Наталья Олексюк
Конспект музыкального занятия по профориентации дошкольников «В царстве музыкальных профессий»
▼ Скачать
Конспект музыкального занятия по профориентации обучающихся
«В царстве музыкальных профессий».
«Учиться музыке надо не для того,
чтобы быть профессиональным музыкантом,
а чтобы быть лучшим в любой профессии».
Актуальность
Публикация «Конспект музыкального занятия по профориентации дошкольников „В царстве музыкальных профессий“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Профессии. Все материалы про труд взрослых и профессии
- Профессии. Конспекты занятий «В мире профессий»
- Ранняя профориентация дошкольников
- Темочки
Музыка – универсальный вид искусства. Чтобы музыка жила среди нас, нужны музыканты разных специальностей. Профессия музыкант – работа необычная, предполагающая творческое начало. Существует много музыкальных специальностей, из которых каждая сама по себе важна и незаменима в области музыкального искусства. Композитор, чьи творения мы с удовольствием воспринимаем, исполнитель – мастерство которого очень важно при передаче композиторского замысла. Музыкальных исполнителей большое разнообразие: певцы, инструменталисты. А сколько же музыкальных инструментов в мире, на которых можно научиться играть, а при желании и стать профессиональным музыкантом. Среди музыкантов-исполнителей выделяются дирижеры, т. е. люди, под управлением которых проходят репетиции и выступления оркестра, ансамбля, оперной труппы, хора. Важную просветительскую работу ведут музыковеды – как лекторы, выступая с беседами о композиторах и их творчестве, обогащая культурный уровень слушателей. Музыканты-педагоги передают накопленный опыт, секреты мастерства от одного поколения музыкантов к другому. В нашей стране много замечательных музыкантов-профессионалов. Музыка наших композиторов, исполнительское искусство наших артистов, труды наших музыковедов широко известны во всем мире. Дети очень восприимчивы к музыке. На музыкальных занятиях необходимо формировать доступные возрасту представления о различных музыкальных профессиях; давать детям возможность познакомиться с элементами профессиональной деятельности композитора и дирижера через практическую деятельность и экспериментирование, импровизацию;
Образовательная область: «Художественно-эстетическое развитие»
Тип: непосредственная образовательная деятельность
Интеграция ОО: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально – коммуникативное»
Место: МКДОУ Куртамышский детский сад №4
Возраст детей: 6-7 лет
Время: 30 минут
Организация НОД: музыкальный зал
Цель: сформировать у ребенка эмоциональное отношение и познавательный интерес к миру профессий.
Задачи:
1. Формировать у детей первоначальные представления о музыкальных профессиях.
2. Развивать эмоциональное отношение ребенка к профессиональному миру, дать возможность проявить свой интерес к музыкальным профессиям в различных видах музыкальной деятельности.
3. Развивать навыки свободной импровизации в голосе, танцевальных движениях, игре на детских музыкальных инструментах. Развивать кругозор, словарный запас, память, мышление.
4. Воспитывать эмоциональное и сознательное отношение к музыке в процессе разных видов музыкальной деятельности : пение, танцевальные движения, игра на музыкальных инструментах.
Оборудование: мультимедийное оборудование, ноутбук, акустическая колонка, презентация с музыкальными профессиями, микрофон, детские музыкальные инструменты, «волшебная» палочка феи Музыки, аудиозапись П. И. Чайковского «Марш деревянных солдатиков», танцевальная музыка, классическая инструментальная музыка, р. н. м. «Ах, вы сени, мои сени».
Методы и приемы:
Наглядный метод: наглядно-слуховой (исполнение музыкальных произведений, наглядно-зрительный (картинки).
Словесный метод: беседа, рассказ, пояснения, инструкции.
Практический метод: показ приемов правильного звукообразования, дикции, правильного дыхания, музыкально-ритмических движений, игра на музыкальных инструментах.
Ход занятия:
1. Организационный момент. Дети входят в музыкальный зал под музыку «Марш деревянных солдатиков» музыка П. И. Чайковского. Маршируют по кругу, останавливаются с окончанием музыки.
1.1Приветсвие. Попевка «Здравствуйте ребята!» (воспитатель исполняет поступенную мелодию вверх по мажорной тональности)
Дети отвечают пропевая слово «Здравствуйте!» (по ступеням мажорного звучания вниз)
Коммуникативная игра (дети и музыкальный руководитель)
Я здороваюсь везде (Руки развести, повороты вправо, влево)
Дома и на улице
Даже “здравствуй” говорю
Я соседской курице (показывает “крылышки”)
Здравствуй, солнце золотое! (показывает “солнце”)
Здравствуй, небо голубое! (показывает “небо”)
Здравствуй, маленький дубок! (показывает “дубок”)
Здравствуй, вольный ветерок! (показывает “ветерок”)
Здравствуй, Утро! (жест в право)
Здравствуй, День! (жест влево)
Мне здороваться (кладёт руки на грудь)
Не лень. (разводит руки в стороны)
-Ребята, вы узнали, под какую музыку вы вошли в зал? (ответы)
-Кто композитор этой музыки? (П. И. Чайковский, демонстрация портрета)
-Какая эта музыка по жанру? (маршевая)
-Ребята, скажите, пожалуйста, кем по профессии мечтаете стать, когда вырастете? (космонавтом, лётчиком, водителем)
-Люди каких профессий работают в детском саду? (воспитатель, помощник воспитателя повар, логопед)
-Как вы думаете, как называется моя профессия? (музыкальный руководитель)
-Почему она называется «музыкальный руководитель»? (музыкальный руководитель проводит музыкальные занятия, праздники; учит детей петь, танцевать, выступать)
-Хотите узнать, какие ещё бывают музыкальные профессии?
-Сегодня мы с вами отправляемся в Царство музыкальных профессий
-Узнать много нового и интересного поможет нам Фея -Музыка, которая живет и управляет царством музыкальных профессий.
Вы готовы узнать много нового и интересного? (присаживаются на стулья)
Встречайте! Фея-Музыка! (по красивую музыку входит воспитатель в костюме Феи-Музыки)
-Здравствуйте ребята! Я фея Музыки! (дети здороваются с Феей)
-Пришла я к вам из очень музыкального Царства Музыкальных профессий и у меня есть волшебная палочка, которая поможет вам узнать много нового про музыкальные профессии, которые есть в моем Царстве!
-Давайте скажем вместе волшебные слова «Раз, два, три, волшебная палочка нам помоги!»
2. Беседа (просмотр презентации)
-Как вы думаете, как называется эта профессия?
-Учителя музыки работают в школе, они учат детей красиво петь, играть на разных музыкальных инструментах.
-Как вы думаете, как называется эта профессия? (на экране профессия певца, дети отвечают)
-Что вы знаете о профессии певца? (Певец – профессия творческая. Чтоб стать певцом или певицей, необходимо иметь талант и музыкальные способности. Певцы выступают перед публикой на концертной и эстрадной сцене).
-А давайте мы превратимся в певцов и певиц. Волшебная палочка нам поможет:
Раз, два покружись и в певцов превратись! (дети встают со стульчиков и закрывают глаза, кружатся на месте, проговаривая волшебные слова)
Прежде чем начать петь мы должны подготовить свой голос
Дыхательная гимнастика «Осенние листочки» (дети на ладошках держат осенние листочки из легкой цветной бумаги, по команде педагога дети вдыхают носом воздух и на выдохе сдувают с ладони листок. Повторяется 2-3-раза)
3. Пение песни «Осень, осень, осень снова к нам пришла» автор музыки и слов Ляйла Хисматулина (пение с солистами и хором)
4. Беседа (практическая деятельность)
-Ребята, вы хотите увидеть новое изображение на экране? Тогда, надо закрыть глаза и произнести волшебные слова: «Раз, два, три, нам картинку покажи!»
-Кто угадает, как называется эта профессия? (на экране появляется пианист)
-музыкант, который играет на пианино (пианист)
Приглашаю вас всех подойти к удивительному инструменту-фортепиано. (дети подходят к фортепиано и встают полукругом)
Давайте попросим волшебную палочку превратить нас в пианистов! Хотите?
-Предлагаю вам попробовать себя в этой профессии. (Несколько детей пробуют поиграть на пианино).
-Увы! Получается у нас немного не складно, а как вы думаете почему?
(Ответы детей…Нужно долго и упорно учиться играть на таком сложном инструменте, изучать музыкальную грамоту)
-Правильно, вот послушайте, как звучит этот инструмент в исполнении пианиста (Музыкальный руководитель играет на фортепиано для детей)
-Ну что ж, а теперь отгадайте загадку
Голосок у нее звонкий,
Четыре струнки тонких,
По ним смычок гуляет,
И звуки извлекает. Кто же это? (скрипач)
Правильно, это скрипач! (показ иллюстрации скрипача)
А как вы думаете, какой это инструмент? (струнный)
Какие еще струнные инструменты вы знаете? (контрабас, виолончель, арфа, гитара)
-Волшебной палочкой взмахну, и инструменты покажу (на экране появляется демонстрация струнных инструментов)
-Давайте вспомним, какие есть еще музыкальные инструменты (дети перечисляют, барабан, труба, шумовые инструменты)
-Скажите, пожалуйста, если все эти музыканты будут играть вместе, как будет назваться такая группа музыкантов? (оркестр)
-Правильно! Волшебная палочка покажи нам оркестр! (на экране картинка оркестра)
-Как вы думаете, кто в оркестре самый главный? (Дирижёр)
-Слово «дирижёр» означает «управлять». Значит, дирижер-это человек, который управляет оркестром, хором. Давайте вспомним, что такое хор? (Хор – группа поющих людей)
-Как стать дирижёром? Чего нам не хватает? (Оркестра и дирижерской палочки)
-Поиграем в игру «Дирижёр и оркестр»
-У меня есть волшебный сундучок, в нем волшебные музыкальные инструменты, давайте заглянем туда!
(из сундучка, «музыкантам» раздаются музыкальные инструменты, выбирают «Дирижёра)
5. Игра на детских музыкальных инструментах р. н. п. «Ах вы сени, мои сени»
Скажите, кто написал эту песню? Как вы думаете? Если она русская народная? (народ)
-А кто еще может писать музыку? (композитор)
-Давайте вспомним имена и фамилии знаменитых композиторов, в этом нам поможет волшебная палочка!
Дети говорят имена композиторов: П. Чайковского, А. Вивальди, В. Шаинского, Г. Гладкова, на экране появляются портреты)
-Что вы знаете о профессии «композитор»? (композитор сочиняет, пишет музыку)
-Давайте мы с вами превратимся в композиторов.
Дети закрывают глаза и произносят слова: «Раз, два, покружись, в композиторов превратись!»
6. Игра «Придумай мелодию»
Дети поют имена на придуманные мелодии. Например, «Меня зовут Катюша»
-Ребята, а вы знаете, для чего вообще нужна человеку музыка? (слушать, петь и танцевать)
-Правильно, мы сегодня пели и слушали музыку, а чего еще не делали? (не танцевали)
-Давайте потанцуем?
7. Танцевальная импровизация (под веселую музыку по желанию, дети двигаются по залу).
8. Итог занятия. Игра «Волшебная палочка»
Фея Музыки передает волшебную палочку детям. Под легкую спокойную музыку, у кого в руках палочка, тот рассказывает, что нового узнал на занятии, делится впечатлениями, что понравилось. В конце, музыкальный руководитель берет палочку в руки и отмечает самых старательных и внимательных детей.
Попевка «До свидания!» (дети исполняют попевку и прощаются с Феей Музыки)
Выход из зала под музыку П. И. Чайковского «Марш деревянных солдатиков»