наталья киляшова
Методическая разработка по о. о. «Познание» средняя группа «Раздувайся вширь мыльный пузырь»
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая разработка по образовательной области «Познание»
«Раздувайся вширь мыльный пузырь»
Прежде чем давать знания,
надо научить думать,
воспринимать, наблюдать.
В. Сухомлинский
Актуальность
Темочки:
На некоторые природные явления можно смотреть бесконечно долго – это плывущие по небу облака или постоянно меняющаяся картина бегущей воды в реке. Также бесконечно долго и с неослабевающим интересом можно смотреть на переливающиеся всеми красками радуги воздушные мыльные пузыри.
Мыльные пузыри необыкновенно прекрасны и одновременно с этим просты. Можно просто сидеть и пускать мыльные пузыри. Можно пускать их в комнате, можно на улице и получать от этого созерцательного процесса огромное удовольствие. Но, как известно, дети предпочитают движение и весьма активное.
Поэтому игры с удивительными воздушными шариками помогут малышам в установлении доверительных отношений со взрослыми и сверстниками, а также в адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения.
Марк Твен когда-то сказал: «Мыльный пузырь, пожалуй, самое восхитительное и самое изысканное явление природы».
Новизна заключается в поэтапном развитии умственных способностей дошкольников путем вооружения их навыками экспериментальных действий и обучению методам самостоятельного добывания знаний (прилож 1)
Используя метод экспериментирования, я следую принципу ФГОС (п. 1.4. 7) «формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности».
Цель - развивать познавательный интерес к окружающему миру в процессе экспериментирования. Познакомить детей со свойствами мыла и мыльных пузырей.
Задачи:
Образовательные:
продолжать формировать умения самостоятельно проводить «исследование», размышлять, обобщать результаты опытов;
упражнять в различении запахов, соотношении запаха с конкретным предметом;
активизировать и систематизировать имеющиеся у детей представления о свойствах мыла и воды;
познакомить с нетрадиционной техникой рисования мыльными пузырями;
Развивающие:
развивать быстроту мышления, творческое воображение, фантазию, умение логически рассуждать;
развивать познавательный интерес к окружающему в процессе экспериментирования;
расширять активный словарь детей;
развивать речь и мышление детей;
развивать самостоятельность, любознательность, инициативность;
тренировать дыхание, способствовать более глубокого вдоха и более длительного выдоха;
воспитывать нравственные чувства, связанные с поведением персонажей; способствовать развитию памяти детей;
Воспитательные:
воспитывать наблюдательность и интерес к экспериментам, умение работать в коллективе
воспитывать аккуратность при работе с водой и мылом;
вызвать у детей чувство радости;
закреплять правила безопасности по работе с мылом.
Предварительная работа:
экскурсия на прачечную;
наблюдение за свойствами мыла в ходе проведения культурно-гигиенических процедур;
игры с мыльными пузырями на прогулках;
беседа с детьми «История мыльных пузырей» с просмотром презентаций;
рассматривание фото и иллюстраций с изображением мыльных пузырей;
проведение опытов с водой;
чтение: К. И. Чуковский «Мойдодыр», А. Л. Барто «Девочка чумазая», р. н. с. «Пузырь, соломинка и лапоть», Э. Фарджон «Мыльные пузыри»;
просмотр мультфильма «Королева зубная щетка;
малоподвижная игра "Раздувайся пузырь"
Интеграция образовательных областей:
«Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Сценарии интегрированного характера вызывают интерес, способствуют снятию перенапряжения, перегрузки и утомляемости за счет переключения воспитанников на разнообразные виды деятельности. Технология разработки такой деятельности предусматривает выделение общих тем в разных областях знаний, определение единых методов преподнесения материала. Структура такова, что в одну сюжетную линию вплетаются различные оздоровительные мероприятия: игры и упражнения, на развитие моторной сферы, упражнения на координацию движений с речью, упражнения на развитие дыхания, элементы арттерапии: музыкотерапия, изотерапия. Использование приемов, направленных на смену физиологической позы, увеличение двигательной позы, увеличение двигательной активности позволяет удовлетворять потребность детского организма в движении.
Используемые технологии:
- здоровьесберегающие технологии;
- технология исследовательской деятельности;
- личностно-ориентированные технологии;
- технология «ТРИЗ» (Прилож 2).
- социо-игровая технология.
Виды детской деятельности:
игровая, коммуникативная, познавательно – исследовательская, художественно – эстетическая.
