МААМ-картинки

Конспект занятия «Покормите птиц зимой»

Пьянкова Любовь
Конспект занятия «Покормите птиц зимой»

Методическая разработка:

«Покормите птиц зимой»

Воспитатель:

Пьянкова Любовь Павловна

Методическая разработка:

«Покормите птиц зимой»

Цель: формирование представлений детей о зимующих птицах, изучить их особенности и их значение в природе через исследовательскую деятельность.

Задачи:

Образовательные: - выяснить все о зимующих птицах Исследовать их особенности и их значение опытным путём, стимулировать познавательный интерес, создавая условия для исследовательской деятельности детей, готовим угощение для птиц.

Развивающие: - развивать познавательные потребности, стимулировать интерес к изучению живой природы; - развивать творческие способности, воображение, любознательность.

Воспитательные: - воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи; - воспитывать у детей правильное, осознанное отношение к природе.

Методы и приемы:

- практические: опыты с кормом для птиц, художественное творчество, физкультминутка

- наглядные: презентации, наблюдение;

- словесные: беседа, рассказ воспитателя, загадки, объяснение, обсуждение, вопросы к детям, анализ работы,

Словарная работа: Обогащать словарь детей словами: «зимующие», «кормушка», «эксперимент», «свиристели».

Оборудование: мультимедийное оборудование, иллюстрации зимующих птиц, кормушек, видов кормов, мяч, материалы для приготовления съедобных «валентинок» (тесто, крупа, семена, зерно, овощи, фрукты).

Ход занятия:

Ребята давайте друг друга поприветствуем.

Здравствуй солнце золотое,

Здравствуй небо голубое,

Здравствуй вольный ветерок,

Здравствуй маленький дубок.

Мы живем в одном краю,

Всех я вас приветствую.

Если каждый улыбнется

Утро доброе начнется.

Воспитатель:

Ребята, скажите какое сейчас время года? (Зима)

Назовите признаки зимы в неживой природе. (Солнце меньше свети, стало холодно, идет снег, появился лед на реках и озерах). Но несмотря на морозы, нас радует, что мы можем наблюдать и видеть живых птиц.

- Как называются птицы, которые остаются с нами зимовать. (Зимующие.)

-Сегодня мы будем говорить с вами о зимующих птицах. Каких зимующих птиц вы знаете? (Ответы детей)

Птицы, как и все, тоже приготовились к зиме, у них вырастает подпушек под перышками, поэтому холод им не страшен, но они могут и погибнуть от голода. Как мы можем им помочь? (Ответы детей)

Да, мы можем приготовить им кормушки и подкармливать наших птичек.

У нас с вами есть приготовленная кормушка и мы можем пойти на улицу и превратится в исследователей и узнать кто прилетит в нашу птичью столовую. Вы готовы?

Но есть правила, которые надо соблюдать, чтобы правильно велась подкормка. Вспомните их:

Укрепляя кормушку, не обламывать ветки.

Не прибивать кормушку к стволу дерева.

Сметать снег с кормушки

Корма класть не много, только подкормить птиц.

Во время подкормки не сорить.

Кормить птиц регулярно.

После того, как насыпали корм, уходить подальше.

Если мы будем соблюдать эти правила, то птицы сами будут прилетать к нашим кормушкам каждый день.

Зимой птицы не прихотливы в еде, едят то, что смогли найти.

Но сегодня мы с вами можем их побаловать. А сейчас ребята мы с вами отправляемся на прогулку и будем наблюдать и проводить исследование за птичками.

Вот мы и пришли на нашу площадку. Сейчас мы подойдем к дереву и повесим нашу кормушку и будем наблюдать кто же прилетит к нам первый.

А я тем временем продолжу рассказ про птиц. Если насыпать хлебных крошек, первыми прилетят маленькие, бойкие птички. (Прикрепляю к кормушке фигуру воробья)

-Живут они и в городе и в деревне. Они везде хорошо приспосабливаются к привычкам человека, живя возле нас, птицы защищены от хищников, у них есть корм и укромные места, где можно свить весной гнездо. В народе воробьев нередко называют воришками.

Есть такая загадка:

Озорной мальчишка

В сером армячишке

По дворам шныряет,

Крохи собирает.

Эти проворные птицы, не боясь, прыгают возле ног человека, клюют из собачей миски. Зимой воробьи прячутся в щелях стен, под крышами домов.

-А вот не соленым салом любят лакомится птичка-невеличка, а зовут ее ….синичка. (Крепим фигуру синички на кормушку)Синица всем интересуется, всюду сует свой клюв, ни минуты не сидит на месте. Летом корма много. Предусмотрительные синицы прячут про запас в щелки коры и развилки деревьев жучков, паучков и мошек. За один день синица может сделать около тысячи таких жаворонок. Когда наступят холода, синица найдет припасенного летом жучка и склюет его. Синицы – полезные птицы. За сутки они съедают столько корма, сколько весят сами. Поэтому им необходимо оказывать помощь – подкармливать семечками, вывешивать на ветки кусочки несоленого сала.

3. Если подвесить кисточку рябины, прилетят птицы, у которых грудки такого же цвета как и эти ягоды. Кто это? Снегири.

А вы знаете, что красная грудка только у самцов, а у самок грудка темно- серая.

Снегири прилетают к нам зимой, а все остальное время они живут северных лесах. Снегири залетают в сады и огороды, отыскивают ягоды рябины, облепихи, барбариса.

4. Эти и еще одни ягоды любят еще одни гости с севера. Прилетают стайки этих птиц в октябре. Они тихо посвистывают, будто играют на свирелях. Поэтому и назвали их свиристелями. (Крепим фигуру свиристели к кормушке). Свиристели любят спелые ягоды рябины. Стайки свиристелей облепляют рябину и устраивают веселое пиршество. Они бросают ягоды в снег, чтобы их потом они смогли съесть и ягоды остаются сочными и свежими. Этих красивых птиц называют северными попугаями за их нарядное оперение, розовато-коричневый цвет. Голову свиристелей украшают задорные серебристо-0розовые хохолки. А на крыльях словно нарисованы ярко-красным карандашом ровные полоски.

Физминутка

Воробьи-воробушки,

(похлопывание руками по бокам)

Серенькие перышки!

(Махи руками вниз-вверх.)

Клюйте, клюйте крошки

(Стучат кулачками перед собой один о другой.)

У меня с ладошки!

(Дуют на раскрытые ладони.)

Нет, с ладошки не клюют

(Разводят руки в сторону, пожимают плечами.)

И погладить не дают.

(Руки на поясе, наклоны туловища влево-вправо.)

Как бы нам поладить,

(Прыжки на месте на двух ногах.)

Чтоб дались погладить?

(Хлопки в ладоши.)

5. А теперь насыплем пшено, рис, семечки и прилетят. (Выставляем изображение сороки, вороны,голубя)

Сорока. У этой птицы много прозвищ: белобока, воровка.

-Почему их так называют? (Ответы детей.)

Неспроста получила сорока прозвище «воровка» - ведь она любит все яркое, блестящее. В ее гнезде можно найти кусочки проволоки, пуговицы…

6. Ворона – хитрая, ловкая и находчивая птица. Она обитатель свалок, там всегда есть чем поживиться, ведь вороны птицы всеядные. Вороны очень громко каркают.

7. Голубей можно увидеть в каждом городе, селе. Они предпочитают жить стаями. А знаете ли вы, что голубята питаются молоком, которым их кормят отец и мать. Молоко вырабатывается в зобу взрослого голубя. Птенец засовывает голову глубоко в горло родителя, чтобы добраться до молока.

Особенно тяжело птицам в феврале. Корма практически не остается, да к тому же проходится бороться с холодами. В лютые морозы от голода 9 из 10 птиц не доживают до весны. Ребята обратите внимание на рябину. Кто там прилетел? Правильно снегирь. Давайте понаблюдаем за ним.

А вот из крыши школы к нам на площадку спустилась стая голубей. Ведем наблюдение за ними. (Дети наблюдают, рассматривают птиц, рассуждают).

Идем в детский сад и будем делать вкусное угощенье для птиц. Рассаживаемся за столики и приступаем к работе. Мы будем с вами готовить съедобные «валентинки». Детям раздается готовое пресное тесто, семена,орехи, крупа, кусочки фруктов, овощей. С помощью формы из теста выдавливается сердечко, которое украшается на усмотрение ребенка семенами,зерном,орехами и т. п. Ну вот все готово. Молодцы, дружно поработали! Прилетят на угощенье к кормушке птицы. (Воспитатель бросает мяч, задавая вопрос.) Не один воробей, а два. (воробья, не один голубь, а два голубя, не одна сорока, а две (сороки, не одна синица, а две. (синицы, не одна птица, а много (птиц.)

А теперь давайте согреем зимующих птиц ласковыми словами. Ласковое слово – что солнышко. Птица - птичка, синица – синичка…Молодцы.

Ребята послушайте стихотворение, которое написал Александр Яшин.

Покормите птиц зимой

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой, Стайки на крыльцо!

Не богаты их корма

Горсть зерна нужна,

Горсть одна-0

И не страшна будет им зима.

Сколько гибнет их - не счесть,

Видеть тяжело

А ведь в нашем сердце есть

И для птиц тепло.

Понравилось вам оно? Позднее мы его разучим с вами.

А, сейчас я вас проверю, усвоили ли вы как называются птички? Я буду вам загадывать загадки и показывать иллюстрации птичек, а вы будете их отгадывать.

Чик-чирик!

К зернышкам прыг!

Клюй, не робей!

Кто это?

(Воробей)

Непоседа пестрая

Птица длиннохвостая,

Самая болтливая.

Вещунья белобока,

А зовут ее

(сорока)

Спинкою зеленовата,

Животиком желтовата,

Черненькая шапочка

И полоска шарфика.

(синица)

Эти птички с хохолком,

Очень яркие притом.

На рябину прилетели,

Птички эти …

(Свиристели)

Молодцы, ребята отлично справились с заданием, все отгадали. Но вот ребята наша исследовательская деятельность про птиц подходит к концу.

Что мы с вами делали во время прогулки? За кем наблюдали? Какое угощенье готовили для птичек? Что вы нового узнали о зимующих птицах.

Ответы детей.

Изготовление и установка кормушек

С 7.12 по 9.12 2023г.

На улице сейчас холодно, много снега и короткий день. Птицам в таких условиях трудно отыскивать корм. Поэтому первым этапом нашей акции является изготовление и установка детьми кормушек совместно с учителями.

Несколько основных правил:

1. У кормушки обязательно должна быть крыша, иначе корм может быть засыпан снегом или залит дождем.

2. Отверстие в кормушке должно быть настолько широким, чтобы птица могла спокойно проникнуть внутрь кормушки и покинуть ее.

3. Кормушка должна быть изготовлена из экологичных материалов.

Знаете ли вы?

Одна кормушка может спасти от смерти до 50 синиц за зиму.

Одна синица спасает от вредителей до 10 деревьев за сезон.

Одно небольшое дерево обеспечивает кислородом 3 человек.

Птицы, посещающие кормушки

Синица

Под пологом леса живут синицы. Зимой они собираются стайками. Её часто можно видеть рядом с жильём человека. Верх зеленоватый, низ желтый, крылья и хвост синевато-серые. На крыле видна тонкая белая поперечная полоска. Характерны блестяще-черная шапочка, доходящая до глаз, светлое пятно на затылке, белые щеки, окаймленные черным, черное головное пятно, продолжающееся на груди.

