Елена Шишкина
Методическая разработка по педагогическому руководству сюжетно-ролевой игрой в старшем дошкольном возрасте.
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая разработка сюжетно-ролевой игры «Пожарные» для детей 5-6 лет.
1 раздел
.
Обогащение детей представлениями по теме игры в активной деятельности.
Цель: Формирование у детей целостного представления о пожарной безопасности.
Задачи: Расширение представлений детей о профессии пожарного, о первичных средствах пожаротушения. Закрепление знаний о причинах возникновения пожара. Формирование понимания необходимости соблюдать правила поведения при обращении с огнем в быту, на природе.
Публикация «Методическая разработка по педагогическому руководству сюжетно-ролевой игрой в старшем дошкольном возрасте,» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2014
Воспитание уважения и интереса к профессии пожарного. Расширение представлений детей о гуманной направленности работы пожарных, её необходимости в чрезвычайных ситуациях.
Активизация словаря, диалогической речи.
Познавательная деятельность
1 .Беседа «Профессия пожарного». (Знакомить детей с профессией пожарного, с качествами его характера- смелость, мужество, доброта. Воспитывать уважение к людям этой профессии.)
2. Экскурсия к пожарному стенду в детском саду. (Познакомить детей с первичными средствами пожаротушения и планом эвакуации)
3. Рассматривание иллюстраций на тему «Пожарники за работой» (Познакомить детей с работой пожарных во время тушения пожаров в городе и в лесу.)
4. Экскурсия в пожарную часть. (Познакомить детей с настоящими пожарниками. Рассказать с какими службами пожарники сотрудничают. Рассмотреть пожарную машину, чем она оборудована.)
5. Беседа «Огонь-друг или враг?» (Закрепить знания о пользе и вреде огня)
6. Беседа «Пожароопасные предметы дома» (Закреплять правила пользования бытовыми электроприборами).
7. Консультация медсестры по оказанию первой помощи при ожогах.
Ознакомление с художественной
литературой
1. Л. Н. Толстой «Пожарные собаки»
2. Б. Жидков «В дыму»
3. С. Я. Маршак «Пожар»
4. Стихи Д. Лапиня «Не шали с огнем»
5. С. Я. Маршак «Рассказ о неизвестном герое»
6. Б. Жидков «Пожар в море»
7. Е. Пермяк «Как огонь воду замуж взял»
8. Дж. Родари «Песенка пожарного».
Художественно-продуктивная деятельность
1 Нарисовать с детьми картинки-памятки «Опасные предметы»
2. Аппликация «Пожарная машина»
3. Конструирование «Гараж для пожарных машин»
4. Лепка «Пожарный расчет» (лепка человека в движении)
5 .Выставка рисунков «Загорелся кошкин дом» .
6. Нарисовать вместе с детьми «План эвакуации».
7. Рисование пожарной техники.
Игровая деятельность
1. Дидактическая игра «Не ошибись».(Закрепить знания о горючих и негорючих предметах)
2. Д/и «Разрешается- запрещается». (Закрепить знания правил поведения при пожаре дома)
3. Подвижная игра «Огонь-вода». (Развивать быстроту реакции, ловкость, внимание.)
4. Настольно-печатная игра «Профессии» (Закрепить знания о предметах необходимых для пожарника)
5. Игровое упражнение «Тушение пожара» (Бросание мешочков с песком); «Спасение пострадавших». (Бег парами).
6. Игра- эстафета «Учения пожарных» (Развивать ловкость, смелость, воспитывать командный дух)
2 раздел
Передача игровой культуры детям.
Задачи: Способствовать развитию у детей умения развивать сюжет игры на основе знаний, полученных на восприятии окружающего и из литературных произведений. Формировать умения распределять роли, действовать согласно этой роли. Воспитывать смелость, творчество.
Активизировать словарь: диспетчер, пожарный расчет, класс пожара, причина возгорания, пожарный рукав, огнетушитель, пострадавший, МЧС.
Обучающие игры:
1. Игры- драматизации «Кошкин дом», «Спичка- невеличка» (Углубить и закрепить знания о пользе и вреде огня, способствовать формированию навыков правильного обращения с ним. Учить детей выразительно передавать образы героев произведений.)
2. Игра- соревнование «Сбей мяч» (Закрепить знания о средствах пожаротушения, развивать глазомер, ловкость при бросках мешочков с песком.)
3. Викторина «Юные пожарные» (Развивать память, сообразительность, находчивость.)
