Татьяна Сметанкина
Конспект занятия по речевому развитию с детьми 5–6 лет «Путешествие в страну Красивой речи»
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая разработка по речевому развитию с детьми 5-6 лет. «Путешествие в страну Красивой речи»
Данная методическая разработка направлена на решение задач по развитию речи. Стимулируется употребление всех частей речи, исправляются неправильно произносимые слова.
Содержание
Введение …4
Цель разработки …4
Содержание занятия ….…. 4
Основная часть…. …5
Ход образовательной деятельности …6
Заключение …. 12
Публикация «Конспект занятия по речевому развитию с детьми 5–6 лет „Путешествие в страну Красивой речи“» размещена в разделах
Список использованных источников …. …. 13
ВВЕДЕНИЕ.
Невозможно переоценить роль языка, который помогает людям, прежде всего детям, осознанно воспринимать окружающий мир и является средством общения. С каждым годом увеличивается численность детей, имеющих речевые нарушения. В дошкольном возрасте закладываются основы грамотной, четкой, красивой речи. Также этот возраст благоприятен для изучения языков. Задача обогащения словаря и активизации речи детей должна решаться всегда и во время занятия и в режимных моментах. Поэтому необходимо вести систематическую работу по развитию речи детей, используя современные технологии - интеллект-карты.
Интеллектуальная карта – это уникальный и простой метод запоминания и систематизации, с помощью которого развиваются как творческие, так и речевые способности детей, активизируется память и мышление.
Применение интеллект-карт побуждает ребёнка к изображению и осмыслению окружающего мира, развивает речь, активизирует словарный запас.
Представленный материал, его элементы, игры можно использовать и в режимных моментах. Используя данный материал, мы приучаем ребенка самостоятельно пользоваться словами, не только на русском, но и на татарском, английском языках; стимулируем его речевую активность и познавательные интересы.
Цель разработки: способствовать повышению уровня профессиональных знаний у педагогов по использованию коммуникативных игр по развитию речи дошкольников.
Содержание занятия
1. Вводная часть. Вовлечение детей в деятельность (сюрпризный момент, развитие экспрессивной речи игра «Здравствуйте», речевая разминка).
2. Основная часть. Развитие связной речи (беседа, словарная работа, проблемная ситуация составление интелект-карт). Игра «Паутинка добрых слов».
3. Заключительная часть. Игра «Поможем солнышку» (реализация авторской программы «Эн е-м р н»).
Подведение итога (анализ вместе с детьми выполненной работы, оценивание участие детей на занятии, сообщение о том, чем будут заниматься в следующий раз).
ОСНАВНАЯ ЧАСТЬ.
Занятие проводится в старшей группе.
Тип: интегрированное занятие.
Основная образовательная область: речевое развитие.
Цель: расширить словарный запас детей по обучению языкам, через составление интеллект-карт.
Задачи:
1. Развивающие : развивать и совершенствовать все стороны устной речи каждого ребёнка (произношение, словарь, грамматический строй, связная речь, формировать представление о фантазии.
2. Воспитательные: воспитывать в детях добрые чувства, взаимопомощь и сопереживания в сложившейся ситуации; воспитывать доброжелательность, отзывчивость, доброту, уважение к окружающим.
3. Образовательные: совершенствовать коммуникативные умения; учить детей отвечать на вопросы полными ответами.
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие.
Методы и приемы: словесный (речевая разминка, беседа, загадки); практический (артикуляционная гимнастика); игровой (дидактическая игра, игра-фантазия).
Словарная работа: фантазия, солнце: яркое, лучистое, светлое, горячее.
Оборудование и материалы: проектор, презентация на тему «Страна красивой речи» воздушный шарик, разноцветный ковер (парашют, запись мелодии «волшебной музыки», колокольчики, разноцветные бусы, машина на пульте управления, картинки (лампочка, фонарик, семья и т. д., солнце с лучиками.
Предварительная работа с детьми : беседа о доброте, рассматривание семейного альбома, пальчиковая игра «Люблю по Кукмору гулять», чтение стихов, сказок, рассматривание иллюстраций о сказочных странах.
Планируемый результат: дети научатся правильно и красиво говорить, отвечать на вопросы; решать самостоятельно логические задачи; уважительно относиться к окружающим.
Ход ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
I. Вводная часть. Организационный момент
Воспитатель: Мои хорошие, сегодня к нам пришли гости, давайте с ними поздороваемся. Но делать это мы будем необычным способом! (дети здороваются на русском, татарском и английском языках)
Скажем «Здравствуйте» руками!