Методические приемы :
игровой – создание игровой ситуации «персонаж Пузырик», приветствие таинственная коробка, загадывание загадки, физкультминутка, пальчиковая гимнастика «Дружба», игра по методике ТРИЗ «Хорошо – плохо»
словесный – рассказ педагога, вопросы к детям, объяснение, пояснение, указание, эвристическая беседа (прилож. 3), фиксация результатов.
наглядный – картинки, иллюстрации, мультфильм, карточки – схемы, показ предметов и действий;
практические – проведение опыта, экспериментирование.
Материалы и оборудование к занятию:
Шарик (персонаж, таинственная коробочка с кусочками мыла, рисунки-схемы «Как получить пузыри»; предметные картинки, отображающие аромат мыла (апельсин, яблоко, арбуз, лимон, малина, шоколад, цветы) ;, коктейльные трубочки; фартуки, таз, стаканы, полотенца, краски, бумага, фломастеры, интерактивное оборудование, мультфильм «Пузырьки» (17-я серия многосерийного мультфильм «Лунтик», аудио-песня «Мыльные пузыри», шары в подарок.
Словарь: аромат, пузырьки, прозрачная (мутная) вода, ароматное (душистое, пахучее) мыло; мыло: пенится, скользит, несъедобное, размыливать.
Индивидуальная работа:
регулировать действия детей по запросу.
Целевые ориентиры :
Активно взаимодействуют со сверстниками и взрослыми, проявляют любознательность, самостоятельность, склонны наблюдать, экспериментировать, обладают развитым воображением, проявляют творческие способности в рисовании и придумывании сюжетов, используют речь для построения речевого высказывания.
Организация детей: свободная, дети сидят за столами для опытов и исследования, свободная для разминки.
Ход образовательной деятельности:
воспитатель приглашает детей подойти к ней
Утром солнышко проснулось,
Потянулось, потянулось
Свои лучики раскрыло,
Всем улыбку подарило.
Оглядело все вокруг
Слева друг, и справа друг.
День с улыбки начинайте
Всем здоровья пожелайте.
Здравствуйте!
Воспитатель: Ребята, посмотрите, к нам прилетел воздушный Шарик. И что- то нам принес в коробке.
Шарик: Здравствуйте ребята! Меня зовут воздушный Шарик. Вы не видели моих друзей, пузырят? Я их нигде не найду. Говорят, что они появляются из волшебных кирпичей, которые находятся в этой коробке. Я их грел, кормил, тер, но пузыри не появились. Может, вы поможете мне?
Воспитатель: Ребята, хотите помочь Шарику? (да) Интересно, что это за волшебные кирпичики. Чтобы узнать предмет, надо с ним познакомиться. Для этого у нас есть помощники. Как вы думаете, что это за помощники? Дети: глаза, нос, уши, рот, руки.
Сейчас мы откроем коробку и увидим предмет. Наверное, вы его сразу узнаете, но прежде чем назвать его, давайте расскажем о нем с помощью наших помощников.
Воспитатель:
Первый наш помощник – глаза.
-Что они говорят вам о предмете? Какой он? (прямоугольный, овальный, розовый, зеленый, фигурный, большой).
Следующий помощник – уши.
-О чем они говорят? (предмет не издает звука) .
-А рот с язычком нам помогут? (нет, этот предмет в рот брать нельзя, он несъедобный).
Возьмите этот предмет в руки.
-Что они вам говорят о предмете? Какой он? (гладкий, тяжелый, холодный, твердый).
-Какой помощник нам еще может помочь? (нос). Что он говорит о предмете? (ароматный, душистый, пахучий).
Назовите, аромат чего он вам напоминает?
Воспитатель: Вот мы и рассказали все об этом предмете, а Катя приготовила нам загадку про него.
Это наш хороший друг.
Терпеть не может грязных рук.
На грязь оно сердится,
В руках оно вертится,
Запенится вода.
От страха грязь бледнеть начнет.
И побежит, и потечет,
Исчезнет без следа.
А руки станут чистыми,
Душистыми, душистыми.
Так для чего нужен этот предмет? (умываться, стирать, мыть руки).
Скажите, что это за предмет? (мыло)
Физкультминутка:
Мыло в руки мы возьмем (дети берут в руки импровизированное мыло).
Кран с водой откроем. (имитация открывания крана)
Щечки, шейку мы потрем. (ладошками трут щеки, шею)
Личико умоем. (имитируют умывание)
Мы намылим ручки, (хлопают в ладоши)
Мы намылим ножки, (топают ножками)
Полотенцем обернемся (поворачиваются вокруг себя)
И друг другу улыбнемся. (улыбаются)
А теперь, как мячики (прыгают на месте, на двух ногах)
Весело поскачем мы.
Шарик: Я понял – это мыло, но как из него можно получить пузыри? (ответы детей)
Воспитатель: ответить на этот вопрос нам поможет мультфильм, который мы с вами сейчас и посмотрим.
Дети с воспитателем смотрят мультфильм «Пузырьки» (17-я серия многосерийного мультфильм «Лунтик»).
Воспитатель: хотите пойти к столу и попробовать поэкспериментировать сами? Для вас приготовлены фартучки, догадайтесь для чего они нам? Посмотрите, что нам необходимо для получения пузырей.
Давайте вспомним, что необходимо знать при работе с мылом.
Дети: (Беречь глаза. Не трогать руками глаза и рот.)
Дети встают возле рабочих мест.
Посмотрите, что в тазу? Какая вода? (теплая, прозрачная, без запаха).
Возьмите мыло и опустите его в воду, и хорошенько размыльте.
Как вы думаете, какая станет вода?
Какое стало мыло? (скользкое)
Что произошло с водой? (стала мутной, пениться, есть запах)
Убираем мыло в мыльницу и вытираем руки салфетками.
Шарик: вода мыльная, а пузырят - нет!
Что нужно сделать дальше, чтобы получились пузыри? Возьмите в руки трубочки и покажите, как вы их будете дуть. Подули на ладошку. А теперь опустите трубочку в воду и подуйте в нее. Можно руками трогать глаза? Почему? А пить мыльную воду?
Какие пузыри у вас получились? (большие, маленькие, прозрачные)
Что произойдет если до них дотронуться? (Лопнут)
Когда много мыльных пузырей, что получается? (пена). Посмотрите, как пузырьки держатся друг за друга, какие они дружные.
А мы с вами дружные? Давайте покажем Шарику, какие мы дружные.
Пальчиковая гимнастика «Дружба»
Дружат в нашей группе
Девочки и мальчики.
(пальцы обеих рук соединяются ритмично в замок)
Мы с тобой подружим
Маленькие пальчики.
(ритмичное касание пальцев обеих рук)
Раз, два, три, четыре, пять.
(поочередное касание пальцев на обеих руках, начиная с мизинца)
Начинай считать опять:
Раз, два, три, четыре, пять.
Мы закончили считать.
(руки вниз, встряхнуть кистями)
Воспитатель: В наших стаканчиках тоже хотят повеселиться мыльные пузыри. Хотите пройти к своим стаканчикам.
Ребята, вспомните бабушка у Лунтика добавляла в воду какое мыло.
Дети: жидкое
Добавьте жидкое мыло, размешайте трубочкой и выдуйте пузыри.
(дети с помощью соломинок делают мыльные пузыри)
На что они похожи? Что будет, если подуть? (полетят). Почему? (внутри воздух)
Ребята, а хотите раскрасить наши пузыри в разные цвета, чтобы они стали еще ярче и красочнее. Что необходимо сделать, как вы думаете?
Дети: добавить краску
Правильно мы в наши стаканчики добавим краски.
Дети добавляют гуашь в стакан, перемешивают и пускают разноцветные пузыри.
Игра «Хорошо – плохо»
Мыльные пузыри – это хорошо….Почему?
Мыльные пузыри – это плохо…Почему?
Воспитатель: Мыльные пузыри такие красивые, разноцветные, а мыльная пена такая ажурная и воздушная, но, к сожалению, они не могут долго радовать нас своей красотой. А как вы думаете, что можно сделать, чтобы сохранить мыльные пузыри подольше? (ответы детей).
А сейчас я предлагаю вам нарисовать для Шарика пузырики, а рисовать мы с вами будем цветными мыльными пузырями. Опустите в смесь трубочку и подуйте так, чтобы получились мыльные пузыри. Возьмите лист бумаги и осторожно прикасайтесь ею к пузырям, как бы перенося их на бумагу. Получаются удивительные отпечатки.
Воспитатель: Мы нарисовали мыльными пузырями разноцветные полянки. Вам понравилось?
Посмотрите внимательно, что вы видите на своих полянках?
А если дорисовать некоторые детали может получиться веселая картина.
