Мария марци
Консультация по сенсорному воспитанию и развитию детей младшего дошкольного возраста «Радужные гномики»
▼ Скачать + Заказать документы
Введение
На современном этапе развития общества происходят изменения и в системе дошкольного образования. Задача современного дошкольного образования — не просто количественное накопление у детей знаний, а в первую очередь развитие у них познавательного интереса, стремления к творческому поиску. В связи с этим в педагогическом процессе особую роль играют нестандартные дидактические средства.
Актуальность:
Публикация «Консультация по сенсорному воспитанию и развитию детей младшего дошкольного возраста „Радужные гномики“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Радуга, радужные идеи
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие детей. Консультации
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Средняя группа
- Темочки
Сенсорное развитие одно из важнейших направлений работы с детьми раннего возраста, когда формируются все виды способностей ребёнка, расширяется и обогащается круг представлений об окружающем мире.
Основное содержание сенсорного воспитания в детском саду - это ознакомление детей с сенсорными эталонами и обогащение способами обследования предметов. Именно форма, цвет и величина имеют определяющее значение для формирования зрительных представлений о предметах. Например, желтый как солнышко, круглый как мячик и т. д.
Восприятие ребёнка раннего возраста носит предметный характер, то есть ознакомление с признаками объекта происходит при выполнении действий с предметами.
Сенсорные процессы неразрывно связаны с деятельностью органов чувств. В дошкольном возрасте развитие ощущений и восприятий происходит очень интенсивно. В процессе всей жизни детей происходит накопление сенсорного опыта, обогащение их мироощущения, повышение эмоционального тонуса, активизация положительных эмоций, связанных с восприятием явлений окружающего, возбуждение интересов, формирование потребностей.
Наблюдение за образовательным процессом позволило мне сделать вывод о том, что сенсорный опыт и основные логические операции у детей сформированы недостаточно. Педагогическая диагностика детей 2-3 лет нашего детского сада показала, что 40% детей путают цвета, затрудняются в классификации предметов по цвету. Для эффективной работы мне необходимо было многофункциональное развивающее дидактическое средство, которое позволяет «через руки», в доступной детям форме развить их сенсорные способности, помочь каждому ребенку проявить себя.
При подборе дидактического материала я обратила внимание на такое пособие, как палочки Кюизенера. Этот яркий и привлекательный набор. Важно, чтобы игрушки и пособия, предназначенные для ознакомления детей с формой и величиной, были удобны ребёнку для обхвата рукой. Я решила использовать палочки Кюизенера, так как они отвечают всем требованиям к дидактической игрушке для детей раннего возраста. Они ориентированы на усвоение знаний и формирование умений в ходе интересных игровых действий.
Цель: повысить качество сенсорного развития младших дошкольников (ознакомление детей с цветом) через авторскую игру - палочки Кюизенера.
Задачи:
Образовательные:
1. Познакомить детей с цветными палочками Кюизенера как с игровым материалом, помочь детям ориентироваться в данном материале.
2. Познакомить с понятием цвета (различать цвет, классифицировать по цвету).
3. Продолжить знакомство детей с эталонами цвета (различать цвет, классифицировать по цвету, формировать представления о различных параметрах величины – длине, ширине, высоте, научить сравнивать и сопоставлять палочки по цвету, длине, ширине, высоте.
4. учить выкладывать фигуры на плоскости по схеме;
Развивающие :
1. - Развивать логическое мышление;
2. - Развивать внимание, усидчивость;
3. - Развивать мелкую моторику рук;
Воспитательные :
1. - Интерес к новому пособию;
2.- Воспитывать дружеские отношения среди детей;
Оборудование: набор палочек Кюизенера, картинки-схемы, игрушка гномик.
Раздаточный материал: набор палочек Кюизенера по количеству детей.
Виды и формы ОД:
Игры и упражнения, игры – конструирования.
Методы и приемы обучения.
1. Наглядные.
