ЛАРИСА ХОРЕВА
Методическая разработка по использованию дидактического пособия «Развивающий Бизиборд на колесах» для детей старшего дошко
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №5 «Волна» муниципальное образование город-курорт Анапа
Методическая разработка по использованию дидактического пособия
«Развивающий Бизиборд на колесах»
для детей старшего дошкольного возраста
Автор: Хорева Лариса Валерьевна
Публикация «Методическая разработка по использованию дидактического пособия „Развивающий Бизиборд на колесах“ для детей старшего дошко» размещена в разделах
воспитатель МБДОУ д/с №5 «Волна»
Анапа
2021
Предисловие.
Методическая разработка по использованию дидактического пособия «Развивающий Бизиборд на колесах» для детей старшего дошкольного возраста направлена на формирование системы знаний, умений, навыков: мелкую моторику, координацию движений, усидчивость, логику, цветовосприятие, воображение, память. Ведущая функция –обучающая. Обучающая функция выражается в стимуляции и управлении активностью дошкольника, в результате которой у него формируются определенные знания и умения, подготавливающие к обучению в школе. Внимание педагога должно быть также направлено на развитие мыслительных процессов (дифференцированного восприятия, творческого воображения, образного мышления, памяти и т. д., формирования познавательных потребностей. Дети осваивают двигательную деятельность игровую, коммуникативную, познавательно-исследовательскую.
В процессе игры с дидактическим пособием дети учатся договариваться, играть по правилам, придумывать эти правила вместе, слышать и слушать друг друга, учатся самостоятельно решать различные задачи и проблемные ситуации, видят свои ошибки, стараются их исправить, оказывать помощь товарищам. Поэтому воспитатель видит роль дидактического пособия как форму умения общаться и сотрудничать со сверстниками в разных видах деятельности.
Целевые ориентиры освоения ООП воспитанников старшей группы (с 5 до 6 лет)
1. Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
- обладает развитым воображением;
- следует нормам и правилам во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками;
2. Образовательная область «Познавательное развитие»
- ребенок владеет способами познавательно – исследовательской деятельности;
3. Образовательная область «Речевое развитие» :
- ребенок участвует в беседе;
- ребенок использует речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний;
2
Введение
Актуальность
Организуя игровую деятельность наших воспитанников, воспитатель стремится найти что-то новое и нетрадиционное для игр с детьми. Наиболее интересной из новых игровых технологий для дошкольников мне показалась идея создания бизиборда.
В группе имеется много пособий : дидактические игры, настольно-печатные,логические, игры с крупами, песком, множество конструкторов деревянные и пластмассовые. Есть уголки уединения, уголок для девочек и для мальчиков и т. д. Но мне хотелось чтобы в группе было такое пособие, чтобы в него играли как мальчики так и девочки. Чтобы в этом пособии было задействовано множество игр для развития мелкой моторики, мышления, логики, памяти, усидчивости,и когда дети будут играть этим пособием чтобы их это объединяло и им было интересно. Еще хотелось чтобы пособие было обучающим, развивающим, удобным и мобильным.
Бизиборд – уникальное пособие, которое успешно используется для игр и развития детей. Известный педагог и психолог Мария Монтессори первая доказала значимость игр в развитии детей с различными бытовыми приспособлениями, которые размещены на специальном стенде. Сегодня такой стенд носит название «доска бизиборд».
В наше время очень актуально использование бизибордов в работе с детьми. Своими руками можно сделать очень интересные бизиборды : это и бизикубы, и бизидомики, развивающие панели с самым различным содержанием.
Данный развивающийся домик служит прекрасным помощником в развитии у детей мелкой моторики пальчиков рук, активной речи, мышления, памяти; способствует воспитанию волевых и нравственных качеств: целеустремлённости, самостоятельности, в процессе работы с данным пособием у детишек улучшается настроение, снимается психоэмоциональное напряжение.
В наше время идея Монтесорри очень актуальна, так как в соответствии с ФГОС ДО обучение детей должно осуществляться через игровую деятельность. С помощью современных бизибордов можно решать несколько задач одновременно: воспитательную, игровую, обучающую и развивающую.
3
Значение бизиборда
• это очень увлекательное и интересное пособие для детей! Оно надолго привлекает внимание ребенка. Игры у бизиборда являются хорошим средством релаксации. Ребенок с удовольствием может долго и спокойно играть самостоятельно;
• тактильные прикосновения, манипуляции с разными предметами положительно влияют на мозг ребенка, стимулируя его деятельность;
• в процессе игр, выполнении заданий, манипуляций с предметами на бизиборде, в зависимости от содержания материала, у детей развивается :
а)мелкая моторика рук, ловкость рук;
б) сенсорные представления;
в) тактильные ощущения;
г) мышление, логика, внимание, речь;
д) формируются определенные умения, навыки.
