Ирина Годящева
Система работы по ФЭМП у детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая разработка по ФЭМП у детей младшего возраста «Увлекательная математика-Заниматика»
«Кто ничего не изучает,
тот вечно хнычет и скучает»
Р. Сеф
Пояснительная записка.
«Познание» является одной из областей образовательной программы дошкольного образования. Содержание образовательной области «Познание» направлено на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей через решение следующих задач:
• сенсорное развитие;
Публикация «Система работы по ФЭМП у детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
• развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности;
• формирование элементарных математических представлений;
• формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.
Одним из разделов образовательной области «Познание» является раздел «Формирование элементарных математических представлений».
Формирование элементарных математических представлений - это мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирование его познавательных и творческих способностей. В связи с этим, эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста с учетом периодов развития – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверенны в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе. Математика входит в жизнь ребенка с момента рождения, ребенок растет и каждый день слышит много для себя нового, в частности, слова, обозначающие количество, название величин, единицы измерения разных величин, название разных геометрических фигур и их свойств и много другой математической информации. Итак, ребенок постепенно привыкает к этим словам и мало-помалу начинает вникать в их смысл. Если пустить все на самотек, ребенок, конечно, когда - нибудь и дойдет до всего сам, получая незначительные отрывки информации из речи взрослых, из книг, сказок, детских передач, но если и дойдет, то этот процесс будет продолжаться слишком долго. Потом он пойдет в школу, будет изучать математику в обязательном порядке, так как без нее нельзя обойтись. А если он с раннего детства чувствовал, что это какая-то тайна за семью печатями, то она может так и остаться для него тайной или приоткроется совсем чуть-чуть, но не увлечет его. А вот если с самого начала предоставить ребенку возможность познакомиться с математикой и подружиться с ней, увидеть в ней интересную игру, а точнее, игры, где надо что-то угадывать, придумывать, переделывать, как тебе хочется и т. д., познавать что-то новое, необычное, тогда, наверное, с математикой будут связаны положительные эмоции, чувства владения предметом, интерес к нему. Поэтому надо начинать обучение с младшего возраста, над, чем я и работаю.
Актуальность
В современных обучающих программах начальной школы особое значение придается логической составляющей. Развитие логического мышления ребенка подразумевает формирование логических приемов мыслительной деятельности, а также умения понимать и прослеживать причинно-следственные связи явлений и умения выстраивать простейшие умозаключения на основе причинно - следственной связи. Чтобы школьник не испытывал трудности буквально с первых уроков и ему не пришлось учиться с нуля, уже сейчас, в дошкольный период, нужно готовить ребенка соответствующим образом. Передовые педагоги прошлого, русские и зарубежные, признавали роль и необходимость первичных математических знаний в развитии и воспитании детей до школы, выделяли при этом счет в качестве средства умственного развития и рекомендовали обучать детей, как можно раньше примерно с 3-х - лет. Обучение понималось ими как упражнения в практических, игровых действиях с использованием наглядного материала, накопленного детьми опыта в различении чисел, времени, мер пространства.
Цели и задачи
Цель методической разработки – способствовать созданию педагогических условий для развития любознательности у детей дошкольного возраста как основы познавательной активности.
Задачи:
Развития воображения, креативности мышления (умение гибко, оригинально мыслить);
1. Гармоничное, сбалансированное развитие у детей эмоционально-образного и логического начал;
2. Развитие интереса к играм, требующим умственного напряжения, интеллектуального усилия;
3. Способствовать стремлению к достижению положительного результата, настойчивости и находчивости;
4. Формирование базисных математических представлений, речевых умений.
Реализация принципа интеграции при организации образовательного процесса.
Я решила построить образовательный процесс так, что согласно принципу интеграции познавательное развитие детей осуществляется не только в процессе специфических игр, упражнений и занятий в образовательной области «Познавательное развитие», но и при организации всех видов детской деятельности в других областях.
В области «Физическая культура» (формирование и закрепление формы и величины, ориентировка в пространстве).
В области «Здоровье» (закрепление количества и счета, ориентировка в пространстве)
В области «Безопасность» (ориентировка в пространстве)
В области: «Социализация» (упражнение в умении устанавливать сходство и различие между предметами, развитие памяти и мышления).
В области: «Труд» (содействие развитию самостоятельности и инициативности).
В области: «Чтение художественной литературы» (считалки, стихи – шутки, загадки, задачи в стихотворной форме, математические сказки).
В области: «Коммуникация»(формирование все видов речи).
В области: «Музыка»(развитие чувства ритма, музыкальные математические викторины).
