Анна Михайловна Шухрова
Методическая разработка по развитию мелкой моторики детей 2–3 лет «Веселые пальчики»
Методическая разработка по развитию мелкой моторики детей 2-3 лет
на тему: «Веселые пальчики»
1. Актуальность
Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей раннего возраста обусловлена возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей : в раннем и младшем дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира. Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно - двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно - двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве. Чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику рук.
Публикация «Методическая разработка по развитию мелкой моторики детей 2–3 лет „Веселые пальчики“» размещена в разделах
Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности к школе и именно в этой области дошкольники испытывают серьезные трудности. Поэтому работу по развитию мелкой моторики нужно начинать, задолго до поступления в школу, а именно с самого раннего возраста.
2. Теоретическое обоснование
Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих крупнейших учёных, таких, как И. П. Павлов, А. А. Леонтьев, А. А. Лурия. Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. Когда ребенок овладевает двигательными умениями и навыками, развивается координация движений. Формирование движений происходит при участии речи.
Функция человеческой руки уникальна и универсальна. Сухомлинский в своих воспоминаниях писал о том, что «ум ребенка находится на кончиках его пальцев. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее. Именно руки учат ребенка точности, аккуратности, ясности мышления. Движения рук возбуждают мозг, заставляя его развиваться»
По мнению М. М. Кольцовой, уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук : если развитие движений пальцев соответствует возрасту ребенка, то и речевое развитие его будет в пределах нормы; если же развитие движений пальцев отстает, задерживается и развитие речи. М. М. Кольцова отмечает, что есть все основания рассматривать кисть руки как «орган речи» — такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения, двигательную проекционную область кисти руки можно считать еще одной речевой зоной мозга.
По наблюдениям исследователей, развитие словесной речи ребенка начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточной тонкости. Развитие пальцевой моторики как бы подготавливает почву для последующего формирования речи.
Учитывая важность проблемы по развитию мелкой моторики, считаю работу в данном направлении неотъемлемой частью деятельности воспитателя ДОУ.
Новизна: в данной методической разработке создана систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей раннего возраста, которая способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, а самое главное, сохранению психического и физического развития ребенка.
3. Содержание методической разработки.
Цель:
Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста посредством пальчиковых игр и упражнений.
Задачи:
1. Развивать мелкую моторику пальцев рук у детей раннего возраста посредством пальчиковых игр и упражнений.
2. Развивать тактильную чувствительность рук детей.
Рабочая группа: дети 2-3 лет, родители.
Этапы разучивания игр:
1. Взрослый сначала показывает игру малышу сам.
2. Взрослый показывает игру, манипулируя пальцами и ручкой ребёнка.
3. Взрослый и ребёнок выполняют движения одновременно, взрослый проговаривает текст.
4. Ребёнок выполняет движения с необходимой помощью взрослого, который произносит текст.
5. Ребёнок выполняет движения и проговаривает текст, а взрослый подсказывает и помогает.
Данная методическая разработка подобранная и разработанная на фольклорном материале, максимально полезна для развития ребёнка дошкольника. Суть фольклорных текстов — действие. Действия персонажей, движение событий, рождение конфликтов и их разрешение создают единственную в своём роде, удивительную, движущуюся стихию жизни.
В начале года в мою группу пришли дети, большинство которых не владеет тонкими движениями рук. У них наблюдается мышечная напряженность, нарушение общей моторики. Этих деток отличает общая скованность и медлительность в выполнении движений. Для них оказываются трудными многие упражнения: пальчики непослушные, малоподвижные, слишком напряжены, темп даже самых легких упражнений замедленный.
Работу по развитию движений пальцев и всей кисти рук я провожу во время утренней стимулирующей гимнастики, физкультминуток, в свободное время утром и после сна - по 2 -3 минуты. Таким образом, пальчиковой гимнастикой каждый ребенок занимается по 7-10 минут в день. В своей работе я широко использовала игры, в которых слово помогает более четко и выразительно выполнять движения. С помощью стихотворного ритма совершенствуется произношение, происходит постановка правильного дыхания, отрабатывается определенный темп речи, развивается речевой слух.
К работе по развитию мелкой моторики я подключаю родителей: мною подготовлена картотека игр с пальчиками, чтобы родители могли в домашней обстановке поиграть со своими детьми. Совместная работа с родителями по развитию мелкой моторики и координации движений детей положительно влияет на формирование познавательных процессов: восприятия, памяти, мышления, внимания, воображения, - а также на развитие речи и готовит к овладению навыками письма, что в будущем поможет избежать многих проблем.
Предполагаемый результат
К концу года дети должны уметь:
1. Нанизывать бусы и другие различные предметы без помощи воспитателя;
2. Перелистывать страницы по одной;
3. Держать карандаш пальцами, а не в кулаке;
4. Устойчиво пользоваться одной рукой в большинстве случаев;
5. Контролировать хватание и отпускание (устанавливает предметы один на другой, засовывает маленькие предметы в отверстия;
6. Пристегивать и отстегивать пуговицы, кнопки.
Методической разработкой «Веселые пальчики» могут пользоваться как воспитатели детских садов, так и родители дома, занимаясь со сво