Елена Цепелева
Лего-игротека «Путешествие по стране Лего» для детей старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное бюджетное образовательное учреждение
Кадуйского муниципального округа
«Детский сад №12 «Родничок»
Методическая разработка по развитию технического творчества в старшей группе «Развитие технического творчества в ДОУ (Лего- технология)»
Воспитатели: Утешевава М. М.
Цепелева Е. Н.
п. Хохлово
2024 г.
Пояснительная записка
Темочки:
- Лего. Конструктор LEGO
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2024
Сегодня обществу нужны социально активные, независимые и творческие люди, способные к саморазвитию. Инновационные процессы в системе образования требуют реорганизации всей системы.
Формирование мотивации развития и обучения дошкольников, а также творческой познавательной деятельности являются основными задачами, которые стоят сегодня перед педагогами в рамках государственных образовательных стандартов. Большое внимание уделяется дизайну.
Одним из конструктивных занятий в детском саду является создание конструкторов LEGO, обеспечивающих сложность и универсальность воплощенной идеи. Опыт, который ребенок получает в процессе конструирования, имеет важное значение для развития исследовательских поведенческих навыков. LEGO-конструкция способствует формированию способности к обучению, достижению результатов, приобретению новых знаний об окружающем мире и создает начальные условия для образовательной деятельности.
ФГОС дошкольного образования предусматривает отход от образовательной модели, требующей от воспитателей и педагогов обращения к новым, нетрадиционным формам работы с детьми. В этом смысле конструктивная творческая деятельность является идеальной формой работы, позволяющей педагогу в игровой форме сочетать обучение, воспитание и развитие.
Кроме того, актуальность технологии LEGO значительна с точки зрения реализации ФГОС, поскольку:
- являются прекрасным средством интеллектуального развития детей дошкольного возраста и обеспечивают интеграцию различных направлений обучения (языкового, познавательного и социально-коммуникативного развития);
- формировать познавательную активность, способствовать формированию социально активной личности, развивать навыки общения и сотворчества.
Совмещайте игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью, дайте ребенку возможность экспериментировать и создавать свой мир, где нет границ.
Возможности дошкольного возраста в развитии технического творчества в настоящее время используются недостаточно. Сегодня конструкторы LEGO активно используются в дошкольных образовательных учреждениях, но чаще всего в самостоятельной игровой деятельности детей.
В основе данной методической разработки лежит идея сделать конструирование LEGO управляемым процессом и расширить содержание конструкторской деятельности детей дошкольного возраста за счет внедрения конструкторов нового поколения.
Цель: создание благоприятных условий для развития основных навыков конструирования на основе конструктора LEGO у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
- Вызвать у дошкольников интерес к моделированию и конструированию и стимулировать техническое творчество детей.
- Обучать конструированию по образцу, заданному образцу, по плану.
- создавать условия для учебной деятельности: способность и желание работать, выполнять задания в соответствии с инструкциями и поставленной целью, доводить начатое дело до конца, планировать дальнейшую работу.
- Совершенствование коммуникативных навыков детей при работе в парах или командах.
- Выявлять одаренных, талантливых детей с нестандартным творческим мышлением.
- Развивать мелкую моторику рук и стимулировать общее речевое развитие и умственные способности в будущем.
Новизна данной методической разработки состоит в том, что она позволяет дошкольникам в форме познавательной деятельности продемонстрировать практическую осуществимость конструкции LEGO и развить приобретенные навыки и умения, необходимые в дальнейшей жизни. Оно направлено не столько на обучение детей сложным приемам скрепления деталей, сколько на создание условий для самовыражения личности ребенка. Каждый ребенок любит и хочет играть, но готовые игрушки лишают ребенка возможности творить самостоятельно. Конструктор LEGO открывает для ребенка новый мир и дает возможность приобрести такие социальные качества, как любознательность, активность, самостоятельность, ответственность, навыки взаимопонимания и продуктивного сотрудничества в рабочем процессе.
Повышение самооценки через осознание «Я смогу, я смогу», создание позитивного настроения и снятие эмоционального и мышечного напряжения. Развивается умение пользоваться инструкциями и схемами, формируется логическое и творческое мышление. В рамках образовательной деятельности дети становятся строителями, архитекторами и творцами; играя, они развивают свои идеи и реализуют их. Необходимость и возможность внедрения LEGO-конструкции в образовательный процесс детского сада создаст благоприятные условия для приобщения дошкольников к техническому творчеству и развитию начальных технических навыков.
Данная методическая разработка может быть использована педагогами дошкольного и начального образования как в образовательном процессе, так и в игровой деятельности со старшими дошкольниками и руководителями клубов дополнительного образования.
