Оксана Левенец
Методическая разработка «Перспективное комплексно-тематическое планирование «Сенсорные эталоны и познавательные действия»
▼ Скачать + Заказать документы
Перспективное комплексно-тематическое планирование по образовательной области «Познавательное развитие»
Образовательная деятельность - «Сенсорные эталоны и познавательные действия»
(осуществляется в совместной деятельности детей с педагогами, самостоятельной деятельности детей в режимных моментах в различных видах детской деятельности)
I ПОЛУГОДИЕ
Публикация «Методическая разработка „Перспективное комплексно-тематическое планирование „Сенсорные эталоны и познавательные действия“» размещена в разделах
- Планирование. Планы работ
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2023
Сентябрь –
1 неделя «Пляшущие тени»
Задачи: Развитие зрительных ощущений; формирование представлений о свете и темноте.
Развивать разные виды восприятия: зрительного, слухового, осязательного, вкусового, обонятельного.
Воспитание отношения к знанию как ценности, понимание значения образования для человека, общества, страны.
Содержание деятельности: На прогулке в солнечную погоду педагог обращает внимание детей на их тени. Воспитатель предлагает детям поиграть с тенью. Помочь каждому из детей поймать свою тень. (Е. А. Янушко
«Сенсорное развитие детей раннего возраста» стр. 28)
Сентябрь –
2 неделя «Цветная вода».
Задачи: Знакомство с цветом.
Совершенствовать обследовательские действия: выделение цвета, формы, величины как особых признаков предметов, поощрять сравнение предметов между собой по этим признакам и количеству, использовать один предмет в качестве образца, подбирая пары, группы.
Содержание деятельности: В группу к детям приходит волшебник.
Волшебник играет с детьми, превращая прозрачные емкости с водой в цветные. (Е. А. Янушко «Сенсорное развитие детей раннего возраста» стр. 39)
Сентябрь –
3 неделя «Весёлые прятки»
.Задачи: Практическое знакомство с плоскими геометрическими формами; обучение подбору нужных форм разными методами.
Развивать наглядно-действенное мышление в процессе решения познавательных практических задач.
Воспитание отношения к знанию как ценности, понимание значения образования для человека, общества, страны.
Содержание деятельности: Воспитатель предлагает ребятам поиграть и переодеть куклу Машу. Дидактическая игрушка по типу доски Сегена со скрытыми изображениями. (Е. А. Янушко «Сенсорное развитие детей раннего возраста» стр. 94)
Сентябрь –
4 неделя «Великаны и лилипуты»
Задачи: Знакомство с величиной; знакомство со словесным обозначением величины — маленький, большой; развитие внимания.
Развивать наглядно-действенное мышление в процессе решения познавательных практических задач.
Содержание деятельности: Воспитатель объясняет кто такие «великаны» и кто такие «лилипуты».Подвижная игра «Великаны и лилипуты». (Е. А. Янушко «Сенсорное развитие детей раннего возраста» стр. 150)
Октябрь –
1 неделя «Деревья, кусты, трава»
Задачи: Знакомство с величиной; знакомство со словесным обозначением величины — высокий, средний, низкий; развитие внимания.
Совершенствовать обследовательские действия: выделение цвета, формы, величины как особых признаков предметов, поощрять сравнение предметов между собой по этим признакам и количеству, использовать один предмет в качестве образца, подбирая пары, группы.
Содержание деятельности: Подвижная игра «Деревья, кусты, трава».
Воспитатель объясняет детям, что деревья – большие (стоим, руки – вверх); кусты – пониже (руки - вниз); трава маленькая – приседаем. (Е. А. Янушко
«Сенсорное развитие детей раннего возраста» стр. 151)
Октябрь –
2 неделя «Найди свою игрушку!»
Задачи: Формирование целостного образа предмета; обучение узнаванию знакомых предметов среди других; развитие внимания и памяти.
Развивать наглядно-действенное мышление в процессе решения познавательных практических задач.
Содержание деятельности: Детям дают по одной игрушке. Затем дети ставят игрушки на стол. Педагог меняет их местами. Ребенок должен найти свою игрушку. (Е. А. Янушко «Сенсорное развитие детей раннего возраста» стр. 227)
Октябрь –
3 неделя «Кто там?»
