Валентина Федорова
Проект «Как мы следы осенью искали»
▼ Скачать + Заказать документы
Вид проекта : информационно-творческий, коллективный.
Продолжительность проекта : 3 недели
Участники проекта : дети старшего дошкольного возраста, воспитатели, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель, родители.
Цель:
— Вызвать интерес к окружающему миру, формировать реалистическое представление о природе;
— Расширять знания и представления детей о подарках осени — фруктах и овощах;
— Обогащать словарный запас, развивать связную речь детей;
— Активизировать внимание и память, развивать логическое мышление;
Публикация «Проект „Как мы следы осенью искали“» размещена в разделах
— формировать умение сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи, делать обобщения;
— Воспитывать бережное и внимательное отношение к природе;
— Дать детям почувствовать красоту и щедрость родной земли;
— Развивать творческую фантазию детей;
— Поощрять совместные работы детей и родителей;
— Привлекать родителей к жизни детского сада.
Задачи:
1. Формировать знания детей о сезонных изменениях природы, систематизировать представления о характерных признаках осени.
2. Формировать обобщающие понятия «овощи», «фрукты», названия различных овощей, фруктов; о труде садовода и овощевода.
3. Дать знание о пользе овощей и фруктов для человека: это источник витаминов и жизненной силы, очень вкусный продукт питания.
4. Формировать обобщающие понятия «Деревья и кустарники осенью»
5. Закрепить умение составлять описательные рассказы. Обогащение лексики яркими и красочными эпитетами, развитие монологической и диалогической речи.
6. Закрепить названия деревьев и кустарников, овощей и фруктов, их строение, внешние признаки.
7. Воспитать бережное отношение к природе.
8. Развить семейное творчество и сотрудничество.
Создать условия для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе разработки совместного проекта «Как мы следы осени искали»
Актуальность темы:
Родная природа! В душе ребенка она оставляет глубокий неизгладимый след; своей яркостью, своим многообразием воздействует на его чувства. Деревья, птицы, облака, лужицы после дождя, разноцветная радуга – все это привлекает внимание детей. В связи с этим, перед нами стоит ответственная задача – воспитывать малышей, а это значит, приобщать ребенка к миру человеческих ценностей – добра и красоты, истины, ориентируясь на «концепцию дошкольного воспитания».
Осень – одно из благоприятных времен года для наблюдений за изменениями в природе. При изучении природных явлений дошкольники обращают внимания на многие признаки этого замечательного времен года, учатся прослеживать связь между ними, знакомятся с осенней природой. Знания в этой сфере дети получают постепенно, циклично, пополняя их год от года.
Предполагаемый результат:
— Развитие познавательной деятельности дошкольников в ходе совместной практической деятельности с воспитателем и родителями.
— Расширение кругозора детей и закрепление их знаний о сезонных изменениях в природе в осенний период.
— Осуществление в группе воспитательно-образовательного процесса по обозначенной теме.
— Обогащение активного словаря детей эпитетами, образными выражениями, пословицами и поговорками, стихами на осеннюю тему.
— Развитие связной речи, умения составлять повествовательные и описательные рассказы по картине, опираясь на личный опыт и воспоминания.
— Развитие продуктивной деятельности детей.
— Плодотворный результат по художественному творчеству детей в разных направлениях (рисунки, аппликация, моделирование из бумаги и природных материалов, лепка).
— Развитие детского творчества.
— Вовлечение родителей в педагогический и творческий процесс работы группы, укрепление заинтересованности в сотрудничестве с детским садом.
Этапы реализации проекта
1. Подготовительный.
— Подбор методической литературы по данной теме; разработка конспектов занятий, экскурсий; подбор детской художественной литературы; подбор настольно – печатных и дидактических игр.
— Подбор художественной литературы (рассказы и стихотворения об осенней природе)
— Подбор дидактических пособий, иллюстраций, репродукций на осеннюю тему, гербарии с осенними листьями.
— Подготовка материалов для художественного творчества (акварель, гуашь, цветные карандаши, восковые мелки, цветная бумага, клей, картон, пластилин и т. д.).
2. Основной этап.