В области: «Художественное творчество» (Учить обследовать предмет, выделяя основные признаки: цвет, форму, величину)
Формы и методы
В своей работе я применяю следующие формы и методы представления занимательного материала
Непосредственная организованная образовательная деятельность
Отгадывание загадок, занимательных вопросов, шуточных задачек, головоломок
Математические праздники и развлечения
Самостоятельная деятельность детей
Совместная игра воспитателя с ребенком
Средства реализации.
Головоломки с палочками
Рамки
вкладыши
Игры на классификацию
Строительные
наборы
Мозаика
Разнообразные лото
Игры на составление целого из частей
Игры на составление узоров
Лабиринты
Занимательные вопросы, загадки, считалки, стихи-шутки
Настольно – печатные игры
Принципы организации образовательного процесса.
При организации образовательного процесса я учитывала следующие принципы:
1. Принцип деятельности – включение ребенка в учебно-игровую, познавательную деятельность с целью стимулирования активной жизненной позиции.
2. Принцип творчества – максимальная ориентация на творческое начало в игровой и продуктивной деятельности дошкольников, приобретение им собственного опыта творческой деятельности.
3. Принцип интеграции – интегративность всех процессов, реализующихся в образовательном процессе.
4. Принцип дифференцированного подхода – решаются задачи эффективной педагогической помощи воспитанникам в совершенствовании их личности, способствовать созданию специальных педагогических ситуаций, помогающих раскрыть психофизические, личностные способности и возможности воспитанников.
5. Принцип психофизической комфортности – заключается в снятии по возможности стрессовых факторов.
6. Принцип природосообразности – развитие, в соответствии с природой ребенка, его здоровьем, психической и физической конституцией, его способностями и склонностями, индивидуальными способностями, восприятием.
Этапы формирования математических представлений.
Младший дошкольный возраст :
• знакомство с формой и названием геометрических фигур, основными цветами, величиной, сравнением двух предметов;
• обучение способов обследования предметов (наложение, приложение, подбору предметов одинаковых и разных по форме, размеру (большой, поменьше, маленький);
• способствовать появлению интереса к участию в игровой деятельности;
• учить реализовывать цели, которые ставит перед ребенком взрослый;
• приобщение к математической сказке.
Создание педагогических условий.
Для того чтобы были реализованы задачи развития детей средствами занимательного материала, я организовала педагогический процесс так, чтобы ребенок играл, развивался и обучался одновременно.
Для эффективного решения образовательных задач очень важно изменить и модернизировать предметно – развивающую среду. В игровой комнате я отвела специально оборудованное место (стол, стулья, свободный доступ, где сконцентрировала все игры и пособия и назвала это - “Уголок занимательной математики”.
Уголок занимательной математики - это специально отведённое, тематически оснащённое играми, пособиями и материалами и определённым образом художественно оформленное место. Я организовала его, используя обычные предметы детской мебели: стол, шкаф, полку, обеспечив свободный доступ детей к находящимся там материалам. Этим самым, детям предоставляется возможность выбирать интересующую их игру, пособие математического содержания и играть индивидуально или совместно с другими детьми, небольшой подгруппой.
“Уголок” – дает не только возможность обеспечения детей материалами для творчества и возможности в любую минуту действовать с ними, но и атмосферу в коллективе.
Я пришла к выводу, что нужно создавать именно такие условия для математической деятельности ребёнка, при которых он проявлял бы самостоятельность в выборе игрового материала, игры, исходя из развивающихся у него потребностей, интересов. В ходе игры, возникающей по инициативе самого ребёнка, он приобщается к сложному интеллектуальному труду.
Созданию уголка предшествовал подбор игрового материала, что определяется возрастными возможностями и уровнем развития детей группы. В уголок я поместила разнообразный занимательный материал, с тем, чтобы каждый из детей смог выбрать для себя игру. Это настольно-печатные игры, игры для развития логического мышления «Большой - маленький»; «Один- много», «Логическое домино»; «Цвет и форма»; «Увлекательная геометрия»; головоломки (на палочках и механические); логические задачи и кубики, лабиринты; игры на составление целого из частей; игры на передвижение.
Обратила внимание и на художественное оформление уголка. Для этого я использовала геометрические орнаменты или сюжетные изображения из геометрических фигур. В оформлении использовала также фотографии, увеличенные иллюстрации из книг по занимательной математике для дошкольников и родителей, детской художественной литературы.
Организацию уголка я осуществляла с посильным участием детей, что создало у них положительное отношение к материалу, интерес, желание играть.
Всю работу в уголке я организую с учётом индивидуальных особенностей воспитанников. Предлагая ребёнку игру, ориентируюсь на уровень его умственного развития, проявления активности. Привлекаю малоактивных детей, заинтересовываю их игрой и помогаю освоить её. Интерес к игре становится устойчивым тогда, когда ребёнок видит свои успехи.