Задачи: Развитие речевого слуха — различение на слух звукоподражаний.
Развивать разные виды восприятия: зрительного, слухового, осязательного, вкусового, обонятельного.
Воспитание отношения к знанию как ценности, понимание значения образования для человека, общества, страны.
Содержание деятельности: За дверью раздается звук — крик животного или птицы (звукоподражания: мяу, ав-ав, пи-пи, ко-ко, чик-чирик, и-го-го, му, ква-ква и др., взрослый прислушивается и просит детей (ребенка) послушать и отгадать, кто там, за дверью. (Е. А. Янушко «Сенсорное развитие детей раннего возраста» стр. 293)
Октябрь –
4 неделя «Солнечный зайчик»
Задачи: Развитие зрительных ощущений; формирование представлений о свете и темноте.
Развивать разные виды восприятия: зрительного, слухового, осязательного, вкусового, обонятельного.
Воспитание отношения к знанию как ценности, понимание значения образования для человека, общества, страны.
Содержание деятельности: Выбрав момент, когда солнце заглядывает в окно, поймайте с помощью зеркальца лучик и обратите внимание малышей на то, как «солнечный зайчик» прыгает по стене, по потолку, со стены на стул и т. д. Затем предложите детям дотронуться до светового пятна — поймать «солнечного зайчика». (Е. А. Янушко «Сенсорное развитие детей раннего возраста» стр. 29)
Ноябрь –
1 неделя «Разноцветные палочки»
Задачи: Обучение сличению цвета по принципу «такой — не такой»; использование умения сличать цвета в практической деятельности; знакомство с названиями цветов.
Совершенствовать обследовательские действия: выделение цвета, формы, величины как особых признаков предметов, поощрять сравнение предметов между собой по этим признакам и количеству, использовать один предмет в качестве образца, подбирая пары, группы.
Содержание деятельности: Взрослый дает каждому игроку выбрать из общей кучи все палочки заданного цвета. В начале общее количество палочек в игре не должно быть большим — около 10 шт., в дальнейшем их количество можно увеличить. (Е. А. Янушко «Сенсорное развитие детей раннего возраста» стр. 40)
Ноябрь –
2 неделя «Катится — не катится!»
Задачи: Практическое знакомство со свойствами различных объемных геометрических тел.
Совершенствовать обследовательские действия: выделение цвета, формы, величины как особых признаков предметов, поощрять сравнение предметов между собой по этим признакам и количеству, использовать один предмет в качестве образца, подбирая пары, группы.
Содержание деятельности: Предложите малышам несколько разных геометрических тел — шар, цилиндр, эллипсоид, кубик, параллелепипед, призма — перемешанных между собой. Затем попросите практическим путем проверить, какие из фигур катятся и разложить их по разным коробкам — в одну коробку все, что катится, а в другую то, что не катится. (Е. А. Янушко
«Сенсорное развитие детей раннего возраста» стр. 99)
Ноябрь –
3 неделя «Угадай, в какой руке!»
Задачи: Практическое знакомство с величиной; знакомство со словесным обозначением величины — маленький, большой.
Развивать разные виды восприятия: зрительного, слухового, осязательного, вкусового, обонятельного.
Воспитание отношения к знанию как ценности, понимание значения образования для человека, общества, страны.
Содержание деятельности: Взрослый на глазах у малыша прячет в кулак маленький по размеру предмет, затем открывает ладонь и показывает, что там спрятано. При выборе предмета или игрушки для игры обратите внимание ребенка, что предмет должен поместиться в кулаке, обозначьте признак словом «маленький». (Е. А. Янушко «Сенсорное развитие детей раннего возраста» стр. 151)
Ноябрь –
4 неделя «Мы с Тамарой ходим парой!»
Задачи: Формирование целостного образа предмета; обучение подбору одинаковых (парных) предметов по образцу; развитие внимания.
Совершенствовать обследовательские действия: выделение цвета, формы, величины как особых признаков предметов, поощрять сравнение предметов между собой по этим признакам и количеству, использовать один предмет в качестве образца, подбирая пары, группы.
Содержание деятельности: Раздайте игрокам по одной игрушке из пары, остальные игрушки положите в другом конце комнаты. Попросите детей подобрать для каждой игрушки пару. Когда все пары подобраны, результат обыгрывается: дети прогуливаются по комнате, держа одинаковые игрушки в руках. (Е. А. Янушко «Сенсорное развитие детей раннего возраста» стр. 228)
Ноябрь –
5 неделя «Пирамиды»
Задачи: Практическое использование знаний о цвете и величине.
Совершенствовать обследовательские действия: выделение цвета, формы, величины как особых признаков предметов, поощрять сравнение предметов между собой по этим признакам и количеству, использовать один предмет в качестве образца, подбирая пары, группы.
Содержание деятельности: Предложите ребенку набор цветных пирамид небольшого размера (3–5 колец одного цвета). Разберите пирамидки и смешайте между собой кольца и колпачки, затем попросите ребенка собрать их с учетом величины — так, чтобы получились правильные пирамидки одного цвета. (Е. А. Янушко «Сенсорное развитие детей раннего возраста» стр. 252)
Декабрь –
1 неделя «Погремушки»
Задачи: Развитие слухового внимания; восприятие на слух звуков, которые издают различные звучащие игрушки.
Развивать разные виды восприятия: зрительного, слухового, осязательного, вкусового, обонятельного.
Воспитание отношения к знанию как ценности, понимание значения образования для человека, общества, страны.
Содержание деятельности: Подберите набор разнообразных звучащих игрушек — погремушки, свистульки и свистки, пищалки, колокольчики, трещотки и др. Вместе с детьми извлекайте из них звуки, пока они не научатся четко дифференцировать их на слух. После этого можно организовать игру «Узнай по звуку»: спрячьте игрушки за ширму, пусть дети по очереди или все вместе послушают издаваемые звуки, и угадают, какая игрушка звучала. (Е. А. Янушко «Сенсорное развитие детей раннего возраста» стр. 285)
Декабрь –
2 неделя «Что спрятано в мешке?»
Задачи: Развитие осязания. Развивать разные виды восприятия: зрительного, слухового, осязательного, вкусового, обонятельного.
Воспитание отношения к знанию как ценности, понимание значения образования для человека, общества, страны.
Содержание деятельности: В тканевый мешок положите предмет и завяжите его при помощи веревочки. Предложите ребенку ощупать предмет в мешке и на ощупь угадать, что за предмет спрятан в нем (различные знакомые детям легко узнаваемые на ощупь предметы; геометрические тела — шар, кубик, брусок, цилиндр). (Е. А. Янушко «Сенсорное развитие детей раннего возраста» стр. 313)
Декабрь –
3 неделя «Цветные кубики»
Задачи: Обучение сличению цветов по принципу «такой — не такой»; обучение подбору пар одинаковых по цвету предметов; знакомство с названиями основных цветов.
Совершенствовать обследовательские действия: выделение цвета, формы, величины как особых признаков предметов, поощрять сравнение предметов между собой по этим признакам и количеству, использовать один предмет в качестве образца, подбирая пары, группы.
Содержание деятельности: Высыпьте кубики на ковер, затем выберете один кубик, покажите детям. Теперь надо найти такой же кубик. Из кучи на полу возьмите кубик контрастного цвета и приложите к выбранному кубику. Таким же образом прикладывайте другие кубики, пока цвет пары кубиков не совпадет. (Е. А. Янушко «Сенсорное развитие детей раннего возраста» стр. 41)
Декабрь –
4 неделя «Путешествие с фонариком»
Задачи: Развитие зрительных ощущений; формирование представлений о свете и темноте.
Развивать разные виды восприятия: зрительного, слухового, осязательного, вкусового, обонятельного.
Содержание деятельности: Походите вместе с детьми по темной комнате, освещая ее лучом фонарика. Фонарик в руке у взрослого, который ведет детей за собой, освещая путь, заглядывая лучом фонаря внутрь шкафа, под диван, в темные углы и закоулки. (Е. А. Янушко «Сенсорное развитие детей раннего возраста» стр. 30)