Надежда Шелудько
Патриотическое воспитание в детском саду в условиях введения ФГОС дошкольного образования
▼ Скачать + Заказать документы
Введение
Пояснительная записка
Маленькая Родина все равно большая,
ведь она единственная.
Ж. Ренар.
В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания : идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.
Публикация «Патриотическое воспитание в детском саду в условиях введения ФГОС дошкольного образования» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
Дошкольный возраст – это важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления о человеке, обществе, культуре. Очень важно привить детям чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края, так как именно на этой основе воспитывается патриотизм. Именно в этом возрасте закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, любовь к своим ближним, к родным местам, родной стране.
Понимание Родины у дошкольников тесно связано с конкретными представлениями о том, что им близко и дорого. Научить чувствовать красоту родной земли, красоту человека, живущего на этой земле, воспитать любовь к родным местам, ко всему, что окружает ребенка с детства, — одна из главных задач педагога.
Патриотизм – высокое и сложное человеческое чувство, оно так многогранно по своему содержанию, что не определимо несколькими словами. Это и любовь к родным и близким людям, и к малой Родине, и гордость за свой народ. Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли ее наши предки, наши отцы и деды. Нет сомнения в том, что уже в детском саду в результате систематической, целенаправленной воспитательной работы у ребенка могут быть сформированы элементы гражданственности и патриотизма.
Воспитывать патриотические качества необходимо с раннего детства. Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят. Яркие впечатления, полученные в детстве, остаются с человеком на всю жизнь. Суть патриотического воспитания дошкольников состоит в том, чтобы научить детей любить свою семью, родной дом, город, историю и культуру своей страны. Важно помочь ребёнку раскрыть значение малой Родины в своей жизни, и в то же время понять, что он может сделать для неё. В нашем детском саду работа по патриотическому воспитанию ведется с 2020-2021года.
Цель: заложить основы гражданско-патриотического воспитания личности с активной жизненной позицией и творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию и гармоничному взаимодействию с другими людьми.
Задачи образовательной деятельности :
формировать гражданско-патриотические отношения и чувство сопричастности к своему дому, городу, к природе; чувство гордости и ответственности за свою Родину;
развивать познавательный интерес к традициям семьи, детского сада, города, к символике своей Родины;
воспитывать любовь к своей семье, Отечеству, ценностное отношение к природе своего родного края.
обогатить развивающую предметно-пространственную среду, направленную на восприятие сведений об историческом, культурном, природном, социальном облике родного края.
Ожидаемый результат (целевые ориентиры).
При достижении намеченной цели и решении поставленных задач дети будут:
положительно относиться к родному краю;
уважать традиции семьи;
испытывать гордость за принадлежность к своей стране и её народу;
интересоваться историей своего края, проявлять заботу о природных и культурных ценностях своего края;
сформируются коммуникативные качества;
дети будут любознательны, решительны, инициативны и уверены в себе;
проявлять самостоятельность и творческую активность в конструктивно-модельной, поисково-исследовательской и познавательной деятельности;
активно участвовать в различных видах деятельности.
Основная часть
Актуальность.
Проблема гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных.
Приняты: государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 – 2020 годы.»
«Воспитательно-образовательная работа направлена на привитие у детей любви к Отечеству и родному городу, воспитания чувств гордости за историю становления страны и потребности защищать Родину, формирование у детей образа героя, защитника своего государства…»
(Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2016-2020 годы»).
«формирование первичных представлений о себе, других людях, о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа…»
«Концепция модернизации российского образования» отмечает большую роль регионального компонента, позволяющего «обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитать патриотов России».
(Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования).
В Примерной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, большое внимание уделяется воспитанию в детях патриотических чувств, любви к Родине, гордости за её достижения, уверенности в том, что Россия – великая многонациональная страна с героическим прошлым и счастливым будущим.
В детском саду большое внимание уделяется воспитанию в детях патриотических чувств, любви к Родине, гордости за её достижения, уверенности в том, что Россия – великая многонациональная страна с героическим прошлым и счастливым будущим.