Образовательная область «Физическое развитие»
Физминутка по стихотворениям: «Осень» М. Садовский (Скоролупова «Осень» ч. 1, с. 28,
«Был у зайки огород» II часть (Скоролупова «Осень» ч. 2, с. 11)
«Замерзли пальчики немножко» (Югова «Восп-е ценностей здорового образа жизни у детей 3-7 лет»,с. 36, «Нас не надо вам лечить» (Югова, 48, «В лесу» (Галицина, с. 57)
Эстафеты: «Перенеси фрукты», «Кто быстрее соберет овощи и фрукты в корзину»
ЗОЖ
Презентация «Витамины в овощах и фруктах»
Беседа «Путешествие в страну витаминию»
Загадывание загадок об овощах и фруктах
Д/и «Валеология или здоровый малыш: зубы, уши, глаза»
Д/и «Валеология или здоровый малыш: кожа, питание, сон»
С/р игра «Поликлиника»
Игра «Путешествие за витаминами» (Югова «Воспитание ценностей здорового образа жизни у детей 3-7 лет»,с. 45)
Консультация для родителей «Расти здоровым, малыш», папка – передвижка «Детские инфекции»
Образовательная область «Познание»
Беседа «Они же живые, их надо беречь и защищать»
Беседа «Осень в гости к нам пришла»
Беседа «Во саду ли, в огороде» (Голицина «Конспекты комплексно-тематических занятий под. гр», с. 19) Беседа «Лесные хоромы» (Голицина «Конспекты комплексно-тематических занятий под. гр», с. 33)
Весё лая математика:
«Что где растет?» (Галицина «Конспекты комплексно-тематических занятий под. гр», с. 21)
«Осенью в лесу» (Скоролупова «Осень» ч. 1, с. 60)
«Лесное путешествие» (Голицина «Конспекты комплексно-тематических занятий под. гр», с. 35)
Экспериментирование: «Жидкость. Свойства воды»
Д/ и: «От какого дерева лист», игры с листочками «Дорожка из листьев», «Образы из листьев», «Овощи», «Фрукты»
Д/ и: «Повар», «Узнай на вкус», «Узнай по запаху»
Образовательная область «Социально-коммуникативная»
С/р игры «Семья». Ситуация «Собираемся на осеннюю прогулку», «Заготовки на зиму», «В лес за грибами»; «Магазин» (отдел «Овощи-фрукты», «Хлебный отдел»).
Н/п игры «Где мы растём?», «Что в корзину мы берём?», «Как зовут тебя деревце?», «Кто где живёт?»
Д/и «Что где растет?», «Когда это бывает?», «Каждый грибок в свой кузовок», «Как делать томатный сок», «Угадай на вкус»
Обсуждение проблемной ситуации: «Если я потерялся в лесу?»
Свободное общение: «Что нам осень принесла?»
«Куда исчезают бабочки, жуки, комары, мошки»
«Какие овощи, фрукты ты знаешь?»
Образовательная область «Речевое развитие»
Составление рассказа по картине по картине «Осенняя пора – очей очарование» (Шадрина, 107)
Составление описательного рассказа «Дары осени» - овощи, фрукты
Составление загадок «В грибном царстве» (Скоролупова «Осень» ч. 2, с. 57)
Пересказ текста Я. Тайца «По грибы»
Восприятие худ. литературы: загадки, пословицы, поговорки про овощи и фрукты
Грамота: «Загадки с грядки» (Скоролупова «Осень» ч. 2 с. 16, «Осенние прогулки» (Скоролупова «Осень» ч. 1, с. 13)
Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие»
Рассматривание картин, иллюстраций на тему: осени, профессиях лесника, хлебороба, овощевода, садовода.
Аппликация «Прически из листьев»
Лепка «Осенний урожай»
Ручной труд «Осень в лесу»- природный материал
Рисование:
Декоративное рисование на квадрате «Ветка рябины»
«Осенние деревья» - печатание листьями
«Осенние деревья» - гуашь
Конструирование: «Городской сад»
Музыка : слушание музыки П. Чайковский «Времена года. Осень»
Художественная литература:
И. Крылов «Стрекоза и муравей», н. Егоров «Огородный светофор», К. Танрыкулиев «Сам копай, сам сажай – сладок будет урожай», К. Ушинский «Два плуга», «Лесные хоромы» - рассказы, стихи, загадки об осени.
Театрализованная игра «Стрекоза и муравей» по басне И. Крылова
3. Заключительный этап.
Подведение итогов проекта.
Продукт проектной деятельности :
— Выставка «Осенняя фантазия»
— Выставки детских работ: аппликация «Прически из листьев», лепка «Осенний урожай», «Осень в лесу»- природный материал, декоративное рисование на квадрате «Ветка рябины», «Осенние деревья» - печатание листьями, «Осенние деревья» - гуашь.
Анализ результатов работы.
В ходе реализации проекта у детей :
— развивались творческие способности;
— углубились знания о природе, укрепилось представление о необходимости бережного отношения к ней;
— совершенствовалось умение осуществлять экспериментальную деятельность, устанавливать причинно-следственные связи в окружающем мире;
— расширился и активизировался словарный запас
— у родителей появился интерес к проектной деятельности, они с удовольствием принимали участие в оформлении выставки поделок.
Литература:
Комарова Т. С. Занятия по изобразительной деятельности в старшей группе детского сада. — «Мозаика-синтез», 2008
Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Подготовительная к школе. КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА, 2009
Казакова Р. Г. «Занятия по рисованию с дошкольниками: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий».- М. : ТЦ Сфера, 2009
«Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Осень» часть 1 и 2» О. А. Скорлупова Москва ООО «Издательство Скрипторий 2003» 2010г