Цель: развитие мелкой моторики рук детей, активизация их умственной деятельности; возможность ребенку познавать мир через тактильное восприятие, через развивающий домик «Бизиборд на колесах».
Задачи: развивать логику и мышление; способствовать изучению различных цветов; формировать причинно-следственные связи; развивать самостоятельность и познавательную активность; способствовать развитию произвольности (умение играть по правилам и выполнять инструкции).
«Развивающий Бизиборд на колесах» изготовлен:
1) Бизоборд изготовлен из панелей ДСП
2) Крыша правая сторона и левая из ДСП уголки крыши закруглены для безопасности, а кромка крыши обклеена декоративным уголком,на крыше имеется ручка из пластика для перемещения домика.
3) Стены бизиборда из ДСП они обклеены цветным аракалом, вверху под крышей с двух сторон в форме треугольников установлен декоративный картон.
4) Внутри домика установлен пол из ДСП обклеенный зеленым ковролином, а также имеется два окна и входная дверь обклеенные декоративным уголком.
5) Низ домика оформлен по периметру декоративным цоколем, к которому прикреплены четыре ролика, при помощи которых можно домик перемещать по полу.
4
При изготовлении использована
Мебельная фурнитура: дверная защёлка, замочки, шпингалеты, щеколды, крючок, петли, ручка, ролики, спинеры, колокольчики, болты с гайками, декоративные, металлические уголки, гофрированная трубка с металлическим кронштейном, а также для сборки домика были использованы металлические уголки, деревянные бруски и шурупы.
Швейная фурнитура: Шнуровка.
При изготовлении бизиборда были учтены меры предосторожности:
все детали накрепко прикручены и приклеены;
нет ни каких острых элементов, которые может пораниться ребенок;
домик изготовлен из материала без вредных добавок и примесей
Способы использования (дидактические игры и упражнения)
Игра «Крестики, нолики»
Цель: тренировать логическое мышление, творческое воображение, внимание, память; развивать навыки общения, формировать навыки сотрудничества со сверстниками, сплоченности группы; снятие эмоционального напряжения.
Оборудование: игровое поле, крестики и нолики, сделаны из пластика.
Ход игры: Участвует два игрока. Игроки по очереди ставят знаки (крестики и нолики) на игровом поле. Побеждает игрок, которому удастся во время игры выстроить в один ряд (по горизонтали, вертикали или диагонали) три свои знака. Если игрокам не удается выстроить три свои знака подряд, то игра повторяется вновь и признается ничья. В этом суть игры «Крестики-нолики».
Игру можно использовать при викторине. Тогда участниками будут две команды. Каждой команде задается вопрос. При правильном ответе, команда помещает на игровое поле свой знак (крестик или нолик). Выигрывает та команда, которая сумеет на игровом поле выстроить ряд (по горизонтали, вертикале или диагонали). Если командам не удается выстроить три своих знака подряд, то побеждает та команда, у которой больше знаков на игровом
5
Игра «Математическая гусеница»
Цель: познакомить с составом чисел от 1 до 10, закреплять умение называть числа в прямом и обратном порядке, совершенствовать навыки количественного и порядкового счета в пределах 10, закреплять знание цвета, расширять словарный запас детей, развивать внимание, сообразительность, логическое мышление, мелкую моторику рук, воспитывать доброжелательность, умение считаться с интересами и мнением товарищей по игре.
Оборудование: игровое поле, цифры, сделана из дерева
Ход игры: игроки запоминают цифры учатся считать их писать. Воспитатель предлагает игровые задания «Цифры по порядку»; «Прямой счет»; «Обратный счёт».
Игра «Развивающиеся колеса»
Цель: закреплять знание цветов, расширять словарный запас детей, развивать внимание, сообразительность, логическое мышление, мелкую моторику рук, воспитывать доброжелательность, умение считаться с интересами и мнением товарищей по игре.
Оборудование: игровое поле, колеса в виде шестеренок разных размеров, сделаны из фанеры.
Ход игры: детям всегда нравиться крутить, вертеть разные предметы в этой игре дети научатся одновременно прокручивать большие и маленькие колеса, будут закреплять знание цветов. Игроки могут играть в паре,у кого быстрей получится раскрутить колеса тот и выиграл
6
Игра «Ферма»
Цель: развивать внимание, логику, память, наблюдательность, мелкую моторику. Формировать умения описывать животных и узнавать их по описанию.
Оборудование: игровое поле в форме домика сделана из фанеры, там имеются колеса в виде шестеренок, забор шнуровка, щеколда на дверях за которой находятся животные.
Ход игры: воспитатель предлагает игрокам рассмотреть ферму, найти дорогу к домику, узнать кто там живет, какие еще животные там пасутся, чем они занимаются. Игроки называют овощи какие растут на огороде, что из них можно приготовить, называют транспорт который работает в поле и профессию. Детям будет интересно играть сообща.
Игра «Болты, гайки»
Цель: развивать мелкую моторику рук, внимание, логику и сообразительность
Оборудование: металлические болты и гайки
Ход игры: игроки играют в паре, кто быстрей сможет открутить и закрутить болты с гайками тот и выигрывает, дети учатся навыкам умения обращаться с металлическими предметами.
Игра «Насыпь-налей»
Цель: развивать мелкую моторику рук, ловкость, формировать умения понимать что такое сыпучесть материалов и текучесть жидкостей.
Оборудование: гофрированная труба закреплена двумя кронштейнами вверху и внизу, пластиковый стакан для жидкости и сыпучих материалов.
Ход игры: ребенок насыпает сыпучие продукты (крупы-горох, гречка, овес, манка, рис. пшено, перловка,макароны разной формы) природный материал (песок, желуди, камни разной формы, ракушки,наливает воду и другую жидкость холодную и теплую. Дети наблюдают какие продукты и материал быстрее, и как проходят по трубе. Какой звук они слышат при высыпании. Также они делают и с водой наблюдают за текучестью, узнают разницу между теплой водой и холодной.
тИгра «Магнитная доска»
Цель: развивать мелкую моторику рук и координацию движений, логику, усидчивость и аккуратность, воображение и фантазию, развивать внимание и память, обогащать и активизировать словарь ребенка, развивать связную речь. 7
Оборудование: пластиковая магнитная доска, пишущая ручка, стирающая магнитная линейка.
Ход игры: дети играют парами или по одному рисуют геометрические фигуры, пишут буквы, цифры. Рисуют любые предметы и все что им понравится, и при этом все что было нарисовано можно быстро вытереть магнитной линейкой и нарисовать снова. Детей это игра очень завлекает и развивает.
Игра «Познавательные счеты»
Цель: развивать мелкую моторику рук, закреплять знание цветов, количественный и порядковый счет (от 1 до 10, упражнять детей в определении последующего и предыдущего числа к названному, в сложении и вычитании чисел.
Оборудование: пластиковые счеты состоят из цветных колечек, которые перемещаются по специальному держателю на них имеются цифры, буквы и математические знаки.
Ход игры: воспитатель предлагает детям игровые варианты 1. «Продолжи счет». 2. «Посчитай, сколько зеленых. синих, оранжевых и черных фишек». 3. «Назови свое место в строю» (девочки и мальчики становятся друг за другом). 4. «Выполни задание» ( ведущий предлагает: «4-й принесет 6 шишек», «7-й сделает 5 прыжков» и т. д.). Дети играют парами, все вместе или по одному.
Игра «Потайная дверца»
Цель: развивать ловкость, мелкую моторику рук, усидчивость, воображение и фантазию, обогащать и активизировать словарь ребенка, развивать связную речь.
Оборудование: дверь обклеенная декоративным уголком, закреплена петлями,на ней имеется ручка и крючок сама дверь закрывается на замок ключиком. Внутри есть комната обклеенная ковролином, есть рядом окно.
Ход игры: дети пользуются ключиком, крючком, замочком. Открывают дверцы за ручку, потом снова ее закрывают, ключиком закрывают замочек. Как девочки так и мальчики играют вместе или парами. Девочки расставляют в комнате мебель, играют в куклы. Мальчики делают гараж для парковки машин или привозят строительный материал и т. д.
8
Игровая ситуация по ОБЖ «Выключатель»
Цель: рассказать что такое электрические приборы, для чего они нужны, и как ими пользоваться.
Оборудование: пластиковый выключатель для света
Ход игры: воспитатель рассказывает детям какие существуют электрические приборы, если их не научиться во время выключать то может случиться беда. Ребята учатся пользоваться выключателем, чтобы при замыкании света не произошел пожар. Если на улице гром и молния все электрические приборы тоже должны быть выключены.
Игровые упражнения «Спинеры, ролик и болт с гайкой»
Цель: развивать мелкую моторику рук, ловкость, усидчивость, внимание и сообразительность.
Оборудование: металлический ролик на шурупах, спинеры из пластика и металлических подшипников.
Ход игры: дети учатся крутить, прокручивать на быстроту движений спинеры и ролик, открутить и закрутить болт с гайками, дети учатся навыкам умения обращаться с металлическими предметами.
Игровое упражнение «Веселые колокольчики»
Цель: развивать музыкальный слух, интерес к инструментам, мелкую моторику рук.
Оборудование: металлические колокольчики
Ход игры: воспитатель предлагает игровые ситуации:1. «На зарядку становись» 2. «Садимся завтракать» 3. «Идем на прогулку» 4. «Обед готов» и т. д.
9