Коллектив ДОУ определил гражданско-патриотическое воспитание дошкольников при активном включении в данный процесс семьи, одним из приоритетных направлений развития воспитательной системы ДОУ.
«Концепция модернизации российского образования» отмечает большую роль регионального компонента, позволяющего «обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитать патриотов России».
В настоящее время необходимо эффективное психолого-педагогическое сопровождение гражданско-патриотического воспитания детей дошкольного возраста, так как формирование уважения к традициям и обычаям социума, культурного и экологически грамотного поведения, ценностное отношение к труду взрослых способствует успешной социализации ребенка при поступлении в школу.
В этой связи возникла необходимость создания системы образовательной работы по гражданско-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста, которая позволит реализовать Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Утвержден приказом Минобрнауки РФ от 17.10. 2013 г. N 1155) в освоении образовательных областей «Познавательное развитие» и «Социально-коммуникативное развитие».
Интеграция образовательных областей способствует повышению качества образовательного процесса по гражданско-патриотическому воспитанию при ознакомлении детей дошкольного возраста с историческим, культурным, природно-экологическим своеобразием родного края.
Не менее важным условием гражданско-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь дошкольного учреждения с социальными учреждениями города: школой, библиотекой. А также поможет семьям воспитанником быть вовлеченными в процесс открытого партнёрства в вопросах гражданско-патриотического воспитания, развития нравственных качеств ребёнка. Работа с семьями воспитанников.
Принципы построения системы образовательной деятельности по гражданско-патриотическому воспитанию :
строятся с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей;
предусматривают решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей, и самостоятельной деятельности детей при проведении режимных моментов;
предполагают построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.
комплексно-тематический – построение образовательного процесса вокруг нескольких тем;
интеграции – единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач, возможность реализации содержания образования в разных видах детской деятельности;
культурологический – воспитание строится в соответствии с ценностями, нормами и особенностями национальной культуры, с учётом традиций своего края;
краеведческий – используется местное окружение, проводятся экскурсии на природу, в музеи для накопления чувственного опыта; (дистанционно)
непрерывность и преемственность – внедрение похожих тем на всех этапах и возрастных группах;
деятельностный подход – любые знания приобретаются ребёнком во время активной деятельности;
историзма — реализуется путё м сохранения хронологического порядка описываемых явлений и сводится к двум историческим понятиям: прошлое (давным-давно) и настоящее (в наши дни);
гуманизации — предполагает умение педагога встать на позицию ребёнка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в ребёнке полноправного партнёра, а также ориентироваться на высшие общечеловеческие понятия – любовь к семье, родному краю, Отечеству.
Методическая разработка учитывает образовательные потребности, интересы и мотивы детей, членов их семей и педагогов и ориентирована на: специфику национальных, социокультурных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность. Она включает в себя различные направления и виды деятельности, может реализовываться в части Программы, формируемой участниками образовательных отношений.
Организация образовательной деятельности предусматривает:
игровую деятельность
— развивающие игры: настольно-печатные, дидактические, словесные, сюжетно-ролевые;
— игры-экспериментирования с разнообразными материалами;
коммуникативную деятельность:
— познавательные беседы,
— составление рассказов, сочинение загадок,
— совместное обсуждение информации, коллективное формулирование выводов, подведение итогов;
продуктивную деятельность:
— творческие задания, предполагающие организацию разных видов художественно-творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивной, познавательно, речевой);
познавательно-исследовательскую деятельность:
— исследование, опытное экспериментирование (игровое экспериментирование и опыты с предметами и материалами);
— проектирование решения проблемы;
— экскурсии в музеи города,
— целевые прогулки к достопримечательностям города, памятникам;
трудовую деятельность:
— деятельность по благоустройству детских площадок, дворов, города;
— по охране природы и т. д.
— элементы трудового опыта;
музыкальную деятельность:
— выступление на праздниках.
восприятие художественной литературы;
двигательную деятельность;
— спортивные соревнования;
— легкоатлетические эстафеты;
— кросс нации;
— осенние марафоны.
Этапы реализации данной системы рассчитаны на 4 года.
Младший дошкольный возраст :
младшая группа (3-4 года);
средняя группа (4-5 лет).
Старший дошкольный возраст :
Виды деятельности с детьми
Игровая
Познавательно-исследовательская
Коммуникативная
Трудовая
Восприятие художественной литературы
Изобразительная
Музыкальная
Конструктивно-модельная
Этапы
Младший дошкольный возраст :
младшая группа (3-4 года);
средняя группа (4-5 лет).
Старший дошкольный возраст :
старшая группа (5-6 лет);
подготовительная к школе группа (6-7 лет).
Коммуникативная деятельность: Развлечение «День знаний». Беседы с детьми об их домашних обязанностях, о семейных традициях и праздниках, о профессиях людей, работающих в детском саду. Беседы «Расскажи, где ты живешь? «, «Законы, по которым мы живем», «Березка-символ России», «Мы все разные, но мы все равны», «Государственные символы России», «Наше государство - Российская Федерация». Составление рассказов о своей Родине, о ее будущем. Встреча с интересными людьми – «Ветераны войны».
Познавательно - исследовательская деятельность: Экскурсия по детскому саду и знакомство с трудом сотрудников. Экскурсия по Краснодарскому краю на «автобусе»(по фотографиям). Экскурсия в библиотеку «Краснодарский фольклор», Рассматривание «Предметы декоративно - прикладного искусства», Игра – путешествие «Москва– столица России». Рассматривание фотографий «Памятники защитникам Отечества».
Игровая деятельность: Сюжетно-ролевая игра «Семья», Звонок на работу маме», «Детский сад», «В гостях у бабушки Арины», «Дочки – матери», «Магазин сувениров» и др. Дидактические игры о символах «Собери картинку», «Найди отличия», «Где был Петя», «Куда пойдешь и что найдешь», «Дымковское лото», «Чудо - узоры». Настольная игра «Где находится памятник» Игра- инсценировка «Цирковое представление дымковских игрушек». Игра — посиделки «Ладушки в гостях у бабушки»
Двигательная деятельность: Народная игра «Игра с платочком». Физкультурный досуг «Рождественские колядки». Физкультурное развлечение «Русские богатыри». Спортивное развлечение «Мы – космонавты». Подвижные игры : «Пирог», «Горелки», «Карусели» Гуси — лебеди» «Два мороза» «Третий лишний» РНИ «Совушка», «Плетень», «Испорченный телефон», «Горелки с платочком». Спортивная викторина «Будущие космонавты» .
Конструирование: «Дома на нашей улице», «Машины на нашей улице», «Кремль» и т. д. Изготовление подарков мамам, папам и дедушкам.
Восприятие художественной литературы и фольклора: Чтение сказок Ю. Олеши «Три толстяка», Д. Родари «Приключения Чиполлино», Заучивание стихотворений, потешек, пестушек, чтение пословиц и поговорок о нашей Родине, о ее природе. Чтение стихотворения Колодкин В. А. «Мне бы в армию», Агафонова Р. «Дело живо - всем на диво». Отгадывание загадок, разучивание стихотворений и частушек о дымковских игрушках. Чтение стихотворения Лалетина В. А. «Сражался дед на первой мировой.». Чтение сказки Смертиной Т. И. «Черничная царица», Н Русиновой «Кикиморские сказки». Выставка книг писателей для детей. Конкурс чтецов «Как прекрасен этот мир», «Стихи о маме». Чтение РНС «Сивка Бурка», «Василиса Прекрасная»
«В семейном кругу» – формирование представления о семье в системе нравственно- патриотического воспитания
«Мой любимый детский сад» – формирование представления о детском саде, развитие коммуникативных способностей.
«Город мой Краснодар» – воспитание привязанности к своему городу, уважение к его традициям.