Методическая разработка осуществляется в основной образовательной программе МБДОУ по содержательной области образовательной области «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие» и др. Данная методическая разработка (Лего-игротека «Животные») ориентирована на детей дошкольного возраста (5-7 лет).Продолжительность занятия 25-30 минут.
ЛЕГО-ИГРОТЕКА “ Путешествие по стране ЛЕГО”
(для детей старшей группы)
Программные задачи:
- Формировать у дошкольников интерес к моделированию и конструированию и стимулировать техническое творчество детей.
- развитие мелкой моторики, внимания, умения применять собственные знания, аналитического мышления;
- воспитание состязательных качеств, а также стимулировать активность каждого участника при перемещении по площадкам.
Оборудование:
3 игровых стола LEGO, корзины с деталями LEGO; схемы-подсказки.
Методы и приемы:
Беседа; объяснение; загадка; рассматривание; работа по схеме.
План проведения:
1. Введение.
2. Разделение на команды.
3. Знакомство с игровыми столами:
-Домашние питомцы;
-Животные жарких стран;
-Животные, которые умеют плавать.
4. Самостоятельная работа детей.
5. Подведение итогов.
Ход занятия
I. Организационный момент
Воспитатель:
- Ребята, сегодня я хотела бы пригласить вас в увлекательное путешествие по стране LEGO. Вас ждут яркие, красочные, замечательные конструкторы LEGO. Наше путешествие будет необычным, ведь на игровых столах мы будем конструировать животных, которых вы угадаете сами:
Игровой стол №1 «Домашние животные».
Воспитатель: Отгадайте мои загадки и узнайте название этого игрового стола.
1. Я хозяину служу, дом хозяйский сторожу.
Я рычу и громко лаю, и чужих я прогоняю. (Собака)
2. Кто я догадайтесь сами, я вожу зимою сани,
Что легко скользят по снегу. Летом я везу телегу. (Лошадь)
3. Желтенькая крошка у мамы под крылом,
Живет в своем домишке, пока не треснет дом. (Цыпленок)
Воспитатель: Молодцы! На первом игровом столе находятся детали для домашних питомцев. Согласно схеме-подсказке вам нужно собрать этих животных.
( схемы-подсказки: приложение).
Перейдем к следующему игровому столу. Там нас также ждут головоломки.
Игровой стол №2 «Животные жарких стран».
1. На спине своей всегда носит горб он или два.
И в пустыне ходит всюду, все зовут его… (Верблюдом)
2. Очень много силы в нем. Ростом он почти, что с дом.
У него огромный нос, будто много лет он рос. (Слон)
3. Люблю дразниться и кривляться,
И на лиане кувыркаться. (Обезьяна)
Воспитатель: На втором игровом столе находятся детали для сборки животных из жарких стран. Вы догадались. Основываясь на картинке и схеме-подсказке, вам нужно собрать этих животных. ( схемы-подсказки: приложение)
Игровой стол №3 «Животные, которые умеют плавать».
1. Блещет в речке чистой, спинкой серебристой. (Рыбка)
2. В Антарктиде проживает очень милый господин,
Фрак он черный надевает, а зовут его … (Пингвин)
3. Очень медленно идет, домик на себе везет.
В нем живет не зная страха. Кто же это? (Черепаха)
Воспитатель: На третьем игровом столе размещены шаблоны и схемы животных, умеющих плавать. С их помощью вы собираете плавающих животных. ( схемы-подсказки: приложение).
Воспитатель: Чтобы игра была интересной и увлекательной, мы разделимся на команды. (По коврику разбросаны кубики LEGO разного цвета. Количество кубиков соответствует количеству игроков. Дети выбирают по одному кубику. Команды формируются по цвету кубика: красный, зеленый, желтый.)
Команды рассредоточены по игровым полям. Красная команда идет на клетку №1, зеленая команда - на клетку №2, а желтая команда - на клетку №3.
II. Основная часть.
Воспитатель: Прежде чем приступить к игре, внимательно послушайте этапы игры.
I уровень: По команде: «Раз, два, три – построй здание!» – вы начинаете работать. Каждый из вас должен выбрать схему для построения. Внимательно осмотрите его, выберите детали для сборки, а затем приступайте к сборке. Когда здание будет собрано, вы сможете дождаться своих друзей или помочь другим членам своей команды. Как только вся команда выполнит задание, крикните дружно: «Команда выполнила задание!»
II этап: Проверяю качество работы. За каждое правильное построение вы получаете кубик цвета вашей команды. В конце нашего путешествия команда строит из этих кубиков башню и побеждает тот, кто наберет больше всего очков.