4. Игра- беседа «Электроприборы» (Знакомить детей с бытовыми электроприборами, их назначениями и правилами пользования ими.)
5. Игра «Разговор по телефону с диспетчером» (Продолжать развивать диалогическую речь.)
6. Настольно-печатные игры «Профессии», «Кому это нужно» (Закрепить знания о профессиях и о нужных вещах к той или иной профессии.)
7. Д/и «Доскажи словечко» (Развивать фонематический слух, умение рифмовать)
Роли, которые исполняют дети: Пожарник, диспетчер, шофер, пострадавший, врач, командир пожарного расчета, полицейский.
Сопутствующие сюжеты и дополнительные роли
:
1. Приезд полицейских: осматривают место возгорания, ищут причину, опрашивают пострадавших, ведут расследование.
2. Приезд машины Скорой помощи - врач оказывает первую помощь пострадавшим, накладывает повязку, измеряет давление, увозят в больницу.
3. Шофер пожарной машины ремонтирует колесо, едет на заправку за бензином, на реку за водой.
4. Туристы развели костер в лесу и не затушили его.
5. Журналисты и съемочная группа берут интервью у командира пожарного расчета.
6. Награждение самых смелых пожарных.
Способы выхода из игры:
1. При игровой ситуации «На пожаре»- Командир докладывает диспетчеру о том, что пожар потушен. Диспетчер дает команду возвращаться на базу.
2. При игровой ситуации «Учения МЧС» - Командир объявляет благодарность за выносливость и ловкость и вручает награды.
3. При игровой ситуации «Лесной пожар»- пожарники тушат пожар и вывозят пострадавших животных к Айболиту.
3 раздел
Создание и обогащение игровой предметно-развивающей среды
.
Задачи: Создавать условия для детей в соответствии с игровым сюжетом. Углубить представления о средствах пожаротушения. Совместно с детьми и родителями дополнять предметно-развивающую среду игрушками-самоделками. Активно использовать предметы заместители.
- Выставка книг по теме «Пожар»
-Вместе с детьми изготовить картинки- памятки «Опасные предметы»
-Внести автомобили «Скорая помощь», «Полиция», «Пожарная», «Пожарный вертолет»
-С помощью родителей сшить жилеты для пожарных.
-В уголок ОБЖ положить телефон, каски, канат, ведерки, туннель, жилеты, куклы, носилки.
-Вместе с родителями изготовить папку-раскладушку «01»
-Подобрать музыкальные произведения «О чем поет огонь?» Яковлева, Максименко; «Пожарным России» сл. С. Кадашникова.
-Изготовить красные и голубые ленты для подвижной игры» Огонь- вода».
4 раздел
Активизация проблемного общения взрослого с детьми.
Задачи: Формировать умение детей распределяться на подгруппы в соответствии с игровым сюжетом и по окончании заданного игрового действия снова объединяться в единый коллектив. Специально создавать проблемные ситуации по ходу игры, побуждая детей переносить знания и умения, полученные в обучающих играх. Воспитывать дружеские взаимоотношения, чувство товарищества и взаимопомощи.
1. Проблемная ситуация: Во время тушения пожара в одной из машин закончилась вода. (Что делать)
(Побудить детей вспомнить экскурсию в пожарную часть и рассказ пожарного о том, где они берут воду для тушения)
2. Проблемная ситуация: Пожар в высотном здании на верхнем этаже, но лестница туда не достает. (Как быть)
(Перенести в игру знания, полученные во время беседы о пожарной технике, вспомнить,что нужен вертолет)
3. Проблемная ситуация: Дети, которые ранее не включились в игру, захотели участвовать.
(Помочь вспомнить,чья помощь еще нужна при пожаре)
4. Проблемная ситуация: Пожар в лесу, пожарные не справляются. (Кто может им помочь)
(Вспомнить беседу «Вместе справимся с бедой» о том, что на помощи пожарникам приходят военные и простые люди)
Используемая литерат
ура:[/h3]
Н. А. Аралина «Ознакомление дошкольников с правилами пожарной безопасности»
К. Ю. Белая «Как обеспечить безопасность дошкольников»
Т. П. Гарнышева «ОБЖ для дошкольников»
В. К. Полынова «Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста»
Н. С. Голицина «ОБЖ для старших дошкольников»
К. П. Нефедова «Бытовые приборы. Какие они?»
Т. А. Шорыгина «Беседы о правилах пожарной безопасности»