«Родная природа» – воспитание экологического сознания, ценностное отношение к окружающей природной среде, как неотъемлемой части родного края.
«Мы – Россияне» – формирование в воображении детей образа Родины, представления о России как о родной стране, воспитание патриотических чувств.
«Служу Отечеству» – формирование представления о Российской армии, о значении победы советского народа в Великой Отечественной войне.
«Странички истории» (6-7 лет, подготовительная к школе группа) — воспитание нравственно- патриотических чувств на основе приобщения детей старшего дошкольного возраста к истокам народной культуры и к историческому прошлому России и родного края.
Заключительная часть
Результат работы
В годовой план ДОУ внесено участие детей в фольклорных и православных праздниках. Православные праздники и обряды - это источник познания народной души, мудрости, традиций и уклада жизни нашего народа. Они играют особую роль в качестве выражения национального характера, яркая форма отдыха детей и взрослых, объединенных совместными действиями.
Народные и фольклорные праздники: Масленица, День защитника Отечества, Новый год, День Победы, День Космонавтики, День знаний, День города.
Международные праздники - День защиты детей, День матери, Международный женский день.
Православные праздники - Пасха, Рождество Христово.
Бытовые и семейные праздники - выпуск в школу, дни рождения.
Запланированы консультации, лекции, позволяющее педагогам расширить знания о культуре русского народа («Воспитание детей на традициях русской народной культуры», «Семейные праздники»).
Продумана интеграция культурологического образования с разными видами детской деятельности. Особенно актуальны сегодня игровые методики, технологии, обеспечивающие становление позитивного социокультурного опыта дошкольников.
Педагоги вместе с родителями и детьми подбирают наглядный, дидактический материал по ознакомлению детей с историей и культурой родной страны, поселка художественную и методическую литературу.
В групповых помещениях созданы уголки краеведения и русского быта, где размещены предметы быта, рукоделия, организовываются мини-выставки домашней утвари и декоративно-прикладного искусства, подобраны пособия, дидактические игры, знакомящие детей с особенностями каждого вида.
Дети, выпускники детского сада не только обладают определенным багажом знаний, о Родине, о семье, о традициях, но и отличаются воспитанностью, умением контролировать свое поведение, душевными качествами.
Использование системы мониторинга психолого-педагогической диагностики:
сочетание разнообразных методов (наблюдений, бесед, экспертной оценки, тестов, обеспечивающих объективность и точность получаемых данных.
Я очень надеюсь, что проводимая работа поможет детям испытать любовь и привязанность к родному дому, семье, городу, стране, гордость и уважение за свою нацию, русскую культуру, язык, традиции, гордиться своим народом, его достижениями, научит любоваться природой и бережно относиться к ней.
На этом работа по воспитанию патриотических чувств у детей дошкольного возраста не заканчивается, она будет продолжена.
Литература:
1. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под редакцией Н. Е. Вераксы, М. А. Васильевой,, Т. С. Комаровой. – М. : Мозаика-Синтез, 2017г.
А. К. Бондаренко Дидактические игры в детском саду. – М. : Просвещение, 1991.
2. Алешина Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. -М. :ЦГЛ,2005
3. Воронова, Е. А. Воспитать патриота : программы, мероприятия, игры. Феникс, 2008. (Сердце отдаю детям).
4. Воспитание детей на традициях народной культуры / Ватаман В. П., - Волгоград,2008г.
5. Детям о Великой Победе / Казаков А. П., Шорыгина Т. А., 2007г.
6. Как научить детей любить Родину / Антонов Ю. Е., Левина Л. В., Розова О. В., - М., 2005
7. Маханева М. Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников- Сфера, 2010
8. Патриотическое воспитание дошкольников / Алешина Н. В. -М., 2008 г.
9. Система патриотического воспитания в ДОУ : планирование, педагогические проекты, разработки тематических занятий и сценарии мероприятий /под. Ред Е. Ю. Александровой. -- Волгоград: Учитель, 2007.
«Я, ты, мы», «Как себя вести» (авт. О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина)