Лучший педагог года

Система работы по ФЭМП у детей младшего дошкольного возраста (1 фото)

Ирина Годящева
Система работы по ФЭМП у детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Методическая разработка по ФЭМП у детей младшего возраста «Увлекательная математика-Заниматика»

«Кто ничего не изучает,

тот вечно хнычет и скучает»

Р. Сеф

Пояснительная записка.

«Познание» является одной из областей образовательной программы дошкольного образования. Содержание образовательной области «Познание» направлено на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей через решение следующих задач:

• сенсорное развитие;

Публикация «Система работы по ФЭМП у детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах

• развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности;

• формирование элементарных математических представлений;

• формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.

Одним из разделов образовательной области «Познание» является раздел «Формирование элементарных математических представлений».

Формирование элементарных математических представлений - это мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирование его познавательных и творческих способностей. В связи с этим, эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста с учетом периодов развития – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверенны в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе. Математика входит в жизнь ребенка с момента рождения, ребенок растет и каждый день слышит много для себя нового, в частности, слова, обозначающие количество, название величин, единицы измерения разных величин, название разных геометрических фигур и их свойств и много другой математической информации. Итак, ребенок постепенно привыкает к этим словам и мало-помалу начинает вникать в их смысл. Если пустить все на самотек, ребенок, конечно, когда - нибудь и дойдет до всего сам, получая незначительные отрывки информации из речи взрослых, из книг, сказок, детских передач, но если и дойдет, то этот процесс будет продолжаться слишком долго. Потом он пойдет в школу, будет изучать математику в обязательном порядке, так как без нее нельзя обойтись. А если он с раннего детства чувствовал, что это какая-то тайна за семью печатями, то она может так и остаться для него тайной или приоткроется совсем чуть-чуть, но не увлечет его. А вот если с самого начала предоставить ребенку возможность познакомиться с математикой и подружиться с ней, увидеть в ней интересную игру, а точнее, игры, где надо что-то угадывать, придумывать, переделывать, как тебе хочется и т. д., познавать что-то новое, необычное, тогда, наверное, с математикой будут связаны положительные эмоции, чувства владения предметом, интерес к нему. Поэтому надо начинать обучение с младшего возраста, над, чем я и работаю.

Актуальность

В современных обучающих программах начальной школы особое значение придается логической составляющей. Развитие логического мышления ребенка подразумевает формирование логических приемов мыслительной деятельности, а также умения понимать и прослеживать причинно-следственные связи явлений и умения выстраивать простейшие умозаключения на основе причинно - следственной связи. Чтобы школьник не испытывал трудности буквально с первых уроков и ему не пришлось учиться с нуля, уже сейчас, в дошкольный период, нужно готовить ребенка соответствующим образом. Передовые педагоги прошлого, русские и зарубежные, признавали роль и необходимость первичных математических знаний в развитии и воспитании детей до школы, выделяли при этом счет в качестве средства умственного развития и рекомендовали обучать детей, как можно раньше примерно с 3-х - лет. Обучение понималось ими как упражнения в практических, игровых действиях с использованием наглядного материала, накопленного детьми опыта в различении чисел, времени, мер пространства.

Цели и задачи

Цель методической разработки – способствовать созданию педагогических условий для развития любознательности у детей дошкольного возраста как основы познавательной активности.

Задачи:

Развития воображения, креативности мышления (умение гибко, оригинально мыслить);

1. Гармоничное, сбалансированное развитие у детей эмоционально-образного и логического начал;

2. Развитие интереса к играм, требующим умственного напряжения, интеллектуального усилия;

3. Способствовать стремлению к достижению положительного результата, настойчивости и находчивости;

4. Формирование базисных математических представлений, речевых умений.

Реализация принципа интеграции при организации образовательного процесса.

Я решила построить образовательный процесс так, что согласно принципу интеграции познавательное развитие детей осуществляется не только в процессе специфических игр, упражнений и занятий в образовательной области «Познавательное развитие», но и при организации всех видов детской деятельности в других областях.

В области «Физическая культура» (формирование и закрепление формы и величины, ориентировка в пространстве).