Скажем «Здравствуйте» ногами!
Скажем «Здравствуйте» глазами!
Скажем «Здравствуйте» мы ртом –
Станет радостно кругом!
Друзья мои, я вижу, что не у всех ещё язычки проснулись, давайте ему поможем, я позвоню в маленький колокольчик, слышите, как нежно звучит, как ласково он просит вас проснуться. Ну чтобы уж совсем наши язычки были готовы к работе, ты, Вероника, позвони в свой колокольчик.
Воспитатель: А теперь я проверю, действительно ли помогли нам колокольчики, или они старались зря.
Речевая разминка :
На-на-на к нам пришла весна,
Не-не-не – очень рады мы весне,
Им-им-им мы на улицу бежим.
Ам-ам-ам гости пришли к нам (дети проговаривают хором)
- Да действительно, мои помощники – колокольчики, старались не зря.
II. Основная часть.
Воспитатель: Сегодня мы с вами отправимся в путешествие в сказочную страну Красивой речи. Только никому об этом не говорите. Скажите пожалуйста, на чём можно отправиться в путешествие?
Дети: Поехать на машине, на поезде, полететь на самолёте, поплыть на корабле и т. д.
Воспитатель: Совершенно верно! Попадая в эту сказочную страну люди немного меняются. Хотите узнать, как? Тогда в путь. Так как страна необычная, то и в путешествие мы отправимся необычным образом: с помощью фантазии.
Воспитатель: А что такое фантазия?
Дети: Фантазия – это наши мечты, когда мы, о чем-то мечтаем, что-то выдумываем то, чего нет на самом деле (ответы каждого)
Воспитатель: Прежде чем отправимся в это путешествие, давайте вспомним правила:
Каждый день всегда, везде,
На занятиях в игре,
Громко, чётко говорим,
Никуда мы не спешим.
Если хочешь ты ответить, не шуми
Только руку подними.
(включается сказочная музыка. Дети садятся на разноцветный коврик (парашют, в руки даю большие воздушные шары).
Эмоциональная разрядка
Воспитатель: Закройте, пожалуйста глаза. Представьте себе, что мы летим на воздушном шаре сквозь облака. Сверху видим мы леса, поля, слышим журчание реки, чувствуем запах свежего воздуха после дождя (здесь капельки воды долетают до детей).
Воспитатель: Вот мы и прибыли. Посмотрите, ребята, что это?
Дети: Ворота.
Воспитатель: На воротах?
Дети: Замок.
Воспитатель: Давайте его откроем. Наверно жители страны думали, что дети придут сюда невоспитанные, которые неправильно разговаривают. Поэтому, не хотят никого пускать в страну Красивой речи.
Игра «Паутинка добрых слов»
Дети, разматывая клубок, передают его друг другу, при этом каждый называет какое-то «доброе слово»
Воспитатель: Ребята, вы сказали столько добрых слов, что на душе стало тепло и хорошо, а вам?
Дети: Нам тоже.
Воспитатель: Не зря «От тёплого слова «Спасибо» - растает даже ледяная глыба». И наш замок тоже не выдержал, открылся. Красиво здесь ребята, но чего-то не хватает.
Дети: Солнышко не хватает, света.
(приезжает машина на пульте управления, маленький кукла мальчик сидит в машине с письмом в руках.)
Воспитатель: Ой, ребята, а здесь письмо!
Дорогие, любимые наши ребята, помогите нам! Злые волшебники заколдовали нашу страну : всё, что есть у нас: наша красивая, волшебная страна, поля, леса, дорожки и солнышко. Помогите нам расколдовать нашу страну!
Воспитатель: Нужно помочь жителям этой страны. Поможем?
Дети: да, поможем.
Воспитатель: Тогда отгадайте загадку:
Среди поля голубого, яркий блеск огня большого
Не спеша огонь тот ходит, землю – матушку обходит,
Светит весело в оконце. Догадались, это…
Дети: Солнце.
Воспитатель: Только почему-то оно грустное?
Дети: У него нет лучиков.
Воспитатель: Мои хорошие, чтобы расколдовать лучики нужно выполнить задания.
1 задание: С помощью картинок (фонарик, солнцезащитные очки, лампочка и т. д.) составить интеллект карту. (Дети по желанию подходят к любому столу и составляют интеллект карту)
Воспитатель: Молодцы, ребята, вы чудесно справились с первым заданием! Какое же второе задание?
2 задание: Нужно рассказать полными предложениями для чего нужно солнце, используя интеллект карты, которые вы составили (рассказ детей).
Воспитатель: Умнички, друзья!
Пальчиковая игра «Люблю по Кукмору шагать…»
(дети шагают пальчиками по столу)
Люблю по Кукмору шагать,
Люблю смотреть,
Люблю считать:
Набережная – раз (на каждое название загибают по одному пальцу)
Ворошилова – два,
Три – фонтан-красавец,
А четыре – наш ДК.
Пять – по парку я гуляю,
Всякий уголок в нем знаю,
Шесть – в ледовый я хожу,
Там с ребятками дружу.
Семь, конечно, наш детсад,
Каждый побывать в нём рад!
Восемь – детская площадка – здесь качели и лошадка.
Девять – это магазин, много ярких в нём витрин.
Десять - из-за поворота вижу школьные ворота.
Очень любим мы наш город (разжимают кулачки,
Он, красив и вечно молод (делают руками сердечко).
Воспитатель: Ребята, посмотрите, у солнышка начали появляться лучики.
- Какие вы молодцы, вы так трудились старательно. И мне вас всех хочется обнять.
Дидактическая игра «Скажи ласково»
(дети стоя в кругу, называют друг друга ласково и передают сердечко)
Воспитатель: В семье все друг друга называют ласково, нежно, потому что друг друга любят. Как можно назвать ласково дедушку?
(дети при помощи воспитателя образовывают слова на татарском языке)
Бабай- бабаем
би- бием
ни – нием
Малай - малаем, улым
Кыз – кызым.
Воспитатель: Ребята, смотрите, у солнышка появились все лучики. Оно засияло. Злое колдовство мы победили.
Воспитатель подводит итог: Замечательно, как много вы знаете ласковых слов. Вы порадовали меня. Оказывается, вы очень ласковые и добрые по отношению к своей семье.
(Загорается гирлянда)
Воспитатель: Посмотрите, друзья, мы с вами своей красивой, правильной речью, душевными словами растопили злое сердце волшебника, и он расколдовал страну Красивой речи. Теперь жители страны могут жить спокойно, не бояться и радоваться, что к ним приходят в гости такие умники и умницы как вы!
III. Заключительная часть
Воспитатель: Молодцы, мои хорошие! Жители этой необыкновенной страны говорят вам : «Огромное спасибо!».
Отправляемся домой, закрываем глаза и представьте себе, что мы летим на воздушном шаре сквозь облака. Сверху видим мы леса, поля, слышим журчание реки, чувствуем запах свежего воздуха после дождя. Звучит музыка.
Воспитатель: Вот и прибыли мы в детский сад и наше путешествие закончилось. Друзья, кому вы помогли? Было ли вам трудно?
А что нового узнали?
Кому расскажете об этом? (ответы детей)
Спасибо, мои дорогие ребятки, вы у меня самые умные, самые хорошие!
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Речевое развитие детей является одним из главных компонентов их готовности к школьному обучению и окружающему миру. В предлагаемой работе большое внимание уделяется инновационным технологиям. Применение интеллект-карт помогло детям развить как творческие, так и речевые способности, активизировало память и мышление.
Занятие динамичное, оно включает приемы, которые предусматривают быструю смену деятельности. Быстрая сменяемость приемов и смена поз в течение занятия помогли избежать утомляемости детей, что позволило активизировать самостоятельность детей и речевую деятельность. Все моменты занятия логичны и последовательны, подчинены одной теме. Использованные методы и приемы на занятии помогли достичь поставленную нами цель.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.
1. Дмитирева В. Г. Развитие речи. Умные ступеньки 5-6 лет. – М. : АСТ, 2012. - 256 с.
2. Акименко В. М. Применение интеллектуальных карт в процессе обучения дошкольников // Начальная школа до и после. 2012. №7
3. Иванщина, О. В. Развитие связной речи. Старшая группа. Образовательные ситуации и занятия / О. Н. Иванщина. – М. : Учитель. 2013. – 96 с.
4. Крупенчук, О. И. Тренируем пальчики – развиваем речь! Старшая группа детского сада / О. И. Крупенчук. – М. : Литература, 2015. – 64 с.
5. Гризик, Т. И. Развитие речи детей 5-6 лет / Т. И. Гризик, Л. Е. Тимощук. – М. : Просвещение 2017. – 208 с.
6. Ушакова О. С. Придумай слово / О. С. Ушакова. – М. : Сфера, 2018. – 208 с.