Указания к руководству самостоятельной деятельностью детей в уголке занимательной математики:
1. Объясняю правила игры, знакомлю с общими способами действий, исключаю сообщение детям готовых решений. Стимулирую проявления самостоятельности в играх, поощряю стремление детей достичь результата.
2. Организую совместную игру с ребёнком, с подгруппой детей. Дети усваивают при этом игровые действия, их способы, подходы к решению задач. У ребят вырабатывается уверенность в своих силах, понимание необходимости сосредоточиваться, напряжённо думать в ходе поисков решения задач.
3. Объединяю в совместной игре детей, в разной степени освоивших её, с тем чтобы имело место взаимное обучение одних детей другими.
4. Организовываю разнообразные формы деятельности в уголке: соревнования, конкурсы (на лучшую логическую задачу, лабиринт, вечера досуга, математические развлечения.
6. Обеспечиваю единство воспитательно – образовательных задач на занятиях по математике и вне их. Целенаправленно организую самостоятельную детскую деятельность, с тем, чтобы обеспечить более прочное и глубокое усвоение детьми программного учебного материала, использование его в других видах элементарной математической деятельности, играх. Осуществляю всестороннее развитие детей, индивидуальную работу с воспитанниками, отстающими от сверстников в развитии, и теми, кто проявляет повышенный интерес, склонность к занятиям математикой.
7. Пропагандирую среди родителей занимательный математический материала для занятий с детьми в домашних условиях. Я рекомендую родителям собирать занимательный материал, организовывать совместные с детьми игры, постепенно создавать домашнюю игротеку.
Ожидаемые результаты освоения раздела образовательной программы.
Я предполагаю, что обучение детей младшего возраста элементарным математическим представлениям на основе занимательного материала предусматривает формирование следующих интегративных качеств:
1.«Физически развитый», овладевший основными культурно-гигиеническими навыками» :
проявляет интерес к участию в совместных играх и физкультурных упражнениях;
упражняются в счете и ориентировке в пространстве.
2. «Любознательный, активный» :
проявляет интерес к различным видам игр, к участию в совместных играх;
интересуется предметами ближайшего окружения, их назначением, свойствами;
задает вопросы взрослому, ребенку старшего возраста, слушает рассказ воспитателя;
участвует в обсуждении, разговорах во время рассматривания предметов;
проявляет интерес к исследовательской деятельности, экспериментированию.
3. «Эмоционально отзывчивый» :
умеет проявлять доброжелательность, доброту, дружелюбие по отношению к окружающим;
откликается на эмоции близких людей и друзей;
делает попытки пожалеть сверстника, обнять его, помочь.
4. «Овладевший средствами общения и способами взаимодействия
со взрослыми и сверстниками» :
умеет в быту, самостоятельных играх, посредством речи налаживать контакты, взаимодействовать со сверстниками и взрослыми;
делает попытки решать спорные вопросы, убеждать, доказывать, объяснять;
5. «Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдений элементарных общепринятых норм и правил поведения» :
готов соблюдать элементарные правила в совместных играх, может общаться спокойно без крика;
умеет планировать последовательность действий,
умеет соблюдать правила игры;
использует в общении со взрослыми «вежливые» слова, умеет вежливо выражать свою просьбу.
6. Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы, адекватные возрасту» :
использует разные способы обследования предметов, включая простейшие опыты;
способен устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, делает простейшие обобщения;
способен использовать простые математические изображения для решения несложных задач, строить по схеме, решать лабиринтные задачи.
7.«Овладевший предпосылками самоорганизации деятельности» :
испытывает положительные эмоции от правильно решенных познавательных задач и познавательно-исследовательской деятельности;
в диалоге с воспитателем умеет услышать и понять заданный вопрос, не перебивает говорящего взрослого;
способен удержать в памяти при выполнении каких-либо действий несложные условия;
способен принять задачу на запоминание.
Динамика освоения образовательной области
Чтобы оценить качество знаний по формированию элементарных математических представлений я провела мониторинг в мае прошлого года и в октябре текущего года. Это позволило сделать следующие выводы:
Несмотря на то, что количество детей в группе увеличилось (в мае было 16 человек, в октябре 21, качество знаний не ухудшилось. Если детей со среднем уровнем развития было 43,7%, то в октябре их стало 14,2%. С высоким уровнем развития в мае 56,6%, в октябре 66,6%. Детей с низким уровнем развития нет. Дети умеют организовывать группу из однородных предметов, различать один и много предметов, большие и маленькие предметы называя их размер, узнают шар и куб.