Образ жизни типичен для синиц. Многие пары сохраняются в течение нескольких сезонов. Гнездится вскоре после схода снега, в лесах разного типа, в парках, садах, населенных пунктах.

Воробьи

Рядом с человеком живут два вида воробьёв – воробей домовый и воробей полевой. Они схожи поведением, окраской, голосом да и размером, разве что последний несколько стройнее.

Этих зерноядных птиц в некоторых странах, например в Китае, уничтожали, считая вредными. А жители американского города Бостона, наоборот, поставили этой птице памятник – за то, что она спасла их от голода, когда в округе появились в огромном количестве гусеницы бабочек- вредителей.

Снегири

Зимнюю природу украшают наши любимцы — красавцы снегири. Обыкновенный снегирь крупнее воробья, с толстым коротким вздутым черным клювом, мягким длинным густым оперением, удлиненным черным хвостом. Сильные и цепкие ноги удерживают птицу на ветке дерева вниз головой, когда она тянется за ягодами и семенами. Много времени снегирь проводит в кронах деревьев, добывая корм, часто спускается на землю. Человека он не боится. Птицы мелодично пересвистываются: «жю-жю-жю». С февраля и самец, и самка интенсивно поют, чередуя крики и свисты. Самцы токуют, распуская крылья и отодвигая распущенный хвост, поворачиваясь и приседая.

Голуби

Голуби — одни из самых древних птиц. Кто хоть однажды испытал чувство любви, симпатии и заботы к этим созданиям, тот не сможет легко и быстро от этого отделаться - голуби способны околдовать вас, своей красотой и отношением к людям. Голуби величиной от размера трясогузки до курицы, с маленькой головой, короткой шеей и сравнительно короткими четырехпалыми ногами. Клюв тонкий, более или менее удлиненный, несколько утолщенный в передней части, у большинства - слабый. По скорости полета эти птицы являются одними из самых быстрых вообще: почтовые породы разгоняются до скорости 70-86 км/час, но и обычные голуби могут летать со скоростью около 60 км/час. В высоту голубь может подняться на 1000-3000 м.

Виды корма

Виды птиц Корм Способ подкормки

1. Синицы Нежареные семена подсолнуха и тыквы, кусочки несолёного сала, мяса и жира Насыпаются на кормовой столик

2. Воробьи Пшено, просо, овес, пшеница, геркулес (сырые) Насыпается на кормовой столик

3. Голуби Пшено, просо, овес, пшеница, геркулес (сырые, крошки чёрствого пшеничного хлеба Насыпаются на кормовой столик или на площадку

4. Снегири Гроздья ягод рябины, красной калины Привязываются на ветки кустов или деревьев бусы невысоко от земли, кладутся на кормовой столик

Семечки, крошки хлеба, зерно, ягоды рябины, кусочки сала, мяса, фрукты, овощи – вот меню, которое мы предложили для птиц. Дети с удовольствием подкармливали пернатых, проявляли тем самым не только заботу, но и расширяли свои знания о повадках птиц, особенностях их внешнего вида.

Наблюдения за действующими кормушками и птицами

Во время наблюдения за кормушками и птицами было сделано много фотографий. Учащимися были выявлены основные виды поведения птиц: отсутствие активности, отдых, уход от опасности, проявление агрессии и др. Наблюдение за птицами – увлекательное, но не всегда простое занятие, требующее от наблюдателя определенных знаний и навыков.

В итоге проведённых наблюдений дети научились:

• кормить птиц различным кормом;

• наблюдать и вести дневник наблюдений.

Дети узнали:

• какие виды птиц остаются зимовать в наших краях, а какие прилетают к нам на зиму;

• как различить птиц по окраске;

• какие корма предпочитают птицы;

По результатам проделанной работы учащиеся пришли к выводу:

1. За время наблюдения нами отмечено большое разнообразие птиц.