Самостоятельная деятельность детей (звучит песня «Мыльные пузыри»)
Воспитатель: кого вы увидели в пузырях?
Дети дорисовывают, фантазируют на что похожи отпечатки пузырей.
-Ну что ребята вам понравилось? Вы настоящие волшебники!
Шарик: Ура! Как много пузырьков - друзей у меня! Только я забуду, как их делать.
Воспитатель: Чтобы ты не забыл, мы тебе сейчас расскажем. Дети, перед вами картинки. Разложите их по порядку, что мы сначала делали, в какой последовательности. (дети на мольберте раскладывают карточки – схемы, как получаются мыльные пузыри).
А кто может рассказать, как получают мыльные пузыри?
«Пузыри, чтоб получить,
Надо чудо совершить:
Взять простой кусочек мыла
И водичкой намочить.
Все размылить, размешать
И немного подождать!
Полетели пузыри
Легкие, как мотыльки,
С ними можно поиграть,
Половить и полетать».
Шарик: Спасибо, вам, ребята! Вы помогли найти мне друзей. Я обязательно расскажу о вас своим друзьям!
Молодцы, вы такие замечательные волшебники! Вы сегодня все постарались, у каждого из вас получились красивые, интересные, сказочные портреты мыльных пузырей. Я горжусь вами, а на память о нашем занятии я хочу подарить вам воздушные шарики, чтобы вы не забыли, что мыло, как и воздушные шарики, умеет летать.
Используемая литература:
1. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования. /Под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой/ 3-е изд., испр. - М. : Мозаика-Синтез, 2014.
2. Веракса Н. Е., Галимов О. Р. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников –М. : Мозаика-Синтез, 2016г.
3. Дыбина О. В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. -М. :ТЦ Сфера, 2005.
4. Иванова А. И. Естественно - научные наблюдения и эксперименты в детском саду. Человек. - Программа развития Издательство: Сфера, 2008
5. Прохорова Л. Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации. 3-е издание, исправленное и дополненное. М. : АРКТИ, 2005 г. – 64 с.
Приложение 1
Планирование познавательно-исследовательской деятельности в средней группе МБДОУ №3 «Сказка».
Задачи формирования познавательно-исследовательской деятельности детей средней группы :
— обогащать знания дошкольников новыми понятиями и систематизировать полученную информацию;
— формировать умение находить причинно-следственные связи в процессе опытнической деятельности;
— продолжать формировать бережное, созидательное отношение к окружающему миру.
1. Небо. Солнце.
Задачи и содержание: Выяснить с детьми роль солнца для всего живого: дарит тепло, свет, радость. Посмотреть, как под лучами солнца оживает природа: птицы поют, летают насекомые. Внести зеркальце, «поймать» с помощью его солнечного зайчика и поиграть с солнечными лучиками.
2. Небо. Птицы.
Задачи и содержание: Провести наблюдение за птицами. Рассмотреть внешний вид птиц, их поведение, послушать голоса.
3. Сила ветра.
Задачи и содержание: Формировать умение определять силу ветра. Что делает ветер? Дует, срывает с дерева листья, листья в воздухе кружатся. Провести игру с листьями: какой лист ветер поднимет выше и сдует дальше? После прогулки прочесть познавательную сказку “Ветерок”.
4. Подарки осени. Сделаем бусы из разноцветных листьев.
Задачи и содержание: Уточнить и закрепить понятие — листопад. Порадоваться красоте ковра из листьев. Собрать листья на нитку.
5. Наша песочница.
Задачи и содержание: Закрепить знание свойств песка: сырой, мокрый, сухой, сыпучий. Сделать постройки из песка.
6. Подарки зимы. Лёд.
Задачи и содержание: Продолжать знакомить со свойствами воды: при охлаждении замерзает и превращается в лёд. Рассмотреть льдинки: скользкие, прозрачные, холодные. Вспомнить с детьми сказку «Лиса и волк». Почему волк остался без хвоста? Попросить детей объяснить причину.
7. Подарки зимы. Снежинка – гостья с неба.
Задачи и содержание: Продолжать знакомить со свойствами снега. Наблюдать за тем, как падает снег: хлопьями, отдельными снежинками. С помощью лупы рассмотреть лучики снежинок. После прогулки прочесть познавательную сказку «Первый снег».
8. Небо. Звёзды.