В области «Здоровье» (закрепление количества и счета, ориентировка в пространстве)

В области «Безопасность» (ориентировка в пространстве)

В области: «Социализация» (упражнение в умении устанавливать сходство и различие между предметами, развитие памяти и мышления).

В области: «Труд» (содействие развитию самостоятельности и инициативности).

В области: «Чтение художественной литературы» (считалки, стихи – шутки, загадки, задачи в стихотворной форме, математические сказки).

В области: «Коммуникация»(формирование все видов речи).

В области: «Музыка»(развитие чувства ритма, музыкальные математические викторины).

В области: «Художественное творчество» (Учить обследовать предмет, выделяя основные признаки: цвет, форму, величину)

Формы и методы

В своей работе я применяю следующие формы и методы представления занимательного материала

Непосредственная организованная образовательная деятельность

Отгадывание загадок, занимательных вопросов, шуточных задачек, головоломок

Математические праздники и развлечения

Самостоятельная деятельность детей

Совместная игра воспитателя с ребенком

Средства реализации.

Головоломки с палочками

Рамки

вкладыши

Игры на классификацию

Строительные

наборы

Мозаика

Разнообразные лото

Игры на составление целого из частей

Игры на составление узоров

Лабиринты

Занимательные вопросы, загадки, считалки, стихи-шутки

Настольно – печатные игры

Принципы организации образовательного процесса.

При организации образовательного процесса я учитывала следующие принципы:

1. Принцип деятельности – включение ребенка в учебно-игровую, познавательную деятельность с целью стимулирования активной жизненной позиции.

2. Принцип творчества – максимальная ориентация на творческое начало в игровой и продуктивной деятельности дошкольников, приобретение им собственного опыта творческой деятельности.

3. Принцип интеграции – интегративность всех процессов, реализующихся в образовательном процессе.

4. Принцип дифференцированного подхода – решаются задачи эффективной педагогической помощи воспитанникам в совершенствовании их личности, способствовать созданию специальных педагогических ситуаций, помогающих раскрыть психофизические, личностные способности и возможности воспитанников.

5. Принцип психофизической комфортности – заключается в снятии по возможности стрессовых факторов.

6. Принцип природосообразности – развитие, в соответствии с природой ребенка, его здоровьем, психической и физической конституцией, его способностями и склонностями, индивидуальными способностями, восприятием.

Этапы формирования математических представлений.

Младший дошкольный возраст :

• знакомство с формой и названием геометрических фигур, основными цветами, величиной, сравнением двух предметов;

• обучение способов обследования предметов (наложение, приложение, подбору предметов одинаковых и разных по форме, размеру (большой, поменьше, маленький);

• способствовать появлению интереса к участию в игровой деятельности;

• учить реализовывать цели, которые ставит перед ребенком взрослый;

• приобщение к математической сказке.

Создание педагогических условий.

Для того чтобы были реализованы задачи развития детей средствами занимательного материала, я организовала педагогический процесс так, чтобы ребенок играл, развивался и обучался одновременно.

Для эффективного решения образовательных задач очень важно изменить и модернизировать предметно – развивающую среду. В игровой комнате я отвела специально оборудованное место (стол, стулья, свободный доступ, где сконцентрировала все игры и пособия и назвала это - “Уголок занимательной математики”.

Уголок занимательной математики - это специально отведённое, тематически оснащённое играми, пособиями и материалами и определённым образом художественно оформленное место. Я организовала его, используя обычные предметы детской мебели: стол, шкаф, полку, обеспечив свободный доступ детей к находящимся там материалам. Этим самым, детям предоставляется возможность выбирать интересующую их игру, пособие математического содержания и играть индивидуально или совместно с другими детьми, небольшой подгруппой.

“Уголок” – дает не только возможность обеспечения детей материалами для творчества и возможности в любую минуту действовать с ними, но и атмосферу в коллективе.

Я пришла к выводу, что нужно создавать именно такие условия для математической деятельности ребёнка, при которых он проявлял бы самостоятельность в выборе игрового материала, игры, исходя из развивающихся у него потребностей, интересов. В ходе игры, возникающей по инициативе самого ребёнка, он приобщается к сложному интеллектуальному труду.

Созданию уголка предшествовал подбор игрового материала, что определяется возрастными возможностями и уровнем развития детей группы. В уголок я поместила разнообразный занимательный материал, с тем, чтобы каждый из детей смог выбрать для себя игру. Это настольно-печатные игры, игры для развития логического мышления «Большой - маленький»; «Один- много», «Логическое домино»; «Цвет и форма»; «Увлекательная геометрия»; головоломки (на палочках и механические); логические задачи и кубики, лабиринты; игры на составление целого из частей; игры на передвижение.

Обратила внимание и на художественное оформление уголка. Для этого я использовала геометрические орнаменты или сюжетные изображения из геометрических фигур. В оформлении использовала также фотографии, увеличенные иллюстрации из книг по занимательной математике для дошкольников и родителей, детской художественной литературы.

Организацию уголка я осуществляла с посильным участием детей, что создало у них положительное отношение к материалу, интерес, желание играть.

Всю работу в уголке я организую с учётом индивидуальных особенностей воспитанников. Предлагая ребёнку игру, ориентируюсь на уровень его умственного развития, проявления активности. Привлекаю малоактивных детей, заинтересовываю их игрой и помогаю освоить её. Интерес к игре становится устойчивым тогда, когда ребёнок видит свои успехи.

Указания к руководству самостоятельной деятельностью детей в уголке занимательной математики:

1. Объясняю правила игры, знакомлю с общими способами действий, исключаю сообщение детям готовых решений. Стимулирую проявления самостоятельности в играх, поощряю стремление детей достичь результата.

2. Организую совместную игру с ребёнком, с подгруппой детей. Дети усваивают при этом игровые действия, их способы, подходы к решению задач. У ребят вырабатывается уверенность в своих силах, понимание необходимости сосредоточиваться, напряжённо думать в ходе поисков решения задач.

3. Объединяю в совместной игре детей, в разной степени освоивших её, с тем чтобы имело место взаимное обучение одних детей другими.

4. Организовываю разнообразные формы деятельности в уголке: соревнования, конкурсы (на лучшую логическую задачу, лабиринт, вечера досуга, математические развлечения.

6. Обеспечиваю единство воспитательно – образовательных задач на занятиях по математике и вне их. Целенаправленно организую самостоятельную детскую деятельность, с тем, чтобы обеспечить более прочное и глубокое усвоение детьми программного учебного материала, использование его в других видах элементарной математической деятельности, играх. Осуществляю всестороннее развитие детей, индивидуальную работу с воспитанниками, отстающими от сверстников в развитии, и теми, кто проявляет повышенный интерес, склонность к занятиям математикой.

7. Пропагандирую среди родителей занимательный математический материала для занятий с детьми в домашних условиях. Я рекомендую родителям собирать занимательный материал, организовывать совместные с детьми игры, постепенно создавать домашнюю игротеку.

Ожидаемые результаты освоения раздела образовательной программы.

Я предполагаю, что обучение детей младшего возраста элементарным математическим представлениям на основе занимательного материала предусматривает формирование следующих интегративных качеств:

1.«Физически развитый», овладевший основными культурно-гигиеническими навыками» :

проявляет интерес к участию в совместных играх и физкультурных упражнениях;

упражняются в счете и ориентировке в пространстве.

2. «Любознательный, активный» :

проявляет интерес к различным видам игр, к участию в совместных играх;

интересуется предметами ближайшего окружения, их назначением, свойствами;

задает вопросы взрослому, ребенку старшего возраста, слушает рассказ воспитателя;

участвует в обсуждении, разговорах во время рассматривания предметов;

проявляет интерес к исследовательской деятельности, экспериментированию.

3. «Эмоционально отзывчивый» :

умеет проявлять доброжелательность, доброту, дружелюбие по отношению к окружающим;

откликается на эмоции близких людей и друзей;

делает попытки пожалеть сверстника, обнять его, помочь.