2. Словесные
3. Практические (самостоятельное и совместное выполнение заданий).
4. Игровые (создание игровой ситуации).
Методические аспекты использования счетных палочек Кюизенера
Развивающее пособие придумано педагогом Джорджем Кюизенером из Бельгии (его фамилия и стала названием). Оно представляет собой комплект брусочков разных цветов и размеров, объединённых в группы. Каждая является длиной от 1 до 10 см.
Эта комплектация — не случайность, а продуманное математическое множество: в нём каждый цвет и длина имеют соответствие определённому числу от единицы до десяти. К примеру, белая палочка — куб со сторонами 1 см — символизирует число 1, а розовая (длиной 2 см) – число 2 и т. д. Комплект имеет различные цветовые модификации. Однако брусочки, тождественные по длине, всегда имеют один цвет.
Палочки отличаются ещё одной интересной особенностью: различные цвета можно объединить в «семейства». Так, к семейству красного (его оттенки — это сам красный, розовый, малиновый, бордовый и др.) относятся числа, которые кратны двум, — 2, 4, 8. К семейству синих относятся числа, делящиеся на 3 — это 3, 6, 9. Оттенки жёлтого делятся на 5.
Изучив методику работы с палочками Кюизенера, я пришла к выводу, что она доступна для каждого дошкольника любого возраста, в ней соблюдается принцип от простого к сложному. Сам материал очень яркий и привлекательный. При помощи этого дидактического материала можно решать различные развивающие задачи : счет, форма, размер; различные виды конструирования; обыгрывание сказок и многое другое. И самый большой плюс этой методики в том, что это очень интересно детям.
Поскольку работа с набором Кюизенера носит наглядно-действенный характер, то в младшем дошкольном возрасте основным приёмом обучения является показ способа действия воспитателя одновременно с объяснением.
Для поддержания интереса дошкольников к познавательной деятельности, появился сказочный герой «Гномик».
Ещё один важный приём, сопровождающий манипуляции со счётными палочками, — вопросы к дошкольникам. Это является актуальным в любом возрасте. Вопросы делают восприятие детей более активным, развивают их речь, помогают осмыслить материал.
Виды деятельности со счётными палочками в детском саду
На начальном этапе работы с палочками Кюизенера, они выполняют роль игрового материала, который привлекает малышей своими характеристиками: цветовой гаммой и разнообразием размеров. Дети играют с ними, как с обычными кубиками или мозаикой.
Второй этап является обучающим. И здесь уже набор используется для проведения дидактических игр с определённой образовательной задачей. Эти игры предлагаются малышам в свободное время либо включаются в структуру непосредственно образовательной деятельности.
Перспективный план
Месяц Неделя Тема Цель
Задачи Описание Образовательная
область
Сентябрь
Сенсорное развитие
2
Знакомство с радугой Формирование представления о цветах радуги.
Дать детям представление о том, что такое радуга (форма, цвета) Чтение произведений: «Радуга-дуга» С. Маршака, «Радуга» Е. Благининой. Рассматривание картин и иллюстраций с изображением радуги. Отгадывание загадок о явлениях природы. Рассказ воспитателя на тему «Откуда берется радуга?»
1. Познавательное развитие
Развивать чувства цвета, восприятия цвета;
развитие мышления, воображения
. «Волшебная вода» (закрашивания воды акварелью с маслом в цвета радуги). 2. Художественно-эстетическое творчество. Рисование.
Формировать умение у детей раскатывать колбаски из пластилина разного цвета, примерно одной толщины. Разной длины прямыми движениями обеих рук.
Учить изображать дугообразную форму радуги.
Из кусочков пластилина семи цветов скатать семь тонких колбасок, по одной каждого цвета примерно одной толщины. 3. Художественно-эстетическое творчество.
Лепка.
3
Знакомство с "Палочками Кюизенера"
Познакомить детей с палочками Кюизенера;
Обратить внимание детей на то, что с ними можно играть;
Учить выкладывать фигуры на плоскости по схеме;
Игра " Найди такую же".
1. Познавательное развитие
Создание условий для развития творческого воображения дошкольников в процессе игровой деятельности посредством дидактического пособия «Палочки Кюизенера».
Развивать творческое воображение, фантазию, способность моделирования и конструирования Дети рисуют по схемам палочки Кюизенера
. 2. Художественно-эстетическое творчество. Рисование
Формировать умение у детей раскатывать квадратики из пластилина разного цвета, примерно одной толщины. Разной длины прямыми движениями обеих рук.
Из кусочков пластилина разных цветов скатать семь бревнышек,разной длины 5. Художественно-эстетическое творчество.
Лепка
4
«Путешествие с гномиком»
формирование сенсорных способностей у детей. Наш гость очень маленький. Он стоит за дверью. Давайте пригласим его зайти, скажем: «Заходи пожалуйста!»
Гномик – очень маленький,
Но зато – удаленький!
Улыбается игриво;
Умный, добрый и красивый! 1. Познавательное развитие
Развивать чувства цвета, восприятия цвета;
развитие мышления, воображения
«Борода гнома»
Белой гуашью дети рисуют прямые линии в нижней части лица гнома.
2. Художественно-эстетическое творчество. Рисование
Формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику. Продолжать знакомить детей с пластилином и его свойствами; Вместе с Гномиком, выполнить задание. Слепить по образцу палочки разных размеров Художественно-эстетическое творчество.
Лепка
План пишется на год.
Заключение:
Исходя из опыта работы с цветными палочками, я могу сказать, что этот дидактический материал делает обучение детей занимательным. Он предназначен не только для занятий математикой, но и используется для освоения других образовательных областей.
Используя методическую разработку, педагоги смогут проектировать собственные занятия и другие виды образовательной деятельности.
Игры на ознакомление с дидактическим материалом:
• «Возьми в ручку как можно больше палочек» (сначала в правую, а затем в левую).
• «Назови цвета брусочков» (перед малышом выкладывается не весь набор, а определённое количество).
• «Отыщи такую же палочку» (по цвету либо форме).
• «Покажи самую длинную палочку (либо короткую)».
Игры основного этапа (после ознакомления) :
• «Подбери пояс к платью». Перед ребёнком раскладывают картинки с изображениями кукол в красивых платьях. Нужно подобрать к платью пояс — палочку конкретного цвета.
• «Построй квадраты». Дошкольнику предлагается выложить 2 квадрата — каждый из палочек своего цвета. В результате следует вывод: чем длиннее брусочек, тем больше будет квадрат. Как более сложный вариант — можно построить треугольники, домики для маленького зайчика и большой лисы.
• Заполнение силуэтных фигур. Задача малыша — заполнить палочками картинку. Там обозначен цвет и длина элемента. В дальнейшем задание усложняется: на картинке только очертания фигуры, не указан её цвет и размер. Последний этап — схема висит на доске, а дети выполняют задание на столе.
• «Что изменилось?». Педагог выкладывает перед дошкольником несколько палочек, малыш запоминает их, затем закрывает глаза. Взрослый в это время убирает или заменяет один элемент.
• «Продолжи узор». Ребёнку предлагается продолжить узор по образцу (украсить шарфик или полотенце для мамы, соткать красивый коврик котёнку, построить заборчик и т. д.). Для этого он должен понять закономерность в расположении элементов (вначале по цвету или размеру, затем эти свойства комбинируются).
• «Построй лесенку для игрушки». Особенность задания в том, что малыши должны выложить объёмную лестницу, располагая брусочки друг над другом. Число деталей может быть любым, главное, чтобы они располагались по длине в убывающем порядке. В постройке конструкции из 10 деталей детям помогает воспитатель.
• «Высокая и низкая лесенка». Детям предлагаются карточки с изображениями домиков разной высоты. Рядом с ними нужно построить лестницы из палочек соответствующего размера.