Задачи и содержание: Рассказать детям о Полярной звезде, созвездии Большой Медведицы. На прогулке найти самую яркую звезду на небе.
9. Небо. Планета Луна.
Задачи и содержание: Продолжить знакомство с планетами солнечной системы. Что, кроме солнца, можно увидеть на небе? (Звёзды, луну). Выяснить, чем луна отличается от солнца?
10. Вода. Воздух.
Задачи и содержание: Продолжать знакомить со свойствами воды и воздуха. Взять воздушный шарик и предложить детям утопить шарик в тазу. Это сделать не удаётся. Вода имеет силу. А потонет ли резиновый мяч? Выяснить с детьми.
Приложение 2
Технология ТРИЗ – это инструмент для:
- поиска нетривиальных идей,
- выявления и решения многих творческих проблем,
- развития творческого мышления, формирования творческой личности.
ТРИЗ (теории решения изобретательских задач) – это наука, изучающая объективные закономерности развития систем и разрабатывающая методологию решения проблем. Автор ТРИЗ – Г. С. Альтшуллер. В детский сад ТРИЗ пришел в 1987. используются в детских садах для развития у дошкольников изобретательской смекалки, творческого воображения, диалектического мышления.
Положительные стороны ТРИЗ:
- У детей обогащается круг представлений, растет словарный запас, развиваются творческие способности.
- ТРИЗ помогает формировать диалектику и логику, способствует преодолению застенчивости, замкнутости, робости; маленький человек учится отстаивать свою точку зрения, а попадая в трудные ситуации самостоятельно находить оригинальные решения.
- ТРИЗ способствует развитию наглядно-образного, причинного, эвристического мышления; памяти, воображения, воздействует на другие психические процессы.
Основные этапы методики ТРИЗ
1. Поиск сути
Перед детьми ставится проблема (вопрос, которую надо решить. И все ищут разные варианты решения, то, что является истиной.
2. «Тайна двойного» - выявление противоречий: хорошо-плохо
3. Разрешение противоречий (при помощи игр и сказок).
4. Задания для размышления:
Метод противоречий :
Игра «Хорошо-плохо»
Игра «Хорошо-плохо» заставляет дошкольника постоянно находить в одном и том же предмете, действии плохие и хорошие стороны. Такая игра постепенно подводит детей к пониманию противоречий в окружающем мире.
Обретя навык мышления, отработав принцип решения задач на уровне детских проблем, ребенок и в большую жизнь придет во всеоружии.
Приложение 3
Эвристическая беседа
Одним из эффективных методов обучения является эвристическая беседа.
Эвристическая беседа – это определенный ряд вопросов, которые направляют мысли и ответы детей в нужное русло. Эвристическая беседа происходит от латинского слова «эврика», что означает – открытие.
Эвристическая беседа, прежде всего, направлена на умелую постановку вопросов, которая в итоге заставит детей, опираясь на свой собственный опыт и знания, путем логических рассуждений и самостоятельно прийти к правильным выводам.
Эвристическая беседа начинается с простого сообщения определенных фактов по теме, таких как явление, событие, в некоторых случаях демонстрация фильмов и так далее.
Эвристические вопросы ведут к постановке проблемы и направлены эти вопросы на обобщение, конкретизацию, логику рассуждения. Результативным этот метод будет только в том случае, если мы, воспитатели, сможем заинтересовать детей и привлечём их к активной работе.
Применять этот метод следует тогда, когда в подгруппе собраны дети с равными умственными способностями. Кроме того, необходимо выяснить особенности мышления дошкольников, памяти, того, как быстро они усваивают материал. В связи с полученными данными воспитатель может вычислить, какой объём знаний необходим им для усвоения.
Вопросы типа: Как? Почему? Что из этого следует? Каким способом ещё можно решить эту проблему? Что нам надо вспомнить для решения нашего вопроса? Где об этом мы можем узнать? – являются эвристическими, они не столько создают затруднения, сколько приводят к творческому поиску.
Эвристические вопросы помогают воспроизвести по памяти известную детям информацию, в зависимости от формулировки вопроса позволяют увидеть проблему как бы с новой точки зрения.
При использовании такой беседы приобретаются новые знания, открытия благодаря усилиям, прежде всего, самих детей. Получают они их в процессе самостоятельного мышления. Далее они подводят итоги и делают выводы.
Эти вопросы стимулируют творческое мышление, в результате которого дети открывают, приобретают новые знания. А эти новые знания развивают умения, навыки и творческие способности детей.