Этап III : Команды движутся по локациям по часовой стрелке.
А чтобы вы не уставали, мы организуем игры-перерывы между работой на локациях.
Игра «Кто живет в нашем саду?»
Кто похлебку съел мою? Свинка хрюкает: … ( Дети хором отвечают: хрю-хрю).
– Дайте свежей травки мне! Блеет козочка. (Мээ-мээ).
– Молочка налили мало! Кот мяукал … (Мяу-мяу).
– Хватай вора за рукав! Пес залаял: … (Гав-гав-гав).
– Мой хозяин далеко! Ржет лошадка: … (И-го-го).
– Где теленок, не пойму? Замычит корова: … (Му-у-у).
Игра «Да, да – нет, нет!» (называю животное и то, что оно умеет, и вы, подумав, отвечаете: «Да, да, да!» или «Нет, нет, нет!»). будьте очень осторожны.)
– Рыбка плавает? … (да, да, да).
– Рыбка разговаривает? … (нет, нет, нет).
– Рыбка ныряет? … (да, да, да).
– Рыбка летает? … (нет, нет, нет).
– Черепаха бегает? … (нет, нет, нет).
– Черепаха плавает? … (да, да, да).
– Черепаха спит? … (да, да, да).
– Черепаха танцует? … (нет, нет, нет).
– Пингвин ест рыбку? … (да, да, да).
– Пингвин ест мороженое?. (нет, нет, нет).
– Пингвин ныряет? … (да, да, да).
– Пингвин летает? … (нет, нет, нет).
Физминутка «Обезьянки» (Движения выполняются в соответствии с текстом).
Мы веселые мартышки
Мы играем громко слишком.
Все в ладоши хлопаем.
Все ногами топаем.
Надуваем щечки,
Скачем на носочках.
И друг другу даже
Языки покажем.
Оттопырим ушки,
Хвостики - вертушки,
Пальчик поднесем ко рту,
Дружно прыгнем к потолку.
Шире рот откроем
И гримасы строим!
Воспитатель:
Как скажу я слово “три!”,
Все с гримасами замри!
Раз! Два! Три!
Подведение итогов
Воспитатель: ваши команды прошли все игровые столы. Команды построили башенки из заработанных кубиков. Наступило время подвести итоги. (Башенки выстраиваются в ряд, определяется самая высокая. Дети, которые собрали самую высокую башенку, занимают первое место).
-Ребята, вы не устали?
-Понравилось вам наше путешествие?
-Каких животных вы сделали?
-А как вы думаете, нужен ли им дом?
Наше сегодняшнее путешествие подходит к концу, посмотрите, сколько удивительных животных у нас получилось. Но наша игра-путешествие на этом не заканчивается, ведь наши новые друзья нуждаются в жилище. Предлагаю построить на следующей игре-занятии для них ферму и зоопарк.
-Согласны?
-И мы опять отправимся с вами в удивительный мир ЛЕГО!
Методические рекомендации:
Методическая разработка подходит для детей старшего дошкольного возраста. Мероприятие рекомендуется проводить как в групповом помещении, так и на прогулочных площадках. Перед проведением необходима предварительная работа с детьми: знакомство с конструктором Лего, изучение правил сборки деталей, беседы, сюжетно – ролевые игры, компьютерные игры на интерактивных столах по данной тематике. Для педагога: изучить методическую литературу, подготовить необходимые атрибуты, музыкальное оформление. Нужно учитывать психолого-педагогические особенности детей данного возраста, их физическое развитие. При разработке ЛЕГО-ИГРОТЕКИ соблюдена интеграция областей: физического развития, познавательного развития, развития речи, социально-коммуникативного развития, художественно - эстетического развития.
Материалы, инструменты, оборудование:
3 игровых стола ЛЕГО, корзины с деталями LEGO разной формы, схемы-подсказки, аудиозаписи.
Список использованной литературы:
1. Е. В. Фешина «Лего - конструирование в детском саду» - М. : Творческий центр «Сфера», 2012 г.
2. А. Бедфорд «Большая книга LEGO» - Манн, Иванов и Фербер, 2014 г.
3. М. С. Ишмаковой «Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС» - ИПЦ Маска, 2013 г.
4. О. В. Дыбина, Творим, изменяем, преобразуем / О. В. Дыбина. – М. : Творческий центр «Сфера», 2002 г.
5. Л. Г. Комарова, Строим из Лего / Л. Г. Комарова. – М. : Мозаика-Синтез, 2006 г.
6. Л. В. Куцакова, Конструирование и художественный труд в детском саду / Л. В. Куцакова. – М. : Творческий центр «Сфера», 2005 г.
7. Интернет-ресурсы