаются отзывчивостью, заботой, добротой. Родители активно участвуют в жизни группы не только в рамках социальных акций, но и в такой технологии как «Клубный час». Я не хочу останавливаться на достигнутом. Поэтому продолжение следует. До новых встреч и творческих всем успехов