Олеся Мурсалимова
Методическая разработка занятия по развитию речи по сказке П. П. Бажова «Серебряное копытце» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формирование эмоционального восприятия художественного произведения.
Задачи:
• побуждать рассказывать о своём понимании поступков литературных героев;
• помочь детям понять скрытые (волшебные) мотивы поведения героев произведения;
• формировать умение логично и содержательно строить высказывание;
• обогащать и активизировать словарный запас;
• подвести детей к пониманию пословиц;
Публикация «Методическая разработка занятия по развитию речи по сказке П, П, Бажова „Серебряное копытце“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Бажов П.П.
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- «Серебряное копытце», Бажов П.П.
- Темочки
• развивать связную, диалогическую речь; внимание, воображение, память, творческую активность;
• воспитывать читателя, способного испытывать сострадание и сочувствие к героям книги.
Материалы и оборудование: портрет П. Бажова, иллюстрации героев сказки,, картинки для игры «Собери картинку» в конверте – 5 штук, зеркала, указка, волшебный мешочек с гостинцами.
Предварительная работа: Чтение сказки П. П. Бажова «Серебряное копытце» и беседа по ней. Просмотр мультфильма «Серебряное копытце».
Интеграция областей: Познавательное,речевое, социально – коммуникативное, художественно – эстетическое, физическое
Ожидаемый результат: выражает интерес и свое отношение к персонажам, проявляет любознательность, интересуется, задает вопросы, умеет рассуждать, знают пословицы.
Ребята, нам сегодня в группу пришло письмо. А от кого оно мы сейчас узнаем. Послушайте.
"Здравствуйте дорогие ребята! Это я, Дарёнка. Беда у меня: злой волшебник заколдовал мой мешочек с хризолитами, который мне подарил Серебряное копытце, и они превратились в обычные камни. А чтобы камни снова стали драгоценными, нужно пройти множество испытаний. Помогите, одной мне не справится с этими испытаниями"
Согласны вы помочь Дарёнке и пройти испытания? Тогда в путь! Ребята, а из какой сказки Даренка? А кто ее написал?
1- 2 - 3 – повернись, на родине писателя очутись!
Вот мы с вами оказались на родине П. П. Бажова. Бажов Павел Петрович – знаменитый русский писатель уральских сказов. Наверно, не случайно, ведь его фамилия происходит от слова "бажить" — ворожить, колдовать. В детстве у него было прозвище — Колдунков.
В течение пятнадцати лет, каждый год во время школьных каникул, Бажов пешком странствовал по родному краю, везде приглядывался к окружающей жизни, беседовал с рабочими, записывал их меткие слова, разговоры, рассказы, собирал фольклор, изучал труд гранильщиков, камнерезов, сталеваров, литейщиков, оружейников и многих других уральских мастеров, беседовал с ними о тайнах их ремесла и вел обширные записи. Удивительно, какие бы фантастические сказы он ни писал, у него все профессии настоящие. Он прекрасно знал, что и как делают люди на Урале. Бажова помнят у нас в стране, его именем названы улицы, библиотеки.
По Волге ходит пароход "Павел Бажов". В Сысерти и Екатеринбурге есть дома, где жил писатель. А также есть национальный парк «Бажовские места». Теперь это музеи. Сказы так умны и так красивы, что композиторы сочиняли музыку к сказам (есть балет и опера "Каменный цветок"). По сказам поставлены спектакли, снят кинофильм, мультфильмы. Художники любят рисовать иллюстрации к сказам Бажова.
Отправляемся дальше?
1- 2 - 3 – повернись, в стране сказок очутись!
- «Найти героев из сказки» Даренка нам прислала картинки с героями сказки, но злой волшебник их перепутал с другими героями. Помогите найти только героев из сказки "Серебряное копытце". (Из числа картинок дети находят героев сказки).
- Назовите людей, о которых говорится в сказе «Серебряное копытце»? (девочка, дедушка) Рассказ по мнемотаблице.
- Что вы можете сказать о каждом герое? (Дети описывают).
Опишите внешность старика Коковани (большой, бородатый)
Кем был старик Кокованя из сказа «Серебряное копытце»? Охотник
Чем он занимался? (он летом пески промывал, а зимой за козлом бегал; мастер сказки сказывать; охотник знатный- умелый)
- Какой был старик по характеру? (добрый, ласковый, весёлый)
- Опишите Дарёнку. (девчонка по шестому году, махонькая, носишко пуговкой, смелая, любознательная, трудолюбивая, добрая)
Ребята, да она по возрасту как вы. Она ваша ровесница.
Какое полное имя было у Дарёнки? Дарья Григорьевна;
- Чем занималась Дарёнка? (в избе прибирала, похлёбку да кушу варила, любила сказки слушать)
- Что вы можете сказать о характере Даренки?
- Почему Дарёнка пошла с Кокованей в лес (любопытно было)
- Для чего Дарёнка взяла с собой верёвку? Серебряное копытце поймать.
- Почему Кокованя взял Даренку к себе жить? (одиноко и скучно)
- Как вы думаете, пожалел Кокованя о том, что взял к себе Дарёнку?
- Какие слова мурлыкала кошка Мурёнка своей маленькой хозяйке? «Правильно говоришь, правильно»
С каким музыкальным инструментом Кокованя сравнивал мурлыканье Муренки? (с балалайкой)
Куда делась Мурёнка в конце сказа? пропала;
- А кто там является главным сказочным персонажем? (козёл Серебряное копытце)
- Что необычного было у Серебряного копытца? (передняя правая нога с серебряным копытцем, рожки в пяти ветвях).
Какого нового друга приобрел Серебряное копытце? Кошку Мурёнку
- Молодцы ребята, вот и прошли 1 испытание.
1,2,3 – в стране интересных игр появись!
- Чтобы с вами поиграть, нужно за мною повторять.
Артикуляционная гимнастика (с зеркалами).
Утром Даренка проснулась и улыбнулась («улыбка»).
Поиграла на дудочке, потом опять улыбнулась («улыбка» – «трубочка»).
Пошла Даренка завтракать, взяла ложку («ложечка»).
Взяла чашку («чашечка»).
Достала вкусное варенье («вкусное варенье»).
Позавтракала Даренка и пошла качаться на качелях («качели»).
А потом Даренка играла с камешками («катание шарика»).
1- 2 - 3 – повернись, в стране добрых поступков очутись!
- Вы заметили, ребята, какими добрыми и милосердными были герои сказки друг к другу? Давайте вспомним их добрые поступки. (Кокованя приютил у себя Даренку; Даренка приютила Муренку; Кокованя забрал к себе жить и девочку, и кошку; Кокованя с утра на работу уходил. Даренка в избе прибирала, похлебку да кашу варила; дедушка девочке сказки рассказывал и др.)
- Ребята, мы так много проговорили о добрых поступках героев сказки. Мне, кажется, что вся сказка пронизана добром. А вы знаете пословицы о добре? (Ответы детей.) А чтобы вам легче было вспомнить, я предлагаю следующее: нужно собрать картинку из частей и угадать пословицу, которая спряталась в ней.
(Дети собирают из частей картинку и называют пословицу.)
- А вы хотите продолжить путешествие со мной?
1,2,3 – повернись, в стране трудных слов очутись!
- Ребята, во время чтения сказки вам встретились незнакомые или не понятные слова? Как вы думаете, почему нам не понятен их смысл (не понимаем их значения? Давайте попробуем вместе попытаться их объяснить.
Пособник – помощник
Похлебка – жидкая пища, род супа из картофеля или крупы
Очаг - устройство для разведения и поддерживания огня
Горюн – горевать
Пожитки – мелкое имущество, домашние вещи
Душной – запах, идущий от животного
Дивуются – любуются, восхищаются.
1- 2 - 3 – повернись, в стране фантазий очутись!
«В этой сказке много загадочного, – говорит педагог. – Например, откуда появилась кошка Муренка? Ваши предположения».
«Как вы думаете, почему Муренка, отбиваясь от собак, в зимний холод за Даренкой увязалась? – спрашивает воспитатель. – О чем Муренка с Серебряным копытцем беседовали? Что она козлику рассказала? И, наконец, почему кошка покинула Даренку?», «А существует ли такой козлик Серебряное копытце?».
1- 2 - 3 – повернись, в саду детском очутись! Злой волшебник вернул мешочек с хризолитами, он находится в нашей групповой комнате. Найдите его по подсказкам : два шага от двери спальни, три четыре шага прямо, один шаг направо, и посмотреть вниз. (Дети находят мешочек с конфетами)