2. Проведя ряд наблюдений, мы заметили, что у нас зимой на кормушки прилетают такие птицы, как воробьи, голуби, синицы, снегири. Вороны и сороки обитают в местах свалки и помоек.

3. Птицы становятся заметными и более активными с приходом тепла: чем ярче светит солнце, чем теплее, тем больше птиц на улице, тем они активнее. В ветреные дни птицы не прилетают.

4. Для проведения анализа пищевых предпочтений птиц предлагались разные виды корма: хлебные крошки, семенами подсолнечника очищенные и неочищенные, цельные зёрна злаковых растений (овёс, пшеница, ячмень) и хлопья зерновых культур.

5. Подкорм птиц в кормушках имеет большое значение для птиц. Это подтверждает анализ их поведения. За время действия проекта птицы привыкли получать корм, поэтому подкормку необходимо продолжить.

Как изготовить кормушку для птиц из спилов деревьев:

Итоги акции

В ходе проведения акции «Накормите птиц зимой» и дети, и взрослые поняли, что они делают хорошее дело – помогают выжить птицам в самое трудное время года. Мы участвуем в такой акции первый год и хотим сделать традицией их проведение, прививая детям любовь к природе.

Выдвижение новой проблемы

Дети и родители заинтересовались проблемой помощи зимующим птицам и решили продолжить работу. Мы запланировали изготовить скворечники и встретить перелетных птиц; А также предложить организаторам акции проводить её в более ранние сроки, так как морозы наступают уже в октябре-ноябре и в это время, по наблюдениям детей, возникает нехватка корма.

Приложение 2

Как изготовить кормушку для птиц?

Изготовить кормушку несложно. Можно использовать пластиковые бутылки, упаковки из-под сока, жестяные банки и другие подручные средства. Очень удобная кормушка – шарик из различных семян (подсолнуха, неочищенное просо, конопля и т. д.) склеенных патокой, медом, несоленым жиром, крахмалом. Шарик кладут в пластиковую сеточку (для упаковки овощей) и подвешивают, где удобно.

Делая более серьезную кормушку, следует помнить несколько нехитрых правил:

Кормушка должна быть с крышей и, желательно, стенками, чтобы ветер и снег не проникали в кормушку. Повесить кормушку можно во дворе, школьном саду, у детского сада, в ближайшем парке на высоте 1,5 – 1,7 м от земли. И, конечно, нельзя прибивать ее гвоздями к живому дереву.

Очень интересно, когда кормушка размещена за окном – у форточки или на балконе, тогда птиц можно наблюдать в окно с близкого расстояния. Не расстраивайтесь, если птицы прилетят не сразу – им нужно время, чтобы найти новую столовую.

Лучший корм для птиц зимой – несоленые семечки подсолнуха, они очень калорийные. Можно повесить кусочек сала (жира) или масла, но они обязательно должны быть несолеными!

Приложение 3

Рекомендации по подкормке

Подкормку необходимо проводить постоянно по мере расходования корма, поскольку привыкшие к подкормке птицы могут погибнуть.

Подкармливайте птиц правильно. Основные корма птиц в зимний период плоды рябины, боярышника, семена клена, ясеня. Это излюбленный корм снегирей, свиристелей. Дятлов и соек можно подкармливать шишками, желудями, орехами. Семена подсолнечника наиболее универсальный корм для зимующих птиц. Его могут поедать как различные зерноядные птицы, так и синицы, поползни, дятлы и т. д. Большое количество растительных жиров внутри семян подсолнечника делает их важным источником энергии в условиях зимних холодов. Украсьте кормушки заранее собранными крылатками клена и ясеня, осенью большая их часть облетает с деревьев, и становится недоступным для птиц.

Для подкормки небольших синичек и поползней используйте несоленое сало или мясо. Нанижите небольшие кусочки сала на бечевку и повесьте на ветви деревьев и кустарников. Не стоит забывать о злаках, ведь это излюбленный корм воробьев, щеглов, зеленушек, голубей. Для подкормки этих птиц насыпьте в кормушки пшено, овес, зерновки пшеницы.