4. «Овладевший средствами общения и способами взаимодействия

со взрослыми и сверстниками» :

умеет в быту, самостоятельных играх, посредством речи налаживать контакты, взаимодействовать со сверстниками и взрослыми;

делает попытки решать спорные вопросы, убеждать, доказывать, объяснять;

5. «Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдений элементарных общепринятых норм и правил поведения» :

готов соблюдать элементарные правила в совместных играх, может общаться спокойно без крика;

умеет планировать последовательность действий,

умеет соблюдать правила игры;

использует в общении со взрослыми «вежливые» слова, умеет вежливо выражать свою просьбу.

6. Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы, адекватные возрасту» :

использует разные способы обследования предметов, включая простейшие опыты;

способен устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, делает простейшие обобщения;

способен использовать простые математические изображения для решения несложных задач, строить по схеме, решать лабиринтные задачи.

7.«Овладевший предпосылками самоорганизации деятельности» :

испытывает положительные эмоции от правильно решенных познавательных задач и познавательно-исследовательской деятельности;

в диалоге с воспитателем умеет услышать и понять заданный вопрос, не перебивает говорящего взрослого;

способен удержать в памяти при выполнении каких-либо действий несложные условия;

способен принять задачу на запоминание.

Динамика освоения образовательной области

Чтобы оценить качество знаний по формированию элементарных математических представлений я провела мониторинг в мае прошлого года и в октябре текущего года. Это позволило сделать следующие выводы:

Система работы по ФЭМП у детей младшего дошкольного возраста

Несмотря на то, что количество детей в группе увеличилось (в мае было 16 человек, в октябре 21, качество знаний не ухудшилось. Если детей со среднем уровнем развития было 43,7%, то в октябре их стало 14,2%. С высоким уровнем развития в мае 56,6%, в октябре 66,6%. Детей с низким уровнем развития нет. Дети умеют организовывать группу из однородных предметов, различать один и много предметов, большие и маленькие предметы называя их размер, узнают шар и куб.

Публикации по теме:

Система работы по обеспечению безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста Проблема защиты от опасностей возникла одновременно с появлением человека на земле. Многие правила безопасности формулировались, когда люди.

Дидактическая игра «Живая неделя» для детей младшего дошкольного возраста по ФЭМПДидактическая игра «Живая неделя» для детей младшего дошкольного возраста по ФЭМП Авторская дидактическая игра «Живая неделя» За всю историю человеческой цивилизации сложились многие виды игр. Среди всего многообразия.

Конспект НОД по ФЭМП «Математическая сказка» для детей младшего дошкольного возраста способных к математике Конспект НОД по ФЭМП для детей со способными детьми младшего дошкольного возраста (3-4 года) к математике. Тема: «Математическая сказка».

Конспект занятия по ФЭМП у детей младшего дошкольного возраста «В гости к кукле Кате. Длинный — короткий»Конспект занятия по ФЭМП у детей младшего дошкольного возраста «В гости к кукле Кате. Длинный — короткий» Цель: закрепление умения соотносить предметны контрастной длины. Задачи: • образовательные задачи: - учить различать практическим путем.

Мастер-класс «Использование развивающих игр по ФЭМП у детей младшего дошкольного возраста» Мастер-класс для педагогов «Использование развивающих игр по Ф. Э. М. П. у детей младшего возраста» Выполнила: Василенко Светлана.

Презентация к НОД по ФЭМП «Уточки» для детей младшего дошкольного возраста Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение №128 Невского района г. Санкт-Петербурга План- конспект совместной.

Система работы по формированию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами новых технологий Система работы по формированию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами новых технологий в театрализованной.

Система работы по развитию координационных способностей детей старшего дошкольного возраста Введение Как известно, дошкольный возраст является благоприятным для развития широкого круга координационных способностей, поэтому целенаправленное.

Система работы по развитию мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста Система работы по развитию мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста. Учитывая важность проблемы по развитию мелкой моторики,.

Система работы по ЗОЖ с детьми дошкольного возраста Здоровый образ жизни это — образ жизни отдельного человека с целью профилактики болезней и укрепления здоровья. ЗОЖ — это концепция жизнедеятельности.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Система работы по ФЭМП у детей младшего дошкольного возраста
Опубликовано: 3 октября 2019 в 21:03
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Система работы по ФЭМП у детей младшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Годящева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД