татьяна белоносова
Методическая разработка по обучению грамоте «Спасательный круг»
Методическая разработка по обучению грамоте
Актуальность. Дошкольники логопедической группы испытывают затруднения при делении слов на слоги, т. к. понятие «слог» является для них абстракцией, а их слух ещё не полностью приспособлен для выделения слогов.
Для решения этой проблемы мною была разработано методическое пособие «Спасательный круг».
Цель: научить дошкольников с ОНР делить слова на слоги.
Задачи:
1. Учить дошкольников правильно делить слова по слогам
2. Познакомить с правилом деления слов на слоги.
3. Повысить мотивацию детей к занятиям.
Публикация «Методическая разработка по обучению грамоте „Спасательный круг“» размещена в разделах
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2024
Данное методическое пособие предназначено для детей 5-7 лет группы компенсирующей направленности и используется на занятиях по обучению грамоте.
Содержание работы
При выполнении звукового анализа слова с детьми уточняется, сколько всего звуков в слове, сколько согласных звуков, сколько гласных. Слова можно разделить на части – слоги. Слог – это часть слова, которая ничего не обозначает.
Я объясняю детям, что согласные звуки не умеют плавать, поэтому им нужен спасательный круг. А спасательный круг - это гласный звук. Например, в слове кот три звука: один гласный и два согласных. Согласные не умеют плавать и могут утонуть, поэтому они хватаются за спасательный круг – гласный звук [o]. Значит, это слово нельзя разделить на слоги. Поэтому чертим прямую линию.
Разделим по слогам слово кони. Это слово состоит из четырех звуков: два гласных звука и два согласных. Согласные плавать не умеют, хватаются за спасательные круги– гласные звуки [о], [и]. Получается в этом слове два слога ко-ни. Чертим прямую линию, разделенную пополам. Проверим: произнесем слово и поднесем тыльную сторону ладони к подбородку.
Объясняю детям, что спасательный круг – гласный звук может плавать самостоятельно. Например, слово у-ха. Обращаю внимание детей на то, что гласный звук образует слог. Считаем количество гласных звуков в слове и количество слогов. Подводим детей к выводу о том что, сколько в слове гласных, столько и слогов.
Наши воспитанники – дети нового поколения, которым не интересны игрушки и простые картинки. Поэтому при реализации данной методической разработки использовалась ИКТ – технология.
На мониторе компьютера представлены условные обозначения для проведения звуко – слогового анализа. Дети выполняли анализ слов вместе с педагогом, что позволило привлечь внимание дошкольников, повысить мотивацию к занятию.
Методическая разработка «Спасательный круг» имеет практическую направленность, поскольку помогло нам в решении поставленных задач:
• дети научились правильно делить слова по слогам
• познакомились и усвоили правило деления слов на слоги.
• у детей повысилась мотивация к занятиям
Рекомендую использовать данную методическую разработку педагогам, родителям и специалистам, занимающимся с детьми подготовкой к обучению грамоте.