Приложение 5

Викторина, стихи, загадки (для использования в беседах)

Викторина “Что ты знаешь о зимующих птицах?”

1. Какая наша птица может двигаться по вертикальному стволу и вверх и вниз головой? (Поползень)

2. Какие птицы двигаются по вертикальному стволу только вверх головой? (Дятел, пищуха)

3. Что птицам страшнее голод или холод зимой? (голод)

4. Какие птицы перекочевывают на зиму к жилью человека? (Синица большая, сорока, ворона, галка)

5. Для какой птицы зимой семена репейника являются любимым кормом? (Для щегла)

6. Какую пользу человеку приносит синица зимой, когда все насекомые спят? (Зимой синицы разыскивают в щелях и скважинах насекомых, яйца, личинки и поедают их)

7. Какие виды воробьев гнездятся у нас? (Домовой и полевой)

8. Название какой зимующей птицы созвучно с названием танца? (Чечетка)

9. Почему тушка мертвого клеста даже в тепле долго не разлагается? (Клесты питаются семенами хвойных деревьев. Все тело их пропитывается смолой. Смола сохраняет тело от тления)

10. Какая птица резко меняет цвет своего оперения? (Куропатка: летом она серая, а зимой белая)

11. Назовите зимующих птиц, на голове которых есть хохол? (Свиристель, чечетка)

12. Какие птицы выводят птенцов в лютый мороз? (Клесты, зимородки)

13. Сколько разных синиц живет в наших местах? (Шесть: большая, гаичка, хохлатка, лазоревка, длиннохвостая)

14. Какие птицы живут у нас только зимой? (Чечетка, свиристель, полярная сова)

15. Чем можно объяснить, что ласточки, стрижи, мухоловки на зиму улетают на юг, а синицы, дятлы и поползни остаются? (Мухоловки, стрижи и ласточки ловят насекомых в воздухе, а осенью насекомые забираются в убежища, то есть становятся для этих птиц недоступными. Синицы, дятлы и поползни приспосабливаются к добыванию насекомых, их личинок, куколок и яиц из зимних убежищ)

16. Какой отряд птиц включает наибольшее число видов? (Воробьиные)

Публикации по теме:

Конспект занятия по окружающему миру в средней групе «Покормите птиц зимой!»Конспект занятия по окружающему миру в средней групе «Покормите птиц зимой!» Цель: сформировать у детей представление о зимующих птицах; вызвать интерес  к образу жизни зимующих птиц; прививать бережное отношение.

Конспект интегрированного музыкального занятия «Покормите птиц зимой» в старшей группе Конспект интегрированного музыкального занятия" Покормите птиц зимой " в старшей группе Цель. Формирование представлений о зимующих птицах.

Конспект комплексного занятия в разновозрастной группе «Покормите птиц зимой» к Дню зимующих птиц РоссииКонспект комплексного занятия в разновозрастной группе «Покормите птиц зимой» к Дню зимующих птиц России Интеграция образовательных областей. Задачи: формировать знания детей о зимующих птицах, дать представление о том, как они зимуют в холодное.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия «Покормите птиц зимой»
Опубликовано: 6 октября 2024 в 11:40
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия «Покормите птиц зимой»» (включая файлы) размещена пользователем Пьянкова Любовь в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 октября. Всероссийский день ходьбы

В первые выходные октября проводится Всероссийский день ходьбы. Цель праздника — повысить популярность ходьбы как самого доступного и полезного вида физической активности, а также собрать всех любителей...

5 октября. С днем учителя!

5 октября отмечается День учителя — профессиональный праздник работников сферы школьного образования. Дата празднования установлена в честь принятия в этот день в 1966 году ЮНЕСКО рекомендаций о статусе...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД